Тема: «Урок игрового характера на основе личностно-ориентированной системы с использованием приемов технологии критического мышления» (сказки К. Чуковского) Литература: Н.Н. Светловская, О.В. Джежелей "Внеклассное чтение во 2 классе" Н.Н. Светловская "Ме
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Тема: «Урок игрового характера на основе личностно-ориентированной системы с использованием приемов технологии критического мышления» (сказки К. Чуковского)

 

Литература: Н.Н. Светловская, О.В. Джежелей "Внеклассное чтение во 2 классе"

Н.Н. Светловская "Методика внеклассного чтения"

 

Средства обучения: ящик с предметами, письмо, таблицы, тесты, презентация, выставка книг, карточки с заданиями, аудиозаписи, мультфильмы, иллюстрации, кроссворд, мозаика.

 

Эскиз оформления доски:

 

Презентация

 

Знаю

Хочу узнать

Узнал

 

 

 

 

 

План урока

Предмет: Внеклассное чтение

Тема урока: «Сказки К. Чуковского»

Необходимые для изучения темы понятия: рифма, псевдоним

Знания: сказки Чуковского, орфографические правила (Чу-щу, написание имен собственных)

Умения: разгадывать загадки, кроссворд, выразительно читать, составления слов из букв, в другом порядке, рифмовать слова, составлять мозаику, умение сопоставлять текст и картинку.

Цель урока: формирование интереса младших школьников к личности и творчеству К. И. Чуковского на основе его сказок.

Ожидаемый результат урока:

Ученики заинтересуется творчеством К. Чуковского, пробудится интерес к чтению его стихов и сказок

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Урок игрового характера на основе личностно-ориентированной системы с использованием приемов технологии критического мышления» (сказки К. Чуковского)

Литература: Н.Н. Светловская, О.В. Джежелей "Внеклассное чтение во 2 классе"

Н.Н. Светловская "Методика внеклассного чтения"

Средства обучения: ящик с предметами, письмо, таблицы, тесты, презентация, выставка книг, карточки с заданиями, аудиозаписи, мультфильмы, иллюстрации, кроссворд, мозаика.

Эскиз оформления доски:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

План урока

Предмет: Внеклассное чтение

Тема урока: «Сказки К. Чуковского»

Необходимые для изучения темы понятия: рифма, псевдоним

Знания: сказки Чуковского, орфографические правила (Чу-щу, написание имен собственных)

Умения: разгадывать загадки, кроссворд, выразительно читать, составления слов из букв, в другом порядке, рифмовать слова, составлять мозаику, умение сопоставлять текст и картинку.

Цель урока: формирование интереса младших школьников к личности и творчеству К. И. Чуковского на основе его сказок.

Ожидаемый результат урока:

Ученики заинтересуется творчеством К. Чуковского, пробудится интерес к чтению его стихов и сказок

Этапы урока

Формы и виды деятельности учащихся

задания

Организационный

Ученики слушают учителя (письмо, инструкция)

Актуализация знаний

-ученики отвечают на вопросы теста

-заполняют таблицу ЗХУ

-рассаживаются по группам

-первичная диагностика для выявления проблем уровня знаний учащихся

 -распределения учащихся по группам

«Открытие» нового  знания

-слушают рассказ учителя о К. Чуковском

Первичное закрепление

-выполняют задания по группам

- слушают учителя (рассказ о том, почему Чуковский начал писать для детей)

-смотрят отрывок из мультфильма «Мойдодор»

-слушают аудиозапись

-продолжают выполнять задания по группам

-смотрят отрывок мультфильма «Телефон»

        

-расшифровать названия сказок

-вставить пропущенные слова, подходящие по рифме

-придумать загадку про одного из героев этой сказки.

найти нелепицы

 придумать продолжение сказки

-разгадать кроссворд

отгадать загадки

собрать мозаику

-прочитать отрывок текста по ролям

Включение нового знания в систему уже имеющихся знаний

-хором отвечают на вопросы учителя

- вернуть портерные вещи героям

Рефлексия

Домашнее задание.

