Урок-практикум по литературному чтению В.Вересаев. Братишка
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Андриянова Елена Викторовна

Формирование типа правильной читательской деятельности

В.Вересаев. Братишка

Урок по литературному чтению  3 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование типа правильной читательской деятельности

В.Вересаев. Братишка

Урок по литературному чтению  3 класс

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

-Сегодня к нам на урок литературного чтения пришли учителя города Липецка. Им интересно посмотреть, как проходят наши уроки, послушать ответы учеников.

 -Я в свою очередь, надеюсь, что сегодняшний день пройдет с пользой для всех нас. У всех хорошее настроение. Все красивы и здоровы. Начинаем наш урок!

2. Актуализация знаний.

-Пятиминутное чтение художественных книг  (перед каждым уроком, в дифракционных очках, с артикуляцией и без артикуляции)

-Традиционно начнём наш урок с рекомендаций книг, которые вы сейчас читаете. (выходят учащиеся к доске с книгами, рекомендуют: название, автор, жанр, внешние данные)

-Спасибо! Я рада, что все читают разные интересные книги и помнят: «Кто много читает, тот…, потому, что «Чтение-лучшее …»  (продолжают пословицы, сл.№1)

3. Формулирование темы урока. Проектирование плана урока

-Посмотрите на экран. Что скажете про данные названия? (на экране разные названия произведений одного автора: Ванька, На эстраде, Состязание, Собачья улыбка, Без дороги, Записки врача- сл.№2)

-Да, вы правильно заметили, что у всех этих произведений один автор – Викентий Вересаев. Значит можно сформулировать тему сегодняшнего урока.

( формулируют тему: Изучение произведения Вересаева.)

-Спланируйте дальнейшую работу на уроке. (Ответы учащихся: «Сегодня на уроке мы будем читать, отвечать на вопросы, думать, рассуждать, следить за своим здоровьем».)

-Правильно ли я вас поняла: «На уроке мы знакомимся и анализируем новое произведение Вересаева, работаем над формированием типа правильной читательской деятельности, развиваем речь, творческие способности и не забываем следить за своим здоровьем». (кивают в знак согласия)

4. Открытие нового знания. Работа с текстом до чтения

-Прочитайте название произведения В Вересаева. («Братишка», сл. №3)

-Попробуйте предположить, о чём будет произведение?

-А теперь рассмотрите иллюстрацию к произведению. Стало ещё понятнее?

-Можете догадаться, кто герои произведения? (птички, автор)

-Хорошо сказали, автор-герой произведения. А что можете сказать о Вересаеве? (писатель, писал и для детей, рассказы  о природе, любит природу, наблюдательный…)

-Позже, на уроке, мы узнаем больше о В.Вересаеве.

5. Введение нового знания в систему знаний. Работа с текстом во время чтения

-Прочитаем произведение.  Возьмите карандаш в помощники себе. Отмечайте вопросы, литературные приёмы, понравившиеся отрывки и всё, на что обратите внимание. (читает учитель)

-Что скажите? Выскажите ваши общие впечатления о прочитанном произведении. (Высказывания учащихся: произведение понравилось, переживали за главных героев,  весеннее, радостная концовка,  и т.д.)

-На что обратили внимание при чтении? Есть такие места? Зачитайте вслух. Выборочное чтение (читают отрывки, объясняют, чем понравилось, что заинтересовало)

- Почему автор выбрал заглавие не Брат, а Братишка? (относится к героям с особой теплотой)

- Представьте, что автор рядом с вами и можно с ним вступить в диалог.

-Повторное чтение. Проведём диалог с автором  (читают, вступают в диалог с автором, учитель по ходу комментирует непонятные слова и выражения: бузина, кадушка, пазуха, трепыхая -   сл.№4)

-Правы ли мы были в начале урока в  своих предположениях относительно того, что одним из главных героев выступает автор? Поясните.  (-Да, мы же с ним вели диалог!)

-Прочитайте предложение:

«Он непрерывно прыгал по краю кадушки, опуская клюв, захватывая воду, и тот час ронял её из клюва, и поглядывал на брата, и звал его.» (сл. №5)                

- Раскройте смысл этого предложения. (высказывания учащихся)    

-Да, в этом предложении мы чувствуем и активное движение, и волнение, и трепет с неравнодушием.  Какое ёмкое по смыслу выражение автора! И мы его поняли!

-Попробуем прочитать рассказ выразительно. Отметьте литературный приём, который автор использует несколько раз.

(Читают, передают интонацией волнение, тревогу, переживание героев, говорят о повторяющихся словах: молодой, совсем молодой воробей)

- На уроках не забываем заботиться о здоровье. Зарядка для глаз (сл.№6)

(Проводит зарядку ученица-  инструктор по физкультминуткам:

-Поморгаем глазами, зажмурились, открыли глаза, поморгали

-Посмотрели вверх, вниз, направо, налево, по кругу в правую сторону, по кругу в левую сторону

-Поставили указательный палец перед собой. Смотрим на палец и двигаем его к носу, от носа

-Перемещаем руку направо, налево, следим за рукой

-Закроем глаза, накроем ладонями, скрестив пальцы на лбу - пальминг

-Откройте глаза, посмотрите на зелёный цвет, на растения, на аквариум с рыбками - так успокаиваем глаза

-Зарядка  окончена!)

