Конспект учебного занятия по литературному чтению, 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Лазуренко Марина Павловна

Описание материала

Разработка является авторской. Учебное занятие было представлено интернам стажировочной площадки «Современный урок».

Данный урок является метапредметным. По данной схеме, и используя технологию продуктивного чтения, могут быть разработаны многие уроки литературного чтения.

Планируя данное учебное занятие, я ставила перед собой следующие цели:

- помочь детям увидеть в тексте: удивительное в простом и обычном, отношение автора к героям;

- включить детей в активную деятельность.

Для достижения поставленных целей мне необходимо было решить следующие задачи:

- заинтересовать и вовлечь детей в решение открытой задачи;

- включить в различные вид деятельности (нахождение в тексте предложение, который может помочь ответить на вопрос; словесное описание характера героев с использованием художественно-выразительных средств данного текста; установление путём чтения причинно-следственных связей; объяснение значений слов; чтение, нахождение отрывка к рисунку), тем самым подключив такие формы мышление, как сравнение, сопоставление, анализ.

 

Деятельностный урок имеет постоянную психологическую структуру. Свой урок я начала с особой ситуации – установления контакта между детьми и мной – незнакомым учителем, создания атмосферы доверия, доброжелательности, пригласив ребят к сотрудничеству, диалогу.

Мотивационный этап способствовал вхождению учащихся в пространство учебной деятельности. Учащиеся, конечно, знали, что идут на занятие по «Литературному чтению», и вопрос где скрывается тайна, по моим расчетам, должен был их заинтересовать.

Ситуация неопределенности, незнания того, что им самим предстоит узнать, разгадать, понять, на мой взгляд, максимально мотивировала учеников.

В результате работы над текстом учащиеся на первом этапе предположили кто может быть жителями старого дома, затем отвечали на вопросы учителя по ходу чтения, так же прогнозируя что может произойти далее. В ходе чтения у обучающихся сложилось представление о характере героев, сложилось собственное мнение о них; получен ответ на вопрос открытой задачи, которая на данном уроке явилась и средством мотивации и способом постановки цели.

 

К уроку прилагается презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon zhiltsy_starogo_doma.ppt1.03 МБ
Файл konspekt_uroka.docx26.88 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Слайд 2

Тайна ?

Слайд 3

Тайна – это то, что неизвестно, нечто скрываемое от других.

Слайд 4

Константин Георгиевич Паустовский Жильцы старого дома

Слайд 5

Степан

Слайд 6

Фунтик

Слайд 7

Фунтик – уменьшительное от слова «фунт» ( старая русская мера веса, равная 409 г ) (Толковый словарь русского языка С. И. Ожегов Н. Ю. Шведова)

Слайд 8

Группа №1 Опишите характер Фунтика. Свой ответ подтвердите словами из текста.

Слайд 9

Группа №2 В чём сходство героев?

Слайд 10

Группа №3 Определи значение слов.

Слайд 11

Константин Георгиевич Паустовский

Слайд 12

«Любите то, что вас окружает…» Константин Паустовский

Слайд 13

В простом и обычном скрывается тайна



Предварительный просмотр:

Тема: «В простом и в обычном скрывается тайна»

К. Г. Паустовский «Жильцы старого дома»

        

Цель: помочь детям увидеть в тексте: удивительное в простом и обычном,  отношение автора к героям рассказа.

Задачи: познакомить с отрывком рассказа К. Г. Паустовского «Жильцы старого дома»;  формировать читательские умения; развивать умение создавать словесный портрет героев, творческое мышление. РАЗВИВАТЬ ВООБРАЖЕНИЕ КАК ВОССОЗДАЮЩЕЕ ТАК И ТВОРЧЕСКОЕ……

Этапы, содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент:

концентрация внимания

- Добрый день, ребята. Рада Вас видеть. Меня зовут Марина Павловна. Любуюсь  нашим посёлком... Идёшь, не спеша, осенью под ногами шуршат осенние листья, ноги утопают во мхе, а то вдруг застучит по стёклам осенний дождь, то закружит снег...

Постановка проблемы (Работа с текстом до чтения)

Антиципация чтения

Осень, зима, а ведь как - будто ещё вчера было лето, полное приятных встреч и интересных историй, а может быть даже  и тайн. Приходилось ли вам когда-нибудь  раскрывать какую-нибудь тайну? Что такое ТАЙНА? (Тайна - это то, неизвестно, не стало ещё доступным познанию. Нечто скрываемое от других).

Где же скрывается тайна?

Можем ли мы точно ответить на этот вопрос?

Предлагаю на нашем уроке поиск ответа на этот вопрос. ГДЕ СКРЫВАЕТСЯ ТАЙНА?

