Разделительный Ь и Ъ знаки. Азбука УМК "Перспектива" 1 класс
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Конспект урока на тему: Буквы Ь и Ъ.

Цель урока - познакомить с новой буквой, не обозначающей звука, которая служит для разделительного произношения согласного и гласного звуков, а также для обозначения твердости (мягкости) согласного звука.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_i_znaki.docx27.81 КБ
Файл slaydy_na_22.01.pptx968.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока на тему: Буквы Ь и Ъ.

Цель урока - познакомить с новой буквой, не обозначающей звука, которая служит для разделительного произношения согласного и гласного звуков, а также для обозначения твердости (мягкости) согласного звука.

Планируемые результаты:

Предметные:

- Осознавать разделительную функцию Ь и Ъ.

- Иметь навык чтения, понимания прочитанного.

- подготовиться к знакомству с орфограммой “правописание Ь и Ъ”;

- производить звуковой и звукобуквенный анализ слов с Ь и Ъ.

Метапредметные:

Регулятивные УУД.

– принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

– понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

– оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

выполнять учебные действия в устной речи и в уме.

– проговаривать вслух последовательность производимых действий;

– осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров действия;

– адекватно воспринимать оценку своей работы учителем и одноклассниками;

– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

– осуществлять пошаговый контроль по ходу выполнения задания под руководством учителя.

Познавательные УУД.

– понимать знаки, символы, модели, приведенные в Азбуке;

– понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

– анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;

– осуществлять сравнение, сериацию, классификацию изученных фактов языка с опорой на выделенные учителем критерии;

– обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).

– устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений;

– видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

– воспринимать смысл небольшого текста;

– соотносить изучаемый материал с собственным опытом.

Коммуникативные УУД.

– иметь представление о возможности существования различных точек зрения, о возможности договариваться, приходить к общему решению;

– использовать в общении правила вежливости; адекватно реагировать на обращение учителя.

– принимать другое мнение и позицию;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– строить понятные высказывания;

– задавать вопросы.

Личностные:

– положительное отношение к школе и учебной деятельности;

– интерес к занятиям по Азбуке (или к отдельным заданиям);

– знание основных моральных норм поведения в новой школьной жизни.

– первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

– представления о языке как средстве общения, о разнообразии ситуаций общения.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Слушаем внимательно,

Работаем старательно! СЛАЙД 1

2.Повторение ранее изученного материала.

-Сегодня, ребята, у нас необычный урок. Мы все приглашены во дворец. А кто в нем живет, вы узнаете, отгадав загадку.

-А как же сам дворец называется? СЛАЙД 2

-Каждая буква в алфавите имеет свое место.

-А что обозначает каждая буква?

Его не видно.

В руки не взять,

Но зато слышно. (Звук) СЛАЙД 3

Каждая буква в алфавите обозначает звук.

-На какие две группы делятся звуки? (на гласные и согласные) СЛАЙД 4

- Какие звуки мы называем гласными?

Гласные тянутся песенкой звонкой,

Могут заплакать и закричать

В темном лесу звать и аукать

Но не желают свистеть и ворчать. 

- С помощью чего мы произносим гласные звуки? (с помощью голоса)

-Какие звуки мы называем согласными?

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, свистеть,

Даже фыркать и скрипеть,

Но не хочется им петь. 

-Что мы встречаем при произношении этих звуков? (преграды: зубы, губы, язык).

-Сейчас я буду показывать букву в алфавите, Вы называть ее звук.

-Ребята, почему Вы молчали, когда я показывала Вам Ъ и Ь знаки? (не обозначают звуков) СЛАЙД 5

- А сейчас мы с вами будем подниматься по лестнице знаний и достанем ключ, который поможет нам открыть двери во дворец. Итак, вперёд, за ключом!

3. Сообщение темы урока.

- Как вы думаете, почему я оставила перед вами Ъ и Ь знаки?

