Конспект урока на тему: В.В. Бианки «Первая охота» (УМК "Школа России" 1 класс)
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Красникова Арина Игоревна

Знакомство с творчеством В.В.Бианки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon В.В. Бианки «Первая охота»87 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Тема: В.В. Бианки «Первая охота»

Цели деятельности учителя: -Формировать эмоционально-ценностное отношение к природе через внутреннее переживание учащимися взаимоотношений главных героев литературного произведения.

Планируемые результаты:

Предметные: 

-Познакомить с библиографическими сведениями о В.В.Бианки.

- Развивать умение анализировать рассказ.

- Совершенствовать умение находить выразительные средства языка.

- Расширять знания о природе, о взаимосвязи человека и природы.

- Воспитывать любовь и бережное отношение  к родной природе.

Личностные:

-выражать собственные чувства при чтении текстов и в ходе размышлений, анализа;

-осознавать смысл определения учебных задач при работе с художественным произведением;

-проявлять фантазию и творческие способности.

Тип урока: открытие новых знаний

Оборудование: учебник «Азбука» 1 класс,  2 часть, под редакцией В.Г.Горецкого; презентация

Этап урока
Методы и приемы

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный

Словесный – слово учителя

1 мин

 Ребята, настал новый урок. Улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Представьте что вы в лесу. Глубоко вдохните и выдохните. Вдохните в себя свежесть и красоту леса, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

- Возьмите в руки смайлики и покажите, какое у вас настроение перед уроком.

– Проверь, мой маленький дружок,

 Готов ли ты начать урок?

 Все ль на месте, все ль в порядке:

 Книжки, ручки и тетрадки?

 Проверили? Садитесь!

Приветствовать учителя

Настраиваться на работу

Проверять готовность рабочего места

Р: Осознание необходимости рабочего настроя на уроке.

К: слушать и понимать речь других

Постановка учебной задачи

Практический – чтение стихотворений

Словесный – строят речевое высказывание

5 мин

5 мин

 - Начать наш урок литературного чтения я  хотела бы начать словами Михаила Михайловича Пришвина – русского писателя, автора многих произведений о природе:

 «Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину!»

    - Как вы понимаете это высказывание? Что, значит, охранять природу?

   - Конечно, любой человек любит природу. Но иногда встречаются люди, наделённые каким-то особенным отношением ко всему живому. В присутствие таких людей самые капризные растения расцветают пышным цветом, а самые пугливые животные забывают про все свои страхи.

Сегодня нас приглашает в гости  человек, который обладал этим волшебным даром, а как его зовут, вы узнаете сами.

Прочитайте через букву, начиная со второй

А В П И Т Р А Д Л Т И В Й          Р Б Т И У А С Н Д К Ф И Ц

Правильно это Виталий Бианки.  

Посмотрите на доску (На  доске портреты писателей:  Толстой, Ушинский, Чуковский, Бианки.)

- найдите портрет писателя,  назовите имя, отчество, фамилию человека к которому сегодня на уроке мы отправляемся в гости. Используйте запись на доске. (Виталий Валентинович Бианки).

Воспринимать речь учителя

Обосновывать свои догадки

Поддерживать учебный диалог

Читать имя писателя

Работать с портретами

П: формулировать ответы и выводы

К: слушать и понимать речь других

Р:понимать, что такое цели изучения раздела и где в учебнике они зафиксированы

Р: принимать и сохранять учебную задачу

К: слушать и понимать речь других

Решение частных задач

Словесный – слово учителя

физминутка

5 мин

1 мин

- Ребята, а вы хотите узнать, о чём писал Виталий Бианки. Для этого прочитайте слова на карточках, которые лежат у вас на партах, и распределите их на четыре равные группы, работаете в паре.

(лисица, ворона, сосна, василёк, липа, ласточка, кабан, лилия)

    (В первую группу можно отнести слова лиса, кабан - это названия зверей. Во вторую группу войдут слова ворона, ласточка - это названия птиц. Третью группу составляют слова сосна, липа. Они обозначают названия деревьев. К четвёртой группе можно отнести слова василёк,  лилия - это названия цветов.)

 - Подумайте, а на  какие две группы можно разделить эти слова и скажите, о ком или о чём писал Виталий Бианки?

(Можно объединить  слова лиса, кабан, ворона, ласточка   - это животные. Можно объединить слова сосна, липа, василёк,  лилия  - это растения. Значит, Виталий Бианки писал о животных и растениях.)

- Всё что нас окружает можно назвать одним словом, каким? (Природа). 

    - Правильно, Виталий Валентинович Бианки писал о природе.

