Конспект урока литературы в 5 классе по теме "Нравоучительное содержание сказки А.Погорельского "Черная курица, или Подземные жители"
план-конспект урока по чтению на тему

Радостева Валентина Ивановна

Данный урок представлен в технологии Способа диалектического обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок литературы119.5 КБ
Файл презентация2.9 МБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\getImage.jpg 

         Радостева Валентина Ивановна

учитель русского языка и литературы

МБОУ Рощинская сош № 17

Педагогический стаж – 37 лет

Высшая квалификационная категория

                                            Урок литературы  в 5 классе (в технологии Способа диалектического обучения)

Тема урока:       Нравоучительное содержание  сказки А.Погорельского "Чёрная курица, или Подземные жители"

Тип  урока:  закрепление

Цель урока: систематизация знаний по сказке А.Погорельского «Черная курица, или Подземные жители», осмысление её нравоучительного содержания

Задачи:

1. Образовательные:

1.1Поиск и выделение необходимой информации из прочитанного произведения .

1.2Применение необходимых  понятий:  народная сказка, литературная сказка, положительный герой,  отрицательный герой.

1.3.Развитие познавательных учебных действий: понимание  заданной информации

 Развитие регулятивных УУД: контроль и  в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; осознание качества и уровня усвоения.

 Развитие коммуникативных УУД: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

II. Воспитательная:

2.1.Нравственные ориентации на распознавание истинных и ложных ценностей в человеке.

2.2.Выявление актуальности  смысла произведения для себя, как современного школьника.

 

Заявка на оценку:   «5»- 22 балла и более

                                    «4»- 18-21 балл  

                                    «3» - 12-17 баллов

Оборудование к уроку : карточки с заданиями, презентация по теме урока, учебник (литература 5 класс. стр 148)

                                                                                           План-конспект урока

Структурный компонент урока

Деятельность учителя

Время

балл

Деятельность  обучающегося

1.Мотивация к учебной деятельности.

Организационный момент

Я приветствую Вас на уроке литературы.

Перед вами лежат листы продвижения, вы сейчас впишите свое имя и оценку, которую бы вы хотели получить за урок.

1мин

Принимают установку учителя.

Заполняют листы продвижения

Выставляют планируемую оценку

 Заявка на оценку: «5»- 22 балла и более

                                «4»- 18-21 балл  

                               «3» - 12-17 баллов

2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы

Давайте улыбнемся друг другу и посмотрим так, как будто вы в первый раз увиделись и хотите познакомиться.

Когда вы смотрели на меня, на своих одноклассников, на что вы обращали внимание?

4мин

-Когда мы смотрели друг на друга, мы обращали внимание на глаза, лицо, улыбку.

 

-А чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков? На что еще необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать человека?

-Надо обращать внимание на поступки, речь, поведение, характер….как выглядит,

во что одет.

Сегодня, работая на уроке, мы тоже будем знакомиться, вы узнаете больше друг о друге, потому что мы будем видеть друг друга, будем общаться. А что необходимо, чтобы состоялось общение?

- Давайте её угадаем!

-Прочитайте слова со слайда  слова, откуда они и что у них общего?(1 слайд)

Алёша, Чернушка, конопляное зёрнышко, старушки, учитель, король

-Найдите среди данных слов лишнее и обоснуйте своё мнение?

 

 

 

-Чтобы общение состоялось, нам необходима тема для общения.

-Тема нашего  общения  будет сказка А.Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»

-Поскольку все перечисленные герои относятся к сказке Погорельского, значит мы будем говорить об этой сказке.

-Лишним среди всех слов будет «конопляное зернышко» т.к это предмет неживой, волшебный, а все остальные слова- это живые герои произведения

-Докажите, что данное произведение будет являться сказкой?( слайд 2)

( это занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях)

-Это произведение сказка, потому что в ней  есть герои, которые в действительности не умеют разговаривать;

-Есть волшебство ( конопляное зернышко)-волшебный предмет

-Есть реальное и фантастическое

-Чудесные превращения  курицы

(Слайд3)-Похож ли главный герой – Алёша на героев волшебных сказок? Положительный он герой или отрицательный?

1мин

-Главный герой Алёша  похож на героя волшебных сказок.