Я когда готовилась к встрече с вами, прочитала рассказ Константина Георгиевича Паустовского «Жильцы старого дома». Думаю это произведение поможет нам в поиске.

- Попробуем предположить что  может быть интересного В СТАРОМ ДОМЕ?

(кто может жить в  ЭТОМ старом доме?)

- Каким Вы ЕГО представляете?

-Да и вообще, детям-то зачем читать про старый дом?

– Чтобы РАЗГАДАТЬ тайну, нужно … прочитать.

Самостоятельное определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение героев

Высказывания детей.

Высказывания детей.

Поиск решения (Работа с текстом во время чтения)

приём

комбинированного чтения

 (Чтение текста учителем, используя приём «диалог с автором», дети следят по тексту учебника).

Чтение 1 части

 (Приложение 1).

Слушание, слежение

Высказывания детей по ходу чтения.

Приложение 1

Неприятности начались в конце лета, когда в старом деревенском доме появилась кривоногая такса Фунтик.(А ЧТО ЗА НЕПРИЯТНОСТИ-ТО?) Фунтика привезли из Москвы.

Однажды черный кот Степан сидел, как всегда, на крыльце и, не торопясь, умывался. Он лизал растопыренную пятерню, потом, зажмурившись, тер изо всей силы обслюненной лапой у себя за ухом. Внезапно, Степан почувствовал чей-то пристальный взгляд
. (-ДОГАДАЛИСЬ КТО-ЭТО…?) Вопрос задан, но ответа не требует.) Он оглянулся и замер, с лапой, заложенной за ухо. Глаза Степана побелели от злости. Маленький рыжий пес стоял рядом. Одно ухо у него завернулось. Дрожа от любопытства, пес тянулся мокрым носом к Степану, хотел обнюхать этого загадочного зверя.

- Ах, вот как!
Степан изловчился и ударил Фунтика по вывернутому уху.

Война была объявлена, и с тех пор жизнь для Степана потеряла всякую прелесть.(
ВОТ ОКАЗЫВАЕТСЯ КАКИЕ НЕПРИЯТНОСТИ!)Нечего было и думать о том, чтобы лениво тереться мордой о косяки рассохшихся дверей или валяться на солнце около колодца. Ходить приходилось с опаской, на цыпочках, почаще оглядываться и всегда выбирать впереди какое-нибудь дерево или забор, чтобы вовремя удрать от Фунтика. (а ЧТО НУЖНО БЫЛО СТЕПАНУ УДИРАТЬ ОТ ФУНТИКА?)


У Степана, как у всех котов, были твердые привычки. Он любил по утрам обходить заросший чистотелом сад, гонять со старых яблонь воробьев, ловить желтых бабочек-капустниц и точить когти на сгнившей скамье. Но теперь приходилось обходить сад не по земле, а по высокому забору, неизвестно зачем обтянутому заржавленной колючей проволокой и к тому - же такому узкому, что временами Степан долго думал, куда поставить лапу.
Вообще в жизни Степана бывали разные неприятности. Однажды он украл и съел плотицу вместе с застрявшим в жабрах рыболовным крючком - и все сошло, Степан даже не заболел. Но никогда еще ему не приходилось унижаться из-за кривоногой собаки, похожей на крысу. Усы Степана вздрагивали от негодования.
(ВОСХИТИТЕЛЬНЫЙ(УДИВИТЕЛЬНЫЙ) …..КОТ)

Один только раз за все лето Степан, сидя на крыше, усмехнулся. (- Как Вы думаете, чему?)

Во дворе, среди курчавой гусиной травы, стояла деревянная миска с мутной водой - в нее бросали корки черного хлеба для кур. Фунтик подошел к миске и осторожно вытащил из воды большую размокшую корку.
Сварливый голенастый петух, прозванный "Горлачом", пристально посмотрел на Фунтика одним глазом. Потом повернул голову и посмотрел другим глазом. Петух никак не мог поверить, что здесь, рядом, среди бела дня происходит грабеж.
(ДОГАДАЛИСЬ ПОЧЕМУ СТЕПАН УСМЕХНУЛСЯ?)

Подумав, петух поднял лапу, глаза его налились кровью, внутри у него что-то заклокотало, как будто в петухе гремел далекий гром. Степан знал, что это значит, - петух разъярялся.

Стремительно и страшно, топая мозолистыми лапами, петух помчался на Фунтика и клюнул его в спину.
(ЧЬИМИ ГЛАЗАМИ МЫ ВИДИМ ВСЮ  КАРТИНУ?)Раздался короткий и крепкий стук. Фунтик выпустил хлеб, прижал уши и с отчаянным воплем бросился в отдушину под дом.

