Конспект урока. Тема: "Мороз Иванович". 3 класс. УМК "Перспектива".
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Маркевич Анастасия Александровна

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж № 1»

Технологическая карта урока

Литературное чтение

                                                                                                                                                                                                 Выполнила студентка 41 гр.        

                                                                                                                                                                                      Маркевич А.А                

                                                                                                                                                                                                        Проверила: Машкина Н.А.

                                                                                                                                                                                                 Отметка:                                

                                                                                                                                                                                     Дата: 27.02.18        

Челябинск, 2018

Технологическая карта урока

Предмет: литературное чтение

Тема урока: «В. Одоевский «Мороз Иванович»

Класс: 3Б

Цели урока: продолжить знакомство с творчеством В. Одоевского; проникнуться глубиной произведения «Мороз Иванович»

Планируемые результаты:

  • Предметные: проявлять интерес к чтению, чувство сопереживания, доброты, понимать глубины произведения и развитие чувства прекрасного; развить интерес к писателю и к его произведениям; находить необходимую информацию на страницах учебника; задавать самостоятельно вопросы по произведению; самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части; осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения.
  • Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Тип урока: урок комплексного использования знаний.

Оборудование: Литературное чтение: 3 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова. Перспектива. «Просвещение» 2013; Презентация в формате PowerPoint 97-2003

Этап урока. Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока.

Деятельность

Учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Мотивационный

Словесн: слово учителя

1
мин

Садитесь! Ребята, начинаем урок литературного чтения. Давайте продолжим  путешествие  по волшебному миру сказок. Проверьте свою готовность к уроку.

Приветствовать учителя.

Настраиваться на урок.

 Регулятивные –организация учеб. деят-ти.
Познавательные - воспринимать речь

Постановка учебных задач

Словесн: объяснение смысла

4
мин

Поехал старик в лес, доезжает до того места, — под большою елью сидит его дочь, веселая, румяная, в собольей шубе, вся в золоте, в серебре, и около — короб с богатыми подарками.

Старик обрадовался, положил все добро в сани, посадил дочь, повез домой

- Кто догадался, из какого произведения этот отрывок? (Из русской народной сказки «Морозко»).

- Объясните, почему сказка называется народной? (Сочинил народ, передавал из уст в уста).

- Какие виды сказок вы знаете?

- К какому виду сказок относится сказка «Морозко»? (волшебная сказка)

- Давайте вспомним, что характерно для волшебных сказок?

  • Присказка
  • Наличие чудес, волшебства
  • Троекратное повторение
  • Конец: Добро побеждает зло.

- Какие черты волшебной сказки можно обнаружить в этом фрагменте?

(чудо: падчерица сидела под большою елью вся в золоте, в серебре и около короб с богатыми подарками).

Вспоминать изученный материал.

-отвечать на вопросы

Познавательные

Строить речевое высказывание в устной форме; 

Решение частных задач

Словесн: Слово о писателе

Словес.: ответы на вопросы

Наглядный: рассматривание иллюстрации

2
мин

Сегодня на уроке у нас интересная сказка , автор которой В. Ф. Одоевский. Как она называется вы узнаете , если отгадаете загадку

Старик у ворот

Тепло уволок ,

Сам не бежит

И стоять не велит

Правильно. Это Мороз , но не просто мороз, а Мороз Иванович !

Вот сегодня, ребята, мы начнем читать сказку «Мороз Иванович» и попробуем ее сравнить с русской народной сказкой «Морозко»: что общего? Чем они отличаются? Что нового открыла сказка, обработанная В.Ф. Одоевским?

– Прочитайте пословицы, записанные на доске:

Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

У ленивой пряхи нет для себя рубахи.

– Как вы понимаете эти пословицы? Объясните их смысл.

– Эти пословицы сегодня нам помогут.

Формулировать цель урока

Анализировать

Слушать внимательно.