 -Герой и плохой и хороший.

-Бывают ли такие герои в народных сказках?

- Много ли в этой сказке  волшебства?

 -Таких героев в  народных сказках не бывает - они или всегда хорошие или всегда плохие.

-В этой сказке волшебства очень много.

-Продолжите – Одна из особенностей литературной сказки- сочетание реального и фантастического

( а в народной сказке добро побеждает зло)

-Одна из особенностей литературной сказки будет волшебство и действительность рядом.

- У Алеши меняется характер –

значит перед нами авторская сказка.

3.Построение проекта выхода из затруднения.

Работа по предложенному плану

Узнаем,  как вы знаете содержание сказки, её главных героев.

 Работаем по карточке № 1.

(приведи в порядок основные события сказки)

Работаем индивидуально.

Индивидуальный труд

1. Алёша проявляет необыкновенные способности.

2.Король награждает героя конопляным зёрнышком       обещая исполнить желание.

3.  Алёша в подземном королевстве.

4. Спасение Чернушки.  

5. Прощание с министром

6.Предательство.

7.Жизнь Алёши в пансионе.

8.Болезнь и выздоровление.

6 мин

    8б.

Работают индивидуально,

подставляя правильную нумерацию по содержанию сказки.

7. Жизнь Алеши в пансионате

4.Спасение Чернушки,

 3.Алеша в подземном  королевстве

2.Король награждает героя конопляным зернышком, обещая исполнить желание

1.Алеша проявляет необыкновенные способности

6.Предательство

5Прощание с министром

8.Болезнь и выздоровление

Самооценка  

А теперь посмотрим, какой план  сказки у вас получился? Воспроизвести  порядок событий вслух.

( по 3 высказывания)

7. Жизнь Алеши в пансионе.

4.Спасение Чернушки.

 3.Алеша в подземном  королевстве.

2.Король награждает героя конопляным зернышком, обещая исполнить желание.

1.Алеша проявляет необыкновенные способности.

6.Предательство.

5Прощание с министром.

8.Болезнь и выздоровление.

Закрепим содержание сказки с помощью картин, которые для нас нарисовал художник.

(Идет показ презентации ( по 3 слайда)

   

5мин

  

По 1 баллу за верный ответ

 (Кто выполнил работу, проверяют у друг  друга или  в своей группе)

Слушают, исправляют по необходимости.

Оценивают свою работу- выставляют количество баллов в лист достижений  по заданию 1

Называют порядок событий  по 3 картины

4.Продолжение работы по предложенному плану

5.Рефлексия деятельности.

А) Итог урока 

6.Рефлексия деятельности.

Б) Домашнее задание

 

-Молодцы, вы хорошо знаете содержание сказки, значит, мы  можем усложнить нашу работу!

(слайд)

Прочитаем Пушкинское высказывание: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок»

 Вот и вам нужно понять, какой намек содержится в этой сказке, написанной почти 200 лет назад.

В начале урока мы сказали, что Алеша похож на нас с вами, он совсем не сказочный герой  -  и плохой и хороший.

За добрый поступок ему дали волшебное зернышко.

-А какой это был поступок?

И что из этого получилось?

1мин

Алеша спас Чернушку.

Работаем по карточке № 2.

Запиши данные слова в таблицу

По одному на каждой строке

 

Добрый, ласковый, дерзкий, гордый, общительный, скромный, непослушный, застенчивый, упрямый, любознательный, жестокий, самолюбивый

 САМОПРОВЕРКА  ( со слайдом презентации)

Показываю правильный вариант ответа . дети отмечают знаками + -   и подсчитывают количество баллов

( сколько правильных слов—столько баллов)

 7 минут

12 баллов

( за каждое правильно указанное слово)

1мин

             Индивидуальный труд

До получения  зернышка

После получения зернышка

Добрый

Ласковый

Общительный

Скромный

Застенчивый

Любознательный

Жестокий

Упрямый

Непослушный

Самолюбивый

Гордый

Дерзкий

Попробуем задать по таблице вопрос

 -Почему из (кто продолжит, пользуясь таблицей)  доброго, ласкового, общительного, скромного, застенчивого, любознательного мальчика, Алеша превратился в упрямого…..?

