Рабочая программ по литературному чтению
рабочая программа по чтению (2 класс) на тему

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс "Гармония"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie.docx98.27 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Литературное чтение» 2 класса составлена на основе авторской программы О.В. Кубасовой, подготовленная  в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

        В данном курсе используется  учебник «Литературное чтение» для 2 класса общеобразовательных учреждений автораО.В. Кубасовой.— Смоленск: Ассоциация XXIвек, 2012 (в 3-х частях).

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);
  • приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
  •  основная образовательная программа начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);
  •  приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  • Основная образовательная программа начального общего, основного общего и среднего общего образования МБОУ Матвеево- Курганской сош №3.

  • -Учебный план МБОУ Матвеево – Курганской сош №3 имени Героя Советского Союза А.М. Ерошина на 2015 – 2016 учебный год

  • Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) педагогов МБОУ Матвеево – Курганской сош №3, принятого на педагогическом совете от 31 августа №11

Целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование

  • всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо);

  • потребности начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания;

  • читательской   компетентности  младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения и способами освоения  прочитанного (прослушанного) произведения, умением ориентироваться в  книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности;

  • готовности  обучающегося   к использованию литературы для своего духовно-нравственного, эмоционального и интеллектуального самосовершенствования, а также к творческой деятельности на основе читаемого.

Общая характеристика учебного предмета, курса

Краткое описание

Роль, значимость, преемственность, практическую направленность учебного предмета, курса в достижении обучающимися планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов

Поскольку  речевая деятельность является  основным средством познания и коммуникации,  литературное чтение является одним из ведущих учебных предметов в системе подготовки младшего школьника, способствующим общему развитию, воспитанию и социализации ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения, входящего в предметную область «Русский язык», во многом определяет  успешность обучения по другим предметам начальной школы.

Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение, письмо) – это основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета, курса.

Поскольку стандарты нового поколения опираются на деятельностную парадигму образования, постулирующую в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения им способов деятельности, данная программа ориентирована на реализацию коммуникативно-деятельностного подхода к обучению чтению.  

Концептуальной особенностью данного курса является осознанная установка на дистанционное (посредством чтения текста) общение с писателем. Отсюда вытекают базовые позиции курса «Литературное чтение»:

•        обеспечение мотивационной стороны (желание вступить в общение с писателем посредством чтения);

•        внимание к личности писателя;

•        бережное отношение к авторскому замыслу, реализовавшемуся в отборе, трактовке содержания и придании ему той или иной формы;

•        наличие ответного коммуникативного акта, выраженного в оценке и интерпретации полученной информации (эмоциональной, интеллектуальной, эстетической).

Обоснование выбора содержания части программы по учебному предмету, формируемой участниками образовательного процесса

При выборе образовательной программы, мной учтены основные подходы к формированию содержания образовательной области «Литературное чтение», которые определены государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС), в контексте закона №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», и ориентированы на цели  и задачи  развития МБОУ  Матвеево-Курганской  средней общеобразовательной  школы №3.

Программа, над которой работает образовательное учреждение-«Внедрение передовыхздоровьесберегающих программ, методик и технологий в деятельность образовательного учреждения».С данной проблемой согласуется цель методической и воспитательной  работы в школе: «Создание благоприятных условий для  разностороннего развития и саморазвития личности школьника».

В своей работе я  руководствуюсь Законом РФ «Об Образовании», типовым положением об образовательном учреждении, Уставом школы, методическими письмами и рекомендациями МО РФ и РОО, внутри школьными приказами,  в которых определены круг регулирующих вопросов о правах и обязанностях участников образовательного процесса.

При составлении рабочей учебной программы, мной используется Примерная программа по литературному чтению Федерального учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ, Рабочая программа курса «Литературное чтение» 2 класса на основе программы О.В. Кубасовой, которая подготовила ее  в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

В данном курсе используется  учебник «Литературное чтение» для 2 класса общеобразовательных учреждений автораО.В. Кубасовой. - Смоленск:Ассоциация XXI век, 2012 (в 3-х частях). Рабочая программа полностью реализует идеи ФГОС.

Место учебного курса в учебном плане

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования во 2 классе планирование составлено из расчета 4 часа в неделю, 34 учебных недели, 136 часов за год.

Планируемые результаты изучения учебного курса

К концу изучения в начальной школе  курса «Литературное чтение» будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их читательской компетентности, литературного и речевого развития;   выпускники начальной школы  научатся:

  • осознавать  значимость чтения для своего развития,  для успешного обучения по другим предметам и дальнейшей жизни;
  • читать осознанно, правильно, бегло (целыми словами вслух  – не менее 90 слов вминуту,  про себя – не менее 120 слов в минуту) и выразительно доступные по содержанию и объему произведения;
  • применять  различные способы чтения (ознакомительное,  изучающее, поисковое, выборочное);
  • полноценно воспринимать (при чтении вслух и про себя,
  • при прослушивании) художественную литературу, получая от этого удовольствие; эмоционально отзываться на  прочитанное;
  • знанию основных моральных норм;
  • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать  поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм;    
  • работать с  литературным текстом с точки зрения его эстетической  и познавательной сущности;
  • определять   авторскую   позицию    и    высказывать свое
  • отношение к герою и его поступкам;
  • устанавливать причинно-следственные связи и определять жанр, тему  и главную мысль произведения;   характеризовать героев;
  • находить в художественном произведении различные средства  языковой выразительности (сравнение, олицетворение, художественный повтор, звукопись) и понимать их  роль в тексте;
  • выделять основные элементы сюжета, определять их роль в развитии действия;
  • сравнивать,  сопоставлять, делать   элементарный   анализ
  • различных текстов, выделяя два-три существенных признака;
  • отличать поэтический текст от прозаического;
  • распознавать основные жанровые особенности  фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы, небылицы, считалки, песни, скороговорки и др.);
  • соотносить произведения с   изученными жанрами художественной литературы (миф, былина, рассказ, повесть, литературная сказка, стихотворение, басня), основываясь на их признаках;
  • владеть алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений;  
  • осуществлять  различные формы интерпретации текста (выразительное чтение, декламация, драматизация,  словесное рисование, творческий пересказ и др.);
  •  делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план;
  • цитировать (устно);
  • передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде пересказа (полного,  выборочного, краткого) с учетом специфики художественного, научно-популярного, учебного  текстов;
  •  применять  в учебной и в  реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте  общепознавательные и   коммуникативные универсальные учебные  действия;
  • высказывать собственное мнение и обосновывать  его фактами  из текста;
  • вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета;
  •   составлять несложные монологические высказывания о произведениях;
  • составлять   аннотацию  и  делать отзыв на литературное произведение или книгу;
  • определять порядок  действий при поиске и выборе книги, при поисковом и выборочном   чтении, при подготовке к обсуждению или выступлению, при  заучивании наизусть;
  •  создавать собственные небольшие тексты (повествование, описание, рассуждение) на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;
  • осуществлять поиск необходимой информации в художественном,  учебном, научно-популярном текстах;
  • ориентироваться   в    специфике   научно-популярного   и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;
  • пользоваться алфавитным  каталогом;
  • ориентироваться в отдельной книге и в группе книг, представленной в детской библиотеке;
  • пользоваться справочно-энциклопедическими изданиями.