    - Название произведения Виталия Бианки, с которым мы познакомимся сегодня на уроке, вы определите сами. Для этого заполните правильно кроссворд.

(павлин, енот, рак, волк, альбатрос, ягуар, орёл, хомяк, ослик, тетерев, акула)

    - Как называется это произведение?(«Первая охота»). 

    - Какова же тема урока? (Виталий Бианки «Первая охота»).

    - Ребята, а чему мы сегодня должны научиться, с чем или с кем познакомиться? Для своих ответов воспользуйтесь моими подсказками.

1. Мы познакомимся с творчеством …  и его произведением …

2. Научимся правильно, выразительно …

3. Отвечать на …, выполнять …

Глядя на портрет,  В. Бианки и зная о том, что он писал о природе, как вы думаете, каким он был человеком?

 Биография писателя.

В. Бианки (1894 -1959) родился в Петербурге. Природу любил с детства. Эту любовь ему привили родители. Отец был ученым — орнитологом, изучал птиц и их повадки. Каждое лето семья выезжала за город, в деревню. Маленькому мальчику, каким в то время  был В. Бианки, нравилось наблюдать за жизнью животных и растений. Он пытался понять, о чем «разговаривают» птицы, почему одни животные строят домики на деревьях, другие на воде или под водой. Когда он повзрослел, интересные наблюдения отразил в своих многочисленных книгах.

– Читая произведения В. Бианки можно узнать много о повадках, образе жизни животных.

Повсюду: в лесу на полянке,

В реке, на болоте, в полях-

Ты встретишь героев Бианки,

У них побываешь в гостях.

Про птиц, насекомых, лягушек

Рассказы и сказки прочтёшь

И лучше знакомых зверушек

Узнаешь, дружок, и поймешь.

Ох, так написать о природе

Непросто, ведь нужно уметь

На вещи, знакомые вроде,

Всегда удивлённо смотреть.

А теперь встанем и немного разомнемся.

Работать с карточками

Делить слова на группы

Говорить о чем писал Бианки

Называть одним словом, все, что нас окружает

Разгадывать кроссворд

Находить название произведения

Формулировать тему и цели урока

Знакомиться с биографией

Поддерживать учебный диалог

Знакомиться с произведением

разминаться

К: слушать и понимать речь других

К: знать ранее изученные правила

К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции.

П: анализируют объекты

К: слушать и понимать речь других

П: формулировать ответы и выводы

Р: Осознание необходимости рабочего настроя на уроке.

К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции.

Л:ЗОЖ

Решение частных задач

Словесный – отвечают на вопросы

Практический –изучение произведения

Словесный – ответы на вопросы

Наглядный – рассматривают картинки

Словесный – отвечают на вопросы

10 мин

10 мин

Работа по учебнику.

– Назовите животных, которых видите на странице учебника.

– Почему художник именно этих животных разместил на странице?

– Самые разные представители окружающей человека природы стали героями его произведений. Два таких представителя изображены В. Бианки в произведении “ Первая охота”.

– Зная название произведения и по иллюстрации, предположите, о чем вы узнаете из произведения?

Первичное восприятие текста.

(слушают запись рассказа)

-У кого предположения оправдались?

-Назовите героев произведения. (щенок и ящерица)

- А каким вы себе представляете этого щенка?

    (Добрый, отчаянный, отважный, добродушный, весёлый, радостный, беззаботный, неунывающий).

-Что произошло со щенком?  (Щенок хотел поймать ящерку, но у него не получилось).

- Почему щенок не смог поймать ящерку? (У неё отделился хвост).

– А вы знали о такой особенности ящериц?

- Кто из вас видел ящериц? Расскажите, как оно выглядит? Что вы о них знаете? (Ящерица - небольшое животное. У нее удлинённое тело, длинный хвост).

-Чем покрыто тело ящерицы? (мелкой чешуей).

-Чем отличается ящерка от ящерицы? (Ящерка маленькая, а ящерица побольше размером).

 Вторичное восприятие текста.

  1)   - Прочитайте текст. (Дети читают вслух произведение).

     - Скажите, что в начале рассказа делала ящерка? (Грелась на солнышке).

     - Прочитайте, как об этом говорит Виталий Бианки? (Выборочное чтение).

     - Что сделал щенок, когда увидел ящерку?(Щенок подкрался и схватил её за хвост).

     - Что случилось с хвостом ящерки? (Хвост отделился и остался в зубах у щенка).

  2)   - А теперь снова выполним задание. Возьмите таблички со словами действиями, обсудите в группе и расположите по порядку.

1 и 3 группа – разложите по порядку слова действия, которые выполняла ящерица.

