Конспект интегрированного урока чтения в 1 классе « Любимые игрушки»
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Котикова Лилия Владимировна

Конспект интегрированного урока чтения. Интеграция предметов: чтение - музыка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyubimaya_igrushka.docx26.93 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного урока чтения в 1 классе

« Любимые игрушки»

Интеграция предметов: чтение  музыка.

Педагогическая цель урока: создать условия для освоения умения  пересказывать текст с опорой на план, условия для развития речи, творческого воображения и памяти.

Планируемые результаты ( предметные): познакомить с «Детским альбомом» П.И. Чайковского.

Личностные результаты: иметь познавательные интересы, учебные мотивы, навыки самоконтроля и самооценки; воспитывать в себе ответственное, бережное отношение к вещам.  

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: корректировать деятельность, вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей, намечать пути их устранения.

Познавательные: общеучебные – осуществлять поиск необходимой информации в учебнике.

Коммуникативные: умение формулировать своё мнение и позицию, понимать и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии, уметь работать в паре.

Тип урока: открытие  новых знаний.

В уроке использованы элементы современных педагогических технологий: 

-Игровая

-Личностно-ориентированная

-Проблемное обучение (частично - поисковый)

-ИКТ

-Здоровьесберегающая (смена видов деятельности, физ.минутки)

Принципы обучения: наглядность, доступность. Принципы систематичности и доступности реализуются через переходы от простого к сложному.

Ресурсное обеспечение: компьютер, экран, демонстрационные картинки, учебник, дидактический материал, аудиозапись «Детского альбома» П.И. Чайковского; игрушки (на усмотрение учителя), для каждого ребенка: любимая игрушка.

 

Авторский медиапродукт: мультимедийная презентация.

Ход урока

1. Организационный этап.

2.  Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний.

II

3. Определение целей и темы урока.

-  Посмотрите, какие замечательные игрушки вы принесли в класс. Куклы, мячи, самолеты…Как бы вы предложили назвать наш урок?

- А чему мы сможем научиться на нашем уроке?

– Сегодня мы отправляемся в мир игрушек.

– Отгадайте загадки.

Вот игра теперь для вас –

Стихи-загадки прочту сейчас.

  • начну, а вы кончайте –

Хором дружно отвечайте.

Он с бубенчиком в руке,

В сине-красном колпаке.

Он веселая игрушка,

А зовут его... (Петрушка).

Вот упрямый человек!

Не заставишь лечь вовек!

Уложили... Глянь-ка!

Встал уж... (ванька-встанька).

Серый байковый зверушка,

Косоглазый длинноушка,

Ты морковку ему дай-ка!

Вот обрадуется... (зайка).

Красные щечки,

Пестрые платочки,

Хлопают в ладошки

Веселые… (матрешки).

На одной ноге кружится,

Беззаботна, весела

  • пестрой юбке танцовщица

Музыкальная… (юла).

Он и стройный, и красивый,

  • него есть хвост и грива.

Но скакать не может... Жалко.

Лишь качает… (конь-качалка).

4. Работа по теме урока.

  1. Беседа об истории игрушки.

– Как выдумаете, ваши дедушки и бабушки играли с игрушками? А какие были игрушки?

– Да, действительно, ваши дедушки и бабушки тоже играли в свои любимые игрушки, и их бабушки и дедушки тоже играли. Только игрушки у них были сделаны из других материалов. Вот, например, одну из первых игрушек делали из бересты.

– Что такое береста? (Верхний слой березовой коры.)

– Бересту резали на полоски, кипятили, высушивали и прочно соединяли. Внутрь помещали камешки или горох.

– Вы догадались, какая это игрушка? (Погремушка.)

  • сейчас, ребятки,

Для вас загадка.

Кто без свирели

Выводит трели? (Птица.)

– Вот следующая игрушка.

(Учитель показывает глиняную птичку-свистульку.)

             Ох ты, свисты-пересвисты,

             Здесь свистульки голосисты!

                    Дунул наш Петрушка в птичку –

Соловейка и скворец

Спели песню наконец.

– Из какого материала сделана эта игрушка? (Из глины.)

