Учебное занятие по литературному чтению в 3 классе по теме "Что заслуживает описания" К. Паустовский "Мой дом"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Титова Елена Анатольевна

Тема: Что заслуживает описания?    К. Паустовский «Мой дом».

 

Цель:

1.Познакомить учащихся с произведением К.Г. Паустовского “Мой дом”.

2. Учить анализировать текст, составлять план рассказа, понимать красоту речи в произведении, выявлять авторскую точку зрения

3. Развивать внимание к слову, творческое воображение, мышление.

4. Закреплять умения вести диалог с автором. Делить части рассказа на картины. Составлять план.

5. Учить видеть необычное в обычных явлениях, предметахРаботать над выразительностью чтения.

6. Расширить знания об  авторе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2

Барабинского района Новосибирской области

Занятие по литературному чтению

в 3 «А» классе

по образовательной системе «Школа 2100»

Подготовила и провела

учитель начальных классов

Титова ЕА

2015 г.

Тема: Что заслуживает описания?  

  К. Паустовский «Мой дом».

Цель:

1.Познакомить учащихся с произведением К.Г. Паустовского “Мой дом”.

2. Учить анализировать текст, составлять план рассказа, понимать красоту речи в произведении, выявлять авторскую точку зрения

3. Развивать внимание к слову, творческое воображение, мышление.

4. Закреплять умения вести диалог с автором. Делить части рассказа на картины. Составлять план.

5. Учить видеть необычное в обычных явлениях, предметахРаботать над выразительностью чтения.

6. Расширить знания об  авторе.

Ожидаемые результаты

Личностные:

 чувство прекрасного- умение воспринимать красоту природы, чувствовать красоту художественного слова,

 стремиться к совершенствованию собственной речи,

наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

Формулировать тему и цели урока,

Составлять план и работать по плану,

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы др в соответствии с этими критериями

Познавательные УУД:

Вычитывать все виды информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную

Извлекать информацию

Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в др

Коммуникативные УУД:

Высказывать и обосновывать свою точку зрения

Слушать и слышать др, принимать чужую точку зрения

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Предметные результаты:

Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся,

Осознанно правильно, выразительно читать вслух

Прогнозировать содержание текста по названию, фамилии автора, иллюстрации

Проводить словарную работу,

Делить текст на части,

Формулировать главную мысль текста,

Составлять устные картины

Оборудование:

Мультимедиа, карточки для работы в парах, тексты для чтения, портрет писателя, презентация

Этапы урока

Ход занятия

Деятельность учащихся

Ι. Актуализация знаний.

Здравствуйте, уважаемые гости, ребята. Мы начинаем наше занятие по литературному чтению. А начать я хочу со слов

Сегодня на уроке мне хотелось бы….. и спросить  у вас как бы вы ответили.

Ребята, а вот чтобы все у нас на уроке получилось, что нам необходимо…..

Мы настроили себя на деловой лад, пусть все у нас получится!

Каждый урок литературного чтения это встреча, а с кем или с чем можно встретиться?

Сегодняшний урок не исключение, нас ждет встреча

Впрочем, вы все сейчас узнаете сами.

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там на дне долин,

 Кисти ярко-красные вянущих рябин.

Почему это стихотворение присутствует на нашем уроке?

Кто из вас продолжит читать строки русских поэтов?

Какие картины вы представили, когда читали стихи?

- Какая же осень у трех поэтов? ( Осень у поэтов разная. У Бальмонта – грусть от приближающейся осени. У Тютчева - одно мгновение. У Пушкина – это пышные, но печальные картины.)

 - -Итак, мы наблюдали в природе три периода осени: начало осени, середина осени, поздняя осень.

А какие строчки об осени сочинили вы?

Молодцы! Ребята, а почему о природе так часто говорят стихами? Попробуйте ответить на этот вопрос.

Девятилетняя героиня нашего учебника Настя, очень любознательная. Она тоже читала стихи об осени. А почему? Как вы думаете?

Она ведет разговор с папой.

