Технологическая карта урока по литературному чтению " Что такое счастье? по сказке Л.Н.Толстого " Два брата" по технологии продуктивного чтения
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Аминова Гульсина Фазылгалиевна

Предмет: Литературное чтение.

Класс: 4

Тема урока: Что такое счастье?  (по сказке Л. Н.Толстого «Два брата»)

Тип урока: знакомство с новым произведением.

Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.

Задачи:

1. Совершенствовать предметные умения:

Аудирование (слушание)

- воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя;

- отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции;

- определять жанр произведения;

Чтение

- предполагать содержание по заглавию, иллюстрации;

- вычитывать текстовую информацию: фактуальную, подтекстовую.

- объяснять выбор автором заглавия;

- вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту;

- формулировать главную мысль;

- находить в тексте материал для характеристики героя.

Культура речевого общения

- высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному;

Культура письменной речи

- создавать письменный текст (рассуждение).

 

2. Формировать УУД:

- прогнозировать; осуществлять оценку результатов деятельности (Регулятивные УУД);

- формулировать познавательную цель; проводить доказательство; извлекать необходимую информацию; осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД);

- задавать вопросы; с полнотой и точностью выражать свои мысли (Коммуникативные УУД);

- оценивать поступки героев (Личностные УУД).

Оборудование:

- уПредмет: Литературное чтение.

Класс: 4

Тема урока: Что такое счастье?  (по сказке Л. Н.Толстого «Два брата»)

Тип урока: знакомство с новым произведением.

Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.

Задачи:

1. Совершенствовать предметные умения:

Аудирование (слушание)

- воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя;

- отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции;

- определять жанр произведения;

Чтение

- предполагать содержание по заглавию, иллюстрации;

- вычитывать текстовую информацию: фактуальную, подтекстовую.

- объяснять выбор автором заглавия;

- вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту;

- формулировать главную мысль;

- находить в тексте материал для характеристики героя.

Культура речевого общения

- высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному;

Культура письменной речи

- создавать письменный текст (рассуждение).

 

2. Формировать УУД:

- прогнозировать; осуществлять оценку результатов деятельности (Регулятивные УУД);

- формулировать познавательную цель; проводить доказательство; извлекать необходимую информацию; осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД);

- задавать вопросы; с полнотой и точностью выражать свои мысли (Коммуникативные УУД);

- оценивать поступки героев (Личностные УУД).

Оборудование:

- учебник «Литературное чтение. 4-й класс» 1-я часть. Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.чебник «Литературное чтение. 4-й класс» 1-я часть. Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аминова Гульсина Фазылгалиевна,

учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 7»

г. Менделеевск

Предмет: Литературное чтение.

Класс: 4

Тема урока: Что такое счастье?  (по сказке Л. Н.Толстого «Два брата»)

Тип урока: знакомство с новым произведением.

Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.

Задачи:

1. Совершенствовать предметные умения:

Аудирование (слушание)

- воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя;

- отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции;

- определять жанр произведения;

Чтение

- предполагать содержание по заглавию, иллюстрации;

- вычитывать текстовую информацию: фактуальную, подтекстовую.

- объяснять выбор автором заглавия;

- вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту;

- формулировать главную мысль;

- находить в тексте материал для характеристики героя.

Культура речевого общения

- высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному;

Культура письменной речи 

- создавать письменный текст (рассуждение).

2. Формировать УУД:

- прогнозировать; осуществлять оценку результатов деятельности (Регулятивные УУД);

- формулировать познавательную цель; проводить доказательство; извлекать необходимую информацию; осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД);

- задавать вопросы; с полнотой и точностью выражать свои мысли (Коммуникативные УУД);

- оценивать поступки героев (Личностные УУД).

Оборудование:

- учебник «Литературное чтение. 4-й класс» 1-я часть. Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты (предметные)

Планируемые результаты (личностные и метапредметные)

Мотивация к учебной деятельности (3 мин)

- Сегодня на уроке предстоит выполнить очень серьёзную работу. Мы с вами будем читать, думать и учиться выражать свои мысли по теме урока.

