Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса
рабочая программа по чтению (2 класс) на тему

Муравьёва Ольга Николаевна

УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_lit._cht._2_klass.docx37.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сакская средняя школа №2 имени Героя Советского Союза

Зои Анатольевны Космодемьянской» города Саки Республики Крым

РАССМОТРЕНО

на заседании

МО учителей

начальных классов

Руководитель  МО

___/__Фурсенко А.Д.

 (Протокол №____         от «___»_______2017 г.)

СОГЛАСОВАНО

на заседании педагогического совета

(протокол № 6 от «30»июня 2017 г.)

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

________ Л.А.Авдеева

 (приказ  от 30 июня 2017г. № ___)

Рабочая программа

Наименование учебного предмета: литературное чтение

Класс:  2-б класс

Уровень общего образования: начальное общее образование

Срок реализации программы – 1 год (2017 – 2018 гг.)

Количество часов по учебному предмету: 4 часа в неделю, 2 класс – 136 часов

Планирование составлено на основе Федерального государственного

образовательного стандарта начального общего образования, 2009 г.  и

авторской программы Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. «Литературное чтение». 1-4 классы. М., «Просвещение», 2014 г.

Учебник УМК «Школа России»:

- Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др. Литературное чтение. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. - М: «Просвещение», 2014.

Рабочую программу составила Муравьёва Ольга Николаевна, учитель начальных классов, высшая квалификационная категория.

              Саки - 2017 год

Рабочая программа по предмету «Литературное  чтение» для обучающихся 2 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования 2009 года (раздел III, п. 19.5. Программы отдельных учебных предметов, курсов), авторской программы Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. «Литературное чтение». 1-4 классы.

 Для реализации программы используется учебно-методический комплект учебников «Школа России»: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др. Литературное чтение. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. - М: «Просвещение», 2014.

Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Литературное чтение как учебный предмет в особой мере влияет на решение следующих задач:

  1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.
  2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
  3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.

4. Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведения.

         

Курс «Литературное чтение» рассчитан на 136 часов во 2 классе  (4 часа в неделю, 34 учебные недели).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Предметные результаты изучения предмета «Литературное чтение»

Учащиеся должны научится (получить возможность научиться):

  • воспринимать на слух различные виды текстов;
  • читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения;
  • проявлять интерес к чтению различных книг на основе иллюстрации на обложке и представленной тематической выставке;
  • различать понятие  «добро» и «зло» на основе прочитанных рассказов и сказок;
  • ниям; отвечать на вопросы по содержанию на основе прослушанных и прочитанных самостоятельно вслух текстов;
  • уметь отвечать на вопросы «Почему автор дал своему произведению такое название?; «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?»;
  • распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма.
  • читать, соблюдая  орфоэпические и интонационные нормы чтения;
  • пересказывать текст  подробно на основе картинного плана под руководством учителя;
  • восстанавливать деформированный текст на основе картинного плана под руководством учителя;
  • составлять высказывание на тему прочитанного или прослушанного произведения (это произведение о животных, о детях; главными героями являются…).
  • сочинять  свои загадки в соответствии с представленными тематическими  группами. Отгадывать загадки на основе выделения существенных признаков предметов, осознавать особенности русских загадок, соотносить их с народными ремёслами, распределять загадки по тематическим группам, составлять свои загадки в соответствии с тематическими группами.
  • Находить в текстах народных и литературных сказок факты, связанные с историей России, её культурой (исторические события, традиции, костюмы, быт, праздники, верования и пр.);
  • использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности. понимать значимость великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения.
  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия), присущие практически всем российским гражданам; эстетически воспринимать произведения литературы, замечать красивое образное слово в поэтическом тексте,  понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий и неожиданный образ.
  • участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, иллюстрирующие образец нравственного поведения;
  • формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей  прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
  • делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план для пересказа,  продумывать связки для соединения частей.

