Весна, весна! Как воздух чист!.. Е. А. Баратынский.
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему

Цель: Познакомить учащихся с произведением русской классической поэзии – стихотворением Е.Баратынского “Весна! Весна! Как воздух чист!..”

Задачи:

·         дать представление о картинах наступления весны, связывая чтение с непосредственными наблюдениями;

·         учить детей наблюдать за развитием чувств переживания лирического героя, за словом , его красотой, многозначностью;

·         формировать умение работать над выразительным чтением стихотворений;

·         развивать чувственно – эмоциональную сферу детей, умение видеть красоту, понять ее, развивать художественно – образную речь, внимание, память, логическое и образное мышление, творческие способности.

·         воспитание интереса и любви к поэзии;

·         воспитание внимания, любви и бережного отношения к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Весна, весна! Как воздух чист!.. Е. А. Баратынский.

Цель: Познакомить учащихся с произведением русской классической поэзии – стихотворением Е.Баратынского “Весна! Весна! Как воздух чист!..”

Задачи:

  • дать представление о картинах наступления весны, связывая чтение с непосредственными наблюдениями;
  • учить детей наблюдать за развитием чувств переживания лирического героя, за словом , его красотой, многозначностью;
  • формировать умение работать над выразительным чтением стихотворений;
  • развивать чувственно – эмоциональную сферу детей, умение видеть красоту, понять ее, развивать художественно – образную речь, внимание, память, логическое и образное мышление, творческие способности.
  • воспитание интереса и любви к поэзии;
  • воспитание внимания, любви и бережного отношения к природе.

                                                    Ход урока

1. Организационный момент.

Сегодня на уроке мы с вами  снова отправимся в чудесный мир поэзии, где вы обязательно откроете для себя новую, интересную страничку. 

На доске: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

    - Ребята, я на доске написала числа от 1 до 10. Как вы думаете, зачем же я их написала, ведь у нас не урок математики. Сегодня каждый из вас попробует оценить свою работу в баллах. Я очень хочу, чтобы ваши баллы были ближе к  наивысшему – к 10. Но для этого необходимо достойно поработать.

   -Готовы?

- Прочитайте  хором  девиз нашего урока. Читают хором девиз урока: «Девиз нашего урока -  уверенность, успех,  удовольствие»

- А теперь улыбнитесь друг другу и с хорошим настроением приступим к работе.

2Актуализация знаний. Формулирование темы урока.

СЛАЙД (На фоне чтения учителя чередуются слайды с репродукциями картин: И. Левитан «Половодье», А. Саврасов «Грачи прилетели».

Бушует полая вода,

Шумит и глухо и протяжно.

Грачей пролѐтные стада

Кричат и весело и важно.

-О чём это стих?  О весне СЛАЙД

- О весне сложено очень много стихов. О ней пишут и коми поэты. Кто может прочитать стихи коми поэтов о весне?( От каждой группы одно стих)

(Выразительное чтение учащимися стихов о природе).

                                                                                                                                              - -Давайте   мы вместе составим  «букет» однокоренных слов к слову «весна». (КАРТОЧКИ)

веснушка по- весеннему

веснянка предвесенний

весенний  весна           Что такое веснянка?


СЛАЙД ВЕСНА

                       - Давайте произнесём слово весна отчётливо и выразительно. Что слышится  вам в этом слове?(Капель, журчание ручья, пение птиц, что-то обновляющее, очищающее).


- Как вы думаете, почему  именно  с разговора о весне  мы начали наш урок литературного чтения ?

- Молодцы, ребята! Сегодня в центре нашего внимания стихотворение «Весна, весна! как воздух чист!». СЛАЙД


Работа в паре.

- А написал это красивое стихотворение замечательный поэт, с творчеством которого  мы сегодня познакомимся. Фамилию этого автора попробуйте расшифровать.

- Возьмите полоски бумаги и зачеркните только одинаковые слоги.
МАБМААМАРМААМАТМАЫМАНМАСМАКМАИМАЙ

- Какую фамилию прочитали?
- Баратынский   СЛАЙД

Среди поэтов, которые восхищались этим временем года, был Евгений Абрамович Баратынский, известный поэт 19 века.

- Итак, назовите тему урока. СЛАЙД

- Отталкиваясь от темы, сформулируйте задачи  урока. Что нам предстоит сделать на уроке?

Познакомиться… (с новым произведением, с поэтом )

Проанализировать… (прочитанный текст)

Применить… (свои знания в различных ситуациях)

            Научиться…            выразительно читать , находить худож средства

            Понять ….               настроение, чувства поэта)


                                       

IV. Работа по теме урока.

Посмотрите, пожалуйста, перед вами два портрета . Справа портрет  Е. А. Баратынского.