Выпускники начальной школы получат возможность научиться

  • осознавать основные  духовно-нравственные  ценности человечества;
  • воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;
  • применять  в учебной и в  реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте  личностные и регулятивные  универсальные учебные  действия;  
  • испытывать чувство   гордости за свою Родину, народ и историю;
  • уважать   культуру народов многонациональной России и других стран;
  • бережно и ответственно относиться к окружающей природе;
  • воспринимать  художественную   литературу    как    вид искусства;
  • соотносить литературу с другими видами искусства;
  • испытывать   эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой;
  • развивать способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям);
  • определять сходство и различие произведений  разных жанров;
  • осознанно  выбирать    виды     чтения (ознакомительное, детальное (изучающее), поисковое, выборочное) в зависимости от цели  чтения;
  • использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;
  • выступать перед знакомой аудиторией   с небольшими сообщениями;
  •   высказывать и пояснять свою точку зрения;
  •  применять правила сотрудничества;
  • работать   со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность), целенаправленно пополнять свой  словарный запас;
  • находить в художественном произведении такие средства  языковой выразительности, как метафора и гипербола,    понимать их  роль в тексте;
  • понимать особенности некоторых типов композиции;
  • выделять в тексте  опорные (ключевые) слова;
  • цитировать (письменно);
  • осуществлять  такие формы творческой интерпретации текста, как  составление диафильма, воображаемая   экранизация;

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения определяются в соответствии с требованиями ФГОС

Личностные результаты.

1. Формирование у обучающихся  позитивного отношения к действительности.

2. Формирование у детей самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам.

3. Развитие жизненного оптимизма,  целеустремленности и настойчивости в достижении целей.

4. Обучение ориентировке в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей.

5.  Формирование гражданской идентичности личности, осознание учеником себя  гражданином  российского общества, уважающим историю своей  Родины.

6.  Формирование привычки к  рефлексии.

7. Совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости).

8. Формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие, коллективизм.

9. Развитие мышления, внимания, памяти.

10.  Развитие творческого отношения к действительности и творческих способностей.

Метапредметные результаты.

1. Формирование  мотивации  к самосовершенствованию, в том числе, положительного отношения к обучению.

2. Приобщение   детей   к основам отечественной и мировой культуры,   к духовному и нравственному опыту человечества.

3. Формирование уважения к ценностям иных культур, мировоззрений и цивилизаций.

4. Формирование  целостного мировосприятия на основе взаимодействия литературного чтения  с другими школьными предметами.

5. Развитие ценностно-смысловой сферы личности.

6. Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой.

7. Формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке) как первого шага к самообразованию и самовоспитанию.

8. Обучение навыкам и умениям общеучебного характера, в том числе, ориентировке в книжном пространстве[1]1.

9. Выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении, письме.

Предметные результаты.

1. Формирование положительной мотивации к чтению.

2. Создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения художественной литературы.

3. Развитие воссоздающего воображения.

4. Обучение адекватному восприятию читаемого.

5. Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике,

видо-жанровой специфике.

6. Совершенствование всех сторон навыка чтения.

7. Формирование умения вступать в дистанционное общение с автором литературного произведения и осознавать  отношение  писателя к тому, о чем и о ком он написал.

8. Развитие способности к осознанию и словесному выражению своего отношения к тому, о чем и как написано  литературное произведение.

9. Обучение основам литературного анализа художественных произведений разной видо-жанровой принадлежности.

10. Изучение элементарных литературоведческих понятий, позволяющих ориентироваться в доступном круге чтения.

11. Формирование  умения определять   художественную ценность литературного произведения и анализировать средства выразительности (на доступном уровне).

12. Обучение умению различать художественный и познавательный тексты и адекватно читать литературное произведение в соответствии с его особенностями.

13. Освоение приемов изучающего  чтения литературы познавательного характера.

14. Формирование умения находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, в Интернете.

15. Развитие способности сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живописью, театром, кино, музыкой).

16. Обучение работе с книгой в единстве ее текстового и внетекстового  содержания.

17. Развитие литературных способностей.

Содержание учебного предмета, курса

п/п

Содержательные линии

Кол-во

 часов

Требования ФГОС

Планируемые результаты по предмету

Модели инструментария для оценки планируемых результатов

Базовый уровень

Повышенный уровень

1.

Учимся читать: читая – думаем.

29

Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся.  

Читать вслух  целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания.

Выразительно читать литературные произведения по ролям, используя интонационные средства выразительности.    

Читать «про себя»,  понимая содержание текста.

 Определять эмоциональный характер текста.

Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста.

Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений и школьной  жизни.

Соотносить название произведения с его содержанием.

Соотносить пословицы с произведениями.

Озаглавливать прочитанное.

Заучивать стихотворения наизусть  и  декламировать их.  

Пересказывать текст художественного произведения подробно (с учётом всех сюжетных линий), кратко (сжато, с выделением основных сюжетных линий), выборочно (отдельный фрагмент, описание героев произведения).

Наблюдать: выделять особенности разных жанров художественных произведений.

Ориентироваться в литературоведческих понятиях и терминах (в рамках изученного).

Анализировать нравственно-эстетические стороны и особенности фольклорных  и художественных произведений разных народов (на примере сказок)

Наблюдать: рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста.

Озаглавливать иллюстрации.

Наблюдать: находить в тексте сравнения, олицетворения, метафоры, гиперболы.

Анализировать текст: выделять опорные слова для рассказа по иллюстрациям, составлять план.

Характеризовать книгу, анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление).

Развивать воссоздающее и творческое воображение.

Сравнивать фольклорные произведения малых форм.

Ранжировать произведения по их тематике.

Соотносить название произведения с его содержанием.

Соотносить фрагменты текста и иллюстрации.  

Озаглавливать прочитанное. Корректировать картинный план.

Элементарно иллюстрировать текст.

Составлять рассказ по иллюстрации и на основе собственных впечатлений

Характеризовать текст: представлять, предполагать текст по заголовку, теме, иллюстрациям, определять тему, главную мысль произведения, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора.

Сравнивать тексты, определять жанр, выделять особенности, анализировать структуру, образные средства.

Объяснять смысл заглавия произведения, выбирать заголовок произведения из предложенных учителем, учащимися класса.

Характеризовать персонаж в опоре на текст.

Соотносить название произведения с его содержанием.Соотносить иллюстрации с фрагментами текста.Соотносить пословицы с произведениями. Определять тему, идею произведения. Озаглавливать прочитанное и иллюстрацииВыборочно читать текст с целью аргументации своего мнения. Выразительно читать литературные произведения по ролям,  разыгрывать сценки.   Составлять  рассказ  по иллюстрации. Иллюстрировать прочитанное.Участвовать в литературной викторине. Ориентироваться в книге по  обложке, содержанию. Составлять план текста, делить текст на части , озаглавливать каждую часть, выделять опорные слова,  определять главную мысль произведения(сначала с помощью учителя, затем самостоятельно).Характеризовать персонаж в опоре на текст. Соотносить название произведения с его содержанием.Соотносить иллюстрации с фрагментами текста. Соотносить пословицы с произведениями. Определять тему, идею произведения. Озаглавливать прочитанное и иллюстрации. Корректировать  картинный план.Выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения.Характеризовать книгу, анализировать  структуру( обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление).Составлять  рассказ  по иллюстрации.Иллюстрировать прочитанное. Сравнивать  произведения схожей тематики.Сравнивать персонажей близких по тематике произведений.

Ранжировать небольшие произведения по тематике, жанровой принадлежности.

Обобщать прочитанное.

