Урок литературного чтения в 4 классе "Характеристика героев рассказа В.П.Астафьева «Бабушка с малиной»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Родионова Наталья Геннадьевна

Урок литературного чтения на правлен на осмысление роли второстепенных образов, не являющихся образами-персонажами, в эпическом произведении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_chteniya.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет

Литературное чтение

Класс

4

Тема

Характеристика героев рассказа В.П.Астафьева «Бабушка с малиной»

Тип урока

Комбинированный

Цель

Осмысление роли второстепенных образов, не являющихся образами-персонажами, в эпическом произведении

Планируемые результаты

Предметные: Анализ художественного текста. Осознанно и выразительно читают художественные произведения.

Метапредметные: Формирование эмоционально-ценностного отношения к содержанию литературных произведений; осознания нравственного содержания отношений между людьми, смысла собственных поступков и поступков других людей.

Личностные: Выражают свои мысли в устной и письменной речи, строят монологи и участвуют в диалоге.

Основные понятия

Литературный герой, характеристика литературного героя

Ресурсы

Учебник Лазарева В.А. «Литературное чтение. 4 класс. Книга 1.», 2012;

тетрадь, проектор, презентация, карточки с таблицей характеристики героев, самооценкой

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Организационный момент

Настраивает детей на урок

Слушают учителя

Фронтальная

Личностные УУД: Формирование положительного отношения к литературному чтению

Мотивация учебной деятельности

Задает вопросы

-Из какого произведения эти строки: «На сто первом километре толпа ягодников штурмует поезд Комарихинская-Теплая гора»

-А кто его автор?

-Понравился ли вам рассказ? Чем?

-Насколько внимательно вы его читали сейчас и узнаем.

Слушают учителя. Отвечают на вопросы.

-Из рассказа «Бабушка с малиной»

-Виктор Петрович Астафьев

Фронтальная, беседа

Личностные УУД: Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД:

Развитие умения слушать и понимать речь других. Оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные УУД:

Формирование умения делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Актуализация знаний. Постановка цели урока

Дает задание

-Ответьте на вопросы теста.

(Приложение 1)

-Проверим ваши ответы.

(Презентация)

Слушает. Корректирует.

Задает вопросы

-Назовите героев рассказа.

-Они ведут себя одинаково? Почему?

-Что у них разное?

-Как вы думаете, какова тема нашего урока?

-Определите цель урока

Слушают

Отвечают на вопросы теста.

Читают вопросы теста. Называют верный ответ.

Отвечают на вопросы

-Бабка, школьники, рыбаки.

-Нет. Потому что герои разные.

-Характеры.

-Рассказ Астафьева «Бабушка с малиной»

- Составить характеристику героев рассказа.

Индивидуальная, тест

Фронтальная, групповая

Познавательные УУД:

Формирование умения делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Нахождение ответов на вопросы в тексте.

Регулятивные УУД:

Принятие учебной задачи и следование инструкции учителя; понимание важности планирования своей деятельности.

Коммуникативные УУД:

Развитие умения слушать и понимать речь других. Оформление своих мыслей в устной форме.

Сообщение нового материала

Задает вопросы.

-Вспомните, как мы составляли характеристику героев.

Таблица на слайде

-Дома вы разделили текст рассказа на смысловые части.

Давайте заполним таблицу (на слайде) по первой части рассказа.

Помогает составлять таблицу.

Отвечают на вопросы.

-Называли событие, как вели себя герои в этот момент, как их это характеризует.

Работают с текстом.

Читают выборочно.

Анализируют текст.

Характеризуют героев.

Заполняют таблицу.

Фронтальная, выборочное чтение, анализ текста.

Регулятивные УУД:

Работа с учебником, нахождение нужной информации.

Познавательные УУД:

Нахождение ответов в тексте.

Коммуникативные УУД:

Умение слушать и понимать речь других.

Регулятивные УУД:

Умение работать по предложенному учителем плану.

Закрепление изученного

Делит класс на группы

-Я предлагаю разбиться на группы и составить характеристику героев на протяжении всего рассказа.

Осуществляет контроль за выполнением задания в группах.

Заслушивает ответы обучающихся.

-Послушаем характеристики героев и заполним по ним таблицу в тетради

(Таблица на слайде)

(Приложение 2)

Задает наводящий вопрос.

