Технологическая карта урока по теме А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...», 4 класс (ОС «Школа 2100»)
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе по теме А.С.  Пушкин «Сказка о царе  Салтане...» (ОС «Школа 2100»).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературное чтение, 4 «Б» класс (ОС «Школа 2100»)

16.11.2015                                                                                 Урок 39.

Тема раздела: XIX век. Путешествие продолжается...

Тема: А.С.  Пушкин «Сказка о царе  Салтане...».

Цели:

высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

 по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

2  3

Проверка домашнего задания.

– Дома вы вспомнили известные вам сказки Пушкина. Какие сказки он написал?

– Какие сказки вы читали самостоятельно? Какие в классе?

– Что вы помните наизусть из пушкинских сказок?

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

II. Развитие умений.

2  4  2  3  1  2  3  4 

Работа с текстом сказки.

Работа с текстом до чтения.

1) Обсуждение названия сказки (см. тетрадь, урок 38, задание I.1).

– Сравните названия сказок Пушкина с названиями русских народных сказок («Царь-девица», «Хаврошечка»). В чём разница?

– Зачем Пушкин лишний раз подчёркивает слово сказка, напоминая нам, что это вымысел? (Наверное, он хочет сказать нам, читателям, больше, чем обычно говорит сказка. Слушай, читай, но не забывай, что это сказка!)

– Что ещё необычного в названии сказки? (Герои не просто называются, но и даётся их характеристика, фиксируется отношение к ним автора.)

– Обратите внимание на имена героев. Какие они – сказочные или реальные? Какими вы представляете героев с такими именами? (По словарю личных имён Гвидон – реальное имя, но малоупотребительное.)

– У кого из героев нет имени?

2) Выполнение задания в тетради (I.2).

(Т) Задание I.2.

Это задание поможет учащимся обобщить ранее прочитанные сказки А.С. Пушкина и подготовиться к чтению «Сказки о царе Салтане...».

Самая печальная и безысходная – известная всем «Сказка о рыбаке и рыбке». Самая насмешливая – «Сказка о попе и о работнике его Балде». Самая лиричная – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Самая непонятная – «Сказка о золотом петушке». Значит, «Сказка о царе Салтане...» – самая добрая и просторная.

 Работа с текстом во время чтения.

1) Самостоятельное чтение учащимися начала сказки (с. 118–122 до слов «Мать и сын теперь на воле»).

– Какая это сказка, по-вашему?

– На что обратили внимание при первом чтении?

– Какой эпизод особенно взволновал?

2) Деление текста на смысловые части (составление плана).

– На сколько частей можно разделить прочитанную часть сказки? О чём они?

1-я часть – выбор невесты;

2-я часть – обман царя;

3-я часть – чудесное спасение.

– Приведите пример зачина.

– Кто помнит, как начинаются другие сказки Пушкина?

– О чём говорит отсутствие зачина? (И герои, и события существуют не где-то далеко, в тридевятом царстве, а здесь, рядом с нами, на Русской земле.)

– Что ещё необычного в начале сказки? С чего начинается действие? (Три девицы прядут и ведут между собой своеобразный торг – «кабы я была…».)

– С торгов начинаются и другие сказки Пушкина. Приведите пример. (Балда с попом на базаре, старуха с золотой рыбкой. Эту национальную особенность Пушкин любил обыгрывать в своих сказках. Подобное начало сказки ещё больше приближает слушателя, читателя к её героям.)

– В чём необычность царя Салтана (с. 119)? Похож ли он на царя в нашем представлении? (Ведёт себя он необычно, подслушивает(!) под окном, стоя «позадь забора»; один на улице, без свиты; жену выбирает тут же и женится в тот же вечер.)

3) Комментированное чтение 2-й части.

– Каков Салтан? Можно ли его привычно отнести к добрым или злым героям? (Он разный: добрый, доверчивый, любит жену, царь-отец, но бывает несправедливый, гневный:

В гневе начал он чудесить

И гонца хотел повесить,

Но, смягчившись на сей раз…

Не зря распоряжение «и царицу и приплод тайно бросить в бездну вод» не удивило бояр.)

По ходу чтения обращаем внимание на эти особенности царя Салтана.

– Итак, царь Салтан не похож на традиционных героев сказки, зато похож на многих из нас.

ΙΙΙ. Итог.

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

IV. Домашнее задание.

Рассказ о царе Салтане.

                                                                                                                                                                Учитель:  Лапшова Л.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира "Город, в котором мы живём" в 1 классе ("Школа 2100")

Данная технологическая карта урока разработана в соответствии с требованиями ФГОС на основе технологии деятельностного метода....

Технологическая карта урока литературного чтения "А. С. Пушкин "Сказка о царе Салтане..."" и презентация к нему.

Технологическая карта урока.Учебный предмет: литературное чтение.Класс: 3Учитель: Чигорина Светлана Сергеевна.УМК: Школа России.Тема урока: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»Тип урока: комбин...

технологическая карта урока.4класс Тема Деление на 10,100,100 с остатком.УМК «Школа России» М.И. Моро

технологическая карта урока.4класс Тема Деление на 10,100,100 с остатком.УМК «Школа России» М.И. Моро...

Технологическая карта урока по теме "Слитное и раздельное написание числительных". 4 класс. Начальная школа 21 века

Сценарий урока по русскому языку для 4 класса по УМК «Начальная школа 21 века» на тему «Слитное и раздельное написание числительных». Тип урока: открытие новых знаний. Целью данного урока является от...

Технологическая карта урока по теме - А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» (Литературное чтение, 4 класс)

Урок открытие новых знаний. Цель: создать условия для знакомства с историческим произведение А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Задачи: Образовательная: познакомить с ...

Технологическая карта урока литературного чтения А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане..."

Технологическая карта урока литературного чтения А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане..." УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока литературного чтения «А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»» (УМК «Перспектива», 3 класс)

Цель урока: формирование читательской компетентности у обучающихся посредством изучения сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане...».Планируемые результатыПредметные:1) знать биографичес...