2 класс. Литературное чтение. Л.Н. Толстой "Филипок".
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Мельникова Ольга Владимировна

2 класс. Литературное чтение. Л.Н. Толстой "Филипок".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2015-2016_uchebnyy_god_literaturnoe_chtenie_filipok.docx29.15 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

2  класс

Л. Н. Толстой  «Филипок»

Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, читательских) учащихся через включение их в технологию РКМЧП (учебная стратегия «Чтение с остановками»)

Задачи:                                                                                                                 Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
  • воспитание лучших качеств личности: чуткости, сопереживания, доброты, трудолюбия, терпения, целеустремлённости, желания учиться;
  • формирование коммуникативных умений.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формирование готовности слушать собеседника, признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий;
  • развитие способностей к самостоятельной аналитической и оценочной деятельности с разными видами информации;
  • развитие речи, операций мышления для решения проблемных ситуаций.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • познакомить учащихся с произведением Л. Н. Толстого «Филиппок»;
  • освоение учебной стратегии «Чтение с остановками» в технологии РКМЧП;
  • развивать навыки работы с текстом;
  • формирование умения составлять план, словесный портрет героя.

Оборудование:

  • учебник «Литературное чтение»;
  • выставка книг Л. Н. Толстого
  • компьютер, проектор
  • карточки с заданиями для работы в группе, памятки.

ХОД УРОКА

Организационный момент.  

-  На уроках чтения мы продолжаем путешествие в мир книг.

В народе говорят: «Испокон века книга растит человека».

-  Что значит «растит»? Как понять эту пословицу? (учит, воспитывает)

-  Сегодня вы познакомитесь с новым произведением, и в конце урока мы сделаем открытие: «Чему  оно учит?

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым рассказом Л.Н. Толстого

           

- С чем будут связаны события, происходящие в рассказе, вы узнаете, собрав слово:              

к о ш а л

- Почему именно слово школа будет “ключиком” для нашего урока?

- Как школа связана с писателем?

Л.Н.Толстой создал школу для крестьянских ребятишек в своём имении Ясная Поляна и преподавал в ней со своими дочерьми.

Слайд фото; фото школы

- Поднимите руку кто хотел бы сейчас перенестись в прошлое и оказаться в школе для крестьянских детей?

Надо встать на платформу и сказать слова: «Один два три повернись в далёком прошлом очутись!»

Вместе с героем картины “ У дверей школы” художника Н.П. Богданова-Бельского мы перенесёмся на 100 лет назад в школу конца 19 века, какая была во времена Л.Н. Толстого.

Слайд

Мы тихонько заглянем на урок.

- Что делают дети? (Все дети пишут). 

На первом плане перед нами
Стоит крестьянский паренёк.
Видна котомка за плечами –
Был у подростка путь далёк,

Он этот путь прошёл в надежде
Быть здесь, среди учеников.
Стоит в изношенной одежде –
Из самых, видимо, низов! -

И прохудился зипунишко,
И лапти на его ногах.
Снял головной убор парнишка
И держит с палкою в руках.

В окошко ярко солнце светит,
Потоком света класс залит.
Там пишут и читают дети.
И робко паренёк стоит –

Остановился у порога,
Боясь за двери заглянуть,
И кажется, что он немного
Решил сейчас передохнуть,

Слайд

 - Приоткроем дверь в другой класс.

- Чем занимаются здесь ребята? (Изучают алфавит).

Эту картину написал тот же художник Н.П. Богданов-Бельский, и называется она “Новые ученики”

- Эти ребята пытаются составить название нового рассказа Л.Н. Толстого.                                                                               и и о Ф л п к

Слайд

- Как вы думаете, о ком мы будем читать? (о мальчике, которого зовут Филипок).

Слайд Обложка книги

- Что можно сказать о произведении по обложке книги?

 Когда жил этот мальчик?  Где?

 Словарная работа.

В рассказе вам встретятся незнакомые слова:

Слобода                                         полы

Пострелёнок                               немой

бедовый

- найдите объяснение этих слов в словарике в конце учебника стр. 215.

 Чтение с остановками.

1 часть

-Что узнали о Филипке в самом начале?  

(Настоящее имя – Филипп. Он был маленький, и мать не пустила его в школу вместе с другими ребятами.)

-  Где были родители?

(Мать ушла на подённую работу.   Отец ещё с утра уехал в лес.)

Подённая работа -  работа, которая оплачивается по отработанным дням.

-  Что сделал Филипок, когда бабушка уснула?  Прочитайте.

-  Почему он не стал искать свою шапку, а надел отцовскую?  (Торопился.)

2 часть

Слобода - сторона, улица.  (во время чтения)

-  Прочитайте, далеко ли была школа?   (За селом у церкви)

-  Что случилось по дороге в школу?

-  Почему собаки залаяли?  (Они не знали его, никогда не видели.  А ещё Филипок не шёл, а бежал.  Торопился. Вот что важно!)

