Обобщающий урок литературного чтения по разделу «Великие русские писатели». 3-й класс (1–4), «Школа России»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Щетилова Людмила Сергеевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchayushch_urok_po_razdelu_velikie_r_pisateli.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок литературного чтения по разделу «Великие русские писатели». 3-й класс (1–4), «Школа России»

Разделы: Начальная школа 

Цели: 

  • Обобщить знания детей по разделу “Великие русские писатели”.
  • Прививать интерес и любовь к чтению, к книгам.
  • Развивать память, речь, мышление.
  • Воспитывать чувство товарищества, умение работать в команде.

Оборудование: портреты Л.Н.Толстого, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, И.А.Крылова, рисунки детей к прочитанным произведениям, тесты, медали, грамоты.

Подготовительная работа:

1. Деление на команды.

2. Придумывание названия команды, эмблемы команды.

3. Выполнение рисунков по рассказам Л.Н.Толстого.

4. Инсценировка одной из басен И.А.Крылова.

Ход урока

I.Организация класса.

II. Сообщение темы урока.

- Ребята, как называется раздел, который мы с вами закончили изучать?

- Сегодня мы проведём урок в форме КВН, который будет посвящён творчеству великих русских писателей. А каких? (показываю на портреты писателей, дети называют их фамилии, имена, отчества)

- Вы уже разбиты на команды. Представляю вам жюри – это ваши мамы, члены родительского комитета).

- Итак, мы начинаем КВН. (звучит музыка “Мы начинаем КВН”)

III. Ход конкурсов.

(После каждого конкурса, жюри объявляет результаты).

1. Представление команд и их эмблем.

2. Разминка (вопросы по биографиям авторов, за каждый правильный ответ, команда получает по одному баллу).

*Когда родился Александр Сергеевич Пушкин? (6 июня 1799г.)

*В каком городе он родился? (в Москве)

*Почему в день рождения А.С.Пушкина по всей России звонили колокола? (в честь рождения внучки императора Павла I).

*На каком языке говорили в семье Пушкина? ( на французском)

*Сколько лет было Пушкину, когда его впервые привезли к бабушке в имение Захарово? (шесть)

*Кто учил маленького Сашу писать по-русски? (бабушка)

*Как звали его няню? (Арина Родионовна)

*Какое стихотворение А.С.Пушкин посвятил няне? (“Зимний вечер”)

*Как звали Крылова? (Иван Андреевич)

*Что писал И.А.Крылов? (басни)

*Что высмеивают басни И.А.Крылова? (пороки людей: жадность, глупость, наглую самоуверенность)

*Где он работал ? (в Петербургской публичной библиотеке)

*Сколько лет проработал И.А.Крылов в Петербургской публичной библиотеке? (более 30 лет)

*Какие иностранные языки изучил Крылов без помощи учителей? (французский и итальянский)

*Как звали в семье маленького М.Ю.Лермонтова? (Мишелем)

*Кто воспитывал Мишеля? (бабушка)

*Где учился Лермонтов? (в Москве)

*Как назывались стихи, которые он написал по поводу смерти Пушкина? ( “На смерть Поэта”)

*Сколько лет прожил М.Ю.Лермонтов? (27)

*Где родился Л.Н.Толстой? ( в деревне Ясная Поляна)

*Сколько детей было в семье Л.Н.Толстого? ( пятеро)

*Кем был Толстой? (графом)

*Какие рассказы Л.Н.Толстого вам запомнились?

3. Восстановление стихотворения.

Каждой команде даётся деформированный отрывок из стихотворения А.С.Пушкина “Зимнее утро”. Стихотворение разрезано по строчкам, дети должны правильно их разложить.

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

4. Конкурс капитанов.

(Звучит песня “Капитаны”. Чтение наизусть капитанами команд стихов Лермонтова или Пушкина (по выбору самих детей).

5. Викторина по басням И.А.Крылова.

- В какой басне такая мораль?

