Технологическая карта урока по литературному чтению.
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Сучкова Наталья Владимировна

Тема урока: "Звуки [М],  [М`]. Буква М м". 1 класс УМК "Перспектива"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по литературному чтению на тему:

 « Звуки [М], [М`]. Буква М м»

Класс

Первый

Учитель

Н.В. Сучкова

Образовательная программа

УМК «Перспектива»

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками [М],[М`], буквой Мм, развития речи, памяти, логического мышления.

Тип урока

Решение учебной задачи

Методы и формы обучения

Объяснительно – иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная

Планируемые результаты:

Предметные

личностные

- распознают звук [М], букву Мм; находят изучаемую букву на «ленте букв»; обозначают звук [М] на схеме условным знаком и буквой; различают твердый и мягкий звуки, их обозначения; овладевают навыками позиционного принципа чтения; составляют небольшой рассказ повествовательного характера по сюжетной картинке; осуществляют звуковой анализ слова.

- проявляют познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: выполняют учебные действия в речевой и умственной форме.

Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации в схемах, картинках; логические – осуществляют звуковой анализ слова, характеризуют изучаемый звук.

Коммуникативные: овладеют способностью сотрудничать с учителем, одноклассниками; отвечать на вопросы, делать выводы.

Основное содержание темы, понятия и термины

Общее представление о согласных звуках. Звуки [М][М`]. Буква Мм. Звуковая модель слова. Позиционный принцип чтения.

Образовательные ресурсы

Азбука. 1 класс. Электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климановой, С.Г. Макеевой (1CD). «Лента букв».

Оборудование

Учебник (Азбука), картинки с изображением Маши и Медведя, сигнальные карточки (синего, зеленого и красного цвета), буквы (дружба), изображение печатной и письменной буквы М, рисунки детей с изображением мамы.

Сценарий урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Осуществляемые

действия

Формируемые умения

1

2

3

4

5

1.Мотивирование к учебной деятельности. (Организующее начало)

Фронтальная. Словесный, наглядный. Беседа. Слово учителя.

-Здравствуйте, ребята!

-Поднимите руку, кто любит чудеса?  Улыбнитесь, у нас гости. Но какие? Вы сможете узнать, отгадав загадки.

Просто чудо: озорница

Даже волка не боится!

Где она – там радость наша.

Как зовут шалунью?...

Маша с ним – друзья навек,

Хоть он и не человек…

(Вывешиваю на доску сказочных героев)

- А сейчас  покажите героям, как вы готовы к уроку.

-Ребята, а что же может объединять Машу с медведем? Послушайте стихотворение и сделайте вывод.

Она крепка, верна, надежна,

Она всегда – большое счастье,

С ней все хорошее возможно,

А без нее – одно ненастье.

Она связала Мишку с Машей,

Он рядом в радости и в горе,

Он защитит, накормит кашей,

С ним не страшны ни лес, ни море!

Он Машу любит, держит слово,

И Маша для него готова

На даже невозможное –

Отдать свое пирожное!

(Вывешиваю на доску слово)

-Именно дружба помогает людям в разных трудных ситуациях.

 -Думаю, что сегодня на уроке дружба со сказочными героями поможет нам хорошо усвоить новую тему урока.

Приветствуют учителя.

Отгадывают загадки.

Маша.

Медведь.

Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

Отгадывают и читают слово

ДРУЖБА

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

Развивают логическое мышление.

Воспринимают смысл стихотворения на слух, делают вывод, читают слово.

2.Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный. Беседа.

- Какой первый звук вы произнесли в слове Маша, Медведь?

-Почему именно эти герои пришли к нам сегодня на урок?

- Сформулируйте задачу сегодняшнего урока.

- [М],[М`]

- Познакомиться со звуком [м], [м`] и буквой, его обозначающей.

Формулируют учебную задачу совместно с учителем.

3.Усвоение новых знаний и способов действий.

  1. Общее представление о согласных звуках.

Фронтальная. Словесный. Беседа.

- Назовите героям звуки, которые вы уже знаете. Как они произносятся?

- Есть ли среди этих звуков тот звук, который вы сейчас произнесли?

- Звук [М] согласный, он не гласный. Согласных звуков в речи много и все они разнообразны по своему звучанию и произношению. Эти звуки волшебные. Они могут шипеть, свистеть, трещать, шуршать. Вот послушайте:

- Маша кушает пюРе.

Так, втоРая нота – «Ре»!

- Маша едет на такСи,

Нота Семь – конечно, «Си»!