- Что вы можете сказать о нём, глядя на портрет?

- Посмотрите на его причёску, одежду, можно  сказать, что это наш современник? Почему?

- Я не случайно поместила два портрета. Как вы думаете, почему два портрета оказались вместе?

-Кто знает этого человека? Зовут его Кристиан Синдинг

- Мы с вами сделали предположения, почему на уроке эти два человека вместе, посмотрим в конце урока, правы ли вы.

-  Какой план работы над стих  вы можете предложить?

                                     План действий:  слайд

- Знакомство с произведением.

- Словарно – лексическая  работа

- Анализ содержания и поэтического языка стихотворения

- Выразительное чтение.

- Развитие творческого воображения через слово, музыку, живопись.

III. Реализация построенного проекта.

1.Знакомство с поэтом.

-Прежде чем мы приступим к основной работе, познакомимся с поэтом и его творчеством  (слайд )

Это поэт девятнадцатого века. Баратынский родился  2 марта в (1800–1844).  В лирике  поэта  тема природы занимает особое место. И это не случайно. Детство Баратынского прошло в родовом имении Мара Тамбовской губернии.

Дивная природа окружала его  с самого рождения. Село раскинулось в живописной местности. “Начальной любовью” называл Баратынский тамбовские степи, где протекали его первые годы.

-Возьмите листочки , прочитайте биографию поэта и дополните мой рассказ.

2. Первичное восприятие текста.

- Давайте познакомимся со стих. Е. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!..»

- Послушаем его в исполнении актёра.

              - О чем это стихотворение? (Это стихотворение о весне , о том , как преображается все вокруг)

                   - Какой момент весны изображён в стихотворении? приход  весны ,пробуждающаяся природа

- Какое настроение поэта вы почувствовали?  Что он чувствует? Выберите.

Слайд со словами: изумление, торжество, радость, восхищение, печаль, спокойствие, ликование, грусть, восторг, грусть, полёт души, обновление, восхищение…( Восторг, восхищение, полёт души, радость, обновление..)

- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
- Те же самые! 

- Я согласна с вами. Главные чувства стихотворения — радость, ликование, восторг
- С помощью чего поэту удалось не только передать своё настроение, 
но и вызвать такой же отклик в нас? На этот вопрос мы и постараемся ответить в конце урока, обобщив всё, о чём будем говорить.

- Скажите пожалуйста, после первого чтения вы бы могли полностью разобраться в этом стих, в его содержании ?

- Что нужно сделать?

- Откройте учебники. Стр    .

 Цель: проникнуть в глубь баратынской лирики, почувствовать  его настроение.  Вчитайтесь в каждое слово, постарайтесь оценить точность подобранных автором слов и понять его восприятие красоты в весенней природе.

                               Жужжащее чтение.

- Кто хочет прочитать стих ?

3. Словарно-лексическая работа. Слайд со значениями слов:

- Давайте выясним значение  непонятных слов.

 Лазурь – светло – синий цвет, синева (устар.).

 Ветхий – разрушающийся от старости, дряхлый.

 Взвился – взлетел, поднялся, завертелся, закружился.

 Незримый – недоступный зрению, скрытый, тайный.

 Заздравный – исполняемый, провозглашаемый за чьѐ – нибудь здоровье.

 Обнажены – лишены покрова, нагие.

Древа –деревья, торжествующий- победоносный, радостный.

4. На вашем рабочем месте план-задание и текст стихотворения.

  - Предлагаю вам поработать в группах. На вашем рабочем месте план-задание

- Напомните мне , на какой вопрос мы постараемся найти ответ?

(С помощью чего поэту удалось не только передать своё настроение, но и вызвать такой же отклик в нас?

- Поработаем по таблице № 1.«Пунктуация». Задание 1.

 Обратите внимание на пунктуацию, заполните таблицу. ( 2 минуты).

- На сколько строф разбито стихотворение? (Строфы – части стихотворения) 5

Что?

Где?

Для чего?

Знаки восклицания

10 знаков. По всему тексту.

В середине стихотворной строки (не обращение!)

Выражение …восторга, радости, восхищения.

Чувства переполняют настолько, что не хватает воздуха: делает вдох!

Многоточие

Стихотворение заканчивается им.

Герой многое ещё мог бы сказать, но все слова не могут передать то, что происходит в душе.