-заполняют в таблицы ЗХУ последний столбик

-выбирают лепесток настроения

-записывают задание в дневник

-выучить отрывок из сказки К. Чуковского

-нарисовать иллюстрацию к сказке

Ход урока

Этапы урока в соответствии с дидактической системой технологией или моделью

Этап урока

Содержание обучения

Методические приемы обучения, средства обучения

Орг. момент (Стадия вызова)

Актуализация знаний

Открытие нового  знания

(стадия осмысления)

Работа в группах

Физминутка

Диагностика

Включение нового знания в систему уже имеющихся знаний

Подведение итогов

Рефлексия

Организационный

Актуализация знаний

Открытие нового знания

Первичное закрепление

Включение нового знания в систему уже имеющихся знаний

Рефлексия

Домашнее задание

- Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке… Ой, ребята, смотрите, что это такое? Какой – то черный ящик. А вот и записка: «Для учеников 2 класса». Давайте, прочитаем:

«Дорогие ребята! В этой посылке находятся потерянные вещи героев сказок. Просьба вернуть эти предметы владельцам.  Для того, чтобы это сделать, надо выполнить задания инструкции.

Акула Каракула»

- (учитель читает второй лист  «Инструкция по возврату потерянных вещей»)

1. выполнить тест

2. заполните таблицу

3. Узнать про автора сказок

4. Расшифровать названия сказок

5. подобрать рифму к словам

6. просмотр мультфильма «Мойдодыр»

7. придумать загадки/найти нелепицы/придумать продолжение

8.разгадать кроссворд/ отгадать загадки/ собрать мозаику

9.отдохнуть

10.побывать в качестве актеров

1. - Ребята, давайте поможем героям сказок вернуть свои потерянные вещи!

- Сначала нам надо выполнить предлагаемый тест.

(учитель раздает тест)

Тест

Кто послал Айболиту телеграмму из Африки?

Верблюд

Акула 

Шакал

Гиппопотам

Почему обиделся на Таню и Ваню бегемот?

Потому что они съели все финики.

Потому что они щекотали его брюхо.

Потому что они кинули в него кирпичом.

Кого звери позвали на помощь, чтобы освободить солнце?

Крокодила

Бармалея 

Медведя 

Серого воробья

Что произошло  с мочалкой на аллее?

Она упала в воду.

Ее проглотил крокодил. 

Ее забрал Мойдодыр

В какой сказке «волки от испуга скушали друг друга»?

 "Айболит"

 "Путаница" 

"Мойдодыр"

"Тараканище" 

"Краденое солнце"

Кто поджег море в сказке «Путаница»?

Зайчики 

Акулята 

Лисички

Медвежата

(Ученики выполняют тест.  После - сдают учителю)

2. -Ребята, а вы догадались, что нужно было знать, чтобы выполнить тест? (сказки Чуковского)

- Вот вы и сформулировали тему нашего урока.

- Сегодня на уроке мы вспомним сказки К.И. Чуковского и поговорим об этом известном писателе.

-Давайте посмотрим же, что внутри посылки:

-мыло

-нож

-бутылка с водой

-градусник

-монетка

-кастрюля

-телефон

3. -У вас на столах лежит табличка. В первую колонку вы пишете то, что уже знаете про К.И. Чуковского.  Во вторую - то, что хотели бы узнать. Последнюю колонку не заполняйте

знаю

хочу узнать

узнал

(в это время учитель проверяет тест и «распределяет» учеников на три группы по результатам теста)

(После учитель опрашивает ребят, что они знали, и что хотят узнать. Учитель на доске заполняет ту же табличку)

(после дети садятся по группам)

- Корней Чуковский – это псевдоним, а настоящее его имя Николай Васильевич Корнернейчуков. Он родился 31 марта 1882 года. Но отмечал он свой день рождения всегда в день смеха - 1 апреля.
– Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.
- Вставал он очень рано, как только вставало солнце, и сразу же принимался за работу. Проработав несколько часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно легко и быстро, иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Именно таким малышам он посвятил свои книги.
Учёный, писатель, переводчик, литературовед, К. Чуковский написал для детей много стихов и сказок.

-Этот писатель знаком вам с самого детства. Вам читали или вы читали  его сказки и стихи.

- Ну что ж, давайте поможем Акуле Каракуле вернуть героям потерянные вещи. Что для этого нужно? (следовать инструкции)

-Тест вы уже сделали, заполнили табличку, и расселись по группам, теперь начнем выполнять задания:

- На доске написано имя писателя. Выберите то, которое написано без ошибок. И на листочках напишите цифру правильного ответа.