-  Представьте себя на месте Филипка.  Расскажите, что испытал мальчик, когда столкнулся с чужими собаками?

-  Подумайте, что было   дальше?

Дерево предсказаний   устно)

-  Как поступили бы вы?

-  Узнаем, как поступил Филипок.

3 часть

-  Кто помог Филипку?  (Мужик отогнал собак.)

-  Как он назвал Филипка?  (пострелёнок)

Пострелёнок -  озорник, сорванец.

-  Что значит выражение: подобрал полы и пустился бежать во весь дух?

Полы -  нижняя часть раскрывающейся спереди одежды.

Во весь дух-  очень быстро.

-  Какое чувство испытал Филипок на пороге школы?   (страх)

-  Почему?  (Вдруг учитель прогонит.)

-  Какие сомнения были у Филипка?  Прочитайте.

(Назад идти – собака заест, в школу идти – учителя боится.)

4 часть

-  Как же Филипок всё-таки решился войти в школу?  

(Его пристыдила баба.  Она подумала, что Филипок опоздал и тем самым подтолкнула его.)

-  Что он сделал, когда вошёл?  (Снял шапку.)

-  Почему? (Так принято.)   О чём это говорит?  (Мальчик был воспитанный.)

Сенцы -  помещение между жилой частью дома и крыльцом.

-  Почему на вопросы учителя Филипок не отвечал?  (напугался)

Немой-  лишённый способности говорить.

-  Найдите в тексте и прочитайте выражения, которые близки по значению и объясняют молчание Филипка.  

(Так напугался, что говорить не мог.  В горле от страха пересохло.)

-  Почему же он заплакал?

(Стало обидно, что ему не разрешат ходить в школу.)

5 часть

-   Кто поддержал Филипка?  (ребята)

-  Что они рассказали о Филипке?  Прочитайте.

Украдкой -  скрытно, незаметно от других.

6 часть

-  Когда же осмелел Филипок?  (Когдаучитель похвалил его.)

-   За что похвалил?  (За то, что знает буквы и сумел сложить своё имя.)

-  Как о себе говорит Филипок?

(Я бедовый, я сразу всё понял.  Я страсть какой ловкий!)

Бедовый - ловкий, сообразительный.

Страсть какой - очень.

-  Зачем он так сказал учителю?

(Хотел убедить учителя, что сможет учиться в школе.)  

-  Каков же Филипок?    Выберите подходящие слова, которыми можно охарактеризовать этого героя.

-  Что изменилось в жизни Филипка?  (стал учеником.)

-   Верите ли вы, что эта история могла произойти на самом деле?

-   Был ли такой мальчик Филипок?

-  Жанр этого произведения так и называется - быль.

Быль -  это то, что было в действительности в жизни.

-  Сбылись ли ваши предположения по поводу того, о чём   будет произведение?

-  Мы познакомились с былью Л. Н.  Толстого и узнали кто такой Филипок.  

-  Но впереди нас ещё ждёт открытие: чему же учит это произведение?

-  Чтобы совершить это открытие поработаем в группах.

Физминутка

Ослик ходит, выбирает,
Что сначала съесть не знает.

(Обвести глазами круг.)
Наверху созрела слива,
А внизу растет крапива,
Слева – свекла, справа – брюква,
Слева – тыква, справа – клюква,
Снизу – свежая трава,
Сверху – сочная ботва.
Выбрать ничего не смог
И без сил на землю слег.

                                   (Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз)

Глазкам нужно отдохнуть. (Ребята закрывают глаза)
Нужно глубоко вздохнуть. 
(Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)
Глаза по кругу побегут. 
(Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)
Много-много раз моргнут 
(Частое моргание глазами)
Глазкам стало хорошо. 
(Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
Увидят мои глазки все! 
(Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

А ушки услышат, и головка всё запомнит.

 -  Почему Филипок так стремился в школу?  

(У него было огромное желание учиться)

-  Верите ли вы, что Филипок будет старательным учеником?

-  Почему Толстой написал такой рассказ-быль?

-  Чему же учит это произведение?  

(Надо стремиться к знаниям, надо быть старательным учеником.  Нужно ценить то, что у вас есть возможность учиться в школе и в будущем стать образованными, интересными людьми и приносить пользу, служить во Славу Божию и на славу России!  Грамоте учиться всегда пригодится.      Это главная мысль произведения!

Работа в группах

Дома вы должны подготовить пересказ этого рассказа. А чтобы лучше запомнить я готовила план, но компьютерный вирус, пункты плана поменял местами. И теперь план не соответствует хронологической последовательности событий. Вы должны поставить части плана в соответствии с частями рассказа.

Базовый уровень 

(На столе лежат карточки со словами.)

 Выберите те слова, которые характеризуют мальчика.

Средний уровень

 Пронумеровать пункты плана в соответствии с порядком следования событий в рассказе. Составить картинный план рассказа на доске.

