Выступление "Использование современных инновационных технологий на уроках математики в начальных классах"
учебно-методический материал по математике

Миркамалова Юлия Валерьевна

        Если в недавнем прошлом основной задачей, стоящей перед учителем, была передача ученикам определённой суммы знаний, то в настоящее время на первый план выдвигается задача развития творческого мышления учащихся в процессе обучения, умение ими самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке современной научной информации, развивать их способность адаптироваться к постоянно меняющимся жизненным ситуациям, искать пути нестандартного разрешения ситуаций и проблем. Согласно современной концепции математического образования, его важнейшей целью является «интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для полноценной жизни в обществе».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения

«Кутарбитская средняя общеобразовательная школа» - «Дегтяревская средняя общеобразовательная школа»

«Использование современных инновационных технологии на уроках математики в начальных классах»

Автор работы:

Миркамалова Юлия Валерьевна,

учитель начальных классов


АННОТАЦИЯ

Если в недавнем прошлом основной задачей, стоящей перед учителем, была передача ученикам определённой суммы знаний, то в настоящее время на первый план выдвигается задача развития творческого мышления учащихся в процессе обучения, умение ими самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке современной научной информации, развивать их способность адаптироваться к постоянно меняющимся жизненным ситуациям, искать пути нестандартного разрешения ситуаций и проблем. Согласно современной концепции математического образования, его важнейшей целью является

«интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для полноценной жизни в обществе».

Актуальность исследования состоит в необходимости широкого применения продуктивных инновационных технологий на уроках математики, которые позволяют быстрее, экономичнее и качественнее достигнуть цели математического образования.

ВВЕДЕНИЕ

Цель исследования: является выявление положительных сторон при использовании инновационных технологий на уроках математики .

Для достижения цели, мной были поставлены задачи:

Рассмотреть целесообразность применения тех или иных инновационных технологий на различных этапах урока.

Выявить влияние внедрения инноваций на повышение уровня мотивации обучения.

Сделать выбор рационального и оптимального уровня использования инновационных технологий.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Сегодня действует принцип вариативности, который даёт педагогическим коллективам конструировать педагогический процесс, используя авторские разработки. В этих условиях преподавателю необходимо не только ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, идей, направлений, но и, тщательно изучив их, не открывая уже открытое, применять их на практике.

Традиционные способы обучения постепенно сдают свои позиции, так как нужны специалисты, владеющие не только знаниями, но и умениями, навыками самостоятельно добывать их.

Следовательно, старая парадигма образования – «учитель – учебник – ученик» - должна быть заменена на новую – «ученик- учебник – учитель».

А задача учителя состоять в организации эффективной учебной деятельности учащихся, в обучении их самостоятельно добывать дополнительные знания для успешного освоения предметом.

Введение новых технологий вносит радикальные изменения в систему образования: ранее ее центром являлся преподаватель, а теперь – учащийся. Это дает возможность каждому ученику обучаться в подходящем для него темпе и на том уровне, который соответствует его способностям.

Использование ИКТ на уроках имеет следующие преимущества по сравнению с традиционным обучением:

1. Современность и актуальность учебного материала.
2. Наличие дополнительного и сопутствующего материала.
3. Эстетичность и наглядность.
4. Возможность распечатки материала для последующей индивидуальной работы.
5. Возможность блочного обозрения темы, опережения знаний.
6. Обучение через игровую или практическую деятельность.
7. Повышение интереса учащихся к учёбе.
8. Более чёткая организация деятельности учителя.