- Эпиграфом сегодняшнего урока будут такие слова:

1 слайд.Человек, который думает только о себе, не может быть счастлив. Сенека (великий римский философ)

- Прочитайте эти слова про себя, постарайтесь осмыслить, понять.

- Прочитайте вслух.

- Как вы понимаете эти слова? 

- Как вы думаете, почему я взяла именно эти строки к сегодняшнему уроку?

- Что для вас счастье? Напишите на лучах солнца свои ответы.

-Командиры прочитают нам ваши ответы…

- Кто заметил противоречие?

(человек должен помогать другому, не должен быть эгоистом, если у кого-то что-то не получается, ему нужно помочь, поддержать, нельзя быть счастливым одному, человек счастлив, когда приносит счастье другому)

(произведение будет связано, в нём будет говориться о счастье)

(хорошо учиться, не получать плохих отметок, иметь собаку…)

Почему так много разных мнений?

Работа с текстом до чтения (7 мин)

1. Антиципация (прогнозирование содержания)

Прогнозирование текста

- К чему обратимся, чтобы разрешить противоречие?

2,3 слайд  Определение слова счастье

Задние №1.Перед вами карточки со словами, распределите слова по общему признаку на 3 группы:летопись,былина,рассказ,сказка,басня,метафора,сравнение,эпитет,олицетворение,А.С.Пушкин,С.Крылов,В.Даль,А.Ишимова , Л.Н.Толстой. Назовите одним словом слова из каждого столбика.

-Найдите жанр произведения, где есть сказочный зачин и волшебные предметы.

-Писатель открывший школу для крестьянских детей в Ясной Поляне?

Какое произведение будем сегодня изучать?

Работа с текстом до чтения

- Откройте учебник на стр. 191

- С каким произведением мы познакомимся?

- Попробуйте по названию произведения, по иллюстрации спрогнозировать, о чём эта сказка?

2. Постановка цели

- Как проверить предположение? (прочитать сказку)

- На какой вопрос мы хотим найти ответ в тексте?

На доске слова опорные:камень,царствовал,синица,медведица,брат, надпись,жил в деревне

(к словарю, к книге, к писателям мудрым)

 

Жанры, писатели, средства художественной выразительности

сказка

Л.Н.Толстой 

«Два брата»

Дети высказывают предположения, учитель кратко записывает их на доске.

о братьях, о счастье

Что такое счастье?

 

Определять жанр произведения.

Предполагать содержание по заглавию, иллюстрации.

Объяснять выбор автором заглавия.

Проводить доказательство (Познавательные УУД).

Прогнозировать (Регулятивные УУД).

Задавать вопросы (Коммуникативные УУД).

Формулировать познавательную цель (Познавательные УУД).

Работа с текстом во время  чтения (15 мин)

1. Чтение текста с использованием приёмов: «диалог с автором» и комментированное чтение.

Организует работу с текстом. (задать тонкие и толстые вопросы )

1 остановка Детям предлагается сформулировать вопросы к этой части.

- Что предложил младший брат?

- Какой ответ мог дать ему старший?

2 остановка

- Согласился ли старший брат с младшим?

- Почему он не захотел следовать инструкциям на камне?

- Согласны ли вы с доводами старшего брата?

- Согласится ли с ними младший?

3 остановка

- Согласился ли младший с рассуждениями старшего?

- Почему?

- Как он рассуждал?

- Согласны ли вы с младшим братом?

- Сумеет ли младший брат убедить в своей правоте старшего

4 остановка

- Пришли ли братья к единому мнению?

- Объясните смысл пословиц.

- Будут ли они действовать сообща?

- Чем может закончиться спор братьев?

- С кем бы вы пошли?

- Почему?

- Что произойдёт дальше?

5 остановка

- Стал ли младший брат счастливым?

- В чём было его счастье?

- А что произошло со старшим братом?

8 остановка

- Как сложилась жизнь старшего брата?

- Доволен ли он ею?

- Чья жизнь, по вашему мнению, сложилась счастливо?

