Инновационные технологии на уроках чтения в начальных классах
методическая разработка по чтению на тему

Векличева Татьяна Владимировна

Одним из главных направлений совершенствования обучения учащихся начальных классов  является применение в учебно-воспитательном процессе интерактивных технологий. Предлагаю  примеры использования интерактивных технологий на разных этапах  уроков  литературного чтения в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационные технологии на уроках чтения в начальных классах

        Одним из главных направлений совершенствования обучения учащихся начальных классов является применение в учебно-воспитательном процессе интерактивных технологий.

        Использование интерактивных технологий выдвигает определенные требования к структуре урока. Существует 5 этапов урока:

  • мотивация;
  • объявление, представление темы и ожидаемых результатов;
  • актуализация знаний, предоставление необходимой информации;
  • осмысление;
  • рефлексия.

   Рассмотрим примеры использования интерактивных технологий на разных этапах уроков  литературного чтения  в начальных классах.

Мотивация учебной деятельности

  1. - Сегодня мы отправимся в путешествие в прекрасную страну. На каждом уроке мы будем открывать для себя что-то новое и интересное. А как же называется эта прекрасная страна? Её название вы узнаете, когда составите слово из первых букв названий предметов на рисунках. (Рисунки – собака, корова, акула, заяц, кот, ананас.  Ответ – сказка.)
  2. – Закройте глазки, напишите носиком буквы О, С, Е, Н, Ь. А теперь соединим эти  все буквы. Какое слово у нас получилось? Скажите все вместе. (Осень) 

- Как вы думаете, о чём пойдет речь на сегодняшнем уроке? (Об осени)

Объявление, представление темы и ожидаемых результатов

  1. - Мы будем учиться читать и рассказывать сказки. О ком эта сказка, вы узнаете, когда отгадаете загадки. (Учитель предлагает детям загадки. Отгадки – это герои новой сказки.)
  2. Расшифруйте анаграмму – и вы узнаете название нового произведения. Например: К А Р К В А Ч И У  (Рукавичка)

                         СИЧКАЛИ    И    РАВЛЬЖУ  (Лисичка и Журавль)

- Подумайте и скажите, чему бы вы хотели научиться на уроке? 

     3.     Использование игрового момента.

          – Сегодня  к  нам  на   урок  пришла удивительная гостья. А кто она, вы

            узнаете, когда отгадаете загадку. Например:

Дел у меня немало –

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лёд реки убираю,

Белю поля, дома.

Зовут меня …(Зима)

            - Да, сегодня к  нам  на  урок пришла  Зима. Вы  узнаете  про  неё много

         необычного,   интересного,   познакомитесь  с  её  подругой  – Метелью,

         сыном – Морозом и дочками – Снежинками.

4. Упражнение «Ожидание».

 - Что вы ожидаете от сегодняшнего урока?

Актуализация знаний, предоставление необходимой информации

  1. Языковая разминка.

 - Перед тем как выйти на сцену, актеры тщательно готовятся к выступлению. Они ежедневно выполняют артикуляционные упражнения, чтобы чисто, выразительно говорить.

     Упражнения для развития дыхания.

  • Возьмите полоску бумаги и, представив себе, что это свеча, дуйте на неё.
  • Звукоподражание.

Вспомните и воспроизведите разные звуки природы из жизни: шум моря, свист ветра, грохот грома, рычание собаки, шуршание листвы, жужжание шмелей

  1. Упражнение на развитие артикуляции.
  • «Вкусное варенье» (производить движения широкой передней части языка вверх, положение языка «ковш»).

Наша Шура неумело

Вкусное варенье ела.

       Нужно ей язык поднять –

             С верхней губки все слизать.

  • «Часы» (ритмичные и дифференцированные движения языка).

                            Отдохнул и подтянулся, (язык высунуть вперед)

Влево - вправо повернулся,

                                    Как часы, исправно так:

                                    Тик – так, тик – так,

                                    Тик – так, тик – так.