Тема нашего урока: Разделительные Ъ и Ь знаки. СЛАЙД 6

-Поставьте задачу урока.

- Научиться находить эти буквы, разделять, читать в слове.

4. Работа над новым материалом.

-Первое препятствие (задание) на нашем пути:

Карточки на партах (работа в парах)

-прочитайте слова  ПРИЛОЖЕНИЕ 1     СЛАЙД 7

зверь морковь

петь коньки

кисть дельфин

гость гусь

- Подумайте, какую роль играет ь в конце и в середине слова?

- Оказывается у ь есть ещё одна роль. СЛАЙД 8

СЕМЯ – СЕМЬЯ  СЛАЙД 9

-Посмотрите на написание этих слов и скажите, чем они различны?

При произношении слова семья, что мы слышим?

(Слово как будто разрывается).

-Для чего нужны нам ъ и ь? (ъ делает согласный твёрдым, а ь –мягким)

ДРУЗЬЯ, УЧЕНЬЕ, ОБЪЕДИНЯЕТ.         СЛАЙД 10

- А теперь посмотрите внимательно и скажите, разделительные Ь и Ъ знаки стоят между какими звуками. (Согласными и гласными)

з – согл., н – согл., б – согл.

я – гл., е – гл., е – гл.

Чтение с доски:

лью вью семья вьюга чьи

пью шью варенье вьётся

- Какой можно сделать вывод о разделительном мягком знаке? СЛАЙД 11

Вывод: Разделительный мягкий знак пишется после согласного и перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И.

СЛАЙД 12

Чтение с доски:

подъехал съела

съехал съёмка

въехал объяснил

отъехал съюлил СЛАЙД 13

Для того, чтобы показать, что слово здесь как бы разрывается, в этом месте договорились ставить разделительный Ь и Ъ знаки.

- Какой можно сделать вывод о разделительном твердом знаке? СЛАЙД 14

Вывод: Разделительный твёрдый знак пишется после согласного и перед гласными Е, Ё, Ю, Я.

- Составим звуковую схему слов:

с е м я     с е м ь я    СЛАЙД 15

2 человека работают у доски.

- Е, Ё, Ю, Я – это необычные гласные. Почему? (Они образуют двойной звук)

- В каких позициях они образуют двойной звук? (В начале слова и после гласной)

- Это мы знали. А теперь мы узнали ещё третью позицию после разделительных Ъ и Ь знаков.

Физминутка

5. Работа по учебнику.

Стр. 60

Читаем хором, парами.

Семя- семья

Полет польёт

Коля- Колья

Семь-съем

Обед-объезд

Сел-съел

- Ребята какие бывают перья?

- Давайте вместе прочитаем павлинье, луковые, стальное.

- У щуки что? (зубы)

-У пилы? (зубья)

-В книге? (листы)

- А на деревьях?  (листья)

С. 61

- Кто съел капусту? (работа в паре)

Коза, а кто еще мог съесть заяц.

-А гусь мог съесть? (Он мог пощипать, но не съесть)

Задание Нам нужно выразительно прочитать стихотворения на стр. 61 учебника.

- А что значит выразительно? (прочитать с выражением, используя чувства)

- Кто автор стихотворения?

- Прочтите самостоятельно О чем оно? Встречаются ли в нем слова на изучаемую сегодня тему? Проговорите слова.

Задание. Скороговорка на стр. 61.

Читают самостоятельно 3 раза.

- Что такое скороговорка?

- Кто готов прочитать скороговорку?

Стр. 62 чтение

Физминутка

6. Итог урока.

-Какая тема была сегодняшнего урока?

Какие были поставлены задачи? Мы их выполнили?

-Итак, ребята, за то, что мы сегодня хорошо поработали, нам дали ключи. Теперь мы в любое время сможем попасть во дворец под название Алфавит.

7. Рефлексия.