- Какие звуки чаще произносятся  в этих стишках?

- Гласные [а], [о], [у], [ы], [и], [э].

- Они поются, нет преграды во рту.

- Нет.

Слушают объяснения учителя.

Выделяют звуки [р],  [с].

Классифицируют звуки на гласные и согласные. Перечисляют изученные гласные звуки. Называют их существенные признаки. Знакомятся с общей характеристикой согласных звуков. Совместно с учителем выделяют существенные признаки согласных звуков.

  1. Сравнение гласных и согласных звуков.

Фронтальная. Словесный. Наглядный. Рассказ, беседа.

- Ребята, гласные звуки можно пропеть.  Они придают речи мелодичность, напевность. При их произношении воздух свободно выходит через полость рта. Эти звуки произносятся с участием голоса.

- А за что же отвечают губы и язык? Они нужны для того, чтобы ставить различные препятствия свободно льющимся  звукам. Вот так и появились согласные звуки.

- Произнесите звук [о], но при этом сомкните губы. Получилось?

- Сомкните губы и подайте голос. Какой звук вы услышали?

-Гласные тянутся к песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

В темном лесу звать и аукать,

Но не желают свистеть и ворчать.

[А], [О], [У], [Ы], [Э], [И].

-А согласные согласны

Шелестеть, шептать, свистеть,

Даже фыркать и скрипеть,

Но не хочется им петь.

[Ф], [Д], [Т], [Л], [М], [Р].

Слушают объяснение учителя.

Отвечают.

-Нет.

-[М].

Воспринимают смысл стихотворения на слух (можно заучить наизусть).

Закрепляют знания о гласных звуках, демонстрируют на практике.

Сравнивают произношение гласных и согласных звуков, тренируются в произнесении звука [М].

    3.3 Физкультминутка

Коллективная. Практический

См. Приложение 1.

Выполняют движения под руководством учителя.

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни.

  1.  Сравнение звуков [М] и [М`]. Работа с учебником (с. 78).

Фронтальная. Словесный, наглядный. Беседа, работа с условными обозначениями.

- Найдите на картинке слова с новым звуком.

-В чем сходство и в чем различие этих звуков?

-Произнесите имена героев присутствующих на уроке. Что заметили?

- Предлагаю познакомиться с условными обозначениями твердого и мягкого звуков.

(твердый звук в слове обозначается синим цветом, мягкий – зеленым).

- Вспомните, каким цветом обозначаются гласные?

- А сейчас давайте поиграем!

Игра «Твердый, мягкий» (поднимают синюю карточку, если в начале слова услышат твердый согласный звук [М], зеленую – если мягкий согласный звук [М`]).

- Мама, мимоза, масло, сметана, мед, молоко.

- Одни произносятся твердо, другие – мягко.

 Отвечают на вопрос учителя.

Слушают объяснения учителя, апробируют на практике произнесение звуков.

- Красным.

Малина, мед, мачта, мыло, Миша, муравей, муха, мясо, морковь, маяк.

Сравнивают звуки, находят сходство и различия.

Используют символическое изображение твердых и мягких звуков.

  1.   Знакомство с буквой М м. Работа с учебником (с. 78).

Фронтальная.

Словесный, наглядный. Беседа.

- Ребята, какой буквой обозначаются звуки [М], [М`] на письме? Найдите ее на «ленте букв».

- На что она похожа?

Взявшись за руки,

Мы встали

И на М похожи стали.

                                   В. Степанов

- Попробуйте в паре изобразить букву М.

-Теперь нарисуйте простым карандашом букву М на листе бумаги (формат  А – 4) во весь лист, обведите ее пальчиком. Сложите лист пополам и нарисуйте еще раз, обведите пальчиком. (Складывают до тех пор,  пока лист не станет маленьким).

- М м.

Находят на ленте букв.

Отвечают на вопрос.

Изображают букву М в паре с одноклассником.

Выполняют задание.

Соотносят звук и букву. Находят букву на «ленте букв».

Устанавливают сходство с окружающим миром.

Запоминают образ буквы.

  1.  Работа с картинкой в учебнике (с. 78).

Словесный, наглядный. Рассказ.

- Внимательно рассмотрите картинку в учебнике и составьте по ней рассказ.

- Клара, прочитай предложение под картинкой, заменив рисунок словом.

Рассматривают картинку, составляют рассказ.

Читает предложение, ребята помогают.

Составляют небольшой рассказ повествовательного характера по сюжетной картинке учебника.