Даем ответ.

1б.

1мин

-Продолжают фразами из таблицы……

-Алёше  было лень

-Алеше  нечем было заняться, от безделья он начал шалить, грубить, хулиганить

-Алеша не затрачивал никакого труда.

- С каким мальчиком вам было бы приятнее общаться?

 - Мне было бы приятнее общаться с Алешей, когда он ещё не получал волшебного зернышка

Наверняка, многие из вас встречались в жизни с проявлениями нескромности и помнят, как неприятно общаться с высокомерным, самолюбивым человеком.

Каждый из нас выбирает по несколько раз в день, как быть, как поступить в  той или ситуации.

Слушают учителя.

Есть такая притча – мудрость

( чтение слайда с презентации)

Давным – давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался:

 «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?»

 Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил:

- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был

 готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: - Всё в твоих руках………

Получилось ли это у нашего героя?

В народе говорят: «Встречают по одежке, провожают по уму» - первое впечатление порой оказывается очень важным, но, тем не менее, не это главное!

В начале урока мы рассуждали о том, что очень важно, как выглядит человек, но не менее важен характер человека и его поступки.

 Всё в наших руках!

3мин

Смотрят и читают со слайда презентации  текст притчи «Всё в твоих руках»

-Да. У главного героя получилось стать прежним.

Обобщение .

- А где мы может найти это доказательство

 Прочитаем концовку сказки со страницы 148. (недель через шесть)

Вернемся к  пословице «Сказка  ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок».

 Какой урок извлекли вы из  прочитанной сказки?

3мин

 1 балл

( за правиль

ность чтения)

Чтение   отрывка  (по точкам)

-Сказка учит тому, что ценится в жизни лишь то, что достается трудом, только в том случае оно  принесет радость и счастье.

-Надо развивать в себе скромность, трудолюбие, прилежание, уважение к людям.

- Надо быть строгим к себе.

-Нельзя ставить себя выше других, даже если ты и знаешь  и умеешь больше.

А теперь попробуем задавать вопросы друг другу с помощью карточки под № 2.

 

( работа выполняется, если остаётся время на уроке)

Каждый из вас  сегодня на уроке заработал своим трудом некоторое количество баллов (зернышек). Подведите итоги и оцените свою работу.

Подведение итогов ( кто получил……..

4мин

Оценивание  результатов  и их озвучивание

Кто был самым активным на уроке?

 ( определяют по рядам)

Поднимите руку, у кого оценка совпала в начале урока и в конце?

У кого оценка в конце урока выше? Ниже?

Домашнее задание: используя карточку № 3 – сравнение

На «5» -найдите по 2 общих и по 2 отличительных признака в сказках

А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и…»

 и сказке А.Погорельского «Черная курица».

На «4» -  найдите по 1 общему и по 1 отличительному  признаку в сказках

А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и…»

 и сказке А.Погорельского «Черная курица».

                                                Приложение к уроку

Лист продвижения

Планируемая оценка

Задание 1

(индивидуальный труд)

Задание 2

(индивидуальный труд)

    Устная работа

      на уроке (моя)

Всего  баллов

Оценка

Карточка №1

Приведи в порядок основные события сказки

Изложение основных событий сказки

Правильный ответ

1

Алёша проявляет необыкновенные способности.

2

Король награждает героя конопляным зёрнышком обещая исполнить желание.

3

Алёша в подземном королевстве.

4

Спасение Чернушки.

5

Прощание с министром.

6

Предательство.

7

Жизнь Алёши в пансионе.

8

Болезнь и выздоровление.

                                                       Итого правильных ответов:

______________

Карточка № 2

Запиши данные слова в таблицу:        добрый, ласковый, дерзкий, гордый, общительный, скромный, непослушный, застенчивый, упрямый, любознательный, жестокий, самолюбивый

      Алёша до получения зернышка

 Алёша после получения зёрнышка

 