 Высокий уровень 

Прочитайте вопросы. Обсудите и подготовьте ответы на них.

                 

-  Вспомните правила работы в группе.   (Говорим вежливо; называем собеседника по имени; говорим по очереди; слушаем внимательно; если непонятно, переспросите; четко высказываем своё мнение; уважаем мнение собеседника; соблюдаем порядок на парте.)

Работа в группах

Проверка.

1.Маленький, взрослый, самостоятельный, смелый, бесстрашный, ленивый, робкий, любознательный, смышлёный, глупый, настойчивый, грустный, весёлый, серьёзный, целеустремлённый.

Смелый (один отправился в школу), бесстрашный (не испугался собак), робкий (смутился перед незнакомым человеком), любознательный и смышлёный (научился складывать буквы, когда брат читал), целеустремлённый (очень хотел учиться), весёлый.

2.
1. Скучно  дома.

2. Филипок отправляется в школу.

3. Знакомая дорога.
4. Опасная  дорога  в  школу.

5. Раздумья  на  пороге школы .
6. Встреча  с  учителем.
7.
 Филипок  читает.

8. Филипок ходит в школу!

3.

Какие препятствия пришлось преодолеть Филипку на пути в школу?

  • Мать не пустила
  •  Собаки набросились
  •  А главное -  преодолел   страх и свои сомнения.

-  Что же заставило Филипка преодолеть все препятствия?  

(желание учиться)

Резерв урока: выборочное чтение, по картинкам с просмотром слайдов.

 Итог урока.

- С каким рассказом Л.Н. Толстого вы познакомились?

- Что нового, интересного и поучительного для себя узнали?

- Какие черты характера Филипка вы хотели бы воспитать в себе?

 Рефлексия.

- Что понравилось на уроке?

- Как бы вы оценили свою работу?

  • Красный смайлик - всё понял, понравилась работа в парах и группах;
  • Жёлтый - некоторые моменты на уроке были непонятны, не всегда был согласен с мнением товарищей;
  • Синий – на уроке ничего не понял, работа в парах и группах не понравилась, был не согласен с мнением одноклассников.

Домашнее задание.

Подготовить пересказ были “Филипок” по составленному плану.

Самоанализ урока

Предметная область «Литературное чтение»  Л.Н. Толстой «Филипок» из раздела «В мире книг».  

 Цель:  формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, читательских) учащихся через включение их в технологию РКМЧП (учебная стратегия «Чтение с остановками»).            

 Задачи. Выход на задачи урока был осуществлён в сотворчестве с учащимися через систему вопросов.                                                                            

 На этапе осмысления использована стратегия критического мышления «Чтение с остановками». Остановки определяла сама, так как текст не знаком. Все вопросы были направлены на осознание и понимание текста.    

 На этапе рефлексии использованы интерактивные формы организации деятельности (работа в группах). Задания разного уровня сложности, носят творческий характер, соответствуют теме и задачам урока.                                                                           

 Считаю, что на уроке присутствовала познавательная, социальная и физическая активность. Учащиеся находились в разных позициях и выполняли разные роли.                

1  группа

Обсудить  в  группе  и  подготовить  ответ  на  вопрос:  

Какие  препятствия  пришлось  преодолеть  Филипку  на  пути  в  школу?

  • Мать  не  пустила
  •  Собаки  набросились
  •  А  главное  -  преодолел   страх  и  свои  сомнения

-  Что  же  заставило  Филипка  преодолеть  все  препятствия?  

(желание  учиться)

2  группа

Восстановить  деформированный  план.  

Пронумеровать  карточки  в  соответствии  с  порядком  следования  событий  в  рассказе.

2. Филипок  отправляется  в  школу.
1. Скучно  дома.
3. Опасная  дорога  в  школу.

5. Встреча  с  учителем.
4. Раздумья  на  пороге школы .
7. «Ты  погоди  хвалиться».
6. Филипок  читает.

3  группа

Выберите те слова, которые характеризуют мальчика.

-  Вот  мы  и  сделали  открытие:  чему  учит  быль  Толстого  «Филипок».

-  Подведём  итоги.  Вспомним  учебные  задачи.

(Включить   проектор)

- Все   ли  задачи  решены?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по УМК "Гармония" 3 класс (литературное чтение)

Тематическое планирование по УМК "Гармония" 3 класс (литературное чтение)...

Тематическое планирование по УМК "Гармония" 4 класс (литературное чтение)

Тематическое планирование по УМК "Гармония"4 класс (литературное чтение)...

Планирование 1 класс литературное чтение

Календарно-тематическое планирование по предметам...

Мастер-класс Литературное чтение 1 класс система Л.В. Занкова

Методы и приемы, направленные на реализацию новых образовательных стандартов  через УМК системы «Л.В. Занкова», в частности на уроках литературного чтения по учебнику  Н.В. Нечаевой, К.С. Бе...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...