        3.7Физкультминутка

Коллективная. Практический

См. Приложение №1

Выполняют движения по тексту под руководством учителя. Активно участвуют.

Учатся позитивно относиться к своему здоровью.

  1.  Освоение позиционного принципа чтения. Работа по учебнику (с. 78).

Фронтальная. Словесный, наглядный, практический.

Чтение, объяснение учителя, упражнение.

- Сейчас будем договаривать  слоги до целого слова: ма…, ми…, му…, мо…, мы…, ме…

- А как надо читать согласную  букву в слоге (твердо или мягко),  вам подскажет рядом стоящая гласная буква.

- Согласная перед буквами А, О, У, Ы, Э читается твердо, а перед буквой  И – мягко.  Постарайтесь на одном дыхании соединять звуки и слоги.

Читают слоги.

Слушают объяснения учителя.

Овладевают принципом позиционного чтения, отрабатывают практические навыки. Тренируются в договаривании слога до целого слова.

4.  Закрепление             полученных знаний.

  1.  Работа со стихотворением (учебник, с.78).

Фронтальная. Словесный.

Чтение.

- Ребята, кто знает, откуда появилось  слово мама? Что это слово значит для каждого человека?

- Мама, самое дорогое слово в мире. Мама есть не только у человека, но и у животных тоже. Даже у наших героев.  

Клара  выразительно прочитает стихотворение, а вы послушаете и скажете, как же образовалось слово «мама»?

(На доске висят рисунки детей с изображением мамы, заранее нарисованные детьми).

Отвечают на вопросы, слушают учителя.

Слушают стихотворение.

Отвечают на поставленный перед ними вопрос. Рассматривают рисунки.

Воспринимают смысл стихотворения на слух. Воспроизводят правило позиционного чтения.

  1.  Звуковой анализ слова.

Фронтальная. Словесный, практический, наглядный. Звуковой анализ слова.

- Сейчас поработаем с сигнальными карточками.

-Прочитайте, пожалуйста, модель слова  в учебнике на с. 78 и выполните звуковой анализ слова по схеме.

Читают слово «мимоза», выполняют звуковой анализ.

Характеризуют звуки в слове, ставят ударение, делят слово на слоги.

  1.  Работа с электронным приложением  к учебнику.

Практический, словесный. Упражнение, звуковые схемы, игры, мультфильм.

Выполните задания, которые предлагает автор по данной теме.

Выполняют задания, предложенные в диске, смотрят мультфильм, участвуют в игре.

Выполняют задания.

5. Рефлексия учебной деятельности (итог урока).

Фронтальная. Словесный. Беседа.

- С каким звуком и буквой познакомились на уроке?

- Назовите слова с этой буквой.

- Как ее можно изобразить?

- Что для себя открыли нового?

- Что вызвало затруднение?

 -Почему?

- Какие сказочные герои присутствовали на уроке?

- Какое волшебное слово нам сегодня помогло? Надеюсь, что вы останетесь такими дружными, добрыми и умными на протяжении всей своей жизни.

-А теперь оцените себя, как вы поняли тему урока.  Если все поняли, поднимите зеленую карточку, ничего не поняли – красную, надо еще поработать над этой темой – синюю.

- С каким настроением уйдете с урока?

- Спасибо за урок!

Отвечают на вопросы, работают с сигнальными карточками.

Оценивают свою деятельность, осуществляют самоконтроль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

технологическая карта урока по литературному чтению ( метод продуктивного чтения) Тема урока : Как мудрость в жизни помогает по сказке " Мудрый старик" 2 класс

Как учить детей вести диалог с автором?К сожалению, способность, читая, вести диалог с автором через текст редко когда возникает самостоятельно. У большинства учащихся её необходимо формировать в проц...

технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Н.Носов "На горке."

Тема урока: «Н.Носов «На горке» Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.Задачи:1. Формировать предметные умения:- ...

технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс ( метод продуктивного чтения Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Во что нельзя "играть" ? И. Дик " Красные яблоки»

Тема урока: Во что нельзя «играть»? И. Дик «Красные яблоки».Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бу...

технологическая карта урока по литературному чтению 1 класс ( технология продуктивного чтения по Е.В.бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Михаил Зощенко " Глупая история"

Предмет: Литературное чтение.Класс: 1.Тема урока: Михаил Зощенко « Глупая история»Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продук...

технологическая карта урока по литературному чтению 4 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : И.Токмакова " Сказочка о счастье"

Предмет: Литературное чтение.Класс:4.Тема урока: «И.Токмакова «Сказочка о счастье»Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продук...