  • «Качели» (кончик языка поднимать к носу, опускать к подбородку).
  1. Работа со скороговоркой (читаем скороговорку глазами, потом – губами, шепотом, вслух, еще громче, медленно, быстро.)
  • У Ивашки рубашка с кармашками.
  • Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.
  1. Игра «Без остановок». Чтение колонок слов. Например:

  УГОЛ – УГОЛЬ                                     СУК – СТУК

  БРАТ – БРАТЬ                                       МАК – СМАК

  ЕЛ – ЕЛЬ                                                ТУК – СТУК

  ШЕСТ – ШЕСТЬ                                   КОТ – КРОТ

  ХОР – ХОРЬ                                          ОСЫ – КОСЫ

  ЦЕЛ – ЦЕЛЬ                                          ШАПКИ – ТАПКИ

  ЖАР – ЖАРЬ                                         ЛАПКИ – ЗАПЛАТКИ

  СТАЛ – СТАЛЬ                                     ГОЛОС – КОЛОС

  БЫЛ – БЫЛЬ                                         БИТВА – БРИТВА

  РИС – ПРИЗ                                           ЛЕЙКА – КОПЕЙКА

  1. Чтение – путаница.

- Прочитайте сравнение. Все ли здесь правильно? Исправьте несоответствия.

  • Верный, как волк.
  • Голодный, как ёж.
  • Неповоротлив, как лиса.
  • Колючий, как пёс.
  • Хитрый, как медведь.

          6.    Технология «Прогнозирование» (определить, о чем будет текст, опираясь на предлагаемые  учителем пословицы и высказывания).

          7. Технология «Предвидение» (по ключевым словам дать   предположение, о чем будет новое произведение).

Осмысление

  1. Работа над произведением:
  • чтение «цепочкой» (читают ученики)
  • «Волна» (ученики читают предложение тихо, громко, громче, тише, тихо)
  • начало предложения читает учитель, конец – ученики
  • «Прыжки» (чтение текста через слово  совместно с учителем)
  • «Незнайка» (учитель читает предложение и допускает ошибку, ученики хлопают в ладоши, когда замечают её, читают предложение правильно)
  • выборочное чтение (учитель задаёт вопросы по тексту, ученики должны найти ответ в тексте и прочитать это предложение)
  • «Молния» (на слово «молния» дети читают очень быстро)
  • найти и прочитать предложение с определенным словом по заданию учителя
  1. Игры:
  •  «Восстановите последовательность событий» (Составлен план произведения,  в которым перепутана последовательность событий. Дети должны исправить ошибки)
  • «Что лишнее?» (Дается характеристика главных героев произведения. Одно слово заведомо лишнее. Дети должны определить его и доказать что это ошибка.) Например: Лиса – коварная, честная, бесстыжая, льстивая.
  1. Работа в парах.
  • «Собери пословицу» (задание – по началу пословицы найти её конец). Например:

Береги нос …                           /      много хлеба.

Много снега …                        /      что снегу нанёс.

Два друга  - …                          /      в большой мороз.

Спасибо, мороз, …                   /     мороз да вьюга.

  • «Какой слог потерялся?» (Учитель раздает карточки со словами из текста, в которых пропущены слоги. Дети должны восстановить слова.)

Рефлексия

      1.  Технология «Микрофон». (Учитель задает вопросы учащимся по теме урока).

 2.   – Дайте оценку уроку, пользуясь таблицей.

Я считаю…

Я думаю…

Я думаю…

По моему мнению…

интересный

сдержанный

эмоциональный

неинтересный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование новых инновационных технологий в развитии творчества учеников начальных классов

                В докладе описывается важность развития творчества учащихся. Подчеркивается необходимость использования инновационных технологий....

«Применение логопедических технологий на уроках чтения в начальных классах.»

Данный материал помогает глубже  раскрыть и понять природу детского речевого онтогенеза с целью коренного понимания механизмов построения на основе речевого развития интеллектуальной деятельности...

"Использование технологии критического мышления на уроках чтения в начальных классах»

"Использование  технологии критического мышления  на уроках  чтения в начальных классах»...

Использование современных инновационных технологий на уроках математики в начальной школе.

Применение современных инновационных технологий на уроках дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнк...

Методическая разработка по литературному чтению «Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках чтения в первом классе.«.

Школьники сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей современного общества.Ре...

Выступление "Использование современных инновационных технологий на уроках математики в начальных классах"

      Если в недавнем прошлом основной задачей, стоящей перед учителем, была передача ученикам определённой суммы знаний, то в настоящее время на первый план выдвигается задача р...