 (Ученики, сидящие по группам, на чистых листах А4 пишут только цифру)

1.Карней Василевич Чюковский

2.Корней Иванович Чуковский

3.Петр Ильич Чайковский

4.корней иванович чуковский

- А какая фамилия принадлежит другому великому человеку ( П. И. Чайковский). Кто знает, а кем был  П.И. Чайковский - (композитор)

1. 1 задание по группам

- следующий пункт инструкции – расшифровать названия сказок.

1 группа:

(Ф Н О Л Т Е Е ) “ТЕЛЕФОН”

(Й О Р М Д О Д Ы Р ) “МОЙДОДЫР”

 (А Л Б А Й Р М Е ) “БАРМАЛЕЙ”

(Й О Т И Б А Л ) “АЙБОЛИТ”

2группа:

«Муха-Цеце» («Муха-Цокотуха»)

«Крашеное солнце» («Краденое солнце»)

«Федорино море» («Федорино горе»)

«Худо-дерево» («Чудо-дерево»)

3 группа:

«Тараканище»    е щ и н а к а р а т

«Путаница»    а ц и н а т у п

«Бибигон»       н о г и б и б

«Крокодил»       л и д о к о р к

2. - Какие интересные имена он давал своим героям!

Как появились имена МОЙДОДЫР, АЙБОЛИТ?

 МОЙДОДЫР - Мой до дыр (мальчик - грязнуля, мыть до дыр, чтобы стал чистым)

АЙБОЛИТ - Ай болит!

3. -А теперь обратите внимание на книги, которое написал автор. (выставка книг на доске)

4. 2 задание по группам

- Следующее ваше задание - вам необходимо вставить пропущенные слова, подходящие по рифме.

- Ребята, а кто из вас знает, что такое рифма? (созвучие слов, небылица, маленькое стих.)

 

1 группа:

А потом позвонил

И со слезами просил…

- Мой милый, хороший,

Пришли мне …

И мне, и жене, и Тотоше.

                                                        («Телефон»)

Испугался …,

 Завопил, заголосил,

А из пасти

 из зубастой

солнце вывалилось,

В небо выкатилось!

                                                   («Краденое солнце»)

 

Рада, рада, рада, рада детвора,

Заплясала, заиграла у костра:

«Ты нас,

 ты нас

 от смерти спас,

Ты нас освободил.

Ты в добрый час

увидел нас.

О, добрый

….

                                                          («Бармалей»)

 2 группа:

Звери задрожали,

в обморок … .

Бедный …  

жабу проглотил.

                                                         («Тараканище»)

 Вдруг навстречу мой хороший,

Мой любимый … .

Он с Тотошей и Кокошей

 по аллее проходил.

И мочалку, словно галку,

Словно галку … .

                                                          («Мойдодыр»)

 3 группа:

Оглянулся …

Оглянулся …

И Барбоса проглотил,

Проглотил его вместе с ошейником.

                                                         («Крокодил»)

Долго, долго …  

море синее тушил

Пирогами, и блинами,

И сушеными …

                                                         («Путаница»)                                              

5. -Молодцы! Вы правильно подобрали рифму! Обратите внимание, какие динамичные стихи. Как много слов, обозначающие действие предметов (глаголов). Поэтому его стихи наполнены движением и быстротой.

6. - Еще, обратите внимание, какой герой встречается во всех сказках? (крокодил)

-Чуковский стал писать для детей случайно. А вышло так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его,  отец стал рассказывать ему сказку: «Жил да был крокодил, он по улицам ходил». Мальчик неожиданно затих и стал слушать.

Наутро проснувшись, он попросил, чтобы отец рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово. Так родилась первая сказка под названием «Крокодил». После этого случая Чуковский и стал сочинять сказки. А вот еще  случай. Однажды, работая в своём кабинете, К.И. услышал громкий плач. Это плакала его младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая своё нежелание мыться. Он вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо сказал:  

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам.

 А нечистым

Трубочистам -

Стыд и срам!

Стыд и срам!              

-А с какой сказки эти строчки? («Мойдодор»)

-Просмотр отрывка мультфильма «Мойдодыр»

7. 3задание по группам

- А теперь послушайте отрывки из сказок. После вам нужно будет выполнить задания. (Учитель включает по очереди аудиозаписи отрывок из сказок «Муха-Цокотуха», «Айболит» и «Федорино горе»)

-А кто догадался, чей голос был на аудиозаписях? Кто читал сказки? (К.И.Чуковский)

-Сейчас вы в группах выберите сказку, одну из которых вы сейчас слушали, и выполните задание. Из каждой группы должен выйти представитель и с выставки книг взять сказку для работы.