Метапредметные результаты 

Личностными УУД изучения предмета «Литературное чтение» в 3 классе  являются следующие умения:

  • Понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, пословицах и поговорках.
  • Ценить и уважать писателей и поэтов, выражающих свои чувства к Родине через художественное слово, составлять рассказы о них, предавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним. Собирать о таких поэтах и писателях информацию, создавать свои  альбомы (проекты), посвящённые художникам слова, с гордостью пишущих о своей Родине.
  • Называть произведения, фамилии и имена писателей/поэтов (5-6), пишущих о своей Родине, в том числе и зарубежных.
  • Знать наизусть 2-3 стихотворения о Родине, красоте её природы, читать их выразительно, передавая самые позитивные чувства к своей Родине.
  • Предлагать формы и варианты проявления своих чувств по отношению к Родине (н-р, в стихах, в рассказах, в песнях, в поборе иллюстраций и фотографий и т.д.)
  • Находить произведения УНТ, произведения писателей и поэтов других народов, читать их, знакомить с ними слушателей (класс), находить общее с русской культурой, осознавать общность нравственных ценностей.
  • Предлагать собственные правила работы в группе и на уроке в зависимости от формы урока, предлагать варианты санкций за нарушение правил работы в группе или коллективной работы на уроке.
  • Пользоваться разнообразными формами самооценивания и взаимооценивания на уроке, понимать, что входит в критерии оценивания той или иной деятельности на уроке.
  • Анализировать причины безответственного и несамостоятельного поведения литературных героев, делать на основе этого выводы, соотносить их с нормами морали и нравственности.
  • Переносить примеры ответственного и самостоятельного поведения в свой личный жизненный опыт, объяснять необходимость использования готовой модели поведения для своего самосовершенствования

Регулятивные УУД:

  • понимать значимость великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения.
  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия), присущие практически всем российским гражданам; эстетически воспринимать произведения литературы, замечать красивое образное слово в поэтическом тексте,  понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий и неожиданный образ.
  • участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, иллюстрирующие образец нравственного поведения;
  • формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей  прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
  • делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план для пересказа,  продумывать связки для соединения частей.
  • Планировать свои действия на отдельных этапах урока, восстанавливать содержание произведения по серии сюжетных картин (картинному плану).
  • Контролировать выполненные задания с опорой на эталон (образец) или по алгоритму, данному учителем.
  • Оценивать результаты собственных учебных действий (по алгоритму, заданному учителем или учебником).
  • Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью разноцветных фишек, лесенок, оценочных шкал, формулировать их в устной форме по просьбе учителя. Осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу», «Мне нужно ещё немного потрудиться», «Я ещё только учусь», «Каждый имеет право на ошибку» и др.

Познавательные УУД

  • Понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки .
  •   Сопоставлять  эпизод из литературного произведения с иллюстрацией, с пословицей (поговоркой). Анализировать поведение литературного героя, его поступок по вопросу, предложенному учителем или данному в учебнике. Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 2-4 предложений под руководством учителя.
  • Осознавать сущность малых фольклорных жанров УНТ и произведений (прозаических и поэтических) русских писателей (поэтов) как часть русской национальной культуры.

Коммуникативные УУД

  • Выявлять схожесть нравственных идеалов в произведениях отечественных и зарубежных авторов, уважительно отзываться о  произведениях  искусства разных народов дальнего и ближнего зарубежья;
  • Проявлять гибкость в суждениях в процессе диалогов и полилогов со сверстниками и взрослыми по нравственно-эстетической проблематике  читаемых произведений.
  • Проявлять положительное отношение к учебному предмету «Литературное чтение», живой интерес к урокам чтения, желание читать на уроке, отвечать на вопросы учителя (учебника), принимать активное участие в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности, в том числе творческой и проектной.
  • осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам; составлять высказывания   о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников,  делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
  • употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему;
  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений,  выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные посмыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
  • понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;
  • рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;
  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника);
  • осуществлять переход с  уровня событий  восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
  • находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, её элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров;  делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;
  • понимать значимость великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;

        

Содержание тем учебного курса «Литературное чтение»

для 2-го класса начальной школы

В круг чтения детей входят произведения, представляющие все области литературного творчества: фольклор, русская и зарубежная классика, современная отечественная и зарубежная литература. Разделы состоят из произведений, составляющих золотой фонд детской литературы. Значительное место отведено произведениям современных писателей.

