Нравственные уроки сказки А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему


Обобщающий урок по литературному чтению ( 4 класс," Перспективная начальная школа")

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Авторы

Соколова О.Г., учитель начальных классов, МБНОУ « Гимназия № 44», г. Новокузнецк

Класс

4 класс

Автор УМК

Чуракова Н.А., литературное чтение («Перспективная начальная школа»)

Тема урока

Нравственные уроки сказки А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»

Тип урока

обобщающий

Ход урока

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Задачи, УУД

Организационный этап

Подготовка обучающихся к работе. Психологический настрой учащихся

Мотивация  учебной деятельности учащихся.

Слайд № 1

Один ум хорошо, а ....

Один в поле ....

Хотя тесно, да лучше ...

-Закончите пословицы,  представленные на слайде.. А что объединяет все эти пословицы?

- Предположите, почему я начала урок с этих пословиц? 

- Какие правила работы в группе вы знаете?

- Вспомним, по какому плану необходимо работать  в группе над заданием.

Слайд № 2

Определение общей темы пословиц

-Мы будем работать вместе, будем работать в группах

Определение плана работы в группе, в группе над заданием

Вовлечение обучающихся в учебную деятельность, развитие логических операций.

Обобщение и систематизация знаний

 - Первый шаг к осмыслению своей жизни люди делают в детстве. Волшебники приходят к каждому ребёнку и помогают усвоить уроки жизни: понять, что такое любовь, благородство, справедливость. Кто эти волшебники?

- На прошлых уроках мы побывали с вами в мире волшебной сказки. Вспомните, с какой сказкой вы познакомились?

- Кто её автор?

 - Кто главный герой сказки?

 - Я утверждаю, что на протяжении всей сказки Алёша остаётся положительным героем. Согласитесь ли вы со мной?

- Докажите свою точку зрения.  Возьмите синие  листы с заданием. Составьте краткую характеристику Алёши. Воспользуйтесь текстом сказки. 1, 2  группам составят и запишут характеристику героя до получения семечка. 3, 4 группа – составят и запишут характеристику Алёши, когда он стал владельцем конопляного семечка. А 5, 6 группы – составят и запишут характеристику Алёши после болезни. Приступайте к работе.

- Проверим как вы справились с заданием.  Посмотрим, каким был Алёша до получения семечка :

начинает 1-ая группа… , дополняет 2 -ая группа.

- Я тоже составила краткую характеристику Алёши. Прочитайте. О каких чертах Алёши не сказали вы?

Слайд №3

- Сравните характеристики. Изменился ли Алёша?

- Какие изменения произошли с Алёшей?)

- Почему в конце сказки Алёша снова стал положительным героем?

 Сказочники

«Чёрная курица, или подземные жители»

А.Погорельский

Мальчик Алёша

Составление краткой характеристики героя с помощью текста (по группам) 

Проверка сравнительных характеристик по группам.

Предположение детей

Подведение обучающихся к теме урока.

 Умение взаимодействовать с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме,  умение слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную информацию. дополнять высказанные мнения по существу поставленного задания. Умение работать в группе.

Постановка учебной задачи.

- Предположите тему нашего урока.

Слайд №3

Тема нашего урока «Главные урока сказки»

- Какую цель поставим на уроке

Цель: Выяснить каковы главные уроки сказки

Ошибки Алёши. Главные уроки сказки.

Предположение детей (Выяснить каковы  главные уроки сказки)

Выделение существенной информации.

Умение оформлять свои мысли в устной форме.

Применение знаний и умений в новой ситуации

-Для того, чтобы определить какие уроки получил Алёша, совершая свои ошибки, я предлагаю каждой группе поработать с разными эпизодами сказки.

- Возьмите  жёлтые листы с заданием. Прочитайте, с каким эпизодом вы будете работать.

Какой эпизод достался вашим группам?

       

Музыкальная физ.минутка с использованием интерактивной доски 

 А теперь приступайте к работе над эпизодом сказки.

Проверка деятельности групп

-Представьте работу своей группы. Начнём с группы № 2 , 1 группа сравнивает свою работу, все остальные слушают и дополняют.

Итак, какой же урок получил Алёша?

Слайд № 4 « Уроки, которые получил Алёша»

-Проверяем работу групп №3 и 4 . Начинает 4 группа, 3 группа сравнивает, все остальные слушают и дополняют.

Итак, какой же ещё  урок получил Алёша?

 -Проверяем работу групп №5 и 6 . Начинает 6 группа, 5 группа сравнивает, все остальные слушают и дополняют.

Итак, какой ещё урок  получил Алёша?

( Выводы каждой группы появляются на слайде)

-   Посмотрите, как вы  считаете, что оказалось для Алёши самым сильным и мудрым уроком?

- Каждый из вас мог извлечь свой урок из этой истории.

- Всматриваясь в лица наших сверстников, живших задолго до нас, можно ли утверждать, что мы с ними похожи и если да, то чем?

-  Подумайте и скажите, какие уроки жизни получили вы, прочитав и поняв эту сказку?

 - Пройдут годы, и если трудолюбие, скромность, доброта к другим людям и строгость к себе останутся вашими верными друзьями, значит вы не забыли волшебную историю, которая случилась много лет назад в Петербурге.

Работа в группах с эпизодами сказки 1,2 группа - Потеря  волшебного семечка ;

3, 4 группа – Третий сон Алеши; 5, 6 группа – Последний разговор Алёши и Чернушки

Проводит ученик у доски

Представление работы группы

Предположения детей .

(Всё  на свете даётся трудом, только самостоятельно добытые знания остаются в голове, только они приносят пользу)

Дурные привычки легко приобрести, но трудно от них избавиться.

Умей быть благодарным и прощать.

Предположение детей

Предположения детей

(Надо отвечать за свои поступки, надо быть скромным, развивать трудолюбие, нельзя ставить себя выше других людей)

Формирование познавательной активности, развитие мышления.

Выделять существенную информацию из текста. Установление причинно-следственных связей.  Умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. Слушать собеседника. Строить для собеседника понятные высказывания. Дополнять и уточнять высказанные мнения. Умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Итог урока

- Ребята, какая цель сегодня была на уроке? 

- Добились ли мы этой цели? Почему вы так считаете?

Выяснить каковы  главные уроки сказки?

Подвести итог проделанной работе.

Самостоятельно делать выводы.

Рефлексия

- Возьмите оценочные листы оранжевого цвета и оцените свою работу  в группах 

-Выслушаем оценку каждой группы.  Как преодолеть трудности, которые  возникали во время работы?

Оценка  учителем работы всего класса, каждой группы.

Оценка работы в группе

Представление оценки группы

Умение оценивать собственную и коллективную деятельность.

Домашнее задание

Прочитайте, какое задание можно выполнить.

        Прочитайте, какое задание можно выполнить.        

Слайд № 5

1.Составьте сборник мудрых мыслей ( Советы как жить? Как работать над собой? и т.д.), используя текст сказки.

2 . Написать сочинение – рассуждение « Хочу ли я получить в подарок конопляное семечко?»

3. Составьте сравнительную характеристику Ваньки героя А.Чехова и Петьки героя  А .Андреева. В чем сходства и различия?

Чтение и выбор домашнего задания

Снятие негативного эффекта

Обязательной работы.(выбор задания

по  силам). Развитие навыка самооценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 4 классе по образовательной модели «Гармония» Тема: А. Погорельский «Чёрная курица или Подземные жители»

Сформировать сознательного читателя – ребёнка – совсем не простая задача, стоящая перед начальной школой. Чтобы научить ребёнка читать, необходимо вооружить его техникой чтения (т. е. чтение всл...

Тест по сказке А. Погорельского "Чёрная курица или подземные жители".

Проводится как подведение итога урока внеклассного чтения....

А.Погорельский "Черная курица, или подземные жители" (тест).

Тест по содержанию отрывка из данного произведения, размещенного в учебнике по литературному чтению для 4-го класса по программе "Школа 2100"....

Викторина к сказочной повести А.Погорельского "Чёрная курица, или Подземные жители".

Данный вид работы проводится для проверки понимания прочитанного....

Презентация к уроку внеклассного чтения в 3 классе. Антоний Погорельский "Чёрная курица или подземные жители"

презентация к уроку внеклассного чтения в 3 классе. Антоний Погорельский "Чёрная курица или подземные жители"....

Викторина по сказке А. Погорельского "Черная курица, или Подземные жители"

Викторина по сказке А.Погорельского "Черная курица, или Подземные жители"1. Конкурс по биографии писателя2. Конкурс "Портреты"3. Конкурс "Сколько"4. Конкурс "Свет мо...