Урок литературного чтения "Путешествие в зимнее царство"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Соколова Татьяна Владимировна

Цель: развивать умение составлять связный текст на основе воображения детей, их собственных наблюдений, впечатлений, эмоционального воздействия поэзии, музыки, картин природы

 

Задачи:

ü  Обучать детей составлению рассказа

ü  Развивать у детей воображение, фантазию

ü  Развивать устную и письменную речь, обогащать словарный запас

ü  Развивать память, внимание, наблюдательность

ü  Приобщать детей к миру поэзии, музыки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literaturnogo_chteniya.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Пречистенская СОШ

Урок литературного чтения во 2-м классе

по теме "Путешествие в зимнее царство"

Цель: развивать умение составлять связный текст на основе воображения детей, их собственных наблюдений, впечатлений, эмоционального воздействия поэзии, музыки, картин природы

Задачи:

  • Обучать детей составлению рассказа
  • Развивать у детей воображение, фантазию
  • Развивать устную и письменную речь, обогащать словарный запас
  • Развивать память, внимание, наблюдательность
  • Приобщать детей к миру поэзии, музыки

Ход урока:

  1. Организационный момент (эмоциональный настрой)

У: Ребята, сегодня Фея приглашает нас в один из уголков своей волшебной литературной страны. Но что это за уголок, вы сейчас узнаете. (Слайд №1 – Фея, Слайд №2 - письмо)

Дорогие мои ребята!

Сегодня я приглашаю вас в свои владения. И это будет Зимнее Царство. Для того, чтобы попасть в Зимнее Царство, вам нужно прежде всего устроить маленький снегопад, потому что Зимнее Царство не бывает без снега. Второе, что вам поможет попасть туда, - это «зимние стихи». В путь, друзья мои!

Ваша Фея.

У: Как же нам устроить снегопад? Давайте возьмём свои снежинки и станем под музыку размахивать ими так, как будто бы у нас в классе пошёл снег. (Слайд №3 – снегопад, Слайд №4 – с музыкой П. И. Чайковского «Вальс снежинок» 1 мин.)

Звучит музыка: П.Чайковский «Щелкунчик» Вальс Феи Драже. Дети размахивают снежинками.

У: Вот какой сильный у нас снегопад. Настоящая метель! Первое условие Феи вы выполнили. Теперь надо выполнить её второе условие: прочитать «зимние» стихи.

Ученик читает отрывок из поэмы Николая Алексеевича Некрасова «Мороз, Красный нос» - про  Мороза – воеводу.

Из поэмы «Мороз, Красный нос»

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

Глядит – хорошо ли метели

Лесные тропы занесли,

И нет ли где трещины, щели,

И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,

Красив ли узор на дубах?

И крепко ли скованы льдины

В великих и малых водах?

Идёт – по деревьям шагает,

Трещит по замёрзлой воде,

И яркое солнце играет

В косматой его бороде.

Забравшись на сосну большую,

По веточкам палицей бьёт

И сам про себя удалую,

Хвастливую песню поёт:

«Метели, снега и туманы

Покорны морозу всегда,

Пойду на моря-окияны –

Построю дворцы изо льда.

Задумаю – реки большие

Надолго упрячу под гнёт,

Построю мосты ледяные.

Каких не построит народ.

Где быстрые, шумные воды

Недавно свободно текли –

Сегодня прошли пешеходы,

Обозы с товаром прошли.

Богат я, казны не считаю,

А всё не скудеет добро;

Я царство моё убираю

В алмазы, жемчуг, серебро…»

У: К кому же вы попали в гости?

Д: К Морозу.

У: Как вы думаете, ему тут живётся?

Д: Хорошо. Чудесно. Он делает всякие волшебства и поёт про себя удалую хвастливую песню.

У: Но вы знаете, ребята, эту песню он пел сто лет назад. С тех пор многое изменилось, и вот сейчас у него, кажется, совсем другое настроение. Мне удалось записать кусочек разговора Мороза-воеводы. Послушайте (звучит диалог: один голос – женский, другой – густой мужской бас). (Слайд №5 – со словами Мороза)

- Да, плохо мне, плохо.

- Да чем же тебе, Мороз. Плохо? Вон какая стужа стоит на улице.

- Это вы только так говорите, а разве кто обо мне помнит? Это ведь всё теперь называется «атмосферные явления». Мороз – это теперь столбик в термометре, а не я. А про вьюги и метели теперь говорят, что это «циклоны». Слово-то какое противное. Тфу! Всё объяснили: откуда похолодание, откуда потепление. Я вроде и ни при чём, и дела мне никакого не осталось. Я уж думал, может, меня и нет вообще?

