Конспект к уроку литературного чтения по теме "В.И. Даль "Девочка - Снегурочка" 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Зайцева Инга Владимировна

Данный материал предоставляется учителям, работающим по программе "Начальная школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_lit._chteniya.docx18.25 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения по теме «В. И. Даль «Девочка Снегурочка»

                                                   2 – Б класс

Зайцева Инга Владимировна учитель начальных классов

Цель: углублять и развивать интерес ребёнка к чтению, способствовать формированию любви ребёнка к книге

Задачи урока.

  1. Раскрыть фольклорные литературные корни сказки В. И. Даля «Девочка Снегурочка». Познакомить с интересными фактами из жизни Даля – доктора, писателя, собирателя слов.

Актуализировать знания детей о жанровых элементах сказки.

  1. Развивать умение сопоставлять характеры героев сказки и своё отношение к ним. Развивать читательские умения: выразительно читать сказку; выстраивать последовательность частей объёмного текста; развивать умение проводить словесное иллюстрирование; развивать речь учащихся, сообразительность, воображение, умение работать в парах, коллективно, умение оценивать свою работу и работу одноклассников, умение давать оценку прочитанному. Высказывать своё отношение к героям и их поступкам.
  2. Учить пересказывать сказку по готовому плану, учить правильно объяснять устаревшие слова.
  3. Способствовать формированию любви к чтению. Воспитывать желание читать сказки.

                                                        Ход урока

  1. Оргмомент.

  1. Проверка домашнего задания.

(Детям было задано прочитать сказку Даля, нарисовать героиню сказки «Девочка – Снегурочка» в эпизоде, который им понравился и подготовить выразительное чтение этого эпизода).

Сейчас я проверю, как вы внимательно читали сказку.

Откройте тетради по лит. чтению на с. 65, прочитайте задание 1.

Выполняем задание самостоятельно и не открываем учебники (по памяти).

Поменяйтесь тетрадями и проверьте, как выполнил задание учитель. Слайд № 1.

Если задание выполнено правильно, нарисуйте улыбочку.

Поменялись снова, подняли руки в паре.

Зачитайте предложение, которое вы записали. Как оно называется? (Зачин – начало сказки). Традиционный зачин для русских сказок.

Как называются остальные части сказки? (Основная часть – середина, концовка)

Сам автор В. И. Даль говорил так «Сказка от начала начинается, до конца читается, в середине не перебивается.»

Пока вы выполняли задание, я прошла и посмотрела ваши рисунки. Все нарисовали героиню сказки, рисунки получились красочными, яркими. У каждого своя Девочка Снегурочка. Молодцы!

А что ещё нужно было сделать? (Подготовить выразительное чтение отрывка)

Что значит читать выразительно?

Выразительное чтение. Слайд №2.

Должна соблюдаться интонация (она может быть радостной, тревожной, возмущённой и др.), темп (быстрый, медленный, спокойный), громкость (громко, тихо, нормально).

Один ученик читает, а что мы делаем? (Оцениваем ответ)

Ребята, а кроме главной героини, какие ещё герои в этой сказке? Давайте перечислим.

Называем героев сказки. Слайд № 3.

Есть ли персонажи – животные?

А как мы их характеризуем?

Лиса – устойчивый образ, основные черты – хитрость, склонность к обману и уловкам.

Волк – традиционно олицетворяет собой жадность и злобу. Его часто изображают глупым

Медведь символизирует воплощение грубой силы. Иногда свиреп, иногда – наивен и добр

Работа с инд. конвертами.

Физминутка.

  1. Новый материал.

- Чему мы учились на предыдущем уроке литературного чтения?

  • Познакомились со сказкой
  • Читали сказку
  • Разделили сказку на части
  • Работали над выразительным чтением

- Но мы не поработали с устаревшими словами и не составили план сказки.

А были таковые слова? (Да) А для чего нужен план? (Чтобы было легче пересказывать сказку)

Постановка целей урока, постановка проблемного вопроса.

Вот этим мы и займёмся сегодня на уроке, продолжим работу над сказкой, будем стараться быть грамотными, вдумчивыми читателями, а также много интересного узнаем о самом Владимире Ивановиче Дале.