Читаем отрывок

Где ещё можно встретиться с описание природы, по словам Настиного, папы?

Настраиваются на урок, проверяют готовность

Ответы детей

Думать, отвечать, работать в группе, читать, рассуждать

Лит. герои, писатели, поэты, описания природы

Мы читаем произведения об осени, в разделе «Глухая пора листопада»

Читают по несколько строчек

Рассказывают о картинах природы

Осень у поэтов разная. У Бальмонта – грусть от приближающейся осени. У Тютчева - одно мгновение. У Пушкина – это пышные, но печальные картины

Рассказывают свои стихи

Ей 9 лет, она учится в 3 классе.

Читаем отрывок

Стихотворение, рассказ

II. Развитие умений.

I. Чтение текста.

1. Работа с текстом до чтения.

Сейчас мы будем читать новый текст. Какими будут наши действия?

Антиципация чтения (прогнозирование содержания).

Включить проектор

Называется произведение «Мой дом» (на доске название), предположите о чем или о ком пойдет речь?

Вы узнали кто писатель (на слайде К. Г. Паустовский) (рядом с темой ФИО писателя)

Что сейчас можете сказать о произведении по его автору.

 А что вы знаете о творчестве этого писателя? (писал о тех, кого любил, за кем наблюдал, любимая тема – тема природы.  Кто был героями его произведений? Какие произведения уже читали в 3 классе. В его творчестве раскрывается взаимоотношение между человеком и природой. Паустовский много путешествовал по стране.

Его произведения автобиографичные, повествование от первого лица. Вспоминают принцип видеть прекрасное в самом обычном.

Откройте стр. 179, рассмотрите иллюстрацию к произведению. Что изображено? Кого мы видим?

- Где происходит действие?

- Как вы думаете, о ком или о чем будет это произведение?

Автор нашего учебника предлагает нам, читая произведение ответить на вопрос.

Что заслуживает описания? Почему? (вывешиваю на доску рядом с темой и автором)

Итак, тема определена, вопрос есть, предположения высказаны. Мы будем вести разговор с автором, задавать вопросы, сами находить на них ответы, и проверять свои предположения по ходу чтения

Посмотрите на текст, к какому литературному жанру относится произведение?  Почему? Сколько частей в рассказе.

Раздел, произведения из которого мы читаем, посвящён осени. Как мог рассказ «Мой дом» оказаться в составе этого раздела?

 (Видимо, К. Паустовский   рассказывает о доме в период осени, включает в рассказ осенние пейзажи и т. д.)

 Вам захотелось прочитать это произведение? Будем читать и проводить словарную работу

2. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение и озаглавливание 1-й части.

Часть 1 дети читают вслух (комментированное чтение, диалог с автором). Читаем текст

Словарная работа

Обшитая серым тёсом - досками

Частокол - забор, где колья или доски расположены близко друг к другу – часто, а щели между ними узкие.

Западня - ловушка.

Берут дом в осаду - т. е. окружают его со всех сторон.

 Кукан – это приспособление для навешивания пойманной рыбы. Берется веревка, проволока внизу которой крепится поперечная палочка, для того чтобы рыба не спадала. Навешивание производится путем продевания через жабры (показ иллюстрации с изображением кукана).

3. Вопросы после чтения 1-й части.

Опишите соседей хозяина дома.

Как бы вы озаглавили первую часть?  Работа в тетради. Стр. 29, задание 1.

(Отчаянные соседи. Осаждённая изба)

Почему же маленький дом в Мещёре заслуживает описания, теперь можете ответить на этот вопрос?

ФИЗМИНУТКА.

ОСЕНЬЮ ЛИСТЬЯ ШУРШАТ ПОД НОГАМИ (шагают).

ДЕРЕВЬЯ В УБОРЕ КРАСИВОМ СТОЯТ (крону дерева показ: руки поднимаем снизу вверх

ВЕТЕР ЛИСТОЧКИ С ДЕРЕВЬЕВ СРЫВАЕТ (руки вверх, покачивания влево, вправо, повороты туловищем)

ОНИ СЛОВНО В ТАНЦЕ КРУЖАТСЯ, ЛЕТЯТ.