1группа:

-Вам нужно придумать загадку про одного из героев этой сказки. (+ балл за загадку в стихах)

2группа:

- Вам нужно в этой сказке найти нелепицы.

3 группа:

-Вам нужно придумать продолжение этой сказки.

(после – вопрос каждой группе «Что могли потерять герои этой сказки?»)

1.Гимнастика для глаз

2.Ехали медведи на велосипеде,

 а за ними кот задом наперёд,

А за ним комарики на воздушном шарике,

Едут и смеются,

Пряники жуют.

8. 4 задание по группам

1группа

- Кроссворд «Произведения К. Чуковского»

Кроссворд по произведениям Чуковского

По горизонтали: 4. Это произведение Чуковского начинается со слов: «У меня зазвонил телефон...» 5. Из какой сказки эти строки: «Маленькие дети, ни за что на свете не ходите, дети, в Африку гулять...»? 6. Герой этой сказки — страшный и усатый таракан.

По вертикали: 1. Как зовут Чуковского? 2. Неясность, запуганность. 3«Доктор...».

Ответы. По горизонтали: 4. Телефон. 5. Бармалей. 6. Тараканище.

По вертикали: 1. Корней. 2. Путаница. 3. Айболит.

2 группа

-Вам нужно отгадать загадки.

http://bk-detstvo.narod.ru/images/chukovskyi_zagadka1.gifhttp://bk-detstvo.narod.ru/images/chukovskyi_zagadka2.gif   http://bk-detstvo.narod.ru/images/chukovskyi_zagadka4.gifhttp://bk-detstvo.narod.ru/images/chukovskyi_zagadka7.gifhttp://bk-detstvo.narod.ru/images/chukovskyi_zagadka8.gif

http://bk-detstvo.narod.ru/images/chukovskyi_zagadka5.gif

Боялись усатого
Все, хоть убей!
Но справился с ним
Удалой воробей!

В жаркой Африке живёт,
То потянет, то толкнёт.
Айболита как-то раз
От разбойников он спас.

Кто моет чисто
Даже трубочиста?

Покупала самовар,
А спасал её комар.

И зайчиха и волчица -
Все бегут к нему лечиться

В этой книжке именины,
Много было там гостей.
И на этих именинах
Появился вдруг злодей.
Он хотел убить хозяйку,
Чуть её не погубил. Но коварному злодею

Кто-то голову срубил.

Ох! Ох! Ох,ох,ох!
Здесь такой переполох!
Все бегут, несутся, скачут,
Им кричат; "Куда? Куда?"
Ну, а кто-то горько плачет
От досады и стыда.
Но отлично всё кончается.
Всё на место возвращается.
Все виновную прощают -
Без хозяйки плохо жить.
А она им обещает
Их не пачкать и не бить.

3группа

- Вам нужно собрать мозаику из мелких частей и узнать героя сказки.

9. 5 задание по группам

- Давайте посмотрим отрывок из мультфильма «Телефон» (разговор К.Ч. со слоном)

         

- Сейчас вы сможете стать и артистами, и зрителями. Каждая группа получит  текст. Вы должны будете понять, из какой сказки отрывок,  прочитать его, распределите роли и разыграйте сказку.

1 группа:
А потом позвонил
Крокодил
И со слезами просил:


- Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше.

- Постой, не тебе ли
На прошлой неделе
Я выслал две пары
Отличных калош?


- Ах, те, что ты выслал
На прошлой неделе,
Мы давно уже съели
И ждем, не дождемся,
Когда же ты снова пришлешь
К нашему ужину
Дюжину
Новых и сладких калош!

2 группа:
автор: А потом позвонили зайчатки:
зайчатки: - Нельзя ли прислать перчатки?

автор: А потом позвонили мартышки:
мартышка:- Пришлите, пожалуйста, книжки!

автор: А потом позвонил медведь
Да как начал, как начал реветь.

- Погодите, медведь, не ревите,
Объясните, чего вы хотите?

Но он только "му" да "му",
А к чему, почему -
Не пойму!

- Повесьте, пожалуйста, трубку!


3 группа:
автор: А потом позвонили цапли:


цапли: - Пришлите, пожалуйста, капли:
Мы лягушками нынче объелись,
И у нас животы разболелись!


автор: потом позвонила свинья: 

свинья: — Пришлите ко мне соловья.

 Мы сегодня вдвоём

С соловьём

Чудесную песню Споём.

