М.М. Зощенко "Золотые слова"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Конспект урока литературного чтения в третьем классе (УМК Школа России)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya.docx29.23 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

в 3 классе:

М.М. Зощенко «Золотые слова»

Учитель МОУ «СОШ № 2» г. о. Электросталь

Кузнецова Светлана Викторовна

Цель урока: развитие умения видеть в юмористических произведениях серьезное и делать выводы.

Задачи урока:

Образовательные: 

  • познакомить учащихся с биографией и творчеством М.М. Зощенко;
  • создать условия для развития у них навыка вдумчивого чтения, формирования умения работать с текстом.

Развивающие: 

  • способствовать развитию интереса к чтению, способствовать развитию речи и обогащению словарного запаса детей;
  • стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся на уроке.

Воспитательные: 

  • создать условия для воспитания культуры общения, доброжелательности и чувства доброты, заботливого отношения к другим людям;
  • воспитывать любовь к книгам и чтению.

Планируемые результаты:

Предметные: 

  • ориентироваться в тексте произведения, быстро находить нужные эпизоды;
  • воспроизводить события, описываемые в рассказе по необходимости, находить доказательства в тексте;
  • характеризовать главных и второстепенных героев произведения.

Метапредметные:

  • Регулятивные: формулировать учебную задачу урока; включаться в игру и в нужный момент перестраиваться на учебную деятельность; контролировать себя в процессе игры (не заигрываться); рефлексировать по поводу своих успехов и неуспехов.
  • Познавательные: выбирать из текста нужные для анализа фрагменты, анализировать характеры и чувства героев, выделять основную мысль произведения, делать выводы и обобщения по итогам анализа.
  • Коммуникативные: делиться своими размышлениями, впечатлениями, дослушивать товарищей по классу до конца, не перебивая, проявлять эмпатию по отношению к героям произведения и своим одноклассникам.

Личностные: 

  • осмыслить урок, преподнесённый родителями Лёли и Миньки, воспроизводить наизусть заповедь, которой всю жизнь придерживался писатель Зощенко, высказывать стремление пользоваться ею в своей жизни.

Тип урока:  изучение нового материала

Оборудование к уроку: учебник «Литературное чтение. 3 класс. Часть 2», электронная доска, мульти-медиа-проектор, компьютер, карточки для работы  в группах.

Ход урока:

I. Оргмомент.

Для ребят звенит звонок,

Начинается урок.

Он пойдет сегодня впрок.

Постарайтесь все понять,

Что-то новое узнать.

II. Проверка домашнего задания.

Какое продолжение рассказа «Ещё мама» вы придумали? Расскажите.

III. Речевая разминка.

Три сороки- тараторки тараторили на горке.

-Объясните смысл скороговорки? Почему именно сороки?

(Болтливого человека сравнивают с сорокой).

Прочитайте сначала медленно, затем увеличивая темп, затем с логическим ударением на разные слова, потом тихо, громко, грустно, весело.

IV. Актуализация опорных знаний.

На доске записаны два слова: этика, этикет.

-Что общего у этих слов? (однокоренные)

- Кто объяснит значения этих слов? (учащиеся пробуют объяснить)

- В толковом словаре В. Даля дано такое толкование слов.

/на доске появляются карточки /

Этикет – общие, одинаковые для всех правила, которые определяют поведение человека в повседневной жизни в общении с людьми.

Этика – это наука, которая определяет, диктует правила хорошего тона для тех, кто желает быть воспитанным человеком.

Как называют человека, который всегда следует правилам этикета? (воспитанный человек)

- Верно, это воспитанный человек. Надеюсь, что большинство из вас хотят стать воспитанными людьми.

V. Подготовка к изучению нового материала.

/На экране появляется портрет писателя./

-Знаете ли вы этого писателя? Расшифруйте запись и назовите его:

ЛИАХИМ ЧИВОЛЙАХИМ ОКНЕЩОЗ

- Сегодня мы познакомимся с творчеством  М.М. Зощенко.

-Прочитайте название рассказа, который мы будем сегодня читать? («Золотые слова»)

-Рассмотрите иллюстрации к нему. Каковы ваши предположения о содержании этого рассказа?

Рассказ о творчестве писателя.

Родился писатель в семье художника (1894 – 1958 гг.). Окончил гимназию, поступил на юридический факультет университета. В начале Первой мировой войны студент Зощенко добровольцем пошёл на фронт, дослужился до штабс–капитана, был ранен (демобилизовался) был уволен из армии.

Новая война – гражданская – позвала добровольцем в Красную армию. После войны работал сапожником, телефонистом, агентом уголовного розыска, счетоводом, актёром … Но всю жизнь стремился к литературе. Особенно ему удавались детские характеры. Когда он писал свои юмористические рассказы для детей, то думал не о том, что над поступками непослушных девочек и мальчиков будут смеяться, а просто хотел научить юных читателей быть храбрыми и сильными, добрыми и умными.