Этим мы и займёмся на сегодняшнем уроке.

Составление плана сказки.

Работа с инд. конвертами.

На прошлом уроке сказка уже разделена на части.

         - Сколько частей получилось? (10)

- Вспомните, какими словами начинается сказка, 1 – я часть?

- Какими словами заканчивается?

- Как назовём?

1. Горе стариков.

- Что произошло дальше?

- Как озаглавим эту часть?

2. Появление Снегурочки.

И вот эта часть очень нравится мне. Давайте послушаем аудиозапись в исполнении артистов.

3. Случилась беда.

4. Снегурочка с подружками в лесу.

5. Снегурочка заблудилась.

6. Встреча с медведем.

Какими словами обратился медведь к Снегурочке?

7. Встреча с волком.

Как автор назвал волка?

8. Встреча с лисой.

А как автор называет лису?

9. Жучка спасает Снегурочку.

10. Возвращение домой.

- Ребята, а почему Снегурочка не приняла помощь от медведя, волка, лисы?

- Совершенно верно. Снегурочка пошла с Жучкой, потому что знала её, не страшно доверить жизнь тому, кого знаешь.

Работа в раб. тетр. Слайд № 5. Загадка о Морозе.

Работа над устаревшими словами. Слайд № 6.

Об авторе. (Сообщение учащегося)

В. И. Даль всю жизнь изучал русский язык, собирал пословицы, народные выражения, стремился показать богатство живого русского языка. Даль – настоящий знаток русского языка. Мудрость русских народных сказок и красоту живой народной речи оценил и показал В. И. Даль в своих трудах. На нашей выставке книг представлены:

«Толковый словарь живого великорусского языка» (в 4 – х томах) Том 1.

Книга Владимира Ильича Порудоминского «Собирал человек слова»

Сказка «Девочка Снегурочка»

  1. Рефлексия – мишень.

В зависимости от того, насколько вы поняли смысл сказки, что нового узнали, раскрасьте мишень.

Ближе к 10 – зелёный – материал усвоен.

9 – синий, 8 – оранжевый, 7 – красный – многое непонятно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по теме "Музыкант" Бианки 2 класс

Урок сопровождается презентацией, что поможет материал сделать интереснее....

Конспект интегрированного урока « Литературное чтение и окружающий мир » во 2 классе

« Литературное чтение и окружающий мир » во 2  классеЦель урока: -  создание условий для ознакомления обучающихся с песенным фольклором зарубежных стран.Формы обучения:фронтальная, самостоят...

Презентация и конспект к уроку литературного чтения по теме «Зачем поют колыбельные песни», 2 класс (Образовательная система «Школа 2100»).

Данный конспект предназначен для урока литературного чтения во 2 классе (Образовательная система «Школа 2100», авторы учебника Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева) по теме «Зачем поют колыбельные песни». Основн...

Конспект + презентация урока литературного чтения по теме: "Считалка, скороговорка или дразнилка?" 1 класс, ПНШ.

Цели деятельности учителя: Формирование у детей умения различать фольклорные жанры произведений.Планируемые результаты:Предметные:Знать о малых фальклорных жанрах, их определения;Уметь различать счита...

Конспект + презентация урока литературного чтения по теме: "Стихи про девочек и мальчиков." 1 класс, ПНШ.

Цели деятельности учителя: формирование навыков выразительного, правильного, осознанного чтения; совершенствования технику чтения.Планируемые результаты:Предметные:Знать и понимать смысл стихотворений...

Конспект + презентация урока литературного чтения по теме: "Фантазия в поэзии" 1 класс, ПНШ.

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с поэтическим взглядом – фантазией, с образами, созданными Б. Заходером и И. Токмаковой; способствование развитию наблюдател...

Конспект интегрированного урока (литературное чтение и окружающий мир) в 1 классе

Литературное чтение – это особый предмет. Это, прежде всего, “искусство слова”, воплощающее стремление человека к истине, добру и красоте. Это тот самый предмет, который в полной мере формирует си...