А ТЕПЕРЬ, ГЛАЗА ЗАКРОЙТЕ: МЫ В ОСЕННИЙ ЛЕС ПРИШЛИ.

ВДОХ ГЛУБОКИЙ ВЫПОЛНЯЙ (вдох и выдох -3 раза).

ЗАРЯ БОДРЫЙ ПОЛУЧАЙ И К УРОКУ ПРИСТУПАЙ!

4. Чтение 2-й части учителем. (Нацелить)

- Прослушайте вторую часть. Представьте себе осенние картины, попробуйте почувствовать настроение автора, ощущение счастья наедине с природой. (Читает учитель)

5. Работа в группах.

Повторное чтение рассказа.

В ходе чтения 2-й части предлагаю детям разбить её на картины и составить план (задание 1 в тетради, с. 29).

Проверяем по тетради.

1картина.Описание беседки в глубине сада.

-О какой излюбленной части дома рассказал К. Паустовский?

-Какое ощущение возникает у писателя по утрам?

-Что значит Солнце бьет?

-Как автор описывает листву?

-Кто еще навещает писателя по утрам?

-Объясните выражение «смертельно занимают» (Очень сильно, даже не боятся присутствия человека.)

2 картина. Ночной осенний дождь.

Найдите эпитеты. (отвесный дождь)

-Что автор говорит о  шуме дожде? (шумит вполголоса)

-Как называется такой прием?

Паустовский часто описывает дожди в своих произведениях, но каждый раз по-новому.

-Какие запахи наполняют осенний сад?

3картина.Туманный рассвет и бодрящий душ.

-Как описывает писатель  туман? Зачитайте!

-Может ли туман шуршать?

-Какой прием использует Паустовский? (олицетворение)

4картина Песня сверчка

- Сравните выражения, сверчок поет и рожок поет

5 картина. Уход на рассвете.

-Как вы думаете, почему у пса такая необычная кличка?

-О чем может рассказать вздох собаки?

- Объясните выражение «Восток розовеет»

6 картина.- Затерянность в огромном мире.

 -Почему рассказчик называет сентябрьский день пустынным?

-В чём же секрет, по-вашему, этого счастья среди осеннего увядания?

(Он общается с природой, отдыхает, наблюдает, у него рождаются новые мысли). Значит, он счастлив, значит,  любит свой край тонко и поэтично. Природа вдохновляла автора

Вы абсолютно правы.  

6. Работа в парах.

-А сейчас вам предстоит поработать в паре и обсудить, какое из предложенных слов является авторским. С этой целью выполним задание на карточке, где вы должны будете выбрать и подчеркнуть авторское слово. Итак, приступили к заданию

«Впереди – (ДЛИННЫЙ, СКУЧНЫЙ, ПУСТЫННЫЙ) сентябрьский день. Впереди – затерянность в этом огромном мире пахучей листвы, трав, осеннего увядания (ТИХИХ, ЗАТИШЛИВЫХ, СПОКОЙНЫХ) вод, облаков, низкого неба. И эту затерянность я всегда ощущаю как  (РАДОСТЬ, ПРАЗДНИК, СЧАСТЬЕ)».

Попробуйте выполнить сами, не пользуясь учебником.

Проверяем.        

Сверьте свой ответ с авторским. Стр. 181

Чья пара точно определила авторское слово? Кто допустил ошибки? Какой вывод вы можете сделать для себя?

Обобщающая беседа.

Итак, с произведением какого автора мы познакомились на уроке?

-Оправдались наши предположения? В чем совпали первоначальные предположения?

– Кто же главный герой? (К. Паустовский, который наблюдал и описал природу. Автор был там. Это его дом, он там жил.).

Для чего К. Паустовский включил в свое произведение котов, синиц, воробьев? (Чтобы произведение было яркое, живое, интересное…)

-Зачитайте описание котов, воробьев.