2. Обобщающая беседа

Слушают текст, следят по ходу чтения, вступают в «диалог с автором».

 

Физкультминутка

Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя.

Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции.

Вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту.

Высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному.

Вычитывать фактуальную и подтекстовую информацию.

Задавать вопросы (Коммуникативные УУД).

Прогнозировать (Регулятивные УУД).

Оценивать поступки героев (Личностные УУД).

Извлекать необходимую информацию Познавательные УУД).

Работа с текстом после  чтения (10 мин)

1. Концептуальная беседа

- Как вы думаете, о чём просит нас задуматься автор?

- Выберите из пословицу ту, в которой заключена главная мысль рассказа.

Пословицы напечатаны на листах формата А 4.

  • Как вы думаете, почему автор вводит в текст так много пословиц? ( В них мудрость народа)
  • Как они помогают понять смысл сказки? (Показывают отношение к жизни каждого из братьев)
  • Как вы думаете, кто из братьев прожил счастливую жизнь? Почему?
  • Как вы понимаете, что такое счастье?

2. Составление характеристики героев

- Предлагаю вам поработать в паре  и в группах, и составить характеристику героев, используя план:

Организует проверку.

3. Творческое задание.

-

Высказывают своё мнение.

-Искать большого счастья – малое потерять.

-Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки.

-Волков бояться, в лес не ходить.

-Под лежачий камень вода не потечёт.

Выполняют работу на листочках. Работают в паре 3 мин.

По одному представителю от каждой пары зачитывает (или дополняет) характеристику героев.

Формулировать главную мысль.

Находить в тексте материал для характеристики героя.

Создавать письменный текст (рассуждение).

Извлекать необходимую информацию Познавательные УУД). 

Оценивать поступки героев (Личностные УУД).

С полнотой и точностью выражать свои мысли (Коммуникативные УУД).

Рефлексия  (10 мин)

- Ожидали вы, что у сказки может быть такой конец?

- Давайте вспомним, с чего начался урок, и проверим предположения: «О чём может быть произведение с таким названием?»

-Подумайте, какой главный вопрос ставит перед нами Л.Н.Толстой, рассказав нам эту сказку? (В чём счастье? Как его достичь?)

- В чём вы видите для себя счастье?

- Как вы его понимаете?

 Каждый человек воспринимает счастье по-своему. Для кого-то оно заключается в спокойной обеспеченной жизни. Для других счастье в активной жизненной позиции. Кто-то видит счастье в творчестве и т. д.

На эти вопросы человек ищет ответы всю свою жизнь. Со временем жизненные цели могут меняться.

Учитель: Л.Н.Толстой прожил 82 года и тоже всю жизнь пытался ответить на эти вопросы. Вы ещё не раз встретитесь с произведениями великого русского писателя и вместе с героями его произведений будете искать свою дорогу в жизни.

Оцените свою работу на уроке, продолжив предложения:

Я понял, что  ….

Меня удивило ….

Мне захотелось ….

На листочках самостоятельно выполняют работу 2-3 мин. Желающие 2-3 человека озвучивают записи

Вывод (делают дети после совместного обсуждения):

.Счастье

- семья

- спорт

- здоровье

- Счастливы все народы  в нашем городе

-Счастливы все в  нашей стране

- Мир во всем мире

Осуществлять оценку результатов деятельности (Регулятивные УУД).

Осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД).

ПРИЛОЖЕНИЕ

Два брата пошли вместе путешествовать. В полдень они легли отдохнуть в лесу. Когда они проснулись, то увидали — подле них лежит камень и на камне что-то написано.

1 остановка

- Как вы думаете, что могло быть написано на этом камне?

Они стали разбирать и прочли:

«Кто найдёт этот камень, тот пускай идёт прямо в лес на восход солнца. В лесу придёт река: пускай плывёт через эту реку на другую сторону. Увидишь медведицу с медвежатами: отними медвежат у медведицы и беги без оглядки прямо в гору. На горе увидишь дом, и в доме том найдёшь счастие».

2 остановка

- Выскажите ваши предположения о том, как могли поступить братья?