Инсценировать прочитанное, передавать особенности героев, используя различные выразительные средства (тон, тембр, темп, интонация речи мимика, жесты). Намечать мизансцены.

Различать монолог героя, диалог героев.Различать прозаическую и стихотворную речь.Определять ритм и рифму. Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого этикета. Формулировать вопросительные предложения с использованием вопросительного слова, адекватного ситуации (как? когда? почему? зачем?) Создавать (устно и письменно)  текст   (небольшой рассказ, отзыв, рассуждение).Определять тип высказывания (текст-повествование, текст-рассуждение, текст-описание)Сравнивать сказки разных народов по теме, жанровым особенностям, языку.Ориентироваться в литературоведческих понятиях и терминах (в рамках изученного).

2.

Учимся читать: читаем правильно.

10

3.

Учимся читать – читаем быстро.

8

4.

Учимся читать: читаем выразительно.

20

.

5.

Учимся работать с текстом: автор и его герои.

21

6.

Учимся работать с текстом: слова, слова, слова…

9

7.

Учимся работать с текстом: план и пересказ.

19

8.

В мире книг.

16

Календарно-тематическое планирование курса

Раздел. Тема урока.

Кол-во часов

Дата

Основное содержание обучения

Планируемые предметные результаты освоения материала

Универсальные учебные действия

Учимся читать: читая – думаем.

29

1

1-я четверть

Знакомство с учебником. М.Бородинская «Первое сентября»;  В.Берестов «Читалочка».

1

01.09

Знакомство с литературными произведениями школьной тематики. Создание положительной мотивации к обучению в целом и к чтению в частности.

Знание структуры учебника, способов ориентирования в учебнике. Умение составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; различать элементы книги.

Различать типы книг с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстрированный материал, пользоваться выходными данными: оглавлением, аннотацией, предисловием, иллюстрациями для выбора и чтение книг.

2

К.Ушинский  «Наше Отечество»  

В.Орлов «Родное»   *наизусть.

1

02.09

Знакомство с произведениями классиков советской детской литературы. Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. Определение темы текста. Обогащение словарного запаса.

Уметь читать осознанно текст художественного произведения, пересказать его, делить на смысловые части; создавать небольшое устное высказывание на заданную тему.

Работать с учебным текстом, определяя вопрос или вопросы, на которые дает ответы текст. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Читать целыми словами с переходом на схватывание смысла фразы.

3

Г.Ладонщиков «Скворец на чужбине»; П.Воронько «Лучше нет родного края»;       О.Дриз  «Загадка».

1

03.09

Знакомство с произведениями о Родине, природе, приключениях. Выяснение роли иллюстрации в книге и в понимании произ-ния. Определение темы текста. Обогащение словарного запаса.

Умение выполнять словесное рисование картин природы; читать осознанно текст худ-ного произведения; составлять монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

Выразительно читать по книге. Пользоваться выходными данными. Характеризовать литературного героя.

4

Б.Заходер «Два и три»; Р.Сеф «Считалочка» *;  М.Юдалевич «Три плюс пять».

1

07.09

Участие в коллективном рассуждении о значении обучения и умения читать. Определение темы текста.

Умение читать осознанно текст, художественного произведения, стихотворные произведения наизусть; анализировать название произведения.

Декламировать произведения. Определять эмоциональный характер текста.  Соотносить название произведения с его содержанием.

5

В.Левин «Чудеса в авоське»; С.Иванов «Какой сегодня весёлый снег…», «Зимой Ваня сделал кормушку».

1

08.09

Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Построение монологического высказывания: рассказ о своих впечатлениях о произведении.

Знание понятия «рифма». Умение находить рифму в произведении; рифмовать слова, текст; читать осознанно текст художественного произведения.

Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся. Развивать воссоздающее и творческое воображение.

6

А.Шибаев «Кто слово найдёт?»

1

09.09

Обогащение словарного запаса.

Умение составлять монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; делить текст на смысловые части.

Обмениваться мнениями по поводу читаемых произведений.

Соотносить название произведения с его содержанием.

7

В.Берестов «Если хочешь пить…»*

«Гололедица».

1

10.09

Формирование осознанности и выразительности чтения.

Умение создавать устный текст на заданную тему; подбирать пословицы к стихам; приводить примеры произведений фольклора.

Соотносить пословицы с произведениями. Различать жанры произведений: малые фольклорные и литературные формы.

8

Б.Заходер «Как Волк песни пел».

1

14.09,

Освоение чтения по ролям. Выявление подтекста читаемого произведения.

Умение прогнозировать характер текста по названию, определять жанр произведения; оценивать события, героев произведения; пересказывать текст.

Прогнозировать характер текста. Определять жанр произведения. Обмениваться мнениями.

9

С.Прокофьева «Сказка о том, как испугали Серого Волка».

1

15.09

Выявление подтекста читаемого произведения. Чтение по ролям. Составление рассказа по иллюстрации и по названию.

Умение делить текст на смысловые части, составлять его простой план; приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу.

Соотносить название произведения с его содержанием. Соотносить фрагменты текста и иллюстрации. Читать по ролям. Читать «про себя», осознавая содержание текста.

10

В.Зотов «За двумя зайцами».

1

16.09

Обсуждение значения сноски в тексте и работа с ней. Определение темы текста. Обогащение словарного запаса.

Знание понятия «сноска». Умение работать с элементом книги «сноска»; читать выразительно и осознанно текст художественного произведения, пересказывать его, делить на смысловые части, составлять простой план; различать жанры художественной литературы.

Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся. Читать вслух плавно целыми словами. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания.

 11-12

Э.Шим «Жук на ниточке», «Очень вредная крапива».

2

17.09

21.09

Характеристика персонажа. Составление небольшого рассказа о персонаже. Определение идеи произведения. Чтение по ролям.

Умение читать выразительно текст художественного произведения; составлять монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать героев, события.

Ориентироваться в книге по обложке. Обмениваться мнениями по поводу читаемых произведений. Отвечать на вопросы по содер-нию литературного текста. Характеризовать героя.

13

Л.Н.Толстой «Косточка».

1

22.09

Знакомство с литературными произведениями нравственной тематики. Формирование нравственной позиции, а также личностных качеств: трудолюбия, правдивости, доброжелательности, стремление прийти на помощь, смелости, скромности. Знакомство с творчеством писателя, с понятием «быль».

Умение читать осознанно текст художественного произведения; различать жанры художественной литературы; приводить примеры художественных  произведений разной тематики по изученному материалу.

Определять эмоциональный характер текста. Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств. Обмениваться мнениями по поводу читаемых произведений. Отвечать на вопросы по содержанию литер-ного текста. Характеризовать литературного героя.

14

С.Прокофьев «Когда можно плакать?»

1

23.09

Определение идем произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Анализ заголовка произведения. Составление картинного плана.

Умение читать осознанно текст художественного произведения; делить его на смысловые части, составлять простой план, небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

Читать литературные произведения по ролям, используя интонационные средства выразительности. Определять эмоциональный характер текста.

15

Е.Пермяк «Как Маша стала большой».

1

24.09

Определение идеи произведения.

Умение читать осознанно текст художественного произведения.

Читать литературные произведения по ролям.

16

В.Сухомлинский «Пусть будут и Соловей и Жук».

1

28.09

Составление небольшого рассказа по иллюстрации. Сравнение произведений, персонажей разных произведений. Ранжирование произведений по тематике, жанру.

Умение давать характеристику персонажу; определять главную мысль произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему.

Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств. Обмениваться мнениями по поводу читаемых произведений.

17

С.Козлов «После долгой разлуки…»

В.Осеева «Сторож».

1

29.09

Характеристика персонажа. Составление рассказа о персонаже. Выявление подтекста читаемого произведения. Определение идеи произведения.

Умение использовать силу голоса при чтении; пересказывать текст; читать по ролям; делить текст на смысловые части, составлять его простой план.

Характеризовать литературного героя. Составлять небольшой рассказ о герое. Определять собственное отношение к персонажу. Определять отношение автора к персонажу.

18

В.Осеева «Кто наказал его?»

А.Барто «Рыцари».

1

30.09

Формирование нравственной позиции, а также личностных качеств: трудолюбия, правдивости, доброжелательности.

Умение использовать силу голоса при чтении; пересказывать текст; читать по ролям; делить текст на смысловые части.

Определять эмоциональный характер текста. Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств. Обмениваться мнениями.

19

В.Осеева «Плохо»

Д.Хармс «Удивительная кошка».

1

01.10

Характеристика персонажа. Составление рассказа о персонаже. Выявление подтекста читаемого произведения.

Умение оценивать события, героев произведения; анализировать взаимоотношения героев, оценивать их поступки; прогнозировать содержание текста на основе заглавия и иллюстрации.

Читать «про себя», понимая содержание текста. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Соотносить название произведения с его содержанием. Соотносить пословицы с произведениями.

20

Русская народная сказка «Лиса и журавль».

1

05.10

Знакомство со сказками народными и литературными. Формирование осознанности и выразительности чтения. Характеристика персонажа. Освоение приёма драматизации.

Умение читать осознанно текст художественного произведения; различать сказки народные и литературные.

Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся. Читать вслух плавно целыми словами.

21

Индийская сказка «Ссора птиц».

1

06.10

Знакомство со сказками народными и литературными. Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. Характеристика персонажа. Определение идеи  произведения.

Умение читать выразительно, артистично текст художественного произведения, пересказывать его и инсценировать; различать жанры художественной литературы. Оценивать поступки героев сказки.

Соотносить иллюстрации с фрагментами текста. Определять тему, идею произведения. Озаглавить прочитанные отрывки и иллюстрации.

22

В.Берестов «Посадили игрушку на полку …»

Э.Мошковская «Всего труднее дело …»*

1

  07.10

Определение авторского и собственного отношения к литературному персонажу.

Умение определять эмоциональный характер, читаемого произведения; читать осознанно текст художественного произведения «про себя», выразительно в парах по частям; оценивать чтение товарища.

Пересказывать прочитанное в опоре на схему, картинный план, используя языковые выразительные средства из прочитанного текста. Составлять рассказ по иллюстрации.

23

Русская народная сказка «Самое дорогое».

1

08.10

Знакомство с понятием «бытовая сказка». Озаглавливаниепрочитанного, иллюстраций. Пополнение словарного запаса. Обучение художественному пересказу прочитанного.

Знание особенностей бытовой сказки. Умение пересказывать с опорой на картинный план; читать осознанно текст художественного произведения; различать жанры художественной литературы.

Выразительно читать литературные произведения по ролям, разыгрывать сценки.

24

С.Баруздин «Кузнец».

1

12.10

Ознакомление с новой авторской сказкой. Обучение нахождению черт сходства с народной сказкой.

Умение читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; пересказывать текст, приводить примеры произведений фольклора.

Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Обмениваться мнениями с одноклассниками.

25

Б.Заходер

«Петя мечтает».

1

13.10

Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. Определение темы произведения.

Умение читать осознанно текст художественного произведения. Оценивать события, героев. Читать стихотворные произведения наизусть.

Сравнивать небольшой рассказ о герое. Определять собственное отношение к персонажу.

26- 27

Русская народная сказка «Два Мороза».

2

14.10

15.10

Обучение художественному пересказу прочитанного. Освоение приёма драматизации. Составление рассказа по иллюстрации.

Знание понятий: «драматизация», «волшебная сказка». Умение читать выразительно текст художественного произведения и выделять главное в прочитанном; пересказывать, делить текст на смысловые части, составлять простой план.

Выразительно читать литературные произведения по ролям, разыгрывать сценки.

28

Белорусская сказка «Краденым сыт не будешь».

1

19.10

Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения.

Умение читать осознанно текст художественного произведения.

Определять собственное отношение к персонажу.

29

Братья Гримм «Звездные талеры».

1

20.10

Формирование осознанности и выразительности чтения. Определение темы произведения.

Умение различать произведения различных жанров; отвечать на вопросы по содержанию произведения; характеризовать героя.

Определять отношение автора к персонажу.

Учимся читать: читаем правильно.

10

30

В.Барбадым «Мы читаем»

В.Гусев «Вот так кот»

И.Бурсов «Кот и крот».

1

21.10

Знакомство с понятием «скороговорка». Работа над выразительностью чтения, ритмом.

Знание понятия «скороговорка» её назначение. Умение читать стихотворные произведения наизусть.

Читать вслух, плавно целыми словами.

31

Д.Биссет «Орёл и овечка».

1

22.10

Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения.

Умение давать характеристику необычным персонажам; читать осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль; оценивать события, героев произведения.

Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. Определять эмоциональный характер текста. Высказывать суждения о значении  тех или иных нравственных качеств.

32-33

В.Драгунский «Заколдованная буква».

2

26.10

27.10

Определение идеи произведения, авторского и собственного отношения к литературному персонажу.

Знание понятия «орфоэпическое чтение». Умение читать орфоэпически, по ролям; определять тему, характер и главную мысль произведения; пересказывать текст.

Соотносить название произведения с его содержанием. Инсценировать прочитанное. Сотрудничатьс одноклассниками при подготовке и проведении игры «Радиотеатр».

34

В.Драгунский «Когда я был маленький».

1

28.10

Обучение правильному называнию книги (автор, заглавие). Обучение выбору книги по заданной учителем теме. Ранжирование произведений по тематике, жанру.

Умение делить текст на смысловые части, составлять его простой план; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

Озаглавливать текст, иллюстрацию. Сравнивать произведения схожей тематики. Сравнивать персонажей близких по тематике произведений.

35-36

В.Драгунский «Не пиф, не паф!»

1

29.10

Определение темы произведения. Характеристика персонажа. Определение собственного отношения к литературному персонажу.

Умение оценивать события, героев произведения, составлять словесный портрет; объяснять смысловой и эмоциональный подтекст; читать осознанно текст художественного произведения.

Читать «про  себя» , осознавая содержание текста. Определять эмоциональный характер произведения. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста.

37

2-я четверть

Н.Носов «Находчивость»

1

09.11

Пополнение словарного запаса. Обучение художественному пересказу прочитанного. Составление рассказа по иллюстрации.

Умение читать по ролям; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

Выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения. Выраз-но читать литературные произведения по ролям, разыгрывать сценки.

38

ДЖ.Родари «Машинка для приготовления уроков».

1

10.11

Определение идеи произведения, авторского и собственного отношения к литературному персонажу.

Умение определять мотивы поведения героев, читать осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль, оценивать события, героев.

Характеризовать персонаж в опоре на текст. Соотносить название произведения с его содержанием; иллюстрации с фрагментом текста.

39

Б.Заходер «Муравей» (Из Яна Бжехвы)

Ю.Мориц «Трудолюбивая старушка».

1

11.11

Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения.

Умение строить рассказ по опорным картинкам; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль. Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события.