- Делаем вывод, каких знаков много? Обилие восклицательных интонаций. Для чего? Что этим хочет передать автор? Выражение …восторга, радости, восхищения. Чувства переполняют настолько, что не хватает воздуха: делает вдох!

- Где появляется многоточие ?   - Прочитайте 6 строфу

- Почему?  (Герой многое ещё мог бы сказать, но все слова не могут передать то, что происходит в душе)

- Что помогает передать автору   система  знаков препинания ?

 Вывод (слайд 9а): Система знаков препинания помогает автору передать настроение, а нам почувствовать это настроение и понять автора.

Таблица 2 «Звуки». Понаблюдаем.( 2 мин.)   Проверка

Задание 2. Давайте обратим внимание на то, как поэт играет звуками.

- Что мы слышим, читая стихотворение?

- Журчание ручья, рёв реки, шуршание ветхих листьев, песню жаворонка.

- С помощью чего автору удаётся донести до нас эти звуки? 

Такой прием в литературе называется аллитерацией –это повторение одинаковых согласных звуков.

Прочитаем хором.

СЛАЙД Аллитерация – повтор одинаковых согласных звуков.

- Да, при повторе одинаковых или близких звуков создаётся звуковой эффект.

Что?

Где?

Для чего?

[л]-6 раз

2-я строфа

 Нежность, ласка, мягкость 

[р] – 2 раза, [ч] – 2 раза

3-я строфа

Перелив, журчание ручья

[р] – 4 раза

3-я строфа

Рёв реки, мощь

[х], [ж], [ш]

4-я строфа

Шуршание листьев

-В каких словах мы слышим ласковое [л]-?

Что хочет показать автор за счет использования слов со звуком [л?].

                (небосклон, слепит, на крыльях)

Создают плавную, лёгкую картину весеннего дня

                   - Ласковые звуки плавных «Л» (небосклон, слепит, на крыльях) сменяются гремящими , рокочущими «р»

- Прочитайте  слова со звуками [р] и [р?]

- Что хочет показать автор за счет использования слов со звуками [р] и [р?].(показать мощь вскрывающейся реки:  слышен треск ломающихся льдин, шум водных потоков )

 Рисуют шумную картину ледохода, половодья.

- Давайте прочитаем  третью строфу и послушаем реку

              - Гремящие , рокочущие «р»  сменяются  шипящими, звуками [х], [ж], [ш].

             - Что они помогают услышать? (  как листья шуршат  под ногами)

-Прочитаем  четвертую строфу и послушаем , как шумит, шуршит ветхий лист под ногами.

Вывод (слайд ): повторяя определённые звуки, автор может передать то, что слышит, и помочь нам услышать это же.

5.Физкультминутка.

6.  Продолжение работы по таблице.

Задание 3.

А сейчас обратимся к выразительным средствам стихотворения С помощью каких  художественных приёмов  поэт показывает образ весны?

Давайте вспомним их определения.

Работа с терминами в группах на карточках

 Прочитайте и соедините стрелочками приёмы и их определения.

- А сейчас проверим: все ли мы сделали верно? (Проверка  выполнения задания  по эталону на  слайде.)

- Ваша задача найти олицетворения и эпитеты и записать их.

Таблица 3. «Выразительные средства». (2 минуты)

Что?

Где?

Для чего?

Метафора

(олицетворение)

 «ласкаясь»

лист «шумит» летают облака”, “взревев, река несёт”, “она (душа)… журчит… летает”

Одушевление природы,

Природа радуется приходу весны,

возрождению

Эпитет

лазурь живая

торжествующий хребёт

гимн заздравный

вышина яркая

Показать счастье, радость природы Ощущение радости, праздничности приятного весеннего дня Они передают мощь и величие весны, восхищение поэта переменами в природе, которые он приветствует.

- Давайте проверим, что вы нашли

-для чего автор применяет олицетворение, эпитет

Вывод (слайд 9в): используя выразительные средства, автор показывает своё отношение к природе. Он одушевляет её. Его душа – это часть души природы. Он живёт в природе и с природой. Испытывает те же чувства, что и природа. От этого он невыразимо счастлив. Придаёт ей красоты.

7. Подведём итог.  СЛАЙД

-Вернёмся к вопросу, поставленному в начале урока: с помощью чего поэту удалось не только передать своё настроение, но и вызвать такой же отклик в нас?

-Как вы думаете, удалось нам на них ответить?

- Да!

(Читаем все выводы)

8.  Выразительное чтение стих. От каждой группы выразительно читает 1 ученик.

-Кто попробует прочитать стих?  Попробуйте прочитать его, стараясь передать голосом и ясность небосклона, и легкость ветерка, и гремучую звонкость ручьев, и рев реки, и пение жаворонка.