- Что бы вы сделали на их месте?

Братья прочли, что было написано, и меньшой сказал:

—        Давай пойдём вместе. Может быть, мы переплывём эту реку, донесём медвежат до дому и вместе найдём счастие.

3 остановка

- Что предложил младший брат?

- Какой ответ мог дать ему старший?

Тогда старший сказал:

        —        Я не пойду в лес за медвежатами и тебе не советую. Первое дело: никто не знает — правда ли написана на этом камне; может быть,  всё это написано на смех. Да,  может быть,  мы  и  не так разобрали.  Второе:  если и правда написана, — пойдём мы в лес, придёт ночь, мы не попадём на реку и заблудимся. Да если и найдём реку,  как  мы  переплывём  её?  Может  быть,  она  быстра и широка? Третье: если и переплывём реку, — разве лёгкое дело отнять у медведицы медвежат: она нас задерёт, и мы вместо счастия пропадём ни за что. Четвёртое дело: если нам и удастся унести медвежат, — мы не добежим без отдыха в гору. Главное же дело, не сказано: какое счастие мы найдём в этом доме? Может быть, нас там ждёт такое счастие, какого нам вовсе не нужно.

4 остановка

Детям предлагается сформулировать вопросы к этой части.

- Согласился ли старший брат с младшим?

- Почему он не захотел следовать инструкциям на камне?

- Согласны ли вы с доводами старшего брата?

- Согласится ли с ними младший?

А меньшой сказал:

—        По-моему, не так. Напрасно этого писать на камне не стали бы. И всё написано ясно. Первое дело: нам беды не будет, если и попытаемся. Второе дело: если мы не пойдём, кто-нибудь другой прочтёт надпись на камне и найдёт счастие, а мы останемся ни при чём. Третье дело: не потрудиться да не поработать, ничто в свете не радует. Четвёртое: не хочу я, чтоб подумали, что я чего-нибудь да побоялся.

5 остановка

Детям предлагается сформулировать вопросы к этой части.

- Согласился ли младший с рассуждениями старшего?

- Почему?

- Как он рассуждал?

- Согласны ли вы с младшим братом?

- Сумеет ли младший брат убедить в своей правоте старшего?

Тогда старший сказал:

—        И пословица говорит: искать большого счастия — малое потерять; да ещё: не сули журавля в небе, а дай синицу в руки.

А меньшой сказал:

—        А я слыхал — волков бояться, в лес не ходить; да ещё: под лежачий камень вода не потечёт. По мне, надо идти.

6 остановка

Детям предлагается сформулировать вопросы к этой части.

- Пришли ли братья к единому мнению?

- Объясните смысл пословиц.

- Будут ли они действовать сообща?

- Чем может закончиться спор братьев?

- С кем бы вы пошли?

- Почему?

- Что произойдёт дальше?

Меньшой брат пошёл, а старший остался.

Как только меньшой брат вошёл в лес, он напал на реку, переплыл её и тут же на берегу увидал медведицу. Она спала. Он ухватил медвежат и побежал без оглядки на гору. Только что добежал доверху, выходит ему навстречу народ, подвезли ему карету, повезли в город и сделали царём.

Он царствовал пять лет. На шестой год пришёл на него войной другой царь, сильнее его; завоевал город и прогнал его.

7 остановка

Детям предлагается сформулировать вопросы к этой части.

- Сбылось ли предсказание на камне?

- Стал ли младший брат счастливым?

- В чём было его счастье?

- Чем закончилось царствование младшего брата?

- Как могла сложиться его дальнейшая судьба?

- Был бы он счастливее, если бы послушался старшего?

- А что произошло со старшим братом?

Тогда меньшой брат пошёл опять странствовать и пришёл к старшему брату.

Старший брат жил в деревне ни богато ни бедно. Братья обрадовались друг другу и стали рассказывать про свою жизнь.

Старший брат и говорит:

—        Вот и вышла моя правда: я всё время жил тихо и хорошо,  а ты хошь и  был царём,  зато  много  горя видел.