Корректировать картинный план. Выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения.

Учимся читать: читаем быстро.

8

40

Скороговорки; И.Мазнин  «Шла лисица».

1

12.11

Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. Участие в конкурсе скороговорок.

Знание правил заучивания и определения скороговорок. Умение четко проговаривать скороговорки и чистоговорки в быстром темпе; читать осознанно текст художеств-го произведения.

Читать вслух и плавно целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями.

41

Р.Сеф  «Апчхи!»

М.Яснов «Чучело-мяучело»

1

16.11

Обогащение словарного запаса.

Знание определения лирического героя стихотворения. Умение прогнозировать содержание произведения; читать осознанно текст художественного произведения.

Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений.

42

Р.Сеф  «Бесконечные стихи»*

Э.Машковская «Болельщик»

1

17.11

Тренировка в заучивании наизусть.

Знание правил заучивания наизусть.

Обмениваться мнениями с одноклассниками.

43

Ю.Ермолаев «Угодили»,

В.Осеева «Просто старушка».

1

18.11

Определение идеи произведения. Определение авторского и собственного отношения к литературному персонажу. Анализ заголовка произведения.

Умение определять характер персонажей, читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль; пересказывать текст.

Читать «про  себя» , понимая содержание текста. Соотносить иллюстрации с фрагментами текста. Инсценировать прочитанное.

44

В.Голявкин «Как я под партой сидел», «Про то, для кого Вовка учится».

1

19.11

Обучение художественному пересказу прочитанного. Освоение приема драматизации.

Умение определять, от какого лица идёт повествование, тему текста; различать жанры художественной литературы.

Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся.

45

Дагестанская  сказка «Храбрый мальчик».

1

23.11

Знакомство со сказками народными и литературными.

Оценивать событие, героев произведения.

Обмениваться мнениями.

46, 47

Г.Балл «Москвичок, который не знал правил уличного движения»

2

24.11

25.11

Сравнение произведений, их персонажей.

Давать персонажам достаточную характеристику.

Обмениваться мнениями.

Учимся читать: читаем выразительно.

20ч.

48

А. Прокофьев «Как на горке, на горе»;

А.Фет    «Чудная картина …»*

1

26.11

Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения.

Умение читать выразительно, осознанно текст художественного произведения, определять его тему и главную мысль; читать стихотворные произведения наизусть; рассказывать о поэтах; понимать настроение лирического героя.

Читать «про  себя» , осознавая содержание текста. Определять эмоциональный характер произведения. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста.

49, 50

С.Воронин «Храбрый клоун».

2

30.11

01.12

Характеристика персонажа. Определение темы, идеи произведения, авторского и собственного отношения к литературному персонажу.

Умение прогнозировать жанр произведения; определять мотив поведения героев путем выбора правильного ответа из текста; читать осознанно текст художественного произведения.

Читать «про  себя» , осознавая содержание текста. Определять эмоциональный характер произведения. Соотносить иллюстрации с фрагментами текста.

51

С.Маршак «Жадина»;

О.Григорьев «Яма»;

Э.Успенский «Разгром»

1

02.12

Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Определение темы произведения.

Умение выполнять творческую работу; читать осознанно текст художественного произведения; читать по ролям.

Читать вслух плавно целыми словами. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания.

52

В.Осеева «Три товарища»

Н.Матвеева «Девочка и пластилин».

1

03.12

Формирование нравственной позиции, а также личностных качеств: трудолюбия, правдивости, доброжелательности, стремления прийти на помощь, смелости, скромности.

Умение характеризовать персонажи; определять собственное отношение к их поступкам; читать осознанно текст художественного произведения, определять его тему и главную мысль.

Высказывать  суждения о значении тех или иных нравственных качеств. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Инсценировать прочитанное.

53

Ю.Ермолаев «Два пирожных»

1

07.12

Определение отношения автора к персонажу. Определение собственного отношения к литературному персонажу. Анализ заголовка произведения.

Умение оценивать события, героев произведения; объяснять авторское и собственное отношение к персонажам; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

Определять эмоциональный характер текста. Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств.

54

Э.Мошковская «Обида»; «Трудный путь»

1

08.12

Составление партитуры для выразительного чтения.

Умение определять эмоциональный тон персонажа; читать стихотворные произведения наизусть; проводить лексическую работу.

Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. Определять эмоциональный характер текста.

55

Е.Благинина «Посидим в тишине»*

1

09.12

 Знакомство с понятием «пауза». Паузы – длительные и короткие – в зависимости от смысла читаемого.

Знание понятия «пауза». Умение читать осознанно текст художественного произведения, соблюдая паузы; определять тему и главную мысль; оценивать события, героев.

Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. Определять эмоциональный характер текста.

56, 57

И.Дик «Красные яблоки»

А. Барто «Перед сном».

2

10.12

14.12

Формирование нравственной позиции, а также личностных качеств: трудолюбия, правдивости,  стремления прийти на помощь, смелости, скромности. Чтение по ролям.

Знание понятия «логическое ударение». Умение определять построение, характер текста, глубоко и полно анализировать и оценивать прочитанное; использовать силу голоса для постановки логического ударения; участвовать в диалоге.

Высказывать суждения  о значении тех или иных нравственных качеств. Обмениваться мнениями.

58

В.Орлов «Светлячок – маячок»

1

15.12

Чтение по ролям. Обобщение прочитанных произведений по заданным параметрам.

Знание понятия «темп чтения»; работать с иллюстрациями; читать осознанно текст художественного произведения.

Соотносить иллюстрации с  фрагментами текста.

59

С.Козлов «Заяц и медвежонок»;

И.Пивоварова «Про сверчка, мышь и паучка»

1

16.12

Озаглавливание прочитанного текста, иллюстрации. Пополнение словарного запаса.

Умение озаглавливать иллюстрации и эпизоды из текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять его тему и главную мысль.

Соотносить название произведения с его содержанием.

Соотносить иллюстрации с  фрагментами текста.

60

К.Ушинский «Гусь и журавль»;

«Кто дерёт нос кверху».

1

17.12

Знакомство с жанром басни. Знакомство с эпитетом (без термина). Чтение по ролям.

Умение участвовать в диалоге; отвечать на вопросы по тексту; читать осознанно текст художественного произведения.

Соотносить иллюстрации с  фрагментами текста. Озаглавливать текст, иллюстрацию. Сравнивать произведения схожей тематики.

61

Н.Юсупов «Серый волк».

1

21.12

Анализ заголовка произведения. Чтение по ролям.

Умение прогнозировать содержание текста по заголовку; участвовать в диалоге; определять тему и главную мысль; создавать небольшой устный текст на заданную тему.

Инсценировать прочитанное. Сотрудничать с одноклассниками при подготовке и проведении игры «Радиотеатр».

62

ДЖ.Родари «Рыбы»;

Б.Заходер  «Кискино горе».

1

22.12

Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Определение темы произведения. Характеристика персонажа.

Умение соблюдать интонацию при чтении; читать осознанно текст художественного произведения.

Определять эмоциональный характер текста. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста.

63

Э.Мошковская «Говорящая кошка»;

А.Фройденберг «Великан и мышь».

1

23.12

Определение идеи произведения, авторского и собственного отношения к литературному персонажу. Озаглавливание прочитанного текста.

Умение определять тему и главную мысль произведения; определять мотив поведения героев путем выбора правильного ответа из текста.

Обмениваться мнениями; читать текст с интонационным выделением знаков препинания.