Среди произведений классиков русской и современной литературы учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации. Целесообразно выделить не менее 8-10 произведений для заучивания наизусть по рекомендации учителя или по выбору самого ученика.

Вводный  урок  (1 час)

"Самое великое чудо на свете" (4 ч) 

                                                                                                                                                                       

"Устное народное творчество" (15 ч) 

Русские народные песни, потешки и прибаутки, считалки, небылицы и перевертыши, загадки, пословицы и поговорки. Сказки о животных, бытовые и волшебные: Ю.П. Мориц "Сказка по лесу идет..."/'Петушок - бобовое зернышко", "У страха глаза велики", "Лиса и тетерев", "Лиса и журавль", "Каша из топора", 'Гуси-лебеди".

 

"Люблю природу русскую. Осень" (8 ч) 

Ф.И. Тютчев "Есть в осени первоначальной..."; К.Д. Бальмонт "Поспевает брусника"; А.Н. Плещеев "Осень наступила..."; А.А. Фет "Ласточки пропали..."; А.Н. Толстой "Осень. Обсыпается весь наш бедный сад..."; С.А. Есенин "Закружилась листва золотая..."; В.Я. Брюсов "Сухие листья"; И.П. Токмакова "Опустел скворечник..."; В.Д. Берестов "Хитрые грибы"; М.М. Пришвин "Осеннее утро".

"Русские писатели" (14 ч) 

А.С. Пушкин "У лукоморья дуб зеленый...", "Вот север, тучи нагоняя","Зима!.. Крестьянин, торжествуя..."/'Сказка о рыбаке и рыбке"; И.А. Крылов "Лебедь, Щука и Рак", "Стрекоза и Муравей"; Л.Н. Толстой "Старый дед и внучек".

"О братьях наших меньших" (12ч)                                                                                                             Б.В. Заходер "Плачет киска в коридоре...", И.М. Пивоварова "Жила-была собака...", В.Д. Берестов "Кошкин дом", М.М. Пришвин "Ребята и утята", Е.И. Чарушин "Страшный рассказ",   Б.С Житков "Храбрый утенок".

                                                                                                                                                                                    Из детских журналов" (9ч)                                                                           Д.И. Хармс "Игра", "Вы знаете?..", "Что это было?"; Д.И. Хармс, С.Я. Маршак "Веселые чижи"; Н.В. Гернет, Д.И. Хармс "Очень-очень вкусный пирог"; Ю.Д. Владимиров "Чудаки"; А.И. Введенский "Ученый Петя".

"Люблю природу русскую. Зима" (9 ч) 

И.А. Бунин "Зимним холодом..."; К.Д Бальмонт "Светло-пушистая..."; Я.Л. Аким "Утром кот..."; Ф.И. Тютчев "Чародейкою Зимою..."; С.А. Есенин "Поет зима - аукает...", "Береза".

"Писатели - детям" (17 ч) 

Произведения о детях, о природе. К.И. Чуковский "Путаница", "Радость"; Л. Барто С.Я. Маршак "Кот и лодыри"; СВ. Михалков "Мой секрет", "Сила воли", "Мой щенок"; А. "Веревочка", "Мы не заметили жука...", "В школу", "Вовка - добрая душа"; Н.Н. Носов "Затейники", "Живая шляпа".

и мои друзья" (10 ч)

В.Д. Берестов "За игрой", Э.Э. Мошковская "Я ушел в свою обиду...", В.Д. Берестов "Гляжу с высоты...", В.В. Лунин "Я и Вовка", Н. Булгаков "Анна, не грусти!", Ю.И. Ермолаев "Два пирожных", В.А. Осеева "Хорошее".      

    "Люблю природу русскую. Весна" ( 9 ч)                                                                                                                  Ф.И. Тютчев "Зима недаром злится", "Весенние воды"; А.Н. Плещеев "Весна", "Сельская песенка"; А.А. Блок "На лугу"; С.Я. Маршак "Снег теперь уже не тот"; И.А. Бунин "Матери"; А.Н. Плещеев "В бурю"; Е.А. Благинина "Посидим в тишине"; Э.Э. Мошковская "Я маму мою обидел".*

"И в шутку и всерьез" (14 ч)                                                                                                                                 Б.В. Заходер "Товарищам детям", "Что красивей всего?", "Песенки Винни Пуха"; Э.Н. Успенский "Чебурашка", "Если был бы я девчонкой..." "Над нашей квартирой", "Память"; В.Д. Берестов "Знакомый", "Путешественники", "Кисточка"; И.П. Токмакова "Плим", "В чудной стране"; Г.Б. Остер "Будем знакомы".