*Таких примеров много в мире:
Не любит узнавать никто себя в сатире.
Я даже видел то вчера:
Что Климыч на руку нечист, все это знают;
Про взятки Климычу читают,
А он украдкою кивает на Петра. (“Зеркало и Обезьяна”)

*К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь,- цены не зная ей,
Невежда про неё свой толк
всё к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
То он её ещё и гонит. (“Мартышка и Очки”

*Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна;
Но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок. (“Ворона и Лисица”)

6. Конкурс “Домашнее задание”.

Инсценировка басен И.А.Крылова.

7. Тест по рассказам и биографии Л.Н.Толстого (каждой команде выдаётся листок с тестом, побеждает та команда, которая быстрее и правильнее ответит на все вопросы)

- Какое произведение написал Л.Н.Толстой?

А)“Акула”

Б) “Утёс”

В)“Зимнее утро”

Г)“Зеркало и Обезьяна”

- Герой какого произведения лишился шляпы из-за проделок обезьяны?

А)“Куда девается вода из моря?”

Б)“Лев и собачка”

В) “Акула”

Г)“Прыжок”

- В каком произведении говорится о дружбе животных?

А)“Котёнок”

Б)“Акула”

В)“Прыжок”

Г)“Лев и собачка”

- Из какого произведения приведённые строки?

“Раздался выстрел, и мы увидели, что артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками”

А)“Прыжок”

Б)“Лев и собачка”

В)“Акула”

Г)“Какая бывает роса на траве?”

- Найди лишнее произведение.

А)“Акула”

Б) “Какая бывает роса на траве?”

В)“Прыжок”

Г) “Зимний вечер”

- Какое из приведённых произведений можно назвать научно-познавательным?

А)“В тот год осенняя погода...”

Б)“На севере диком”

В)“Куда девается вода из моря?”

Г)“Горные вершины”

- Сколько братьев и сестёр было у Л.Н.Толстого?

А) два брата и две сестры

Б) один брат и одна сестра

В)три брата и одна сестра

Г) 4 сестры и один брат

- Сколько лет было маленькому Толстому, когда скончалась его мать?

А)пять лет

Б) полтора года

В)десять лет

Г)три года

- Узнайте произведение по ключевым словам.

Корабль, Африка, капитан, мальчики, матросы, артиллерист, морское чудовище.

- Как называется явление, о котором написал Л.Н.Толстой?

А) смена времён года

Б) вращение Земли вокруг своей оси

В) вращение Земли вокруг Солнца

Г) круговорот воды в природе

8. Конкурс художников.

- По рисунку узнайте произведение и его автора (используются рисунки детей, нарисованные ранее)

IV. Подведение итогов жюри.

V. Вручение грамот, выставление оценок.

VI. Итог урока.

- С произведениями каких авторов мы познакомились в разделе “Великие русские писатели”?

- Какие произведения вам больше всего запомнились? Почему?

Обобщающий урок по теме:«Великие русские писатели»)

Цель урока: обобщить знания детей по разделу; привить любовь и интерес к чтению, к книгам.

Ход урока:

1) Вступление.

1. Оно может быть, а может и не быть. Оно бывает плохим или хорошим.

2. Когда оно хорошее – всё кругом хорошо. Если оно плохое – всё вокруг плохое. И если у родителей оно плохое, то к ним лучше не подходить!

3. Его можно поднять или опустить. Некоторым людям это хорошо удается. Если, например, я получу пятерку или мне сделают подарок, оно сразу само собой поднимается. А вот если получу два или меня накажут, оно сразу падает. (Настроение)

2) Чтение стихов:

1.Встреча с книгой, что с другом,                        2. Книги учат детей

Для всех словно праздник,                                    Всем премудростям жизни -

А для детской души                Как быть Человеком,

Это нить Ариадны,                                            И быть нужным Отчизне,

Что ведет их от сказок,                                      И как правду от лжи

Былин и приданий.                                            Все должны отличать,                                                                  

                                                                                     Как бороться с врагом

                  И как зло побеждать.