– Глина – чудесный материал. Люди издавна знали замечательные свойства глины. И не случайно игрушки, сделанные из глины, – самые древние, самые старые.

В старину верили, что различные свистульки, погремушки своим свистом и шумом отгоняли злых духов.

Игрушка – самая веселая вещь в доме. Не зря в старину их называли «потехами», «балясами», «таратушками».

(Учитель читает загадку.)

Кинешь в речку – не тонет,

Бьешь о стенку – не стонет,

Будешь оземь кидать –

Станет кверху летать. (Мяч.)

– У детей, которые жили 2 тысячи лет тому назад, мячи были из кожи, и набивали их травой. Также мячи шили из тряпок, плели из веревок, вытачивали из дерева. Конечно, если такой мяч попадет по лицу, только мужественный человек найдет в себе силы засмеяться,

  • не заплакать.

(Учитель читает загадку.)

Что все это значит?

Дочка, а не плачет.

Спать уложишь – будет спать

День, и два, и даже пять! (Кукла.)

– Куклы появились в глубокой древности. Самым древним египетским куклам 4 тысячи лет. Их вырезали из дощечек, украшали геометрическим узором, а головы – шариками из деревянных и глиняных бус.

На Руси кукол делали из соломы, из деревянных чурбачков, к которым приделывали руки и ноги из тонких палочек. Только очень долго куклы оставались без лица, потому что считалось, что через лицо в куклу может вселиться нечистая сила, и тогда в дом придут разные несчастья.

2. Устные рассказы детей. Работа по группам. Постановка проблемы.

– А у вас, ребята, есть любимые игрушки? (Ответы детей.)

– Разделитесь на группы. Приготовьте рассказ про любимую игрушку по плану:

  1. Как называется игрушка.

  1. Как она выглядит.

  1. Как ты в нее играешь.

5. Физкультминутка

– Как живешь?

– Вот так! (Показывают большой палец.)

– А плывешь?

– Вот так! (Имитируют плавание.)

– Как бежишь?

– Вот так! (Имитируют бег.)

– Вдаль глядишь?

– Вот так! (Глядят, приставив ладонь ко лбу.)

– Ждешь обед?

– Вот так! (Ждут, подперев рукой щеку.)

– Машешь вслед?

– Вот так! (Машут рукой.)

– Ночью спишь?

– Вот так! (Показывают, как спят ночью.)

– А шалишь?

– Вот так! (Надувают щеки, хлопают по ним кулачками.)

6.Продолжение работы по теме урока

  1. Прослушивание музыки.

– Если ваша кукла заболела, что делаете? (Лечим ее.)

– Покажите, как вы это делаете? (Укладываем в постель, даем лекарство.)

– Послушайте пьесу П.И. Чайковского «Кукла заболела». (Дети слушают музыку.)

– Какая мелодия прозвучала? (Грустная, печальная.)

– Какие чувства вы испытываете, слушая пьесу? (Жалко куклу.)

– А теперь прослушайте другую пьесу. (Дети слушают пьесу «Марш оловянных солдатиков».)

– Какие чувства вызывает эта мелодия? (Радость, так и хочется встать и идти куда-то.)

– Эта пьеса так и называется – «Марш оловянных солдатиков».

– Послушайте, какое стихотворение написал о солдатиках поэт. (Учитель читает стихотворение.)

Солдатик оловянный,

Мой неизменный друг,

Ты стал какой-то странный, Что приключилось вдруг? Поведал воин славный:

– Признаться, старшина,

Мой повелитель главный,

Противна мне война!

  • с нею танки, пушки, В расплавку их пора… Я вижу – то игрушки, И знаю – то игра.

Но повторяю снова

И снова, старина: Претит само мне слово Зловещее – «война»!

Патронов спрячь обоймы,

Мой убери мундир.

Давай играть с тобою

Не в войны – в добрый мир!

В. Кремнев

– О чем мечтает солдатик? (Он мечтает о мире.)

2. Рассказ учителя о П.И. Чайковском.