Фунтик просидел под домом несколько часов и только к вечеру вылез и сторонкой, обходя петуха, пробрался в комнаты.

Выражение решения (Работа с текстом после чтения – смысловая беседа)

- перечитывание

Работа в группах

(3 группы)

Задания на карточках

Домашнее задание

(- Подтвердились Ваши предположения КТО является Жильцами старого дома?)

- Какие же неприятности начались у кота Степана?

Степан умывался и лизал свою растопыренную пятерню.

-Как вы понимаете значение слова «пятерня»? (Пять пальцев руки вместе с ладонью).

- Когда говорим «пятерня», речь идёт о человеческой руке, тогда почему автор использует его, когда речь идёт о коте? (Даже в этом слове видно как писатель любит и уважает животных, говоря о них как о людях).

- Кому принадлежат слова: «Ах, вот как!»? (Степану).

- В каких произведениях  животные разговаривают? (В сказках).

- Почему К. Г. Паустовский вводит этот приём в рассказ, ведь коты не разговаривают? (Так намного интереснее).

- С какой интонацией надо прочитать эту реплику? (С возмущением).

 - Кто попробует?

- Обратим внимание на характер Степана. Составим словесный портрет. Степан, он какой? (Драчливый, ленивый, как и все коты, осторожный; кот, с которым случаются разные неприятности,..) – Подтвердите это предложениями из текста. Зачитайте.

- СЛУЧАЙНО ЛИ  автор называет кота ни Стёпка, ни Стёпашка, а Степан

- А если разобраться в значении клички Фунтик! Случайно ли Паустовский так назвал своего персонажа?

Фунтик – уменьшительное от слова «фунт» (мера веса, равная 400г).

- Что же мы можем сказать о характере Фунтика?

-Каким был Фунтик? (Любопытный, добрый, мягкий, осторожный, безобидный,…)

- Все эти характеристики мы дали с позиции Я - ЧИТАТЕЛЬ.

- Как Вы думаете согласен был с нашим мнением Степан? Почему?

- Что мог бы сказать Степан о Фунтике? С какой интонацией?

- А Фунтик о Степане?

- В нашей жизни мы с Вами тоже к людям относим по разному и высказываем свою точку зрения о них и их поступках, а другие будут о нём думать по другому.

- Как автор относится к тому, о чём  он пишет? (С добротой и любовью).

- Каким человеком представляется Вам К. Г. Паустовский? (Как он смотрит на мир?) (У него добрый юмор, любит то, что его окружает, с пониманием относится ко всему окружающему, в его творчестве одно из главных мест занимает тема взаимоотношений человека и природы).

- Мы говорили о простых, обычных  вещах, есть ли какая - то тайна в этом рассказе?

- Если быть наблюдательным и внимательным к окружающему нас миру то можно узнать о том, что трава может быть не просто вьющейся, а курчавой, неприятности бывают не только в жизни людей, но и котов, и что даже псы могут быть обижены петухами.

Где же скрывается тайна?

Тайна скрывается в простом и в обычном

Кстати, о петухе. Почему его назвали Горлач? (Кричит попусту).

- О том, кто ещё является «жителями старого дома», вы узнаете на следующих уроках, а может уже сегодня у Вас появится желание прочитать этот рассказ целиком.

Нарисовать понравившегося героя. От его лица рассказать о другом герое этого произведения.

Проверка своих предположений о содержании и героях текста

Высказывания детей.

Чтение по цепочке.

Умение отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, аргументировать свою точку зрения

Выполнение творческого задания в группе

(подчеркнуть цветным карандашом правильные определения)

Группы представляют результаты работ

Участие в коллективном обсуждении

Умение давать характеристику личности писателя  на основании прочитанного

Константин Паустовский

Жильцы старого дома.

Неприятности начались в конце лета, когда в старом деревянном доме появилась кривоногая такса Фунтик. Фунтика привезли из Москвы.

 Однажды чёрный кот Степан сидел, как всегда, на крыльце и не торопясь умывался. Он лизал растопыренную пятерню, потом зажмурившись, тёр изо всей силы обслюнённой лапой у себя за ухом. Внезапно Степан почувствовал чей-то пристальный взгляд. Он оглянулся и замер с лапой заложенной за ухо. Глаза Степана побелели от злости. Маленький рыжий пёс стоял рядом. Одно ухо у него завернулось. Дрожа от любопытства, пёс тянулся носом к Степану – хотел обнюхать этого загадочного зверя.

Ах, вот как!

Степан изловчился и ударил Фунтика по вывернутому уху.