-Прикрепите ваши ключики на лесенку успеха.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

зверь морковь

петь коньки

кисть дельфин

гость гусь        

зверь морковь

петь коньки

кисть дельфин

гость гусь

зверь морковь

петь коньки

кисть дельфин

гость гусь

зверь морковь

петь коньки

кисть дельфин

гость гусь

зверь морковь

петь коньки

кисть дельфин

гость гусь

зверь морковь

петь коньки

кисть дельфин

гость гусь

зверь морковь

петь коньки

кисть дельфин

гость гусь

зверь морковь

петь коньки

кисть дельфин

гость гусь

зверь морковь

петь коньки

кисть дельфин

гость гусь

зверь морковь

петь коньки

кисть дельфин

гость гусь

зверь морковь

петь коньки

кисть дельфин

гость гусь

зверь морковь

петь коньки

кисть дельфин

гость гусь

зверь морковь

петь коньки

кисть дельфин

гость гусь

зверь морковь

петь коньки

кисть дельфин

гость гусь

зверь морковь

петь коньки

кисть дельфин

гость гусь

зверь морковь

петь коньки

кисть дельфин

гость гусь

зверь морковь

петь коньки

кисть дельфин

гость гусь


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Слушаем внимательно, Работаем старательно!

Слайд 2

АЛФАВИТ Тридцать три сестрички Ростом невелички, Если знаешь наш секрет, Мы покажем целый свет.

Слайд 3

ЗВУК

Слайд 5

А Р Л Ш Г Я Ь Ъ

Слайд 7

зверь морковь петь коньки кисть дельфин гость гусь

Слайд 8

БУКВА Ь БУКВА Ъ Бойкова О. В., учитель начальных классов МОУ СОШ №1 г. Конаково Тверской обл.

Слайд 10

ДРУ З Ь Я , УЧЕ Н Ь Е , О Б Ъ Е ДИНЯЕТ Посмотрите внимательно и скажите, разделительные Ь и Ъ знаки стоят между какими звуками.

Слайд 11

ль ю вь ю семь я вь ю га чь и пь ю шь ю варень е вь ё тс я

Слайд 12

ль ю вь ю семь я вь ю га чь и пь ю шь ю варень е вь ё тся Вывод: Разделительный мягкий знак пишется после согласного и перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И.

Слайд 13

подъ е хал съ е ла съ е хал съ ё мка въ е хал объ я снил отъ е хал съ ю лил

Слайд 14

подъ е хал съ е ла съ е хал съ ё мка въ е хал объ я снил отъ е хал съ ю лил Вывод: Разделительный твёрдый знак пишется после согласного и перед гласными Е, Ё, Ю, Я.

Слайд 15

СЕМЬЯ СЕМЯ

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация в уроку русского языка в 3 классе "Разделительные Ь и Ъ знаки". Закрепление.

В презентации представлен учебный материал урока-закрепления знаний по теме "Разделительные Ь и Ъ знаки". Рекомендации по использованию презентации даны в заметках к слайдам....

Правописание разделительного ь и ъ знаков 2 класс. УМК "Начальная школа 21в".

Развитие умения сравнивать и различать слова с Ь и Ъ разделительными  знаками, формирование умения и навыка решения проблемных задач....

Состав слова и разделительные ъ и ь знаки. Перенос слов с разделит, ъ и ь знаком.

Формирование универсальных учебных действий (УУД) –личностные: - формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.метапредметные:коммуникативные: - развивать умени...

«Написание слов с разделительным ь и ъ знаками. Разделительный ь», 2 класс

Конспект и презентация урока по русскому языку «Написание слов с разделительным ь и ъ знаками. Разделительный ь.»...

Урок русского языка на тему "Разделительный твердый знак и разделительный мягкий знак". 4-й класс

Цель: Создание условий для организации деятельности учащихся по закреплению правописания слов с разделительным твердым знаком и разделительным мягким знаком.Задачи:Предметные: содействовать ...