-Всех ли героев мы назвали?

-Что еще автор изображает в рассказе?

-Обратите внимание на изображение фонаря, поезда.

-Для чего автор вводит этих героев?

Работают в группах. Составляют таблицу по выбранному отрывку.

Осуществляют проверку работы по группам.

Заполняют таблицу в тетради.

Читают отрывки в тексте о фонаре и поезде. Анализируют их.

Читают отрывки.

Анализируют.

-Чтобы показать душевное состояние старушки.

Фронтальная, деление на группы.

Групповая, составление характеристик.

Индивидуальная, заполнение таблицы.

Познавательные УУД:

Нахождение ответов на вопросы в тексте; умение ориентироваться в своей системе знаний.

Личностные УУД:

Развитие умения высказывать свое отношение к героям, выражать эмоции. Оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией.

Коммуникативные УУД:

Умение работать в паре и в группе.

Итог урока.

Рефлексия

Задает вопрос.

-Какой вывод мы можем сделать?

-Оцените свою работу на уроке по таблице. (Приложение 3)

По итогам теста, который вы выполнили в начале урока и вашей самооценке будет выставлена оценка за урок.

-Закончите предложения (на слайде)

Формулируют вывод.

-Второстепенные персонажи тоже очень важны для создания полной картины произведения.

Выполняют самооценку

Осуществляют рефлексию

Фронтальная, индивидуальная, формулирование вывода

Индивидуальная, самооценка

Фронтальная, индивидуальная, рефлексия

Познавательные УУД:

Формулирование вывода в результате совместной работы класса и учителя.

Личностные УУД:

Сопоставление самооценки собственной деятельности с оценкой учителя. Оценивание поступков в соответствии с определенной ситуацией.

Коммуникативные УУД:

Умение формулировать собственное мнение и позицию.

Домашнее задание

Составить план рассказа. Вспомнить пословицу, которая определит главную мысль рассказа (по желанию)

Записывают домашнее задание. Определяют свой выбор.

Фронтальная, коллективная.

Познавательные УУД:

Проявление самостоятельности и инициативности в решении учебных (творческих) задач.

Приложение 1

1. На чем ехала бабушка?

- на поезде;    

- на машине;   

- в автобусе.

6.На какой станции зашли рыбаки?

- Теплая Гора;

- Лямино;

- Коммуна-кряж.

2. На каком километре происходят события?

- сто девятом;

- третьем;

- сто первом.

7.На мотив какой песни рыбаки сочинили свою песню?

- Миллион алых роз;

- Хуторянка;

- Соловей, соловей – пташечка.

3.Сколько стоял поезд  на станции?

- 2 минуты;

- 1 час ;

- 1 минуту.

8.Как звали внука бабушки?

- Васенька;

- Юрочка;

- Ванечка.

4.В чем была малина   у бабушки?

- в кастрюле;

- в берестяном туесе;

- в бидоне.

9.Кто поделился  ягодой с бабушкой?

- рыбаки;

- грибники;

- школьники.

5.Почему бабушка стала грустной?  

- рассыпалась ягода;

- ее толкнули;

- у нее украли ягоду.

Приложение 2

События

Герои

Поступки

Качества

Приложение 3

На все вопросы теста ответил верно

 Да

 Нет

Принимал участие в работе группы

Да

Нет

Активно работал на уроке

Да

Нет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературного чтения "Фестиваль сказочных героев"

Презентацию  "Фесиваль сказочных героев"можно использовать на уроке литературного чтения  в 1 классе. Данная презентация составлена по народным и авторским сказкам....

Презентация ко 2 уроку литературного чтения во 2 классе рассказ Н.Носова "Живая шляпа".

Литературное чтение 2 класс "Школа России". Рассказ Н.Носова "Живая шляпа"....

Урок литературного чтения "Чувства лирического героя и способы их передачи в стихотворении А.С.Пушкина "Няне", 3 класс

Публикация на Образовательном портале города Мурманска http://www.edu.murmansk.ru/www/no/ped_master/tkachenko1.htm...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...

Презентация к уроку литературного чтения. Тема: Характеристика героев рассказа Д.Н.Мамина-Сибиряка «Приёмыш». 4 класс

Данный материал нацелен на знакомство с произведением Мамина - Сибиряка "Приемыш". Урок был проведен во время дистанционного обучения по платформе ZOOM....