А меньшой сказал:

—        Я не тужу, что пошёл тогда в лес на гору; хоть мне и плохо теперь, зато есть чем помянуть мою жизнь, а тебе и помянуть-то нечем.

8 остановка

- Как сложилась жизнь старшего брата?

- Доволен ли он ею?

- Как встретились братья?

- Изменилось ли их мнение о верности предсказания?

- Пожалел ли старший о том, что не пошёл с младшим?

- Чья жизнь, по вашему мнению, сложилась счастливо?



Предварительный просмотр:

Аминова Гульсина Фазылгалиевна,

учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 7»

г. Менделеевск

Предмет: Литературное чтение.

Класс: 4

Тема урока: Что такое счастье?  (по сказке Л. Н.Толстого «Два брата»)

Тип урока: знакомство с новым произведением.

Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.

Задачи:

1. Совершенствовать предметные умения:

Аудирование (слушание)

- воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя;

- отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции;

- определять жанр произведения;

Чтение

- предполагать содержание по заглавию, иллюстрации;

- вычитывать текстовую информацию: фактуальную, подтекстовую.

- объяснять выбор автором заглавия;

- вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту;

- формулировать главную мысль;

- находить в тексте материал для характеристики героя.

Культура речевого общения

- высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному;

Культура письменной речи 

- создавать письменный текст (рассуждение).

2. Формировать УУД:

- прогнозировать; осуществлять оценку результатов деятельности (Регулятивные УУД);

- формулировать познавательную цель; проводить доказательство; извлекать необходимую информацию; осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД);

- задавать вопросы; с полнотой и точностью выражать свои мысли (Коммуникативные УУД);

- оценивать поступки героев (Личностные УУД).

Оборудование:

- учебник «Литературное чтение. 4-й класс» 1-я часть. Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты (предметные)

Планируемые результаты (личностные и метапредметные)

Мотивация к учебной деятельности (3 мин)

- Сегодня на уроке предстоит выполнить очень серьёзную работу. Мы с вами будем читать, думать и учиться выражать свои мысли по теме урока.

- Эпиграфом сегодняшнего урока будут такие слова:

1 слайд.Человек, который думает только о себе, не может быть счастлив. Сенека (великий римский философ)

- Прочитайте эти слова про себя, постарайтесь осмыслить, понять.

- Прочитайте вслух.

- Как вы понимаете эти слова? 

- Как вы думаете, почему я взяла именно эти строки к сегодняшнему уроку?

- Что для вас счастье? Напишите на лучах солнца свои ответы.

-Командиры прочитают нам ваши ответы…

- Кто заметил противоречие?

(человек должен помогать другому, не должен быть эгоистом, если у кого-то что-то не получается, ему нужно помочь, поддержать, нельзя быть счастливым одному, человек счастлив, когда приносит счастье другому)

(произведение будет связано, в нём будет говориться о счастье)

(хорошо учиться, не получать плохих отметок, иметь собаку…)

Почему так много разных мнений?

Работа с текстом до чтения (7 мин)

1. Антиципация (прогнозирование содержания)

Прогнозирование текста

- К чему обратимся, чтобы разрешить противоречие?

2,3 слайд  Определение слова счастье

Задние №1.Перед вами карточки со словами, распределите слова по общему признаку на 3 группы:летопись,былина,рассказ,сказка,басня,метафора,сравнение,эпитет,олицетворение,А.С.Пушкин,С.Крылов,В.Даль,А.Ишимова , Л.Н.Толстой. Назовите одним словом слова из каждого столбика.

-Найдите жанр произведения, где есть сказочный зачин и волшебные предметы.

-Писатель открывший школу для крестьянских детей в Ясной Поляне?

Какое произведение будем сегодня изучать?

Работа с текстом до чтения

- Откройте учебник на стр. 191

- С каким произведением мы познакомимся?

- Попробуйте по названию произведения, по иллюстрации спрогнозировать, о чём эта сказка?

2. Постановка цели

- Как проверить предположение? (прочитать сказку)

- На какой вопрос мы хотим найти ответ в тексте?