6. Работа с текстом после чтения

-Какова же основная тема рассказа, которую хотел донести до нас В.Вересаев?  (Дружба и взаимопонимание среди животных существует!)

-Вспомните пословицы о братстве, дружбе, товариществе помните?  (говорят много пословиц)

- Каковы чувства воробьёв? (опасение, настойчивость, страх перед неизвестным действием)      

 - Каковы чувства автора?  (Любит животных, переживает за них, относится с теплотой)

-А наши чувства?  (переживали за маленького воробья, рады, что у него получилось напиться из бочки)

-Правильно, В. Вересаев сумел передать нам свои мысли и чувства. Мы поняли его. Автор настоящий мастер слова!

-Посмотрите на экран. Некоторые сведения о Викентии Вересаеве (автобиография, случаи из жизни, творчество, сл.№7-№8)

- Творческие задания любят все.  По нашему произведению для вас  сегодня две игры (сл.№9-№10). Проверим, как поняли содержание рассказа Вересаева.

-Игра: «0 или 1». Для правильного выполнения необходимо ещё раз просмотреть текст внимательно! (читают три минуты жужжащим чтением). Закройте текст!

-Я говорю фразу из рассказа. Если фраза верная, то ставьте-1, а не совсем верная- 0.

(пишут цифры на листках)

-На рябине сидели рядом два молодых воробья – 0 (на бузине)

-Клюв был разинут от жары – 1

- Он непрерывно прыгал по дну кадушки, опускал клюв, захватывал воду – 0 (по краю)

- Но только коснулся лапками сырого почерневшего края кадушки - и сейчас же порхнул назад – 0 (позеленевшего)

- Братишка перелетел на кадушку, неуверенно сел и напился – 1

- Оба улетели – 1

- Правильный ключ: 010-011. Встаньте у кого так?

-Игра: «Дерево мудрости».

-Вы уже хорошо помните текст произведения. Задайте любые вопросы по тексту, можно и межпредметные.  Запишите их на том же листочке и прикрепите на дерево (на доске прикреплено дерево из картона, выбегают, крепят магнитиками вопросы в виде листочков на дерево).

- Я тоже хочу поиграть, поэтому сегодня не вы, а я буду снимать вопросы, читать их, а вы отвечайте без ошибок.

(Вопросы от учащихся: Сколько в первом абзаце предложений? Найдите во 2 предложении существительные 2 склонения. Придумайте другое название к рассказу. Какие еще произведения о животных помните?  Сколько было воробьёв? и др.)

-Спасибо Вы правильно отвечали на вопросы мудрого дерева. Молодцы!

7. Рефлексия. Самооценка

-Наш урок подходит к концу. Итог урока надо всем учиться подводить. Мы будем главное сейчас в уроке находить! (Высказывания учащихся: изучали новое произведение, развивали речь, технику чтения, следили за своим здоровьем, думали, слушали, играли)

-Да я с вами совершенно согласна!  Сегодня на уроке мы не только познакомились с новым произведением Вересаева, развивали речь, чтение, не только узнали новые факты из жизни птиц в природе, но и сумели понять мысли и чувства главных героев, автора. А это самое важное и ценное!

-Домашнее задание -  научиться читать рассказ без ошибок, выразительно.

- Проведём самооценку работы на уроке.

(Ученик проводит самооценку вслух,  диктует предложения, учащиеся ставят себе в табличку плюс или минус, стараются быть объективными, сл.№11)

  1. Я старался и выполнял задания без ошибок  (+, -)
  2. Работал активно, поднимал руку
  3. Внимательно слушал ответы одноклассников
  4. Узнал для себя новое
  5. Следил за своим здоровьем

-Встаньте, у кого пять плюсов, четыре плюса. Почему поставили себе минус? Что необходимо подтянуть, над чем следует поработать? (Ответы учащихся: «Мне надо быть активнее на уроке». «Надо быть более внимательным.»)

-Я, в свою очередь, вас оценю. На этом наш урок окончен. Всем спасибо!

                                                                                                                   24.03.2016.

                                                                                                                   г. Липецк


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вересаев.Братишка.Презентация.

Презентация у уроку чтения в 1 классе, программа "Школа 2100"....

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Урок-практикум по совершенствованию техники чтения

Урок-практикум по совершенствованию техники чтения. Виды чтения. Различные упражнения по развитию быстрого чтения у младших школьников....

Урок по литературному чтению в 3 классе. Урок-практикум по развитию читательских умений (В.Бианки "Неслышимка")

Презентация к уроку №8 из раздела "Природа летом" (В.Бианки "Неслышимка")....

Урок по литературному чтению В.Вересаев

Урок по литературному чтению В.Вересаев. Братишка...

Урок-практикум по литературному чтению в 3 классе по теме "Рассказ К. Паустовского « Мой дом»"

Вопросы к уроку-практикуму по развитию читательских умений по рассказу К. Паустовского «Мой дом» ...

Урок литературного чтения В.Вересаев. "Братишка"

Урок литературного чтения   В.Вересаев. "Братишка". 1-й класс...