Учитель: Сегодня наш урок-праздник мы посвящаем великим русским писателям. А о ком мы будем говорить, чье творчество вспоминать, узнаем, разгадав кроссворд.

3) Разгадывание кроссворда:

По вертикали:

1. Чувство, которое вы испытывали при чтении стихов М.Ю.Лермонтова.(Печаль)

2. В баснях рассказывается о недостатках людей не прямо, а …(иносказательно)

3. Назовите язык, которым первым овладел А.С.Пушкин. (Французский)

4. Небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки человека. (Басня)

По горизонтали:

5. Русский поэт. Учился в Московском университете. Окончил Санкт-Петербургскую школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. (Лермонтов)

6. У этого поэта была любимая няня. Окоторой знают все. (Пушкин)

7. Этот писатель переводил стихи и прозу, великолепно знал литературу, интересовался театром. (Крылов)

8. Многие его рассказы и басни вошли в его же книгу «Азбука». (Толстой)

 - Итак, назовите писателей, о которых пойдет наш сегодняшний разговор. (Михаил Юрьевич Лермонтов, Александр Сергеевич Пушкин, Иван Андреевич Крылов, Лев Николаевич Толстой.)

4) Конкурс чтецов стихов М.Ю.Лермонтова

 - Кто хочет прочитать полюбившиеся стихи Михаила Юрьевича Лермонтова наизусть? (Слушаем несколько человек. Можно включить музыку.)(Утес; Осень.)

5) Сочинение стихотворений детьми.

 - А сейчас попробуйте сами сочинить стихотворения, переделав данный текст. (Восстановите его по смыслу, а потом переделайте в стихотворение.)

На доске:

(А с рассветом на село;

На поля, на пустынный сад;

Ночью бушевала буря;

Понесло первым снегом.)

Дети составляют стихотворения. Например:

Ночью буря бушевала,

А с рассветом на село,

На поля, на сад пустынный

Первым снегом понесло.

6) О Льве Николаевиче Толстом

Ребятишки молча подошли к белому графскому дому и остановились. Двухэтажный дом показался им огромным, ведь они выросли в низеньких избах под соломенной кровлей. Ребятишки стояли, ждали графа.

Граф вышел на крыльцо – плечистый, крепкий, с черной бородой. Ребята слегка заробели, когда он окинул их острым взглядом из-под густых бровей. Но граф улыбнулся, заговорил - и сразу вся робость прошла, сразу стало просто, хорошо. С первой же встречи началась дружба. А потом возникла и любовь к учителю, которая у многих ребят так и осталась на всю жизнь в их сердцах.

Учитель был графом, его полагалось называть «ваше сиятельство». Но граф этого не хотел.

«Не называется меня «ваше сиятельство», - сказал он, - Меня зовут (Лев Николаевич), так и зовите меня».

- Вы правильно догадались, о ком идет речь. Перечислите рассказы этого  писателя, которые вам запомнились.

7) Физминутка.

8) Какой из перечисленных(прочитанных) рассказов, произвел на вас самое сильное впечатление? (Ответ обоснуйте)

«Собачка умерла, а лев не выдержал разлуки с ней, и умирает тоже.» - Лев Толстой изобразил льва как человека и показал, как он переживает горе, утрату. Чтобы не было равнодушных и безжалостных людей.

 - Представьте на минуту, чтобудет с людьми, если исчезнут добро, красота, любовь.

Хаос – на первое место встанут все отрицательные эмоции. (все человеческие пороки).

«Задание «Добрые чувства»»

Перечислите чувства, которые вызывают положительные эмоции. (Поднимают настроение) (Раздаются карточки)

Страх, обида, ВОСТОРГ, ВОСХИЩЕНИЕ, тревога, огорчение, досада, ужас, РАДОСТЬ, ЛИКОВАНИЕ, злость, ненависть, отчаяние, ГОРДОСТЬ, боль, горе, зависть, лесть, УВЕРЕННОСТЬ, ЛЮБОВЬ,

Проверка (все ли согласны?).