На доске слова опорные:камень,царствовал,синица,медведица,брат, надпись,жил в деревне

(к словарю, к книге, к писателям мудрым)

 

Жанры, писатели, средства художественной выразительности

сказка

Л.Н.Толстой 

«Два брата»

Дети высказывают предположения, учитель кратко записывает их на доске.

о братьях, о счастье

Что такое счастье?

 

Определять жанр произведения.

Предполагать содержание по заглавию, иллюстрации.

Объяснять выбор автором заглавия.

Проводить доказательство (Познавательные УУД).

Прогнозировать (Регулятивные УУД).

Задавать вопросы (Коммуникативные УУД).

Формулировать познавательную цель (Познавательные УУД).

Работа с текстом во время  чтения (15 мин)

1. Чтение текста с использованием приёмов: «диалог с автором» и комментированное чтение.

Организует работу с текстом. (задать тонкие и толстые вопросы )

1 остановка Детям предлагается сформулировать вопросы к этой части.

- Что предложил младший брат?

- Какой ответ мог дать ему старший?

2 остановка

- Согласился ли старший брат с младшим?

- Почему он не захотел следовать инструкциям на камне?

- Согласны ли вы с доводами старшего брата?

- Согласится ли с ними младший?

3 остановка

- Согласился ли младший с рассуждениями старшего?

- Почему?

- Как он рассуждал?

- Согласны ли вы с младшим братом?

- Сумеет ли младший брат убедить в своей правоте старшего

4 остановка

- Пришли ли братья к единому мнению?

- Объясните смысл пословиц.

- Будут ли они действовать сообща?

- Чем может закончиться спор братьев?

- С кем бы вы пошли?

- Почему?

- Что произойдёт дальше?

5 остановка

- Стал ли младший брат счастливым?

- В чём было его счастье?

- А что произошло со старшим братом?

8 остановка

- Как сложилась жизнь старшего брата?

- Доволен ли он ею?

- Чья жизнь, по вашему мнению, сложилась счастливо?

2. Обобщающая беседа

Слушают текст, следят по ходу чтения, вступают в «диалог с автором».

 

Физкультминутка

Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя.

Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции.

Вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту.

Высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному.

Вычитывать фактуальную и подтекстовую информацию.

Задавать вопросы (Коммуникативные УУД).

Прогнозировать (Регулятивные УУД).

Оценивать поступки героев (Личностные УУД).

Извлекать необходимую информацию Познавательные УУД).

Работа с текстом после  чтения (10 мин)

1. Концептуальная беседа

- Как вы думаете, о чём просит нас задуматься автор?

- Выберите из пословицу ту, в которой заключена главная мысль рассказа.

Пословицы напечатаны на листах формата А 4.

  • Как вы думаете, почему автор вводит в текст так много пословиц? ( В них мудрость народа)
  • Как они помогают понять смысл сказки? (Показывают отношение к жизни каждого из братьев)
  • Как вы думаете, кто из братьев прожил счастливую жизнь? Почему?
  • Как вы понимаете, что такое счастье?

2. Составление характеристики героев

- Предлагаю вам поработать в паре  и в группах, и составить характеристику героев, используя план:

Организует проверку.

3. Творческое задание.

-

Высказывают своё мнение.

-Искать большого счастья – малое потерять.

-Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки.

-Волков бояться, в лес не ходить.

-Под лежачий камень вода не потечёт.

Выполняют работу на листочках. Работают в паре 3 мин.

По одному представителю от каждой пары зачитывает (или дополняет) характеристику героев.

Формулировать главную мысль.

Находить в тексте материал для характеристики героя.

Создавать письменный текст (рассуждение).

Извлекать необходимую информацию Познавательные УУД). 

Оценивать поступки героев (Личностные УУД).

С полнотой и точностью выражать свои мысли (Коммуникативные УУД).

Рефлексия  (10 мин)

- Ожидали вы, что у сказки может быть такой конец?

- Давайте вспомним, с чего начался урок, и проверим предположения: «О чём может быть произведение с таким названием?»

-Подумайте, какой главный вопрос ставит перед нами Л.Н.Толстой, рассказав нам эту сказку? (В чём счастье? Как его достичь?)