Война была объявлена, и с тех пор жизнь для Степана потеряла всякую прелесть. Нечего было и думать о том, чтобы лениво тереться о косяки рассохшихся дверей или валяться на солнце около колодца. Ходить приходилось с опаской, почаще оглядываться и всегда выбирать впереди какое – нибудь дерево или забор, чтобы вовремя удрать от Фунтика.

У Степана, как у всех котов, были твёрдые привычки. Он любил по утрам обходить заросший чистотелом сад, гонять от старых яблонь воробьёв, ловить жёлтых бабочек – капустниц и точить когти на сгнившей скамье. Но теперь приходилось обходить сад не по земле, а по высокому забору, неизвестно зачем обтянутому заржавленной колючей проволокой и к тому же такому узкому, что временами Степан долго думал, куда поставить лапу.

Вообще, в жизни Степана бывали разные неприятности. Однажды он украл и съел плотицу вместе с застрявшим в жабрах рыболовным крючком – и всё сошло. Степан даже не заболел. Но никогда ещё ему не приходилось унижаться из – за кривоногой собаки, похожей на крысу. Усы у Степана вздрагивали от негодования.

Один только раз за всё лето Степан, сидя на крыше, усмехнулся.

Во дворе, среди курчавой гусиной травы, стояла деревянная миска с мутной водой – в неё бросали корки чёрного хлеба для кур. Фунтик подошёл к миске и осторожно вытащил из воды большую размокшую корку.

Сварливый голенастый петух, прозванный Горлачом, пристально посмотрел на Фунтика одним глазом. Потом повернул голову и посмотрел другим глазом. Петух никак не мог поверить, что здесь, рядом, среди белого дня происходит грабёж.

Подумав, поднял лапу, глаза его налились кровью, внутри у него что – то заклокотало, как будто в петухе гремел далёкий гром. Степан знал, что это значит,- петух разъярился.

Стремительно и страшно, топая мозолистыми лапами, петух помчался на Фунтика и клюнул его в спину. Раздался короткий и крепкий стук. Фунтик выпустил хлеб, прижал уши и с отчаянным воплем бросился в отдушину под дом.

 Петух победно захлопал крыльями, поднял густую пыль, клюнул размокшую корку и с отвращением отшвырнул её в сторону: должно быть, от корки пахло псиной.

Фунтик просидел под домом несколько часов и только к вечеру вылез и сторонкой, обходя петуха, пробрался в комнаты. Морда у него была в пыльной паутине, к усам прилипли высохшие пауки.

Задания по карточкам для работы в группах

Группа №1

Дорогие ребята! Обсудите в группе ХАРАКТЕР ФУНТИКА. Свой ответ запишите и подтвердите словами из текста.

Группа №2

Дорогие ребята! Обсудите в группе следующий вопрос: в чём сходство героев Фунтика и Гадкого утёнка?

Группа №3

Словарная работа (группа работает у доски). Соединить понятия:

КУРЧАВАЯ ТРАВА - кудрявая, вьющаяся

ОТДУШИНА по домом - отверстие для свободного доступа

ПЕТУХ РАЪЯРИЛСЯ - был в сильном гневе

ОТШВЫРНУЛ С ОТВРАЩЕНИЕМ - с пренебрежением

(в данной карточке определения даны верно, ребята работают по разрезным карточкам).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое учебное занятие по литературному чтению и изобразительному искусству. З класс.

Интегрированный урок изобразительного искусства и литературного чтения....

Конспект учебного занятия по литературному чтению в 3 классе на тему: «В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович»

Тема: В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович»Цель: познакомить детей со сказкой В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович».Задачи: научить отличать народную сказку от авторской; учить давать характер...

Конспект учебного занятия по литературному чтению

Конспект учебного занятия по литературному чтению...

Проект учебного занятия по литературному чтению «Готовимся к празднику «Литературный новый год» (1-2 урока)

Данное учебное занятие по литературному чтению подготовлено в соответствии с рабочей программой по предмету для учащихся 2 класса по УМК «Перспектива». На занятии предполагается групповая работа, где ...

Конспект учебного занятия по литературному чтению

Конспект учебного занятия по литеературному чтению По теме: Русская народная сказка "Иван царевич и серый волк"...

Конспект учебного занятия по литературному чтению по теме: «Птицы с «характерами»

Конспект учебного занятияпо литературному чтению по теме: «Птицы с «характерами»...

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

БАДМАЦЫРЕНОВА ЭРЖЕНИ ВЛАДИМИРОВНАУЧИТЕЛЬ НАЧАЬНЫХ КЛАССОВМБОУ СОШ № 5 Г. ГУСИНООЗЁРСКАФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...