Петр Ильич Чайковский весной 1878 года гостил у своей сестры

Александры Ильиничны. Почти все свободное время Петр Ильич проводил в кругу молодежи и детей – своих племянников и племянниц. Он очень любил детей. «Цветы, музыка и дети, – говорил композитор, – составляют лучшее украшение жизни».

  • что только не придумывал он для своих маленьких друзей! Веселые походы в лес, в поле – за цветами и грибами, пикники, костры, музыкальные спектакли, вечера с танцами, когда за роялем сидел «дядя Петя».

Любил Петр Ильич слушать, как ребята – их было семеро – занимаются музыкой. Слушая игру детей, композитор не раз думал о том, что сочинений, предназначенных для детей, не так уж много.

Тогда-то и задумал он создать альбом пьес для ребят. 30 апреля он сообщал в письме к своему другу, Надежде Филаретовне фон Мекк: «Завтра примусь я за сборник миниатюрных пьес для детей.

  • хочу сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной легкости и с заманчивыми для детей заглавиями, как у Шумана…»

«Детский альбом» был закончен в мае 1878 года и в том же году напечатан.

«Детский альбом» – это 24 пьесы. По ним можно хорошо представить себе, в какой обстановке жили дети того времени, что их окружало, как они проводили время.

Словно догоняют острые стремительные мотивы в пьесе «Игра в лошадки». Отчеканивает шаг в забавном марше игрушечное войско в «Марше деревянных солдатиков». Это игры мальчиков.

А девочки, конечно, играют в куклы. Грустная музыка говорит о болезни куклы. И мы забываем, что это кукла, кажется, будто композитор рассказывает о больной девочке, которую очень жаль. Напротив – сколько искрящейся радости, восторга в пьесе «О новой кукле» с ее взлетающей мелодией.

3. Рассказ учителя об истории создания плюшевого медведя.

– Посмотрите, многие дети принесли сегодня медведей. А вы знаете, сколько лет этой игрушке?

– Тогда слушайте мой рассказ.

Мишка появился на свет в Германии в декабре 1901 года. Его мамой стала мастерица игрушек Маргарет Штайф. Ребенком Маргарет перенесла тяжелую болезнь и стала инвалидом. Она не могла участвовать в шумных играх детей, поэтому любимым занятием стало шитье. Родители девочки владели небольшим ателье, и им нравилось увлечение дочери. Как-то раз мама принесла ей разноцветные лоскутки, и Маргарет сшила маленького тряпичного слоника. Он был такой симпатичный, что мама решила выставить игрушку в витрине ателье. Симпатичный слоненок привлекал внимание всех прохожих. А дети не хотели отходить от витрины и со слезами на глазах требовали у родителей такую же игрушку. Увидев такой интерес, родители Маргарет решили наладить пошив мягких игрушек.

  • вскоре за стеклом витрины появились симпатичные зайчики, котята, щенята – кого там только не было! Но медвежата почему-то еще не появились. Плюшевого медвежонка придумал двоюродный брат Маргарет – Ричард. Он закончил художественную школу и целыми днями пропадал в зоопарке, делал рисунки разных животных, искал персонажей для новых игрушек. Однажды он увидел маленького медвежонка. По его рисунку и сшили первого игрушечного медвежонка из лоскутков плюша.

Но на этом история не закончилась. Оказалось, что примерно в это же время в Америке тоже сшили игрушечного медвежонка, причем в Америке ничего не знали про немецкого. Но вот что интересно: обоим мишкам дали одинаковые имена. Обе игрушки назвали Тедди в честь тогдашнего американского президента Теодора Рузвельта.

  • это не шутка. Дело в том, что в один из своих выходных президент США Теодор Рузвельт отправился на охоту. А местные власти, желая угодить президенту, накануне поймали медвежонка и привязали его к дереву прямо на пути Рузвельта. Но американский президент возмутился такой жестокостью и не стал стрелять в беззащитного медвежонка. Об этом случае узнали во всем мире. Поэтому плюшевых медвежат, не сговариваясь, и в Америке, и в Германии назвали в честь Теодора Рузвельта – Тедди.

Таким образом, нашему медвежонку исполнилось 106 лет.