- В чём вы видите для себя счастье?

- Как вы его понимаете?

 Каждый человек воспринимает счастье по-своему. Для кого-то оно заключается в спокойной обеспеченной жизни. Для других счастье в активной жизненной позиции. Кто-то видит счастье в творчестве и т. д.

На эти вопросы человек ищет ответы всю свою жизнь. Со временем жизненные цели могут меняться.

Учитель: Л.Н.Толстой прожил 82 года и тоже всю жизнь пытался ответить на эти вопросы. Вы ещё не раз встретитесь с произведениями великого русского писателя и вместе с героями его произведений будете искать свою дорогу в жизни.

Оцените свою работу на уроке, продолжив предложения:

Я понял, что  ….

Меня удивило ….

Мне захотелось ….

На листочках самостоятельно выполняют работу 2-3 мин. Желающие 2-3 человека озвучивают записи

Вывод (делают дети после совместного обсуждения):

.Счастье

- семья

- спорт

- здоровье

- Счастливы все народы  в нашем городе

-Счастливы все в  нашей стране

- Мир во всем мире

Осуществлять оценку результатов деятельности (Регулятивные УУД).

Осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД).

ПРИЛОЖЕНИЕ

Два брата пошли вместе путешествовать. В полдень они легли отдохнуть в лесу. Когда они проснулись, то увидали — подле них лежит камень и на камне что-то написано.

1 остановка

- Как вы думаете, что могло быть написано на этом камне?

Они стали разбирать и прочли:

«Кто найдёт этот камень, тот пускай идёт прямо в лес на восход солнца. В лесу придёт река: пускай плывёт через эту реку на другую сторону. Увидишь медведицу с медвежатами: отними медвежат у медведицы и беги без оглядки прямо в гору. На горе увидишь дом, и в доме том найдёшь счастие».

2 остановка

- Выскажите ваши предположения о том, как могли поступить братья?

- Что бы вы сделали на их месте?

Братья прочли, что было написано, и меньшой сказал:

—        Давай пойдём вместе. Может быть, мы переплывём эту реку, донесём медвежат до дому и вместе найдём счастие.

3 остановка

- Что предложил младший брат?

- Какой ответ мог дать ему старший?

Тогда старший сказал:

        —        Я не пойду в лес за медвежатами и тебе не советую. Первое дело: никто не знает — правда ли написана на этом камне; может быть,  всё это написано на смех. Да,  может быть,  мы  и  не так разобрали.  Второе:  если и правда написана, — пойдём мы в лес, придёт ночь, мы не попадём на реку и заблудимся. Да если и найдём реку,  как  мы  переплывём  её?  Может  быть,  она  быстра и широка? Третье: если и переплывём реку, — разве лёгкое дело отнять у медведицы медвежат: она нас задерёт, и мы вместо счастия пропадём ни за что. Четвёртое дело: если нам и удастся унести медвежат, — мы не добежим без отдыха в гору. Главное же дело, не сказано: какое счастие мы найдём в этом доме? Может быть, нас там ждёт такое счастие, какого нам вовсе не нужно.

4 остановка

Детям предлагается сформулировать вопросы к этой части.

- Согласился ли старший брат с младшим?

- Почему он не захотел следовать инструкциям на камне?

- Согласны ли вы с доводами старшего брата?

- Согласится ли с ними младший?

А меньшой сказал:

—        По-моему, не так. Напрасно этого писать на камне не стали бы. И всё написано ясно. Первое дело: нам беды не будет, если и попытаемся. Второе дело: если мы не пойдём, кто-нибудь другой прочтёт надпись на камне и найдёт счастие, а мы останемся ни при чём. Третье дело: не потрудиться да не поработать, ничто в свете не радует. Четвёртое: не хочу я, чтоб подумали, что я чего-нибудь да побоялся.

5 остановка

Детям предлагается сформулировать вопросы к этой части.

- Согласился ли младший с рассуждениями старшего?

- Почему?

- Как он рассуждал?

- Согласны ли вы с младшим братом?