"Литература зарубежных стран" (10 ч) 

   Детский фольклор стран Западной Европы и Америки, произведения зарубежных классиков ("Бульдог по кличке Дог", "Перчатки", "Храбрецы", "Сюзон и мотылек", "Знают мамы, знают дети"). Ш. Перро "Кот в сапогах", "Красная Шапочка"; Г.-Х. Андерсен "Принцесса на горошине"; Э. Хогарт"Мафии и паук".                                                                                                                              

Повторение  (4ч )

В том числе уроки внеклассного чтения (34 ч): 

  • "На ярмарке", Малые фольклорные жанры (1 ч);
  • русские народные сказки (1 ч);
  • сказки А.С. Пушкина (1 ч);
  • сказки русских писателей (1 ч);
  • рассказы, сказки, басни Л.Н. Толстого и Д.К. Ушинского (1 ч);  стихи русских поэтов об осени (1 ч);
  • рассказы о животных В.В. Бианки, Н.И. Сладкова, Е.И. Чарушина (1 ч);
  • "Все наоборот", веселые стихи Д.И. Хармса, А.И. Введенского, Ю.Д. Владимирова
  • и других поэтов (1 ч);
  • стихи о детях и для детей С.Я. Маршака, А.Л. Барто, СВ. Михалкова (1 ч);
  • сказки и стихи К.И. Чуковского (1 ч);
  • рассказы и сказки Н.Н. Носова (1 ч);
  • стихи русских поэтов о зиме (1 ч);
  • современные детские журналы (1 ч);
  • "Что? Где? Когда?". Энциклопедии и справочники (1 ч);
  • комиксы (1 ч);
  • "Все-все-все"А. Милна (1 ч);
  • творчество Э.Н. Успенского (1 ч);
  • творчество Г.Б. Остера (1 ч);
  • рассказы В.Ю.Драгунского (1 ч);
  • "Твои защитники" (1 ч);
  • "Былины - богатырские сказки" (1 ч);
  • "Мама –главное слово"(1ч);  Сказки разных народов (1 ч);
  • Зарубежный фольклор (1 ч);
  • Сказки Ш. Перро (1 ч);
  • Сказки Г.-Х. Андерсена (1 ч);
  • Сказки братьев Гримм (1 ч);
  • Д.Р. Толкиен "Хоббит, или Туда и обратно" (1 ч);
  • Д. Родари "Приключения Чипполино"(1 ч);
  • А. Линдгрен "Малыш и Карлсон"(1 ч);
  • Обобщающий урок по литературным сказкам, игра "Умники и Умницы" (1 ч);
  • Стихи русских поэтов о весне (1 ч);
  • Сочинение "Моя любимая книга" (1 ч);  Обобщающий урок, читательская конференция (1 ч).

Тематический   план 

                                           2-й класс ( 136 ч. )

 Вводный урок  

           1

"Самое великое ЧУДО на свете"

4

"Устное народное творчество"

15

"Люблю природу русскую. Осень"

8

"Русские писатели"

14

"О братьях наших меньших"

12                                                          

"Из детских журналов"

9

"Люблю ПРИРОДУ РУССКУЮ. Зима"

9

" Писатели детям

17

." Я и мои  друзья    

10

"Люблю природу русскую. Весна

9

"И в шутку и всерьез "

14

Литература зарубежных стран

10

Повторение

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению3 класс УМК "ГАРМОНИЯ"

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса УМК "ГАРМОНИЯ" (134ч.)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению1 класс УМК Гармония

Рабочая программа по литературному чтению1 класс УМК Гармония...

Рабочая программа по литературному чтению1 класс

Уровень общего образования – начальное общее (1 класс)Количество часов – 126 часовПрограмма по предмету составлена  на основе авторской программы пообучению грамоте Н.Г. Агарковой,  Ю.А. Ага...