Отвечать на вопросы

Участвовать в диалоге

Регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу

Познавательные -  формулировать  учебную задачу с помощью учителя; проводить анализ

Коммуникативные - планировать совместно с учителем работу на уроке

Личностные –приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся

Физминутка

1 мин

Видеофрагмент

Делать физкультминутку

Личностные –  установка на здоровый образ жизни.

Первичное закрепление

Практический: работа со словарем

Чтение про себя

Анализ развития действия

Практический: выборочное чтение

14 мин

А теперь я предлагаю вам посмотреть мультфильм «Мороз Иванович»

-Сравните поведение девочек. Чей поступок понравился и почему?

- Кто из героев понравился больше всего? Почему? Докажите.

- Сравните двух главных героинь сказки.

На кого из героев сказки хочется быть похожим?

Каким рисует Мороза в своих сказках народ?

Д. – Мудрым, умным, богатым, добрым, доброжелательным, благородным, большим, в красном кафтане, с посохом в руке, в санях, запряженные тройкой лошадей. 

– Сюжет какой русской народной сказки явился основой литературной сказки «Мороз Иванович»?

Д. – «Морозко».

У. – Много было попыток переделывать русские народные сказки. Дело в том,

что записывались они на протяжении многих лет – записываются и до сих пор – от разных сказителей. Каждый сказитель рассказывает сказку по-своему: один – кратко, другой – пространно, с подробностями, у одного бывает хорошо начало, у другого хорош конец, а у третьего – середина; один сказитель знаменит словечками, другой – интересными подробностями рассказа.

Давайте сравним обе сказки. Что в этих сказках общего? Чем они отличаются

друг от друга?

У. – Можно ли сказку «Мороз Иванович» назвать волшебной? Почему?

Докажите.

-Чему учит сказка? В чём заключена основная мысль?

-Что нового, познавательного узнали из сказки?

1 группа. Представьте Рукодельницу, ее внешний облик. Подберите слова, характеризующие девушку. Докажите словами из текста. Найдите в тексте описание. Подготовьте чтение.

Сравнить с падчерицей.

2 группа. Представьте Ленивицу, ее внешний облик. Подберите слова, характеризующие девушку. Докажите словами из текста. Найдите в тексте описание. Подготовьте чтение.

Сравнить с родной дочерью.

Отвечать на вопросы. Анализировать текст

Делать предположения

Высказывать своем мнение

Познавательные – высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

Личностные - строить речевое высказывание в устной форме; Вспоминать правила.

Коммуникативные – четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли.

Включение в систему знаний

Словесный: беседа

4 мин

Итак, давайте вспомним. Какую цель мы ставили вначале урока?  Что нам удалось достичь из нашей цели? С каким произведением мы познакомились? Что вы можете сказать об авторе? Какое впечатление осталось от сказки? Учит ли она нас чему-то?

Подводить итог урока, анализировать собственную деятельность.

Регулятивные -выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке,

Рефлексия

Домашнее задание

3 мин

Насколько активными вы были сегодня на уроке? удалось ли вам проникнуться глубиной сказки? - Оцените свою работу на уроке по «Лесенке успеха»

Запишите домашнее задание: читать сказку про Воробья Воробеича

Оценивать свои достижения.

Записывать Д/З

Регулятивные – анализировать собственную и нашу работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока Чтения Александр Иванович Куприн «Слон»

Цель: познакомить с жизнью и  творчеством А.И. Куприна, содержанием  рассказа «Слон»...

Конспект урока по чтению на тему: "Мороз Иванович"

Конспект урока по чтению на тему:  "Мороз Иванович"...

Конспект урока с презентацией к уроку "В. Ф. Одоевский "Мороз Иванович"

Цель: познакомить с авторской сказкой В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»Планируемые предметные результаты:обучающиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходо...

Конспект урока чтения по теме "Мороз и заяц"

Тема урока:  «Мороз и заяц» Р.Н.С....

Конспект урока развития речи в 3 классе. Сочинение-описание на тему: "Мороз и солнце, день чудесный."

Конспект урока развития речи предполагает обучение детей составлению и написанию текстов- описания природы по личным наблюдениям...