Обобщающий урок литературного чтения по разделу "Великие русские писатели"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Цели: 
 


  • Обобщить знания детей по разделу. 

  • Прививать интерес и любовь к чтению, к книгам. 

  • Воспитывать чувство товарищества, умение работать в команде. 


Оборудование: 
 


  • На доске портреты Л.Н. Толстого, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.А. Крылова. 

  • Рисунки детей к прочитанным произведениям. 

  • Медали, грамоты. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchayushchiy_urok_literaturnogo_chteniya_po_razdelu.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Ширингушская средняя общеобразовательная школа»

Обобщающий урок литературного чтения по разделу

"Великие русские писатели"

                                        Провела: учитель начальных классов

                                                            Каткова Е.П.

2016 – 2017 учебный год

Цели: 


  • Обобщить знания детей по разделу. 

  • Прививать интерес и любовь к чтению, к книгам. 

  • Воспитывать чувство товарищества, умение работать в команде. 


Оборудование: 


  • На доске портреты Л.Н. Толстого, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.А. Крылова. 

  • Рисунки детей к прочитанным произведениям. 

  • Медали, грамоты. 


Ход урока 

I. Организация класса.  

Прозвенел уже звонок.

Мы начнем сейчас урок.

Любознательные дети,

                              Всё хотите знать на свете?

II. Сообщение темы урока.

– Ребята, как называется раздел, который мы закончили изучать?

– Сегодня наш урок мы проведём в форме КВН, и будет он посвящён творчеству великих русских писателей. А каких?

– Вы уже разбиты на команды. Представляю вам жюри… (жюри состояло из членов семинара, можно пригласить родителей.)

– Итак, мы начинаем КВН. (звучит музыка «Мы начинаем КВН») 

III. Ход конкурсов. 

(После каждого – оценки жюри) 

1. Представление команд и их эмблем.

«Трудяги», «Непоседы» 

2.
Разминка (вопросы по биографиям авторов) 


  • День рождения Пушкина? 

  • На каком языке говорили в семье Пушкина? 

  • Как звали его няню? 

  • Как звали в семье маленького М.Ю. Лермонтова? 

  • Как назывались стихи, которые он написал по поводу смерти Пушкина? 

  • Сколько лет он прожил? 

  • Какие ин. языки изучил И.А. Крылов?(ит., фр.) 

  • Что писал Крылов? 

  • Сколько детей было в семье Л.Н. Толстого? 

  • Кем был Толстой? (графом) 

2. Литературный калейдоскоп.

 1.Творчество А.С.Пушкина

Люблю я Пушкина творенья,

И это вовсе не секрет.

Его поэм, стихотворений

Прекрасней не было и нет!

- Какие стихи Пушкина мы читали?

Кто сказал (ну, без подсказки):

«Что за прелесть эти сказки?» (А. С. Пушкин.)

Ну что ж, отправляемся смело вперед,

Нас пушкинских сказок ждет хоровод.

– Узнайте пушкинскую сказку по иллюстрации:

•  Яблоко. («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)

•  Поп и Балда. («Сказка о попе и о работнике его Балде».)

•  Корыто. («Сказка о рыбаке и рыбке».)

•  Петушок. («Сказка о золотом петушке».)

•  Царевна Лебедь. (Сказка о царе Салтане».)

– Проведем литературный ринг по сказкам Пушкина

1. Сколько раз закидывал старик невод в море? (3 раза.)

2. Как звали царя в «Сказке о золотом петушке»? (Дадон.)

3. Под каким деревом грызла орешки белка? (Под елью.)

4. На каком острове правил князь Гвидон? (На острове Буяне.)

5. Каким было последнее желание вредной старухи? (Стать владычицей морскою.)

6. В кого превращался князь Гвидон? (В муху, комара, шмеля.)

7. Каким фруктом отравилась царевна в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»? (Яблоком.)

8. Сколько богатырей в «Сказке о царе Салтане…»? (33 богатыря.)

9. Как сумел унести коня Балда, чем и удивил чертенка? (Сел на лошадь.)

10. В какой сказке и какая домашняя птица охраняла целое государство? («Сказка о золотом петушке»; петух.)

11. Кто и в какой сказке помогал добывать драгоценные камни и золото? (Белка; «Сказка о царе Салтане».)

12. Какая царица околдовала царя Дадона? (Шамаханская царица.)

Сказка ложь, да в ней намек.

Добрым молодцам урок.

– Какой урок преподали вам сказки Пушкина?

2 Творчество И.А.Крылова.

Ох! Басни смерть моя!

Насмешки вечные над львами! Над орлами!

Кто что ни говори:

Хотя животные, а все-таки цари!

- Что писал И.А.Крылов?

– Давайте вспомним, что такое басня? (Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей – хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость и т. д. В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаем людей.)

– Какие басни мы изучили в этом году?

Что такое мораль? 

Мораль – это вывод, поучение, где объясняется смысл басни.

– Назовите басню, в которой была такая мораль:

•  Таких примеров много в мире:

Не любит узнавать никто себя в сатире.

Я даже видел то вчера:

Что Климыч на руку нечист, все это знают;

Про взятки Климычу читают,

А он украдкою кивает на Петра.  (Зеркало и Обезьяна)

•  Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
и в сердце льстец всегда отыщет уголок.
(«Ворона и Лисица».)