64

65

Д.Биссет «Про тигрёнка Банки, у которого исчезли полоски».

К.Ушинский «Спор деревьев»

Обобщение.

2

24.12

28.12

Знакомство с сюжетной схемой. Составление картинного плана. Пополнение словарного запаса. Обучение художественному пересказу прочитанного.

Проверка техники чтения.

Знание понятия «драматизация». Умение инсценировать, читать по ролям сказку; сравнивать рассказ со сказкой; выражать свои чувства по отношению к прочитанному, работать с иллюстрациями

Озаглавливать прочитанное  и иллюстрации. Корректировать картинный план.

Выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения.

Урок викторина по изученным произведениям

1

29.12

Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. Участие в конкурсе скороговорок.

Знание правил заучивания и определения скороговорок. Умение четко проговаривать скороговорки и чистоговорки в быстром темпе; читать осознанно текст художеств-го произведения.

Читать вслух и плавно целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями.

3-я четверть

Учимся работать с текстом: автор и его герои.

20

66

В.Голявкин «Про весёлую книжку»;

С.Баруздин «Стихи о человеке и его делах».

1

11.01

Определение темы произведения. Характеристика персонажа. Определение отношения автора к персонажу. Освоение приема драматизации.

Умение объяснять авторское отношение к героям; читать выразительно и по ролям стихотворение; определять тему и главную мысль произведения.

Выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения. Характеризовать персонаж в опоре на текст.

67-68

Л.Пантелеев «Карусели».

2

12.01

13.01

Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения.

Умение соблюдать интонацию; читать осознанно текст художественного произведения; составлять картинный план по прочитанному тексту.

Развивать воссоздающее и творческое воображение. Корректировать картинный план.

69

Л.Пантелеев «Как поросёнок говорить научился».

1

14.01

Анализ заголовка произведения. Сравнение произведений и их персонажей.

Умение прогнозировать содержание текста по его названию; определять тему и главную мысль произведения; выполнять творческий пересказ.

Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Характеризовать литературного героя. Составлять небольшой рассказ о герое.

70-71

В.Голявкин «В шкафу».

2

18.01

19.01

Характеристика персонажа. Составление небольшого рассказа о персонаже по заранее составленному картинному плану. Словесное рисование.

Умение составлять картинный план; читать осознанно текст художественного произведения; определять его тему и главную мысль; отвечать за свои поступки.

Соотносить иллюстрации с фрагментами текста. Выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения.

72

А.Гайдар «Совесть»

1

20.01

Формирование нравственной позиции, а также личностных качеств: трудолюбия, правдивости, доброжелательности, стремления прийти на помощь, смелости, скромности.

Умение определять характер текста; читать осознанно художественное произведение; определять тему и главную мысль; оценивать события, героев.

Читать «про  себя» , осознавая содержание текста. Определять эмоциональный характер произведения. Высказывать суждения  о значении тех или иных нравственных качеств.

73

Б.Юнгер «Белая роза».

1

21.01

Выявление подтекста  читаемого произведения. Определение идеи произведения, авторского отношения к литературному персонажу.

Умение объяснять авторское отношение к героям текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль; оценивать события, героев произведения.

Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста.

74

Г.Цыферов «Град».

1

25.01

Характеристика персонажа, составление небольшого рассказа о нём. Чтение по ролям.

Умение описывать характер героев текста; читать осознанно текст художественного произведения; оценивать его события, героев.

Характеризовать литературного героя. Составлять небольшой рассказ о герое. Сотрудничать с одноклассниками при подготовке и проведении игры «Радиотеатр».

75

Г.Горбовский «Розовый слон»*

1

26.01

Определение авторского и собственного отношения к литературному персонажу.

Умение выполнять творческую работу; читать выразительно стихотворение; создавать устный текст на заданную тему.

Выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения. Составлять монологическое высказывание.

76

Ф.Кривин «Родная коробка»

1

27.01

Пополнение словарного запаса. Обучение художественному пересказу прочитанного.

Умение определять главную мысль, сформулированную в тексте; составлять монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

Иллюстрировать прочитанное. Характеризовать персонаж в опоре на текст. Сотрудничать с одноклассниками при подготовке и проведении игры «Радиотеатр».

77-78

В.Чаплина «Мушка»

2

28.01

01.02

Составление картинного плана. Составление небольшого рассказа по иллюстрации. Соотнесение иллюстраций с текстом.

Умение подбирать эпитеты из текста к иллюстрациям. Определять мотивы поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложений.

Соотносить иллюстрации с фрагментами текста. Озаглавливать текст, иллюстрацию. Определять эмоциональный характер произведения. Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств.

79

Л.Пантелеев «Две лягушки».

1

02.02

Характеристика персонажа. Выявление подтекста читаемого произведения. Определение идеи произведения.

Умение выполнять творческий пересказ от лица автора и лица героев; определять тему и главную мысль. Делить текст на смысловые части.

Определять эмоциональный характер произведения. Высказывать суждения  о значении тех или иных нравственных качеств.

80-81

Е.Пермяк «Волшебные краски».

2

03.02

04.02

Определение отношения автора к персонажу. Сравнение произведений, их персонажей.

Знание понятия «логическое ударение». Умение использовать силу голоса для постановки логического ударения и передачи характера текста; оценивать события и героев.

Сравнивать персонажей близких по тематике произведений. Обобщать прочитанное.

82

С.Михалков «Аисты и лягушки».

1

08.02

Формирование осознанности и выразительности чтения. Определение отношения автора к персонажу.

умение читать по ролям; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль.

Сотрудничать с одноклассниками при подготовке и проведении игры «Радиотеатр».

83

С.Козлов «Вольный осенний ветер»

1

09.02

Характеристика персонажа. Составление небольшого рассказа о персонаже. Пополнение словарного запаса.

Умение читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль; оценивать события и героев.

Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Характеризовать персонаж в опоре на текст.

84

Л.Н.Толстой «Зайцы»

Н.Рубцов «Про зайца»*

1

10.02

Обогащение словарного запаса. Тренировка в заучивании наизусть. Определение отношения автора к персонажу.

Умение выделять жанр, тему стихотворения, мотив поведения героев; читать осознанно текст художественного произведения; читать стихотворные произведения наизусть.

Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста.

85

Русская народная сказка «Заяц - хваста»

1

11.02

Сравнение произведений, их персонажей. Обобщение прочитанных произведений по заданным параметрам.

Умение выделять эпизоды из текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль.

Сотрудничать с одноклассниками. Выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения.

86

Обобщающий урок.

1

15.02

Проверка предметных и универсальных учебных умений.

Умение определять тему и главную мысль произведения; озаглавливать тексты; выделять в них главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному.

Учимся работать с текстом: слова, слова, слова …

9

87

Г.Цыферов «Как цыпленок впервые сочинил сказку»; «Шотландская песенка»*

1

16.02

Освоение приёма «музыкальное иллюстрирование». Обогащение словарного запаса. Формирование осознанности и выразительности чтения.

Умение участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного произведения; читать осознанно текст; определять тему и главную мысль.

Определять эмоциональный характер произведения. Иллюстрировать прочитанное.

88

Б.Шергин «Рифмы».

1

17.02

Выделение языковых средств художественной выразительности.

Знание понятия «рифма». Умение читать выразительно и осознанно текст художественного произведения; выделять языковые средства выразительности.

Читать вслух плавно целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями.

89

М. Бородицкая «Разговор с пчелой»;

В.Даль «Кузовок»;

А.Барто «Игра в слова».