-Давайте обратимся к иллюстрации.

-Какой именно фрагмент произведения проиллюстрировал художник? Зачитайте строки из произведения.

Как вы думаете, действительно ли старый дом К. Паустовского, где он проводил время в Мещёре, заслуживает, чтобы его описывали, о нём рассказывали? Почему?

 – Что, по-вашему, вкладывает К. Паустовский в понятие «Мой дом»? Только ли это старая бревенчатая изба? (Это и сад, и колодец, и пёс Дивный, и коты, и любопытные воробьи, и беседка, заросшая виноградом, и природа, которую он наблюдал и понимал... Это мир вокруг него...)

Кластер

Так как по вашему, что достойно описания? (близкое, родное человеку место)

Предлагаю в парах составить сенквейн на тему «Мой дом»

Дети зачитывают.

Нужно предположить по названию, автору, если есть по картинке, о чем будем читать

Предполагают

 Рассказывают о

Паустовском как о человеке, писателе, любящим свою Родину, и т.д.

Перечисляют произведения.

Работают со 2 частью, озаглавливают картины

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Какие умения формировали?

Какие чувства вызвало у вас произведение К. Паустовского?

Как вы оцениваете свой вклад в проведении урока?

- -Над чем еще нужно поработать?

-Что на уроке было интересным?

-Безусловно, вы сегодня проявили себя с успешной стороны: было много полных ответов, дополнений. Но все же мне бы хотелось отметить лучших из лучших …

Д.З.

вариативное

Подробный пересказ 2 части по плану

Выполнить задание в литературной тетради под №2 и4 с. 29

Те, кто любит рисовать, нарисуют иллюстрацию к картине, которая вас особенно впечатлила.

Попробуйте  подобрать музыкальное сопровождение к этому рассказу.

Сочинение- миниатюра: представьте, что вы ночуете в беседке, напишите    о звуках и запахах  осеннего сада; пересказ 2-ой части.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Константин Георгиевич Паустовский «Мой дом»

Слайд 3

Словарная работа . Обшитая серым тёсом досками Частокол забор, где колья или доски расположены близко друг к другу – часто, а щели между ними узкие. Западня ловушка. Берут дом в осаду т. е. окружают его со всех сторон. Кукан с рыбой со всей силы В цепиться мертвой хваткой З астигнутые врасплох бечёвка, на которую нанизывают пойманную рыбу неожиданно, внезапно О блетающий сад


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Открытое учебное занятие по литературному чтению и изобразительному искусству. З класс.

Интегрированный урок изобразительного искусства и литературного чтения....

Конспект учебного занятия по литературному чтению в 3 классе на тему: «В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович»

Тема: В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович»Цель: познакомить детей со сказкой В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович».Задачи: научить отличать народную сказку от авторской; учить давать характер...

Проект учебного занятия по литературному чтению во 2 «В» классе (с применением совместного проекта Министерства образования и науки РТ «Совершенствование качества преподавания в РТ» и сингапурской компании)

Проект учебного занятия по литературному чтению во 2 «В» классе (с применением совместного проекта Министерства  образования и науки РТ «Совершенствование качества преподавания в РТ» и синга...

Проект учебного занятия по литературному чтению «Готовимся к празднику «Литературный новый год» (1-2 урока)

Данное учебное занятие по литературному чтению подготовлено в соответствии с рабочей программой по предмету для учащихся 2 класса по УМК «Перспектива». На занятии предполагается групповая работа, где ...

Конспект учебного занятия по литературному чтению, 3 класс

Описание материалаРазработка является авторской. Учебное занятие было представлено интернам стажировочной площадки «Современный урок».Данный урок является метапредметным. По данной схеме, ...

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

БАДМАЦЫРЕНОВА ЭРЖЕНИ ВЛАДИМИРОВНАУЧИТЕЛЬ НАЧАЬНЫХ КЛАССОВМБОУ СОШ № 5 Г. ГУСИНООЗЁРСКАФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...