– Интересно, за что вы любите мягкие игрушки? (Они яркие,

нарядные, дарят хорошее настроение, радость. Мы любим спать с ними, потому что с ними тепло, уютно, спокойно.)

4. Устные рассказы детей о своих любимых игрушках.

5. Рассказ учителя о кукле Барби.

«Родилась» Барби в Калифорнии в 1959 году, в мае. У Рут Хендлер была дочь по имени Барбара – хорошенькая, как кукла. Это и подсказало Рут идею, которой она тут же поделилась со своим мужем, владельцем игрушечной фирмы. Почему бы не выпустить куклу-девушку, веселую и современную?

Разрабатывал образ новой куклы дизайнер Джек Райан. Он подарил ей привлекательную внешность и дал имя Барби. Модельеры фирмы тут же разработали для нее гардероб в соответствии с последней парижской модой, и стала она работать манекенщицей.

  • том же году Барби отправилась на ярмарку игрушек в Нью-Йорке, но... не имела там особого успеха. Создатели куклы поняли, что перестарались. Уж слишком она была шикарная. Сшили ей новые платья – точно такие же, какие носили американские девочки. Сделали кукле рекламу, и о ней узнала вся Америка.

Со дня рождения Барби прошло почти полвека. Барби знают во всем мире, и каждые 2 секунды ее где-нибудь кто-нибудь покупает.

– А почему вы любите Барби? (Она, как настоящая девушка, может менять наряды.)

(Девочки читают стихотворение по четверостишиям.) Барби – куколка-милашка,

             Золотистый завиток,

             Платье в белую ромашку –

             Ах, как ей оно идет!

Мне тебя на день рожденья Подарили той зимой.

Сразу стали мы друзьями, Ты теперь всегда со мной. Мы в свободные минуты Говорим с ней обо всем, Делим радости мы вместе

  • грустим всегда вдвоем. Кукле я сошью наряды, Бусы, серьги смастерю. Станет Барби первой дамой, Средь игрушек на виду.

Дни идут за месяцами,

Но у детства краткий путь. Барби, куколка, подружка, Наши игры не забудь! Налетят метели злые

  • с ручьями убегут,

Станут сверстники большими,

Наши дети подрастут.

  • однажды в день рожденья Я в коробку посмотрю… Барби, куколку-красотку Своей дочке подарю.

Ж. Карпова

6. Итог урока

– Сегодня на уроке мы узнали историю некоторых игрушек.

– Что вам показалось интересным на уроке? (Ответы детей.)

– Что вас удивило? (Ответы детей.)

– Как хорошо будет, если вы сохраните любовь к своим игрушкам, о которых вы сейчас рассказывали, на всю жизнь. И даже когда игрушка станет старой и сломается, хороший хозяин никогда ее не обидит и не выбросит. Игрушка счастлива с любящим хозяином, она чувствует себя в безопасности. Игрушки – друзья, которые любят вас и никогда не обманут.







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А. Л. Барто . В школу - конспект интегрированного урока чтения

Урок был подготовлен и проведён в рамках  окружного  конкурса "Учитель года - 2009"...

Конспект интегрированного урока в 3 классе. Русский язык, внеклассное чтение.

Конспект составлен на материале сказки Н.Носова "Приключения Незнайки"....

Конспект интегрированного урока чтение\русский язык. 3 класс

Интегрированный урок (чтение/русский язык) В. Астафьев "Капалуха"...

План-конспект интегрированного урока чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "СКазка-ложь,да в ней намёк, добрым молодцам урок" (2 класс)

Интегрированный урок чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "Сказка-ложь,да в ей намёк, добрым молодцам урок" даёт возможность на конкретном материале сказки "Ли...

Конспект интегрированного урока в 3 классе по литературному чтению и окружающему миру по УМК «Перспективная начальная школа»

Конспект интегрированного урока в 3 классе по литературному чтению и окружающему миру по УМК «Перспективная начальная школа» Яруллина Г.Г. Учитель высшей квалификационной категории МБОУ”Дубъязская ...

конспект открытого интегрированного урока чтения 1 класс

конспект  интегрированного урока чтения (окр.мир)1 класс...