Ф.И. Тютчев "Есть в осени первоначальной".
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Зарипова Наиля Мунировна

Цель:

1 .Познакомить со стихотворением Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной»;

научить анализировать стихотворение, воспринимать и понимать чувства и настроение стихотворения и  картины;

2.Содействовать развитию речи учащихся, памяти, мышления, развитию эмоционального отношения к

произведениям искусства;

3.Воспитывать любовь к родной природе и русской словесности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_chteniya-_2kl-zaripova_.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок разработан учителем нач. классов Зариповой Н.М. ( I кв. кат.)

Тема:     Ф.И. Тютчев « Есть в осени первоначальной».

Цель:

1 .Познакомить со стихотворением Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной»; научить анализировать стихотворение, воспринимать и понимать чувства и настроение стихотворения и  картины ;

2.Содействовать развитию речи учащихся, памяти, мышления, развитию

эмоционального отношения к произведениям искусства;

3.Воспитывать любовь к родной природе и русской словесности.

Оборудование : запись шума дождя, запись произведения Свиридова « Осень»,портрет Ф.И.Тютчева, выставка детских рисунков об осени, репродукция картины Левитана «Золотая осень».

Ход урока:

I. Орг. Момент.

Н.Постановка цели урока. Проверка домашнего задания.

Серые тучи по небу плывут.

Клин журавлей улетает на юг.

 В небо взметнулись верхушки сосен.

Бродит уныло за окнами ...   ( Дети: «Осень!»)

( Звучит шум дождя.)

А как вы узнаёте осень? ( Дети перечисляют приметы осени)

А кто может предположить, с какой целью люди читают стихи? (Чтобы получить

удовольствие, почувствовать настроение, узнать что- нибудь новое)

Сейчас, чтобы проникнуться настроением осени, мы послушаем стихи об осени, которые

вы подготовили.

III. Работа с картиной.

Молодцы, мне очень понравились ваши стихи об осени. Особое настроение создавали и рисунки , которые вы нарисовали.

А я тоже пришла не с пустыми руками. Я принесла вам картину Левитана. - Рассмотрите картину. Какое время года изображено на картине? Действительно, картина так и называется «Золотая осень». -Задайте мне вопросы по картине, которые начинаются со слов: Какая? Какой? Какое? Какие?

Перед вами на листочках описание этой картины. Прочитайте его.

Золотая осень.

            Перед нами расстилается земля, покрытая бурой осенней травой. Багряные и жёлтые берёзы слева и бронзовые дубы справа как бы расступаются, открывая нашему взору бескрайние дали полей и лесов. Кажется, что тёмная густо- голубая вода реки медленно движется. Постепенно она становится светлой, нежно- голубой.

- Найдите слова и словосочетания, обозначающие осенние цвета.

- О чём не рассказал автор описания? (О небе.) Какое небо на  картине?

1У.Физминутка ( дыхательная).

V. Знакомство со стихотворением.

Мы с вами слушали в начале урока стихи об осени современных поэтов. А сегодня я хочу вас познакомить со стихотворением Ф.И.Тютчева ( на доске его портрет)

Он жил почти 200 лет назад. Фёдор Иванович получил хорошее домашнее образование. Он знал много иностранных языков и более 20 лет был блестящим переводчиком: сначала в Германии, а потом в Италии. Живя так долго за границей, он конечно- же скучал по своей Родине, по её природе. Иностранцы считали нашу природу некрасивой, скучной, а Ф.И.Тютчев был с ними не согласен.

-Не поймёт и не заметит

Гордый взгляд иноплеменный,

Что сквозит и гордо светит

В наготе своей смиренной. Сам Ф.И.Тютчев сумел увидеть в «скудной» природе самую высокую поэзию. Внимательно прочитав стихотворение, мы с вами станем духовно богаче, мы словно проникнем к поэту в душу, увидим осень его глазами.

(Звучит музыка Свиридова «Осень».Учитель сам читает стихотворение.)

* * *

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора-

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто всё- простор везде,-Лишь паутины тонкий волос

 Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко ещё до первых зимних бурь

-И льётся чистая и тёплая лазурь

 На отдыхающее поле...

Кому понравилось стихотворение?