Молодцы!

9) – Совершив добро, наслаждайтесь тем, что другому человеку стало хорошо, комфортно. «От добра добра не ищут», - гласит русская народная пословица. Хорошо бы научиться искренне, дарить добро, не ожидая какой-либо выгоды или ответа. Если вы научитесь этому, то вы станете богатейшими людьми! В каждом из вас есть маленькая частичка доброты. Как маленькое солнце. Добрый человек – тот, кто любит людей, помогает им, с таким человеком комфортно везде. Добрый человек любит природу. Любовь доброго человека, помощь его согревает нежное весеннее солнышко.

 - Мы продолжаем наш обобщающий урок по теме: «Великие русские писатели».

10) Викторина по басням И.А. Крылова.

… Ох! Басни смерть моя!

Насмешки вечные над львами! Над орлами!

Кто что ни говори:

Хотя животные, а всё-таки цари! (А.С. Грибоедов.«Горе от ума»)

Какой ответ соответствует вопросу?

Вопросы:

  1. «Кумушка, мне странно это; Да работала ль ты в лето?» (Стрекоза и Муравей)
  2. «Соседка, перестань срамиться… - тебе ль с Слоном возиться?» (Слон и Моська)
  3. «Приятель дорогой, здорово! Где ты был?» (Любопытный)
  4. «Да полно, знаешь ли ты эту, свет, работу?» (Щука и Кот)

Ответы:

  1. «До того ль голубчик было? В мягких муравах у нас – песни резвость всякий час, так что голову вскружило.»
  2. «Вот то-то мне и духу придает, что я, совсем без драки, могу попасть в большие забияки.»
  3. «В кунсткамере, мой друг! Часа три там ходил…»
  4. «И полно, куманек! Вот невидаль: мышей! Мы лавливали и ершей!»

В какой басне была такая мораль?

  1. «Вперед чужой беде не смейся, Голубок!» (Чиж и Голубь)
  2. «Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, и в сердце льстец всегда отыщет уголок». (Ворона и Лисица)
  3. «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, и выйдет из него не дело, только мука». (Лебедь, Щука и Рак)
  4. «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник: и дело не пойдет на лад». (Щука и Кот)
  5. «К несчастью, то ж бывает у людей: как ни полезна вещь, - цены не зная ей, невежда про нее свой толк все к худу клонит; а ежели невежда познатней, то он ее еще и гонит». (Мартышка и очки)

Инсценировка «Ворона и Лисица»; Басня «Зеркало и Обезьяна».

11) Викторина по творчеству А.С. Пушкина.

1. Где родился А.С. Пушкин? (в Москве.)

2. Когда он родился? (6 июня 1799 года.)

3. Как ласково называла его няня? (Мой свет, красно солнышко, милый ангел.)

4. Какие песни пела Арина Родионовна Пушкину? («За морем синица…», «По улице мостовой...»)

5. Кто сказал (ну, без подсказки): «Что за прелесть эти сказки!»?

Ну что ж, отправляемся, смело вперед,

Нас пушкинских сказок ждет городок.

Узнайте сказку по картине.

1.Бочка («Сказка о царе Салтане»)

Прочитайте отрывок. (Дети читают отрывок, связанный с этим предметом.)

2. Яблоко. («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)

3. Зайчонок (может быть черт). («Сказка о попе и о работнике его Балде».)

4. Изба. («Сказка о рыбаке и рыбке».)

5. Петушок. («Сказка о золотом петушке».)

Какие отрывки из произведений Александра Сергеевича вам хочется прочитать?

        12) Литературный ринг.

 - Сейчас мы проведем литературный ринг по сказкам Пушкина. За правильный ответ вы получаете сказочный жетон. В нашем турнире победит тот, кто получит больше жетонов. Победителя ждет награда-сюрприз (книга А.С. Пушкина)!