Активность аналитического осмысления учебного материала младшими школьниками быстро снижается, если ученики на протяжении нескольких уроков вынуждены анализировать одну и ту же единицу учебного материала, выполнять однотипные мыслительные операции. Известно, что детям быстро надоедает выполнять одно и то же, их работа становится малоэффективной, замедляется процесс развития. Для того чтобы материал способствовал развитию у ребёнка умения самостоятельно постигать явления окружающей его жизни, продуктивно мыслить, в своей практике я применяю проблемное обучение. Суть его в том, что я ставлю перед учениками проблему (учебную задачу) и вместе с ними рассматриваю её. В результате совместных усилий намечаются способы её решения, устанавливается план действий, самостоятельно реализуемый учениками при минимальной помощи учителя. При этом актуализируется весь запас имеющихся у них знаний и умений, и из него выбираются те, которые имеют отношение к предмету изучения. Математика в школе, по моему мнению, начинается вовсе не со счета, не с изучения понятий, что кажется очевидным, а с… загадки, проблемы. Проблемное обучение обеспечивает более прочное усвоение знаний; развивает аналитическое мышление, способствует сделать учебную деятельность для учащихся более привлекательной. Мы занимаемся учебными исследовательскими проектами младших школьников. Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности обучающихся на результат, который получается при решении практической и теоретической проблемы. Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая и игровая деятельность, имеющаяобщую цель, согласованные способы деятельности, направленные на достижение общего результата.

Использование в обучении элементов исследовательской деятельности позволяет нам не столько обучать детей, сколько учить учиться, направлять их познавательную деятельность. С большим интересом ученики участвуют в самых разных видах исследовательской работы. Метод проектов позволяет организовать подлинно исследовательскую, творческую, самостоятельную деятельность в течение учебного времени, отводимого на изучение предмета. Он предполагает отход от авторитарных методов обучения и предусматривает продуманное и концептуально обоснованное сочетание с многообразием ванной на постоянных трудностях; оно ориентирует на комплексное использование знаний.

Групповая работа на уроках весьма привлекает младших школьников. Однако, как показывает практика, первый опыт её организации может быть неудачным (излишний шум, медленный темп работы, их неумение действовать совместно и др.), что отталкивает от дальнейшего использования этой формы обучения. Между тем групповая работа – это полноценная самостоятельная форма организации обучения. Использование на уроках групповой работы убедило меня в том, что эта технология несёт в себе черты инновационного обучения: самостоятельное добывание знаний в результате поисковой деятельности, следовательно:

– возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
– меняется характер взаимоотношений между детьми;
– укрепляется дружба в классе, меняется отношение к школе;
– сплочённость класса резко возрастает, дети лучше понимают друг друга и самих себя;
– растёт самокритичность, точнее оценивают свои возможности, лучше себя контролируют;
– учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: откровенность, такт, умение строить своё поведение с учётом позиции других людей.

На уроках я использую следующие виды групповой работы:

– работа в парах;
– мозговой штурм;
– игра “Продолжи”;
– в поисках клада;
– снежный ком;
– мозаичная группа «Танграм».

В конце групповой работы, выработанные каждой группой решения, обсуждаются всем классом.

Таким образом, оценивается не только результат решения задачи, но и работа группы. Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Одна из главных задач – заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка.

Учебный диалог можно считать специфическим видом педагогической технологии. Он выступает не только как один из способов организации обучения, но и как неотъемлемый компонент, внутреннее содержание личностно ориентированной технологии обучения. Позволяет осуществлять личностно ориентированный образовательный процесс, развивает пытливость и самостоятельность ребёнка, способствует обогащению его субъектного опыта.

Проектная деятельность эффективно используется нами, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. При выполнения каждого нового проекта мы решаем несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

Работа над проектной деятельностью – это один из способов вхождения школьника в социально нормированную деятельность, в которой ребёнок учится определять границы своей самостоятельности, свободы и ответственности.

В своей практике, при проведении уроков я использую информационно – коммуникативные технологии, технологии критического мышления, тестовые технологии, технологии уровней дифференциации и индивидуализации, игровые, личностно-ориентированные технологии обучения. Данные технологии или их элементы позволяют разнообразить формы и средства обучения, повышают творческую активность учащихся.

Применение ИКТ способствует улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, умеющей ориентироваться в информационном пространстве. Учащиеся начальных классов проявляют больший интерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются презентации, видеофрагменты, рисунки, схемы. На своих уроках математики я использую ИКТ на разных этапах урока: устный счёт, при повторении, при изучении нового материала, закрепление изученного материала. Уроки с применением компьютерных технологий повышают мотивацию обучения.

Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать более яркую интерактивную среду обучения с неограниченными возможностями, оказывающимися в распоряжении и преподавателя, и учащегося. Если у ученика возникли затруднения с тем или иным вопросом, то он в любой момент может вернуться к теории и ещё раз изучить материал.

Тестовые технологии часто используются в учебном процессе в начальной школе. В процессе контроля знаний, умений учащихся выявляются как достоинства, так и недостатки, что позволяет управлять учебным процессом, совершенствуя формы и методы обучения. Поэтому одной из форм контроля, позволяющей оперативно и эффективно проверить результаты обучения в начальной школе являются тесты. Я использую тесты на различных этапах урока. Тестовые задания составляю с учётом задач урока, специфики изучаемого материала, познавательных возможностей, уровня подготовленности учащихся. Тестовые задания различаются по уровню сложности и по форме вариантов ответов.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий, одной из важных форм обучения в начальной школе. Эта форма помогает сделать интересной и увлекательной работу учащихся. Математика – один из наиболее трудных предметов. Включение дидактических игр и упражнений позволяет чаще менять виды деятельности на уроке, что создаёт условия для эмоционального отношения к содержанию учебного материала. Обеспечивает его доступность. Поэтому я на уроках математики часто использую игровые технологии. Так включение в урок игровых моментов делает процесс обучения более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает преодолевать трудности в обучении. Я использую их на разных этапах урока. Так в начале урока включаю игровой момент «Весёлый устный счёт», при закреплении изученного материала игра «Старик Хоттабыч» (даются любые задания, которые находятся в волшебном сосуде или мешочке), кодированные упражнения, задания с мячом. При решении задач можно применить игру-соревнование «Самый умный» или провести блиц-турнир. Все эти задания направлены на расширение кругозора учащихся, развитие их познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, можно сказать, что применение современных образовательных технологий на уроках дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться и, следовательно, повышается качество знаний по предмету.

Использование современных обучающих технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе. Учить ребенка радостно, без принуждения – возможно, если в своей работе педагог использует инновационные технологии.

ЛИТЕРАТУРА

Современные образовательные технологии: Учебное пособие/коллектив авторов; под ред. Бородовской Н.В. 2 изд., стер. – М.: КНОРУС, 2004

Витковская И.М. Как организовать групповую учебную работу младших школьников. – Начальная школа. – 1997. - №12.

Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.ИНТОР.1996.

Константинова Т. Г., Афонина Е. В. Использование ИКТ в преподавании различных школьных дисциплин. - М., «Просвещение», 2005. 154 с.

«Информационные технологии на уроках в начальной школе». Составитель О.В.Рыбьякова. Издательство Учитель. Волгоград 2008г.

Дичковская И.М. Инновационные педагогические технологии. – К., 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных инновационных технологий на уроках математики в начальной школе.

Применение современных инновационных технологий на уроках дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнк...

Инновационные технологии на уроках чтения в начальных классах

Одним из главных направлений совершенствования обучения учащихся начальных классов  является применение в учебно-воспитательном процессе интерактивных технологий. Предлагаю  примеры использо...

Использование современных педагогических технологий на уроках математики в начальной школе

В этой статьерассказывается  о применении на уроках математики в начальной школе современных педагогических технологий, которые привлекают новыми возможностями построения любого урока, где ученик...

Использование современных педагогических технологий на уроках математике в начальной школе

в этой статье автор пишет о применении на уроках математики в начальной школе современных педагогических технологий, которые привлекают новыми возможностями построения любого урока, где ученики не ост...

Статья "Использование современных педагогических технологий на уроках математики в начальной школе"

В этой статье автор пишет о применении на уроках математики в начальной школе современных педагогических технологий, которые привлекают новыми возможностями построения любого урока, где ученики не ост...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В работе раскрыта тема о важности использования современныхинновационных технологий на уроках математики в начальной школе. Приведены примеры использования различных методов обучения в своей практике....