О какой поре осени рассказывает поэт?

Какие картины осени вы представили? Открываем учебники на стр. 68.

 Вы сейчас будете читать стихотворение про себя.

Задание: обратите внимание на слова, значение которых вам не понятно.

VI. Физминутка  ( Дует ветер нам в лицо).

VII. Бeceдa с выборочным чтением и словесным рисованием.

Чтобы поэтические образы этого стихотворения «открылись» нам и мы более глубоко могли

понять мысли и чувства поэта, давайте выясним значения слов и выражений, которые вы не

знаете.

Прочитайте ещё раз 1-е четверостишие.(паровозиком)

Как относится поэт к осени? Подтвердите своё мнение словами из стихотворения.,

О каком дне можно сказать «хрустальный»? ( Прозрачный, безоблачный, чистое небо, может быть хрупкие веточки или листочки, до которых нельзя дотронуться - упадут, разобьются...) -    Что значит «лучезарны вечера»? ( Всё сияет в лучах заходящего солнца.)

Почему стоит многоточие? (Наверно поэт ещё что- нибудь хочет сказать об осени, о

любимом времени года.)

Как называется в народе эта короткая пора? (Бабье лето.)

Чтение 2 и 3 четверостишия. (2 стр.- мальчики, 2 стр.- девочки)

Какую картину рисует нам Тютчев в следующих строчках

Знаете ли вы что такое серп? (картинка)

Что значит на праздной борозде?

Найдите в стихотворении олицетворения, («серп гулял» , «на праздной борозде», т.е. она

работала, а теперь отдыхает, « отдыхающее поле».)

Какое настроение, какие ощущения передаёт поэт?( Дети пользуются словарём настроений: радость, спокойствие, восторг, удивление, грусть, тревога, умиротворение, и поясняют свой выбор.)

Только ли эти чувства?

Как надо читать это стихотворение? ( Напевно, неторопливо)

VIII. Физминутка. ( релаксация для глаз).

1Х.Чтение цепочкой ( подготовка к выразительному чтению).

X.        Выразительное чтение.

(Обсуждение того как надо читать ту или иную строчку, с опорой на знания и опыт учащихся, на впечатления от экскурсии в лес.)

XI.        Итоги урока.

- Какое стихотворение мы сегодня прочитали?

Какое настроение хотел нам передать автор?

Понравилось ли стихотворение? Хотели бы вы ещё познакомиться с творчеством

Ф.И.Тютчева? ХП. Дом. задание.

Выучить стихотворение наизусть.


Открытый урок

во 2 классе

по теме:

Ф.И. Тютчев

«Есть в осени

первоначальной»

ЗСОШ № 4 учитель

начальных классов Зарипова Н.М.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс чтецов "Есть в осени первоначальной.." Автор Смородинова Елена Эдуардовна учитель начальных классов МОУ СОШ №1 г. Комсомольска -на- Амуре Хабаровского края.

Вступление к традиционному конкурсу чтецов для учащихся начальной школы. Главным героем конкурса является мисс Осень....

Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной...»

Открытый урок по чтению в 4 классе ЦЕЛЬ: 1. Способствовать полноценному восприятию стихотворения.2.    Развивать представления о лирическом стихотворении , о слове как с...

Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной».

План – конспект открытого урока по литературному чтению с использованием технологии развития критического мышления...

конспект урока Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…», К. Д. Бальмонта «Осень», А.Н. Плещеева «Осень наступила...».

Конспект урока Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…», К. Д. Бальмонта «Осень», А.Н. Плещеева   «Осень наступила...» по программе "Школа России" 2 класс. К конспекту урока прилагается презен...

конспект урока литературного чтения Тема: Ф. И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…»

Конспект урока литературного чтения по теме  Ф. И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…»  составлен в соответствии ФГОС нового поколения.Цель урока: познакомить учащихся со стихотворением Ф...

Презентация к уроку по литературному чтению "Ф.И. Тютчев "Есть в осени первоначальной..."

Презентация к уроку по литературному чтению " Ф. И. Тютчев "Есть в осени первоначальной..."...

Урок по чтению "есть в осени первоначальной...", Ф. И. Тютчев,

Урок очень интересен по содержанию и по построению. С красочной презентацией....