 автор :— Нет, нет! Соловей

 Не поёт для свиней!

Позови-ка ты лучше ворону!

И снова медведь:

 медведь: — О, спасите моржа!

 Вчера проглотил он морского ежа!

- Сейчас ребята из 1 группы будут – артистами, а остальные зрителями. Слушаем продолжение сказки.

-Кто из 1 команды был похож на героя из сказки по выразительности, действию. Почему?

-А кто ещё звонил, вы узнаете, если дочитаете до конца «Телефон»

(кенгуру, носорог)

 -Почему герои стали звонить автору? (разбор поступков героев)

- Какой предмет могли потерять герои этой сказки? (телефон)

-сейчас проверим, как хорошо вы запомнили сказки К. Чуковского.

(индивидуальная работа. Тест)

1. Кто помог Айболиту переплыть море?

2. Аптекарь в сказке «Крокодил»?

3. Что упало на пляшущего Слона в сказке «Тараканище»?

4. Игра, в которую играли дети в сказке «Бармалей».

5. Имя главной   героини в сказке про чье-то горе.

6. Какое слово твердил Айболит, когда спешил в Африку?

7. Что жевали зверюшки в сказке «Тараканище» до встречи  с тараканом?

-Проверка.

-Ребята, какая тема урока у нас сегодня была? (сказки Чуковского)

-теперь мы точно можем сказать, каким героям мы вернем потерянные вещи.

(учитель показывает предмет, ученики хором отвечают)

-мыло

-нож

-бутылка с водой

-градусник

-монетка

-кастрюля

-телефон

«Мойдодыр»

«Бармалей»

«Путанница»

«Айболит»

«Муха-цокотуха»

«Федорино горе»

«Телефон»

-Итак, ребята, мы выполнили все задания инструкции. Мы нашли героев, которые потеряли свои вещи. Вы большие молодцы!

Последнее, что вам осталось, это вернуться к нашим табличкам, которые вы заполняли в начале урока и заполнить последнюю колонку «что я узнал о К. Чуковском».

(после устный опрос)

-Вашим домашним заданием будет выучить отрывок из любой сказки К. Чуковского и\или нарисовать рисунок по сказке.

- Я думаю, когда мы вернем героя потерянные вещи, у них будет хорошее настроение. А какое настроение сейчас у вас? Выберите себе лепесток.

 

Зелёный – у вас хорошее, вы все поняли, и вам было интересно.

Жёлтый – вам и не грустно, и невесело, у вас что-то не получилось.

Синий – вам грустно, вы ничего не поняли, было не интересно

А у меня от общения с вами весёлое, радостное настроение. (прикрепить свой лепесток)

- Всем спасибо. Урок закончен.

Ящик, письмо

Карточки с тестами

Таблица ЗХУ

Презентация слайд 1-5

Презентация 6 слайд

Карточки с заданиями в каждой группе

Карточки с заданиями в каждой группе

Презентация 7-8 слайд

Мультфильм «Мойдодыр»

Карточки с заданиями в каждой группе

Карточки с заданиями в каждой группе

Мультфильм «Телефон»

Карточки с заданиями в каждой группе



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов технологии критического мышления для развития мыслительной деятельности младших школьников.

Кто из нас, учителей, заду­мывается, а что думают наши ученики, какие цели они ставят перед собою на уро­ке? Бывает, что во время урока кто-то из ребят сидит и скучает. Он уже знает эту тему, и ему не...

Игра-путешествие «По страницам любимых сказок» (игровое занятие в группе продлённого дня с использованием элементов технологии «Критическое мышление» и компьютерных технологий

«Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок»(А.С.Пушкин)Методическая разработка : Игра-путешествие «По страницам любимых сказок»     Цель:обобщить и систематизиров...

Использование приемов технологии критического мышления на уроках математики

Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информац...

Диаграмма Опытно практическая работа по ВКР тема Использование приемов развития критического мышления на уроках родного литературного чтения. Методика разработанная учителем начальных классов Тюнгюлюнской СОШ Мегино-Кангаласского улуса, Баишевой Е.Н

Критическое мышление ОПР по ВКР. Использование приемов критического мышления для формирования УУД у учащихся младших  классов. Отслеживание динамики развития уровня сформированности критического ...

Использование приемов технологии критического мышления.

В статье даны рекомендации по использованию приемов развития критического мышления учеников начальной школы, которые могут быть использованы на разных стадиях урока....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ....