Рабочая программа по литературному чтению ФГОС 1 класс ПНШ
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему

Быструшкина Ольга Леонидовна

Рабочая программа по литературному чтению  ФГОС 1 класс ПНШ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_-_literatura.docx29.4 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта, Примерной программы по литературному чтению и на основе авторской программы «Литературное чтение» Чураковой Н.А УМК «Перспективная начальная школа»

Цели обучения: овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности.

Задачи:

  1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.
  2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
  3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.
  4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.

Изучение литературного чтения и русского языка в первом классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте»; его продолжительность (приблизительно 24-26 учебных недель) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. В примерной программе содержание обучения грамоте представлено соответственно как в курсе русского языка, так и в курсе литературного чтения. В обучении грамоте различаются три периода: добуквенный – подготовительный; букварный – основной, послебукварный – завершающий. После курса «Обучение грамоте» начинается дифференцированное изучение русского языка и литературного чтения.

Объем чтения – необходимое условие формирования читательского кругозора школьников, позволяющее сформировать определенный круг чтения, развить интерес к самостоятельной читательской деятельности. Для литературного чтения предлагаются художественные произведения, проверенные временем, имеющие высокую эстетическую, познавательную, нравственную ценность. Они даются как в хрестоматийном чтении (не менее 60-70 произведений разных авторов), так и в виде рекомендаций для свободного чтения (примерно 130-150 произведений). По разделам круг детского чтения можно представить в таком соотношении: фольклор – 10-12%; русская литература ХIХ века – 15-20%, отечественная литература ХХ века – 40-45%, национальная литература (в переводе и на русском языке) – 10%, зарубежная литература – 20% учебного времени.

Система работы по литературному чтению предусматривает специальное обучение деятельности с книгами, что формирует ученика как читателя, обладающего читательской самостоятельностью. Эта работа проводится систематически. Одним из ее направлений является обучение младших школьников работе со словарями, справочниками, энциклопедиями разных видов, каталогами библиотеки, что также нашло отражение в содержании примерной программы.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Согласно Приказа Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 „Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования“ учебного плана школы на изучение „Литературного чтения “ в 1 классе  отводится 4 часа в неделю ( 132 часа).

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.

  • Ценность патриотизма, гражданственности - любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству.
  • Ценность  нравственных чувств - нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; толерантность.
  • Ценность трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни - уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.
  • Ценность природы, окружающей среды - родная земля; заповедная природа; экологическое сознание.
  • Ценность прекрасного - красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве .

        Система ценностей важна, они  дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса литературного чтения у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных) позволяющих достигать предметных и метапредметных  результатов.

Личностные:

- мотивация учебной деятельности через оказание помощи героям, которые в этом нуждаются, через обращение к читательскому опыту школьников;

- ценностное отношение к природному миру;

- смыслообразование и нравственно-этическая ориентация: особое восприятие мира, характерное для поэтов, а также для всех людей, которые любят и чувствуют природу.

Познавательные:

-умение работать с двумя источниками информации;

- умение проводить сравнение вариантов ответов для выбора правильного;

- развитие способности к осмысленному и внимательному чтению;

- умение осуществлять анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков;

- установление причинно-следственных связей: между поступком человека и реакциями на него;

- умение применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями.

 Регулятивные:

- умение следовать точной инструкции учителя и условным обозначениям учебника и тетради;

- умение осуществлять контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности;

- проявление волевой саморегуляции как способности к волевому усилию.

 Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог, высказывать свою точку зрения;

- умение строить монологическое высказывание;

- умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности;

- умение обосновывать собственное мнение и позицию;

- умение адекватно учитывать позицию собеседника.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы.

Раздел « Виды  речевой и читательской деятельности»   (24 ч.)

      Умение воспринимать на слух и удерживать в памяти короткий текст, прочитанный учителем. Умение понимать смысл короткого текста, воспринятого на слух.

      Формирование навыков чтения на основе аналитико-синтетического, звукобуквенного метода, учитывающего позиционные мены звуков. Работа над чтением с соблюдением орфоэпических норм с предварительным (в случае необходимости) подчеркиванием случаев расхождения произношения и написания слов. Чтение отдельных предложений из текстов с интонационным выделением знаков препинания. Создание мотивации перечитывания: с разной целью, с разными интонациями, в разном темпе и настроении, с разной громкостью.

      Чтение по ролям, чтение по цепочке.

      Чтение про себя коротких маркированных в тексте фрагментов текста.

      Освоение начал монологического высказывания: краткий и развернутый ответ на вопрос учителя.

     Умение слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, уметь дополнить чужой ответ новым содержанием.

     Стихи и проза. Общее представление о стихотворном и прозаическом произведении. Название произведения (заголовок), автор (поэт, писатель) литературного произведения; отсутствие автора в народном произведении.

      Устное народное творчество и литература. Общее представление о фольклоре. Отсутствие автора.  Устная передача, практически-игровой характер малых жанров фольклора. Эмоциональный тон произведения. Определение серьёзного и шуточного  (юмористического) характера произведения.

     Стихотворение. Первое знакомство особенностями поэтического взгляда на мир: поэт помогает обнаружить красоту и смысл в обыденном.

     Формирование библиографической культуры  

Формирование умения находить в книге страницу «Содержание» или «Оглавление», умения ориентироваться в них. Находя нужное произведение.

      Раздел «Литературоведческая пропедевтика» (практическое освоение) (10 ч.)

      Малые фольклорные жанры: прибаутка, колыбельная песенка, считалка, загадка, скороговорка, закличка. Знакомство с жанрами докучной и кумулятивной сказки  (сказки-цепочки). Практическое освоение (сочинение) таких жанров фольклора. Как загадка,  докучная сказка.

 Средства выражения авторского отношения к  изображаемому  (название произведения,  характеристики героев, другие способы авторской оценки).

     Средства художественной выразительности. Обнаружение приёмов выразительности в процессе анализа текстов. Первичные представления об олицетворении, разный смысл повторов, выразительность звукописи; понятие рифмы, выразительность рифмы.

     Жанры литературы. Общее представление о жанрах: рассказ, стихотворение. Практическое различие.

      Рассказ. Смысл заглавия. Сравнительный анализ двух образов. Выражение собственного отношения к каждому из героев.

     Стихотворение.  Знакомство с рифмой, поиск и обнаружение рифмы.

     

Раздел «Элементы творческой деятельности  учащихся» (6.ч)

     Эмоциональная передача характера произведения при  чтении вслух наизусть:   использование голоса – нужных интонаций, тона, силы, темпа речи, смысловых пауз, логических ударений и  несловесных средств – мимики, движений, жестов.

     Сравнительный анализ текстов малых фольклорных жанров и музейных иллюстраций к этим текстам с выражением эмоционального отношения к ним.

Сочинение и инсценирование коротких текстов малых игровых форм фольклора (заклички, докучной сказки, колыбельной песенки).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1

Виды  речевой и читательской деятельности»  

24

- Чтение дидактических иллюстраций с размещенными внутри словами и словосочетаниями

- Уметь работать с двумя источниками информации (учебник, тетрадь).

- Проводить сравнение вариантов ответов для выбора правильного

- Анализировать объекты с целью выделения в них существенных признаков: сравненивать докучные сказки с целью выделения повтора как жанровой основы.

- Установливать причинно-следственные связи: между наличием повторов в жанрах устного народного творчества и выводом

- Анализировать группы считалок с целью обнаружения жанровых признаков: повторяющегося в разных текстах общего слова обрядового происхождения и приема шифрования чисел.

- Искать и выделять  необходимую информацию из текста, иллюстрации (поиск и подстановка нужных слов

2

Литературоведческая пропедевтика

10

- Знать малые фольклорные жанры: прибаутка, колыбельная песенка, считалка, загадка, скороговорка, закличка.

- Уметь находить редства художественной выразительности. Обнаруживать приёмы выразительности в процессе анализа текстов. – Знать первичные представления об олицетворении, разный смысл повторов, выразительность звукописи; понятие рифмы, выразительность рифмы.

 - Иметь общее представление о жанрах: рассказ, стихотворение. Практическое различие.

3

Элементы творческой деятельности  учащихся

6

- Уметь эмоционально передавать характер произведения при  чтении вслух наизусть:   использование голоса – нужных интонаций, тона, силы, темпа речи, смысловых пауз, логических ударений и  несловесных средств – мимики, движений, жестов.

 - Делать сравнительный анализ текстов малых фольклорных жанров и музейных иллюстраций к этим текстам с выражением эмоционального отношения к ним.

- Сочинение и инсценирование коротких текстов малых игровых форм фольклора (заклички, докучной сказки, колыбельной песенки).

МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Компьютерные и информационно-коммуникационные средства:

  1. Различные презентации к урокам по темам курса: творчество С. Маршака, Е.Благинина  «Скороговорки», «Загадки», сказка –цепочка. Русская народная сказка «Репка», творчество: А.Усачёва,  М.Горького, Б.Заходера, В.Лунина, Э.Успенского, И.Токмаковой. С.Козлова, Л.Толстого,

Технические средства обучения:

  1. Мультимедийный проектор
  2. Принтер
  3. Экспозиционный экран
  4. Персональный компьютер
  5. Ноутбук
  6. Интерактивная доска

Нормативные источники:

  1. Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования.\М.: «Просвещение». -2010. – 191 с.
  2. Стандарт. Начальная школа. (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения) \М.: «Просвещение». – 2010. – 204 с.

Учебно-методическая литература учителя:

  1. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука : 1 класс / Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков. Под ред. М.Л. Каленчук. – М.: Академкнига/Учебник, 2012

  1. Чуракова, Н. А. Литературное чтение. 1 класс: учебник / Н. А. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2012;

  1. Чуракова, Н. А. Литературное чтение. 1 класс: хрестоматия / Н. А. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2012;

  1. Малаховская, О. В. Литературное чтение. 1 класс: тетрадь для самостоятельной работы / О. В. Малаховская. – М.: Академкнига/Учебник, 2012;

Учебно-методическая литература учащихся:

  1. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука : 1 класс / Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков. Под ред. М.Л. Каленчук. – М.: Академкнига/Учебник, 2012
  2. Чуракова, Н. А. Литературное чтение. 1 класс: учебник / Н. А. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2012;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению3 класс УМК "ГАРМОНИЯ"

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса УМК "ГАРМОНИЯ" (134ч.)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению1 класс УМК Гармония

Рабочая программа по литературному чтению1 класс УМК Гармония...

Рабочая программа по литературному чтению1 класс

Уровень общего образования – начальное общее (1 класс)Количество часов – 126 часовПрограмма по предмету составлена  на основе авторской программы пообучению грамоте Н.Г. Агарковой,  Ю.А. Ага...