У: Вот так-так! Что же вы ответите Морозу?

Д: …..

2.Работа с эпическим произведением

У: А я думаю, плохо будет, если из нашей жизни совсем волшебство уйдёт. И наверное, совершенно прав писатель Михаил Михайлович Пришвин, который этот трудный вопрос решил так (читает ученик).

Михаил Пришвин

Лесное зеркало

В лесной луже на дороге более холодные частицы воды при остывании подымались на поверхность, и мороз сколотил из них белую плёнку и наузорил на ней какие-то нам неведомые тропические цветы.

Разве поймёшь, для чего у мороза цветы? А по себе если судить, так всё понятно: мороз замечтался о далёкой тропической стране, и, пока занимался узорами, тёплая вода убежала под землю.

Так и осталась от всей лужи тонкая блестящая хрусткая плёночка с узорами тропических водорослей.

У: Как вы понимаете словосочетания: тропические цветы, тропическая страна, тропические водоросли?

У: Видишь, Мороз, можно и совершенно правильно объяснить, как из воды получаются ледяные узоры, и в то же время не забыть, что это твои узоры, и увидеть в них твои мечты. Вот посмотри на наши снежинки. Это ведь тоже твоё маленькое волшебство. Они у нас все разные.

3.Работа в парах (подбор слов-признаков) (Слайд №6 – разные снежинки, музыка П. И Чайковский «Вальс снежинок» 6 мин.)

У: Ребята! Посмотрите на свои снежинки внимательно, на снежинки на экране и объясните Морозу по-волшебному, почему они такой формы и какие они. Подберите как можно больше слов к вашей снежинке:

  • Какие они?
  • Как они выглядят?
  • Какие они по характеру?
  • На что похожи? (Они похожи на белые звёздочки, цветы, кружева).
  • Как они летят? (кружатся, танцуют, ведут хоровод)

Дети дают характеристики своим снежинкам.

У: Ребята, как вы думаете, какая пара  придумала очень удачные слова?

У: Чтобы понаблюдать за снежинкой, больше о ней узнать, мы с вами продолжаем путешествие по  Зимнему царству, царству метелей, вьюг, морозов, снега.

У: Зимой очень часто идет снег? Он согревает землю, укутывает деревья, защищает их от морозов. Об этом даже есть стихотворение.

                    Снежинка

Снежинки кружатся, на землю ложатся,

Как тысячи белых ежат.

Шапкой на дерево, шубкой на землю –

От холода пусть не дрожат.

- Землю укрою,- скажет снежинка.-

Пусть ей будет тепло!

И под сугробом выживет кустик

Всем морозам назло!

Весной зацветет и зазеленеет,

Радость людям неся.

Укрою его сейчас потеплее,

Замерзнуть ему нельзя.

Смелей, снежинка, падай вниз

И не задень лучом карниз!

Петросянц А.

- С кем сравниваются снежинки? (с белыми ежатами) А дерево чем укрывает? (шапкой). Землю? (шубкой). Снег украшает землю, лес, превращает их в сказочное снежное царство.

(Слайд №7 – деревья в шапках и шубах)

4.Физминутка (Слайд №8 – снегопад)

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки - балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Мы деревья побелили-

Крыши снегом замели.

Землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли.

5.Работа над характером снежинки (слушание эпического текста и самостоятельное чтение)

У: Ребята, но вот тут у меня есть ещё две снежинки (показывает красивую и страшную). Их, наверное, тоже волшебник сделал. Но, по-моему, это был какой-то другой волшебник, который тоже может делать зимние чудеса. У меня про каждого из этих волшебников есть история. Я вам прочитаю первую историю, а вы подумайте: какую из снежинок какой из волшебников сделал?

Первая история – про Горного короля из финской сказки «Сампо-Лопарёнок». Лопари – это такой народ, который живёт далеко на Севере. Однажды герой нашей сказки. Мальчик Сампо, попал в царство Горного короля на праздник Торжества ночи.

(Слайд №9 - северное сияние)

«Не лучше ль вернуться назад?» - подумал Сампо. Но было слишком поздно. Они уже взобрались на самую вершину горы.

- Так вот он какой. Этот Горный король! – Сампо глядел на него во все глаза.

Горный король сидел на троне из каменных скал и свысока посматривал на своих подчинённых.

На голове у него была шапка из снежного облака.

Глаза у него были как две полные луны.

Его нос был похож на горную вершину.

Его рот был как расселина в скале.

Его борода была как застывший водопад.

Его руки были длинные и толстые, как стволы горных сосен.

Его пальцы были цепкие, как еловые ветви.

Его ноги были как утёсы.

Его шуба была как снеговая гора.

Вот какой он был Горный король!

А если ты спросишь: «Неужели Сампо-Лопарёнок мог в ночной темноте разглядеть Горного короля?» - я тебе отвечу: «Снег так искрился и блестел, а в небе играло такое яркое северное сияние, что всё было видно, как днём…»

Вот Горный король тряхнул головой – сразу в синем ночном небе ещё сильнее заполыхало северное сияние. Оно охватило весь небосвод. В воздухе послышался треск и гудение. Северное сияние то разгоралось, то угасало, то ярко вспыхивало, то бледнело, как будто ветер порывами проносился над снежными горами.

Горный король был очень доволен. Он ударил в ладоши, и в ответ ему загрохотали глухие раскаты горных обвалов, а эхо повторило их в глубоких ущельях…

И вдруг над землёй раздался глухой голос Горного короля:

- Солнце не смеет больше показаться! Так я хочу! Так будет! Так должно быть!.. Знайте все – солнце погасло! Солнце умерло! Всё живое на земле будет поклоняться мне – королю вечной зимы и вечной ночи!

Тут уж Сампо-Лопарёнок не мог выдержать – он вышел из своего убежища и, задрав голову, крикнул:

- Ты лжёшь, Горный король! Ты лжёшь! Солнце не умерло! Я сам видел вчера на небе его гонцов! Солнце взойдёт, и твоя борода растает, как только солнечные лучи покажутся над землёй. Вот увидишь!

Это была неслыханная дерзость. Горный король весь потемнел от гнева. Чёрные грозовые тучи сошлись над его головой.

- Кто ты такой? Как  смеешь ты со мной спорить? – страшным голосом спросил Горный король.

- Почему же мне не спорить с тобой, если ты говоришь неправду? – сказал Сампо-Лопарёнок. – А если ты хочешь знать, как меня зовут, изволь, я скажу тебе: отец зовёт меня Сампо, а мать…

Но Горный король не дослушал его:

-Для того чтобы проглотить тебя, мне достаточно знать, как зовёт тебя отец!

И…Горный король протянул огромную ручищу, чтобы схватить Сампо-Лопарёнка.

Но тут вдруг северное сияние померкло, и  яркий красный луч ударил прямо в ледяное лицо Горного короля.

Горный король зажмурился и опустил руку.

И тогда все увидели, что золотой край солнца стал медленно и торжественно подниматься над землёй.

У: Автор этой сказки наверняка знает, что ночь обязательно сменяется днём, даже такая длинная ночь. Как на далёком Севере. Но он, как  мы с вами, и как Пришвин, не может и не хочет жить без волшебства.

Вторая история – про волшебника, которого вы, наверное, узнаете. Он из сказки Владимира Ивановича Одоевского «Мороз Иванович» (Слайд №10 – снежинки)

…На постели у Мороза Ивановича вместо перины лежал снег пушистый: холодно. А делать было нечего. Рукодельница принялась взбивать снег, чтобы старику было мягче спать, а меж тем у ней, бедной, руки окостенели и пальчики побелели, как у бедных людей, что зимой в проруби бельё полощут: и холодно, и ветер в лицо, и бельё замерзает, колом стоит, а  делать нечего и работают бедные люди.

- Ничего, - сказал Мороз Иванович, - только снегом пальцы потри, так и отойдут, не ознобишь. Я ведь старик добрый, посмотри-ка, что у меня за диковинки.

Тут он приподнял свою снежную перину с одеялом, и Рукодельница увидела, что под периною пробивается зелёная травка.  И Рукодельнице стало жаль бедной травки.

– Вот ты говоришь, - сказала она, - что ты старик добрый, а зачем ты зелёную травку под периной держишь, на свет Божий не выпускаешь?

- Не выпускаю потому, что не время; ещё трава в силу не вошла. Крестьяне её осенью посеяли, она и взошла; и кабы вытянулась она, то зима бы её захватила, и к лету травка бы не вызрела. Вот я и прикрыл молодую зелень моей снежной периной, да ещё сам прилёг на неё, чтобы снег ветром не разнесло; а вот придёт весна, снежная перина растает, травка заколосится. А там, смотришь, выглянет зерно, а зерно крестьянин соберёт да на мельницу отвезёт; мельник зерно смелет, и будет мука, а из муки ты, Рукодельница, хлеб испечёщь.