Итого правильных ответов :____________________________

Блиц-опрос

  1. Почему Алёша остался один в пансионате? (Все ученики уехали на каникулы)
  2. Что было его утешением в часы одиночества? (Чтение книг, игра с курочками во дворе)
  3. Какую курочку Алёша любил больше всех? (Чернушку)
  4. Как Алёша спас Чернушку? (Он упрашивал кухарку отпустить курочку, плакал, повис на руке, и курочка убежала)
  5. Чего испугался Алёша ночью? (Зашевелилась простынь на соседней кровати, и из – под неё вышла курочка)
  6. Как Чернушка справилась с рыцарями? (Распустила крылья, нахохлилась, сделалась большая, и отбивалась от рыцарей)
  7. Куда привела курица мальчика? (В подземное царство)
  8. Кем оказалась Чернушка в подземном царстве? (Главным министром)
  9. Какое желание загадал Алёша? (Чтобы он всегда знал урок, не уча его)
  10. Какой предмет подарили Алёше, чтобы желание сбылось? (Зёрнышко)
  11. Какое условие поставил король Алёше? (Никому не рассказывать про подземелье)
  12. Как отнёсся к Алёшиному желанию король? (Он удивился, что Алёша оказался таким ленивым)

    13.     Сколько раз являлась Чернушка Алеше во сне? (4)

14.    Доставляла ли Алеше удовольствие похвала за отличные ответы?(Урок не стоил никакого труда и Алеша  не был этому рад.)

15.    Почему изменилось отношение детей к Алеше? ( Алеша стал гордым, высокомерным, заносчивым)

16.   Какие советы дает Чернушка Алеше, пока мальчик окончательно не потерял себя?( Быть добрым как и прежде.)

17.    Почему  министр Чернушка простил Алешу? ( Он мудрый, добрый, великодушный, любит Алешу и верит в него)

  19. Как заканчивается сказка? ( Алеша стал прежним).



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку литературы 5 класс А.Погорельский «Чёрная курица , или Подземные жители»

Слайд 2

Урок литературы

Слайд 3

Алёша, Черная курица, конопляное зёрнышко, старушки, учитель, король

Слайд 4

Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях

Слайд 5

Похож ли главный герой Алёша на героев волшебных сказок? Алёша положительный герой или отрицательный?

Слайд 6

Одна из особенностей литературной сказки- сочетание реального и фантастического.

Слайд 7

1.Алёша проявляет необыкновенные способности. 2.Король награждает героя конопляным зёрнышком , обещая исполнить желание. 3.Алёша в подземном королевстве. 4.Спасение Чернушки. 5.Прощание с министром. 6.Предательство. 7.Жизнь Алёши в пансионе. 8.Болезнь и выздоровление.

Слайд 16

« Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок»

Слайд 17

Алёша До получения зёрнышка После получения зёрнышка Добрый Ласковый Общительный Скромный Застенчивый Любознательный Дерзкий Гордый Непослушный Упрямый Жестокий Самолюбивый

Слайд 18

Давным - давно в старинном городе жил Мастер, окружённый своими учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил: -Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на ученика, Мастер ответил: -Всё в твоих руках!

Слайд 19

Домашнее задание Используя карточку № 3 найдите На «5» - по 2 общих и по 2 отличительных признака в сказках А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне …» и сказке А.Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» На «4»- по 1 общему и 1 отличительному признаку.

Слайд 20

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 4 классе по образовательной модели «Гармония» Тема: А. Погорельский «Чёрная курица или Подземные жители»

Сформировать сознательного читателя – ребёнка – совсем не простая задача, стоящая перед начальной школой. Чтобы научить ребёнка читать, необходимо вооружить его техникой чтения (т. е. чтение всл...

Тест по сказке А. Погорельского "Чёрная курица или подземные жители".

Проводится как подведение итога урока внеклассного чтения....

Нравственные уроки сказки А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»

Обобщающий урок по литературному чтению ( 4 класс," Перспективная начальная школа")...

Урок литературы. 3 класс. Тим Собакин "Лунная сказка"

Материал к уроку литературы в 3 классе. Тим Собакин "Лунная сказка"...

Конспект урока в 4 классе "Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина"

Данный проект можно использовать на уроке русского языка в 4 классе в разделе "Проекты"...

Викторина по сказке А. Погорельского "Черная курица, или Подземные жители"

Викторина по сказке А.Погорельского "Черная курица, или Подземные жители"1. Конкурс по биографии писателя2. Конкурс "Портреты"3. Конкурс "Сколько"4. Конкурс "Свет мо...