  1. Сколько раз закидывал старик невод в море? (3 раза)
  2. Как звали царя в «Сказке о золотом петушке»? (Дадон)
  3. Под каким деревом грызла орешки белка? (Под елью)
  4. На каком острове правил князь Гвидон? (На острове Буяне)
  5. Какое последнее желание вредной старухи? (Стать владычицей морскою)
  6. В кого превращался князь Гвидон? (Муха, комар, шмель)
  7. Каким фруктом отравилась царевна в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»? (Яблоком)
  8. Сколько богатырей в «Сказке о царе Салтане…»? (33 богатыря)
  9. Как сумел унести коня Балда, чем и удивил чертенка? (Сел на лошадь)
  10. В какой сказке, и какая домашняя птица охраняла целое государство? («Сказка о золотом петушке»; петух)
  11. Какое дикое животное помогала добывать драгоценные камни, и золото? Какая это сказка? (Белка; «Сказка о царе Салтане…»)
  12. Какая царица околдовала царя Дадона? (Шамаханская царица)

Подведение итогов. Вручение книги.

13) Кто хочет прочитать полюбившиеся произведения А.С. Пушкина?

  1. Зимний вечер.
  2. Зимнее утро.

Спасибо. Молодцы!

(Если позволит время.) Давайте познакомимся еще с одним произведением Л. Н. Толстого «Пожарные собаки».

Бывает часто, что в городах на пожарахостаютсядети в домахи их нельзя вытащить, потому что они от испугаспрячутсяимолчат, а от дыма нельзя их рассмотреть. Для этого в Лондоне приручены собаки. Собаки эти живут с пожарными, и когда загорится дом, то пожарные посылают собак вытаскивать детей. Одна такая собака спасла двенадцать детей; её звали Боб.

Один раз загорелся дом. И когда пожарные приехали к дому, к ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба.  Боб бежал по лестнице и скрылся в дыму. Через пять минут, он выбежал из дома и в зубах за рубашку нес девочку. Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива. Пожарные ласкали собаку и осматривали её – не обгорела ли она; но Боб рвался опять в дом. Пожарные подумали, что в думе еще кто-то есть, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем-то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что несла в зубах собака, все захохотали: она несла большую куклу.

14) Заключение.

А теперь ребята, давайте окунемся в прошлое, обратимся к нашим писателям. Что бы вам хотелось им сказать, за что поблагодарить?

Всем спасибо за внимание!

                                                КОНЕЦ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературного чтения по теме : Виктор Драгунский "Друг детства" 3 класс по программе "Школа России" .

Презентация к уроку литературное чтение 3 класс по произведению Виктора Драгунского " Друг детства " поможет учителю на уроке развивать у учащихся умение мыслить , предполагать , рассуждать , анализир...

презентация к уроку литературного чтения "Обобщение раздела "Великие русские писатели"

В презентации представлена викторина, вопросы которой направлены на обобщение тем раздела "Великие русские писатели"...

Урок литературного чтения по теме "Великие русские писатели".

Конспект урока соответствует УМК "Школа России". Урок проведен в форме КВН по теме «Великие русские писатели». Проведению урока предшествовала определённая подготовка детей: дети выполняли рисунки по ...

Проверочная работа по литературному чтению по разделу "Великие русские писатели" (3 класс, УМК "Школа России")

Данная проверочная работа поможет учителю проверить полученные знания по разделу "Великие русские писатели"....

Обобщающий урок литературного чтения по разделу "Великие русские писатели"

Цели:  Обобщить знания детей по разделу. Прививать интерес и любовь к чтению, к книгам. Воспитывать чувство товарищества, умение работать в команде. Оборудование:  Н...

Проверочная работа по литературному чтению по разделу «Великие русские писатели». 4 четверть. 4 класс. УМК "Перспектива".

Проверочная работа по литературному чтению по разделу «Великие русские писатели». 4 четверть. 4 класс. УМК "Перспектива"....