- Ну, а скажи мне, Мороз Иванович, - спросила Рукодельница, - зачем ты в колодце-то сидишь?

- Я затем в колодце сижу, что весна подходит, - сказал Мороз Иванович, - мне жарко становится; а ты знаешь, что и летом в колодце холодно бывает, оттого и вода в колодце студёная, хоть среди самого жаркого лета.

- А зачем ты, Мороз Иванович, - спросила Рукодельница, зимой по улицам ходишь да в окошки стучишься?

- А я затем в окошки стучусь, - отвечал Мороз Иванович, - чтоб не забывали печей топить да трубы вовремя закрывать; а не то ведь, я знаю, есть такие неряхи, что печку истопить – истопят, а трубу закрыть – не закроют, или и закрыть закроют, да не вовремя, когда ещё не все угольки прогорели, а оттого в горнице угарно бывает, голова у людей болит, в глазах зелено; даже и совсем умереть от угара можно. А затем ещё я в окошки стучусь. Чтоб никто не забывал, что есть на свете люди, которым зимой холодно, у которых нет шубки, да и дров купить не на что…

У: Как вы думаете,  писатель Одоевский любит волшебство?

Д: Да, любит.

У: А теперь помогите разобраться, какая снежинка попала к нам из царства Горного короля, а какая из волшебного царства Мороза Ивановича.

Дети ориентируясь на особенности формы, должны связать с ней вероятную характеристику снежинки. Косматая, колючая, неправильной формы – из злого царства Горного короля, а правильная, гармоничная – из светлого царства Мороза Ивановича.

6.Домашнее задание

У: Дома нарисуйте снежинку на листочке или вырежьте из бумаги и прикрепите к листочку. Постарайтесь, чтобы по форме вашей снежинки можно было угадать её характер, понять. Какая она: весёлая, ленивая, вредная… Придумайте рассказ о своей снежинке: почему она такой формы, какой у неё характер. Попросите родителей записать ваш рассказ. Мы все рассказы прочитаем и сделаем журнал. Структура сочинения может быть такой: 1) вступление, в котором говорится о предмете речи

- Я хочу рассказать о:

- Мне упала на варежку:

- В окно заглянула :

- Я - снежинка:

2) основная часть - описание внешнего вида предмета, характера, настроения (Удачное использование сравнений, образов)

3) заключение - отношение к предмету или его оценка. Свои мысли, чувства.

7.Рефлексия

- О чём говорили на уроке? Кто на уроке работал лучше всех? За что можно похвалить соседа по парте? А  кому в классе вы дадите совет?

У: Пора нам прощаться, покидать Зимнее Царство. Но пусть Мороз – воевода не огорчается – мы без волшебства жить не можем. Давайте на прощание устроим тихий снегопад. (Слайд №12 – закат, звучит музыка Шопен прелюдия №7)

Дети помахивают  снежинками.

Соколова Татьяна Владимировна                учитель начальных классов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения «Путешествие в страну Знаний»

Урок литературного чтения по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова проведен в 1 классе перед праздником Букваря. Разработка урока заняла 1 место в районном конкурсе методических разработок "Его Величеств...

Презентация к уроку литературного чтения "Путешествие по сказкам Шарля Перро

Презентация к уроку литературного чтения по УМК "Гармония" 1 класс "Путешествие по сказкам Шарля Перро. Презентация содержит биографию автора,  задания разного уровня сложности: за...

Урок литературного чтения "Путешествие в книжное царство-мудрое государство" в рамках проекта "Книга-мой друг"

Урок литературного чтения проведен совместно с родителями. Предложены памятки по чтению для учащихся и родителей....

Конспект урока литературного чтения "Путешествие в страну "Чукоккала""

Данный материал можно использовать для детей дошкольного и младшего школьного возраста для повышения интереса к чтению....

Презентация к уроку литературного чтения "Путешествие по сказкам""

Определите название сказки.Какого она типа?Кто главные герои сказки?Охарактеризуйте главных героев.Чему нас учит сказка?...

Технологическая карта урока литературного чтения: "Путешествие по творчеству Б.Заходера", УМК:"Школа России", 2 класс

Цель урока: закрепление раннее полученных знаний о творчестве Б. Заходера.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Расширить и систематизировать представления обучающихся о биографических св...