- Сумеет ли младший брат убедить в своей правоте старшего?

Тогда старший сказал:

—        И пословица говорит: искать большого счастия — малое потерять; да ещё: не сули журавля в небе, а дай синицу в руки.

А меньшой сказал:

—        А я слыхал — волков бояться, в лес не ходить; да ещё: под лежачий камень вода не потечёт. По мне, надо идти.

6 остановка

Детям предлагается сформулировать вопросы к этой части.

- Пришли ли братья к единому мнению?

- Объясните смысл пословиц.

- Будут ли они действовать сообща?

- Чем может закончиться спор братьев?

- С кем бы вы пошли?

- Почему?

- Что произойдёт дальше?

Меньшой брат пошёл, а старший остался.

Как только меньшой брат вошёл в лес, он напал на реку, переплыл её и тут же на берегу увидал медведицу. Она спала. Он ухватил медвежат и побежал без оглядки на гору. Только что добежал доверху, выходит ему навстречу народ, подвезли ему карету, повезли в город и сделали царём.

Он царствовал пять лет. На шестой год пришёл на него войной другой царь, сильнее его; завоевал город и прогнал его.

7 остановка

Детям предлагается сформулировать вопросы к этой части.

- Сбылось ли предсказание на камне?

- Стал ли младший брат счастливым?

- В чём было его счастье?

- Чем закончилось царствование младшего брата?

- Как могла сложиться его дальнейшая судьба?

- Был бы он счастливее, если бы послушался старшего?

- А что произошло со старшим братом?

Тогда меньшой брат пошёл опять странствовать и пришёл к старшему брату.

Старший брат жил в деревне ни богато ни бедно. Братья обрадовались друг другу и стали рассказывать про свою жизнь.

Старший брат и говорит:

—        Вот и вышла моя правда: я всё время жил тихо и хорошо,  а ты хошь и  был царём,  зато  много  горя видел.

А меньшой сказал:

—        Я не тужу, что пошёл тогда в лес на гору; хоть мне и плохо теперь, зато есть чем помянуть мою жизнь, а тебе и помянуть-то нечем.

8 остановка

- Как сложилась жизнь старшего брата?

- Доволен ли он ею?

- Как встретились братья?

- Изменилось ли их мнение о верности предсказания?

- Пожалел ли старший о том, что не пошёл с младшим?

- Чья жизнь, по вашему мнению, сложилась счастливо?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению по методу продуктивного чтения О.В.Чиндиловой " Как мудрость в жизни помогает по мотивам татарской сказки " Мудрый старик"

1.В начале урока создается интрига для открытия нового знания и анализа самими учащимися, когда учитель спрашивает:- На ваш взгляд, кого можно назвать мудой?- Можете предположить, о чем будет сказка? ...

технологическая карта урока по литературному чтению ( метод продуктивного чтения) Тема урока : Как мудрость в жизни помогает по сказке " Мудрый старик" 2 класс

Как учить детей вести диалог с автором?К сожалению, способность, читая, вести диалог с автором через текст редко когда возникает самостоятельно. У большинства учащихся её необходимо формировать в проц...

технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Н.Носов "На горке."

Тема урока: «Н.Носов «На горке» Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.Задачи:1. Формировать предметные умения:- ...

технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс ( метод продуктивного чтения Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Во что нельзя "играть" ? И. Дик " Красные яблоки»

Тема урока: Во что нельзя «играть»? И. Дик «Красные яблоки».Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бу...

технологическая карта урока по литературному чтению 1 класс ( технология продуктивного чтения по Е.В.бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Михаил Зощенко " Глупая история"

Предмет: Литературное чтение.Класс: 1.Тема урока: Михаил Зощенко « Глупая история»Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продук...

технологическая карта урока по литературному чтению 4 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : И.Токмакова " Сказочка о счастье"

Предмет: Литературное чтение.Класс:4.Тема урока: «И.Токмакова «Сказочка о счастье»Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продук...

Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Н.Носов " Фантазеры"

Предмет: Литературное чтение.Класс: 2.Тема урока: «Н.Носов «Фантазёры».Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чте...