               9. Слово учителя: Итак, благодаря поэту, мы почувствовали дыхание весны,

- А кто ещё кроме поэтов , может создать образ весны? Чем?

(Художник, музыкант)

                - Что такое пейзаж? 
Пейзаж – (от франц. – страна, местность) – картина природы в художественном произведении. Это описание природы, которое не только даёт возможность увидеть, где происходят события, но и помогает понять их.

                 -Будет ли являться пейзажем стихотворение Е.А.Баратынского «Весна! Весна! Как воздух чист!»?  Почему? 

- Какие строчки стихотворения вы бы подписали под картинами русских художников? (Учащиеся смотрят на слайд и выбирают отрывок из стихотворения, который  соответствует содержанию).

Слайды с репродукциями картин.

И. Грабарь Мартовский снег.

А. Грицай Ледоход.

К. Юон Мартовское солнце

К. Коровин Весна (насыщенность цвета)

 Фото жаворонка.

–Послушайте, какой гимн поёт он весне.

10.  - Я хочу предложить вам послушать музыку  « Шелест весны» норвежского композитора Кристиана  Синдинга.  Его музыка с огромным успехом исполнялась в концертных залах Норвегии, Швеции, Германии, России     и посмотреть  красивый видеоряд картин, подобранных  к этой теме.                    2мин 30 сек

- Красивая музыка?

- Вернёмся к началу урока. Почему же  два портрета  оказались рядом?                            ( писали на одну тему)

11.Творческая работа в группах.


Объявляю творческую 5-минутку.

Представим, что все мы поэты. Предлагаю  написать стихотворение - синквейн о весне.  Перед вами трудная задача: надо найти самые яркие, красивые, а может и неожиданные слова.

 1.Весна. 
2. Тёплая, яркая. 
3. Тает, бегут, журчат. 
4. Наступила долгожданная весна. 
5. Эпитет.

12. Д/з было попробовать  сочинить четверостишия о весне. Может быть, вы прочтёте стихи собственного сочинения, если таковые имеются?    

13. Итог.Заключительное слово учителя.

-Вот и подошёл  к концу наш урок. Я хочу отметить , что каждый из вас сегодня был настоящим творцом, вы трудились душой и сердцем, учились видеть прекрасное в природе.

- Я  предлагаю  оценить свою работу на уроке.

  - Я прошу вас проанализировать и оценить  свою работу на уроке по 10-балльной системе  

    1      2      3      4      5      6      7      8      9      10

- Напишите на листочке  цифру и покажите мне.

Рефлексия.

= Я прошу вас  рассказать, интересно ли вам было на уроке, комфортно ли вы чувствовали себя, понравилось ли работать в группах, довольны ли вы своей работой. Для ответа можете использовать клише или дать другой ответ.

- Продолжите фразу:

«На уроке я узнал…»

«Мне на уроке удалось…»

«Мне бы хотелось похвалить…»

      «Самым интересным на уроке было…»

  • Мне понравилось …
  • Я понял, что …
  • Я научился …
  • Я сегодня работал …

- Каким может быть д/з ?


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Весна, весна! Как воздух чист!

Сценарий праздника "8 марта" для учащихся 4 класса....

Урок литературного чтения в 4 классе по теме: «Е.А.Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!», «Где сладкий шепот моих лесов?»

Тип урока: урок открытия новых знаний. Цель: познакомить учащихся с произведением русской классической поэзии – стихотворением Е.А. Баратынского «Весна! Весна! Как воздух чист!..&raqu...

Конспект урока «Е. А. Баратынский. Весна, весна! Как воздух чист!..» 4 класс

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме: «Е. А. Баратынский. Весна, весна! Как воздух чист!..»Тип урока: урок открытия новых знаний. Цель: познакомить учащихс...

Конспект урока литературного чтения "Стихотворения о природе. Е. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!...» (Начальная школа XXI века, 2 класс)

Тема: Стихотворения о природе. Е. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!...»Цели деятельности учителя: знакомство со стихотворением Е. А. Баратынского «Весна, весна! Как воздух ...

Презентация к уроку литературного чтения Баратынский "Весна, весна! Как воздух чист!"

Презентация к уроку литературного чтения Баратынский "Весна, весна! Как воздух чист!"...

Технологичекая карта урока литературы по теме Е. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!». Весна, весна красная...

Технологическая карта урока по теме  Е. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!».  Весна, весна красная...Тип урока: урок усвоения новых знаний.Цели урока: познакомить учащих...