 (сидела, закрыла, грелась, извернулась, оставила)

2 группа – а  вы разложите слова действия, которые выполнял щенок

(подкрался, ухватился, фыркнул, бросил)

     - А теперь проверим работы. 

  3)   -  Давайте прочитаем рассказ еще раз, хлопая в ладоши, когда встретится слово ящерка, и подумаем: почему охота щенка была неудачной? (Дети читают текст с хлопками).

- Щенок охотился первый раз и не все сделал правильно.

     - Прочитайте ту часть текста, где щенок подкрадывается к ящерке, и скажите, что он сделал верно, и что неправильно. (Выборочное чтение).

     - Какие действия были правильными?(Щенок осторожно, тихонько подкрался к ящерке, потом он резко прыгнул).

     - Какое действие было неправильным? (То, что щенок схватил ящерку за хвост). 

     - Чего же не хватало щенку, чтобы охота прошла удачно? (Щенку не хватало опыта, он не знал, что у нее отделяется хвост).

      - И в жизни животных, и в жизни людей большое значение имеет накопленный опыт. Он помогает избегать многих ошибок и неправильных решений.

 Поисковая деятельность в парах.

- Нарисуйте словесную картину, на которой изображен щенок с хвостом в зубах.

В зарисовке отобразите по порядку следующее: поза щенка, голова, уши, рот, выражение глаз (щенок стоит на четырех лапах. Голова опущена. Уши висят. Во рту он держит небольшой серебряный хвостик ящерки. Он не понял, что случилось, поэтому в его глазах растерянность и изумление.)

 Рассмотрите иллюстрацию в Азбуке. Какие слова из произведения мы могли бы написать под рисунком?

Сколько раз автор в тексте у

потребляет слово щенок? (2)

Сколько раз автор в тексте употребляет слово ящерка? (3)

Найдите в тексте слова, которые указывают на действия щенка.  Выберите из  данного списка нужные слова и подчеркните.

Сидела, ухватился,  фыркнул,  закрыла,  грелась,  извернулась,  оставила, бросил, подкрался.

- Кто из героев вам больше всего понравился? Почему?

Работать по учебнику

Называть животных

Высказывать свои предположения

Слушать аудиозапись

Поддерживать учебный диалог

Читать вслух произведение

Выборочно читать

Выполнять задание

Работать с табличками

Читать текст с хлопками

Читать часть текста

Рисовать словесную картину

Зарисовку отображать по порядку

Рассматривать иллюстрацию

Анализировать героев

П: формулировать ответы и выводы

П: осмысленно читают текст

К: аргументировать свое мнение

П: осознанно строить ответ в устной форме

К: учитывать мнения своих одноклассников

К: аргументировать собственное мнение

П: строить речевые высказывания в устной форме.

Р:

Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Домашнее задание

1 мин

 

 - Придумайте загадки или стихи о героях рассказа.

- Нарисуйте любимого героя.

 

Записывать задание на дом

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

Рефлексия

По содержанию

Словесный – ответы на вопросы

2 мин

 - Понравился вам урок? Что нового узнали? Чему научились? Что было самым интересным на уроке?

- Поможет вам ответить на вопросы, небольшая подсказка.

- Я для себя сделал открытие…

- Меня удивило…

- Оказывается, что…

-Покажите, с каким настроением вы уходите с урока. Почему? (смайлики)

Подводить итоги урока

Оценивать свое эмоциональное состояние

Р: осуществляют итоговый контроль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по теме: "В. В. Бианки "Первая охота" 1 класс

Урок литературного чтенияпо теме:"В. В. Бианки "Первая охота"...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ТЕМЕ : Виталий Валентинович Бианки «Первая охота»

Конспект открытого урока по предмету «Литературное чтение»Тема:Виталий Валентинович Бианки «Первая охота» Цели урока:- познакомить детей с произведением В.В. Бианки «Первая охота»...

Аннотация и самоанализ урока литературного чтения по теме В.В. Бианки "Первая охота"

Краткая аннотация и самоанализ урока литературного чтения....

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Виталий Валентинович Бианки- Первая охота" 1 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Виталий Валентинович Бианки- Первая охота" 1 класс...

Конспект урока по теме Закрепление состава чисел первого десятка

На уроке создаются условия для закрепления знаний состава чисел первого десятка, нумерации чисел от 11 до 20, развиваются умения представлять двузначные числа в виде суммы разрядных слагаемых, складыв...

Конспект урока по теме "Сова. В.Бианки", 2 класс.

Данный материал может быть использован при изучении темы "В. Бианки. Сова"...