•  Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, и выйдет из него не дело, только мука. («Лебедь, Щука и Рак».)

•  К несчастью, то ж бывает у людей:

как ни полезна вещь, – цены не зная ей,

невежда про нее свой толк все к худу клонит;

 а ежели невежда познатней, то он ее еще и гонит. («Мартышка и очки».)

Домашнее задание.

- Инсценировка басен И.А. Крылова.

3.Творчество М.Ю.Лермонтова

Вереницей идут года,

И не видно черты их конечной.

Лермонтов… Он с нами навсегда,

В строй живых записан он навечно!


Восстановление стихотворений.

Каждой команде даётся деформированное стихотворение и за 1мин дети должны его восстановить.

Горные вершины

Спят во тьме ночной;

Тихие долины

Полны свежей мглой.

Не пылит дорога,

Не дрожат листы…

Подожди немного,

Отдохнёшь и ты.

Стихотворение разрезано по строчкам, дети должны правильно их разложить.

Конкурс капитанов

-Чтение стихов наизусть.


7. Творчество  Л.Н. Толстого.

- Я прочитаю текст, а вы догадайтесь, о каком писателе говорится.

Крестьянским ребятишкам входить в усадьбу было заказано. За каменной оградой густо зеленел старинный парк, там, как в лесу, пели птицы. А где-то, в глубине парка, в большом доме, жил богатый и знатный граф.

И вот-то удивились ребята, когда услышали, что граф созывает их к себе в усадьбу! По всем окрестным деревням пошёл говор. Зачем зовёт их граф? Говорит, что хочет учить их грамоте.

В то время в городах было мало школ, а в деревнях и того меньше. Редко-редко какой грамотей находился в деревне. Чаще всего это был какой-нибудь дьячок. И вся деревня ходила к нему на поклон.

И вот теперь оказалось, что сам граф хочет устроить школу для крестьянских ребят и сам будет их учить.

Ребятишки молча подошли к белому графскому дому и остановились. Двухэтажный дом показался им огромным: ведь сами-то они выросли в низеньких избах под соломенными крышами. Ребятишки стояли и ждали графа.

Граф вышел на крыльцо – плечистый, крепкий, с чёрной бородой. Ребята слегка заробели, когда он окинул их острым взглядом из-под густых бровей. Но граф улыбнулся, заговорил – и сразу вся робость прошла, сразу стало просто, хорошо. С первой же встречи началась дружба. А потом возникла и любовь, которая у многих ребят так и осталась на всю жизнь в их сердцах.

Учитель был графом, его полагалось называть «Ваше сиятельство». Но граф этого не хотел.

«Не называйте меня “Ваше сиятельство”, – сказал он, – меня зовут... (Лев Николаевич), так и зовите меня».

– Вы правильно догадались, о ком идёт речь. Перечислите рассказы Л. Н. Толстого, которые изучали.

– По рисунку узнайте рассказ Л.Н. Толстого (используются рисунки детей, нарисованные ранее)

– В каком рассказе Л. Н. Толстой говорит о дружбе двух зверей?

– В чем выражалась эта дружба?

– Что произошло с собачкой?

– Как смерть друга повлияла на льва?

– Лев Николаевич изобразил льва как человека, показал, как он переживает горе, утрату.

– Что будет с нами, если исчезнут добро, красота и любовь?

– «Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится жизнь». (И. С. Тургенев)


IV. Подведение итогов жюри 

V. Вручение грамот, выставление оценок. 

VI. Итог урока.

Понравился ли вам урок?

– Творчество каких писателей вспомнили на уроке?

– Какие чувства вы испытывали во время урока?

– Чему научили вас произведения писателей, которым мы посвятили сегодняшний урок?

Домашнее задание

- Написать письмо в прошлое писателям. Что бы вам хотелось им сказать, за что поблагодарить?

Ученик:
Встреча с книгой, что с другом, 
Для всех словно праздник, 
А для детской души 
Это нить Ариадны, 
Что ведёт их от сказок, 
Былин и преданий. 

Ученица: 
Книги учат детей 
Всем премудростям жизни – 
Как быть Человеком, 
И быть нужным Отчизне. 
И как правду от лжи 
Все должны отличать, 
Как бороться с врагом 
И как зло побеждать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку литературного чтения "Обобщение раздела "Великие русские писатели"

В презентации представлена викторина, вопросы которой направлены на обобщение тем раздела "Великие русские писатели"...

Урок литературного чтения по теме "Великие русские писатели".

Конспект урока соответствует УМК "Школа России". Урок проведен в форме КВН по теме «Великие русские писатели». Проведению урока предшествовала определённая подготовка детей: дети выполняли рисунки по ...

Проверочная работа по литературному чтению по разделу "Великие русские писатели" (3 класс, УМК "Школа России")

Данная проверочная работа поможет учителю проверить полученные знания по разделу "Великие русские писатели"....

Презентация к обобщающему уроку литературного чтения по разделу "Русские писатели" во 2 классе

Материал  презентации  можно использовать как на уроке,так и во внеурочное время....

Конспект урока-проекта по литературному чтению на тему "Великие русские писатели" (обобщение раздела) в 3 классе

Формой проведения является урок-проект. Тип урока: обобщение и систематизация знаний. На уроке поставлена обучающая задача: с опорой на знания обучающихся, полученные в ходе изучения раздела &qu...