1

24.02

Обогащать словарный запас. Обучение выбору книги по заданной учителем теме.

Умение работать со словарём; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль; оценивать события, героев; читать стихотворные произведения.

Озаглавливать текст, иллюстрацию. Сравнивать произведения схожей тематики.

90

И.Токмакова «Лягушки»

В.Берестов  «Курица»;

Б.Заходер «Дырки в сыре» (из Яна Бжехвы).

1

25.02

Составление картинного плана. Освоение приёма драматизации.

Знание звукоподражания как средства выразительности. Умение находить средства выразительности в произведении.

Корректировать картинный план. Выразительно читать литературные произведенияпо ролям, разыгрывать сценки.

91

А.Шибаев «Переполох», «Прислушайся к слову».

1

29.02

Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения.

Умение анализировать образность художественной речи; читать выразительно стихотворение; определять тему и главную мысль произведения.

Определять эмоциональный характер произведения. Выразительно читать литературные произведения.

92

Р.Сеф «Кактус»;

«На свете всё на всё похоже …»*

Г.Цыферов «Что такое звезды?»

1

01.03

Формирование осознанности и выразительности чтения. Знакомство с олицетворением. Обогащение словарного запаса.

Умение определять эмоциональность характера текста; читать выразительно и осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль.

Определять эмоциональный характер текста. Выразительно читать литературные произведения.

93

И.Пивоварова «Картинки на земле»; А.С. Пушкин «Опрятней модного паркета …»

А.К.Толстой «Вот уже снег последний в поле тает …»*

1

02.03

Освоение приёма «музыкальное иллюстрирование».

 Умение читать осознанно текст художественного произведения; сравнивать предметы; определять тему и главную мысль.

Заучивать стихотворения наизусть и декламировать их. Определять эмоциональный характер текста.

94

А.К.Толстой «Колокольчики мои ..»;

С.Есенин «Черёмуха»; М.Исаковский «Ветер»

1

03.03

Обогащение словарного запаса. Освоение приёма «музыкальное иллюстрирование».

Умение определять эмоциональность характера текста; читать осознанно текст художественного произведения; читать стихотворные произведения наизусть.

Заучивать стихотворения наизусть и декламировать их. Элементарно иллюстрировать текст.

95

В.Рахманов «Одуванчики»

Обобщение

1

09.03

Освоение приёма «музыкальное иллюстрирование».

Умение прогнозировать содержание и жанр произведения перед чтением; ориентироваться в заявленных программой жанрах и их особенностях; правильно называть элементы книги и их назначение.

Сравнивать  произведения схожей тематики и персонажей, близких по тематике произведений. Обобщать прочитанное.

Учимся работать с текстом: план и пересказ.

19

96

Н.Сладков «Медведь и Солнце»

1

10.03

Чтение по ролям. Составление картинного плана. Характеристика персонажа.

Умение анализировать языковое оформление текста; определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; делить его на смысловые части, составлять простой план.

Читать литературные произведения по ролям, используя интонационные средства выразительности. Составлять небольшой рассказ о герое. Соотносить иллюстрации с фрагментами текста.

97

В.Осеева «Добрая хозяюшка».

1

14.03

Определение идеи произведения, авторского и собственного отношения к литературному персонажу.

Умение редактировать сказку; читать осознанно текст художественного произведения; определять идею; характеризовать героев.

Определять собственное и авторское отношение к персонажу. Соотносить название произведения с его содержанием.

98

Б.Житков «Храбрый утёнок»

1

15.03

Анализ заголовка произведения. Озаглавливание прочитанного текста, иллюстрации. Составление картинного плана.

Умение определять тему текста по рисункам; работать с иллюстрациями; составлять картинный план.

Определять собственное отношение к персонажу. Озаглавливать текст. Корректировать картинный план.

99

Э.Мошковская «Жадина»

1

16.03

Анализ заголовка произведения. Озаглавливание прочитанного текста, иллюстрации. Составление картинного плана.

Умение определять средства выразительности; читать осознанно текст художественного произведения; озаглавливать стихотворение по содержанию.

Сравнивать персонажей, близких по тематике произведений. Озаглавливать  текст, иллюстрацию.

100-101

Русская народная сказка «Мена»

2

17.03

21.03

Знакомство с фольклорными произведениями. Обучение художественному пересказу прочитанного.

Знание понятия «диалог». Умение составлять характеристику главных героев; читать осознанно текст художественного произведения; пересказывать сказку по схематическому плану.

Читать выразительно, передавая эмоциональный характер текста и соблюдая знаки препинания. Читать по ролям.

102

В.Сухомлинский «Вьюга»;

Ю.Ермолаев «Проговорился»

1

22.03

Деление текста на смысловые части и их озаглавливание. Составление рассказа по иллюстрации. Определение идеи произведения.

Умение определять главную мысль текста; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения.

Соотносить иллюстрации с фрагментами текста.Определять тему, идею произведения.

103- 104

4-я четверть

Н.Носов «На горке».

2

23.03

24.03

Составление рассказа по картинному плану. Определение темы произведения. Характеристика персонажа.

Умение определять тему текста по рисункам; работать с иллюстрациями; читать осознанно текст художественного произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему.

Определять эмоциональный характер текста. Отвечать на вопросы по содержанию. Обмениваться мнениями.

105

В.Осеева «Хорошее».

1

04.04

Анализ заголовка произведения. Чтение по ролям. Составление картинного плана. Характеристика персонажа.

Умение анализировать соответствие названия  рассказа и содержания. Определять тему и главную мысль; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

Соотносить иллюстрации с фрагментами текста. Корректировать картинный план. Выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения.

106

Д.Биссет «Про поросёнка, который учился летать».

1

05.04

Составление плана произведения. Определение темы произведения. Характеристика персонажей.

Умение корректировать деформированный план; определять тему и главную мысль; пересказывать текст; соотносить содержание сказки и древнего мифа.

Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Обмениваться мнениями. Характеризовать персонаж в опоре на текст.

107-108

В.Гаршин «Лягушка – путешественница».

2

06.04

07.04

Обогащение словарного запаса. Составление плана. Обучение пересказу от лица главного героя. Определение отношения автора к персонажу.

Умение отбирать отрывки к иллюстрациям; анализировать характер главного героя; определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст.

Характеризовать персонаж в опоре на текст. Определять тему, идею произведения. Выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения. Пересказывать прочитанное.

109

С.Михалков «Бараны»; К.Ушинский «Два козлика»

1

11.04

Освоение приема драматизации. Определение идеи произведения. Характеристика персонажа.

Умение читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль; оценивать события, героев; сравнивать, наблюдать, делать выводы.

Обмениваться мнениями. Пересказывать прочитанное.Выразительно читать литературные произведения по ролям, разыгрывать сценки.

110-111

С.Козлов «Чёрный Омут».

2

12.04

13.04

Анализ заголовка произведения. Составление картинного плана. Выявление подтекста произведения. Определение отношения автора к персонажу.

Умение выделять народные черты в авторской сказке; определять тему и главную мысль; оценивать события, героев; преодолевать трудности; различать сказки народные и литературные.

Определять эмоциональный характер текста. Отвечать на вопросы по содержанию. .Соотносить название произведения с его содержанием. Корректировать картинный план.

112

М.Пляцковский «Как Утёнок свою тень потерял».

1

14.04

Формирование осознанности и выразительности чтения. Знакомство с сюжетной схемой. Составление картинного плана, работа с деформированным картинным планом.