Михаил Зощенко умел подмечать в нашей жизни комическое. Талант сатирика помогал ему показывать, «подлинную и неприкрытую жизнь живых людей с их желаниями, вкусом, мыслями». В Санкт – Петербурге находится музей М. Зощенко.

-Ребята, как вы думаете, в чем уникальность этого музея?

-Какие произведения М. Зощенко вы читали?

На этот вопрос вам поможет ответить выставка книг. Писатель создал целые циклы рассказов адресованные детям: «Умные животные», «Смешные рассказы», «Лёля и Минька», «Рассказы о Минькином детстве», «Рассказы о войне»

VI. Сообщение темы, целей урока.

-Попробуйте определить тему урока (учащиеся высказывают предположения)

-Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством Михаила Михайловича Зощенко. Будем читать поучительное произведение, в котором будет говориться, о воспитанности.

- Перед знакомством с текстом хотелось бы обратить ваше внимание на некоторые слова.

Словарная работа.

На доске записаны слова. Дети стараются пояснить,  если затрудняются, учитель зачитывает слова в контексте

Прельщала – стала заманчивой, приятной.

Угореть  отравиться угаром, потерять соображение.

Угоревший – отравился угаром.

Развязно – излишне свободно и непринуждённо в обращении с другими.

Раскаяться – сознавать, что поступил дурно, неправильно, ошибочно, начать испытывать сожаление об этом.

VII. Первичное чтение.

1.Читают учитель и хорошо читающие учащиеся.

(Прием «Чтение с остановками»). Текст разбит на смысловые части, каждая остановка предполагает дальнейшее размышление, прогнозирование.

1 остановка. (1 часть заканчивается предложением: «…И с тех пор мы два месяца не садились вместе со взрослыми».)

-От чего имени ведётся рассказ?

- Почему дети любили ужинать со взрослыми? (свои ответы можно подтверждать словами из текста)

- Как вы думаете, почему папин начальник злился весь ужин на детей?

- Как наказал отец Миньку и Лёлю?

- Расскажите как, нужно себя вести за столом во время еды.

- Как вы думаете, какое продолжение нас ждет в этом рассказе?

Лексическая работа.

- Объясните, как вы понимаете устойчивые словосочетания.

(Работа в группах по карточкам)

Тараторила без конца – говорила очень быстро без остановки.

Сидела как на иголках – сидеть в крайне волнении, в беспокойстве от ожидания.

Желала загладить происшествие исправить положение

VIII.Физкультминутка  (музыкальная)

IX. Продолжение чтения

- Когда прочитаем 2 отрывок, скажете, можно ли рассказ назвать юмористическим?

2 остановка. (2 часть заканчивается предложением: «… А некоторые с серьёзным и озабоченным видом стали рассматривать свои стаканы».)

-Можно ли этот рассказ назвать юмористическим? Почему?

-Какое условие поставил отец, разрешив детям снова сидеть за столом со взрослыми?

-Расскажите о том эпизоде, который вас заставил улыбнуться.

-Как изменилось поведение Лёли и Миньки? Почему это произошло?

-Как вы думаете, чем закончится рассказ?

Чтение до конца.

-Почему папа назвал их поведение глупым?

X. Рефлексия.

-Какие слова папа посоветовал «золотыми буквами записать в своём сердце »?

-В чем заключается основная мысль рассказа?

XI. Итог урока.

-Сегодня на уроке, мы говорили, обсуждали, кого можно назвать воспитанным человеком. Познакомившись с рассказом  М. Зощенко, какой вывод вы сделали для себя?

-Конечно, нужно слушать советы, поучения взрослых. Все надо делать с учетом изменившейся обстановки.

-Закончите урок одним из предложений

-Урок привлек меня тем …

- Я задумался о …

- Хотелось бы поблагодарить …

XII. Домашнее задание.

Выразительное чтение по ролям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс, Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».

Урок разработан с использованием технологии взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми...

Урок русского языка во 2 классе «Сравнение слов-названий, слов-признаков, слов-действий со словами, которые выражают чувства »

Заранее  класс разбивается на группы по 6 человек.Вся информация есть у каждого - учебник, тетрадь, карточки, задания - выдержать объём: можно по ходу регулировать.Опережающее знакомство в домашн...

Урок русского языка «Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия» 1 класс

Тема: Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия.На уроке передо мною стояла цель: научить детей различать предмет и слово как название предмета; опр...

: Знакомство с разными группами слов. Слова - названия предметов. Слова - признаки. Слова - действия.

Цель урока: формирование умения различать предмет и слово как название предмета, определение слов - названия предметов, признаки предметов, действия предметов....