 Умение редактировать деформированный план; прогнозировать характер текста; определять тему,  идею и главную мысль; пересказывать текст; делить его на смысловые части; составлять простой план; различать сказки народные и литературные.

Соотносить название произведения с его содержанием; иллюстрации – с фрагментами текста. Озаглавливать прочитанное и иллюстрации.

113

Е.Карганова «Как Цыплёнок голос искал».

1

18.04

Знакомство с сюжетной схемой. Освоение приёма драматизации. Составление комиксов.

Умение озвучивать иллюстрации картинного плана; читать осознанно текст художественного произведения и рассуждать; определять тему и главную мысль.

Корректировать картинный план. Выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения.

114

Обобщающий урок.

1

19.04

Проверка предметных и универсальных учебных умений.

Умение давать персонажам полную характеристику; определять тему; идею и главную мысль; пересказывать текст; делить его на смысловые части, составлять простой план.

В мире книг.

19

115

К.Ушинский «Два плуга».

1

20.04

Обучение правильному называнию книги (автор, заглавие); ориентировке в книге по обложке и содержанию (оглавлению).

Умение формулировать тему небольшого текста; читать осознанно текст художеств-го произведения «про себя»; определять тему и главную мысль; создавать небольшой устный текст на заданную тему.

Соотносить пословицы с произведениями. Определять тему, идею произведения.

116

Л.Н.Толстой «Филиппок».

1

21.04

Обучение правильному называнию книги (автор, заглавие); ориентировке в книге по обложке и содержанию (оглавлению).

Умение излагать события от имени героя текста; выразительно читать рассказ; определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части, составлять его простой план.

Характеризовать персонаж в опоре на текст. Выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения. Ориентироваться в книге по обложке, содержанию.

117

В.Авдеенко «Маленькая Баба-Яга».

1

25.04

Обучение правильному называнию книги (автор, заглавие); ориентировке в книге по обложке и содержанию. Чтение по ролям.

Знание понятия «авторские ремарки». Определять тему и главную мысль произведения; четко отвечать на вопросы; различать жанры художественной литературы.

Характеризовать персонаж в опоре на текст. Выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения.

118

Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»

1

26.04

Обучение правильному называнию книги (автор, заглавие); ориентировке в книге по обложке и содержанию.

Умение отвечать на вопросы; соотносить пословицы с изученными художественными произведениями.

Выразительно читать литературные произведения по ролям, разыгрывать сценки. Ориентироваться в книге по обложке, содержанию.

119

Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца»

1

27.04

Определение темы произведения. Характеристика персонажа. Обучение ориентировке в книге по обложке и содержанию.

Умение искать ответы на вопросы в тексте; определять тему и главную мысль произведения; различать сказки народные и литературные.

Обмениваться мнениями. Характеризовать персонаж в опоре на текст. Соотносить название произведения с его содержанием.

120

Н.Сладков «Бежал ёжик по дорожке»

1

28.04

Обучение выбору книги по заданной учителем теме; ориентировке в книге по обложке и содержанию.

Умение составлять картинный план; определять тему и главную мысль произведения; отвечать на вопросы, рассуждать, делать выводы, придумывать свои вопросы к сказке.

Осуществлять выбор книги по заданному параметру. Сравнивать персонажей близких по тематике произведений. Пересказ прочитанного.

121

М.Пришвин «Ёж»

1

04.05

Обучение выбору книги по заданной учителем теме; ориентировке в книге по обложке и содержанию.

Умение выполнять  словесное рисование; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль; пересказывать текст.

Осуществлять выбор книги по заданному параметру. Выборочно читать текст  с целью аргументации своего мнения.

122

Б.Заходер «Птичья школа»

1

05.05

Обучение выбору книги по заданной учителем теме; ориентировке в книге по обложке и содержанию.

Умение анализировать  шуточные стихотворения; комментировать прочитанное, словесно иллюстрировать отдельные эпизоды; сравнивать стихотворения разных авторов.

Иллюстрировать прочитанное. Участвовать  в литературной викторине. Ориентироваться в книге по обложке, содержанию.

123

Н.Носов «Затейники»

2

10.05

11.05

Обучение выбору книги по заданной учителем теме; определение идеи произведения, авторского и собственного отношения к литературному персонажу.

Ориентироваться в книге по обложке, содержанию. Характеризовать персонаж в опоре на текст. Инсценировать прочитанное.

124

Н.Носов «Живая шляпа».

1

12.05

Обучение выбору книги по заданной учителем теме; ориентировке в книге по обложке и содержанию. Определение идеи произведения, авторского и собственного отношения к литературному персонажу.

Ориентироваться в книге по обложке, содержанию. Характеризовать персонаж в опоре на текст. Инсценировать прочитанное.

125

Е.Пермяк «Торопливый ножик», «Самое страшное».

1

16.05

Знакомство с понятием «предисловие» и его ролью в литературном произведении. Определение темы произведения. Характеристика персонажа.

Читать «про себя»; осознавая содержание текста. Определять эмоциональный характер произведения. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста.

126-127

Н.Носов «Фантазёры».

1

17.05

Обучение выбору книги по заданной учителем теме; ориентировке в книге по обложке и содержанию. Определение идеи произведения, авторского и собственного отношения к литературному персонажу.

Характеризовать персонаж в опоре на текст. Соотносить иллюстрации с фрагментами текста.  Читать литературные произведения по ролям, разыгрывать сценки.

 128

Б.Емельянов «Зеленаябукашина».

1

18.05

Обучение ориентировке в книге по обложке и содержанию (оглавлению). Пополнение  словарного запаса. Обучение художественному  пересказу прочитанного.

Умение участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.

Пересказывать прочитанное в опоре на схему, картинный план. Ориентироваться в книге по обложке, содержанию.

129

Тема «Книги о детях».

1

19.05

Обучение выбору книги по заданной учителем теме; ориентировке в книге по обложке и содержанию.

Выразительно читать текст художественного произведения.

Характеризовать персонаж в опоре на текст.

130-133

Кир Булычёв «Путешествие Алисы» (глава 1).

2

23.05-24.05

Пополнение  словарного запаса. Обучение художественному  пересказу прочитанного.

Умение участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.

Пересказывать прочитанное в опоре на схему, картинный план.

135

Контрольное чтение. Обобщение. Перелистываем книгу.

1

25.05

Проверка техники чтения. Проверка предметных и универсальных учебных умений.


Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

п/п

Наименование

Перечень материально-технического обеспечения

1.

Печатные пособия

Основными рекомендуемыми компонентами материального обеспечения  курса «Литературное чтение» (дополнительно к  учебникам) являются  следующие: программно-методические материалы, рабочие тетради для учащихся,   сборники тестовых заданий,  хрестоматии для домашнего чтения, классная библиотечка (содержащая художественные и познавательные книги, детские журналы, энциклопедии и справочники, толковый словарь), фонохрестоматия, репродукции картин русских и зарубежных художников; портреты русских и зарубежных писателей, а также технические средства обучения.

2.

Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде)

Аудиокниги.

3.

Технические средства обучения (средства ИКТ)

Компьютер, мультимедиа-проектор, интерактивная доска, магнитофон, телевизор.

4.

Цифровые образовательные ресурсы

http://www.openclass.ru/weblinks/44168 - открытый класс.        

5.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

6.

Натуральные объекты

7.

Демонстрационные пособия

8.

Музыкальные инструменты

9.

Натуральный фонд




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.

рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...