Конспект урока с презентацией к уроку "В. Ф. Одоевский "Мороз Иванович"
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Трохина Юлия Владимировна

В.Ф. Одоевский "Мороз Иванович"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературное чтение

Тема: Авторская сказка В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович».

Педагогическая цель

       Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать.

Тип, вид урока

Решение частных задач.

Планируемые результаты (предметные)

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Универсальные учебные действия

Познавательные:

Формирование извлекать информацию из  иллюстраций, текста; умение на основе анализа объектов делать выводы;.

Коммуникативные:

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Личностные:

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регуляивные:

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последова-тельность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Методы: словесный, наглядный, практический, проблемный.

Основное содержание темы, понятия и термины

Образовательные ресурсы

Презентация.

Сценарий урока

Этап урока, цель

Методический прием

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Текущий

 контроль

Осуществляемые

 действия

Формируемые

 умения

1

2

3

4

5

6

I. Актуализация знаний. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

фронтальная беседа

Загадка про сказку, беседа (слайд №1)

О чем-то скрипит половица,

И спице опять не спится.

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки.

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски.

Тихонько скрипит половица

По комнате ходит ….

- Объясните, что такое сказка? (слайд №2)

- В чем сходства и отличия народных и авторских сказок? Где черпали идеи авторы для своих сказок?

-Какие три вида сказок выделяют? (слайд №3)

-Приведите примеры.

Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы учителя. Организуют свое рабочее место.

Проявляют эмоциональную активность к вопросам.

Наблюдения учителя.

II. Открытие нового знания. Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности

1.Работа с текстом до чтения.

Обобщающая беседа.

– Откройте с.  и прочитайте название сказки. Кого вы сразу представили? Кто такой Мороз Иванович?

– Каким вы себе представили Мороза Ивановича?

– Откуда я узнала, что это сказка?

– У сказки есть автор. Прочитайте фамилию автора. Кто из вас читал сказки В. Одоевского? Какие?

Рассказ об авторе (Слайды №4,5,6,7)

– Рассмотрите иллюстрацию на с. . Вы догадываетесь, о чём будет эта сказка? Почему так думаете?

– Сколько частей в сказке? (5.) (слайд №8)

– У этой сказки есть эпиграф. Эпиграф – высказывание, которое предшествует тексту и «подсказывает» читателю его главный смысл.

Прочитайте на доске эпиграф к сказке: «Нам даром без труда ничего не даётся, – недаром исстари пословица ведётся».

– Что нам помогают понять эти слова?

– Уточните свои предположения: о чём пойдёт речь в сказке?

– А теперь будем внимательными, чуткими слушателями, умеющими слышать волшебное слово сказки.

Работа с текстом во время чтения

Чтение сказки по частям учителем и учениками вслух.

Вопросы после чтения 1-й части.

– Говорят ли имена девочек об их делах? Что означает слово рукодельница? Какие в нём два корня? (рук- и дел- – т.е. всё умеет делать руками.

– Есть ли зачин у сказки? (Есть, но он совсем не похож на народный.)

– Почему Ленивице было всегда скучно, а Рукодельнице некогда было скучать?

– Когда мы говорим считать мух? (Когда бездельничают или ротозейничают. Автор использует выражение в прямом смысле, подчёркивая лень девочки, пустоту и ненужность её дел.)

После чтения 2-й части.

– Какая беда случилась с Рукодельницей у колодца?

– Кто ей встретился в волшебном колодце и о чём попросил? (Печка с пирожком, яблонька.)

– Каким вы себе представили Мороза Ивановича?

– С чего началась их встреча?

– Как Рукодельница могла бы вернуть ведёрко?

– Как вы думаете, выдержит ли девочка все испытания старика? Предположения детей.

– Чтобы проверить наши предположения, читаем дальше.

После чтения 3-й части.

– Легко ли было Рукодельнице взбивать перину Морозу Ивановичу?

Почему?

– Сколько вопросов задала девочка старику? (Три. Про зелёную травку, про колодец, про стук в окошки зимой.)

– Чем занималась Рукодельница у Мороза Ивановича?

– Как отблагодарил её дед?

4-я часть.

После чтения 1–2-го абзацев:

– Что наказывала нянюшка Ленивице?

– Справится ли она с работой? Почему?

Предположения детей.

После чтения 4-й части.

– Было ли вам смешно, когда читали эту часть? Что вас рассмешило?

5-я часть.

После 1-го абзаца:

– Что значит «платье не починено да и бельё не выштопано»? (Одежда не пригодна для ношения, с дырками.)

– Справится ли она с этой работой?

– Понравилась ли вам Ленивица? Какой вы её себе представляете?

После чтения 5-й части:

– Чем наградил Ленивицу старик? Почему?

• Выявление первичного восприятия текста.

– С кем произошла сказочная история?

– Какими впечатлениями вам хотелось бы сейчас поделиться?

– Было ли что-то в сказке, что вас обрадовало? Огорчило?

Работа с текстом после чтения.

Обобщающая беседа.

– Почему у Ленивицы ничего не получилось, ведь она так хотела получить пятачков и брильянтовую булавочку? (Она не умела ничего делать, была ленивой, грубой.)

– Что же оценил Мороз Иванович? (Ум, внимание, трудолюбие.)

_ Какие характеристики подойдут Морозу Ивановичу? (Слайд №9)

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали?

Отвечают на вопросы учителя

Анализ иллюстрации.

Предположения детей

Отвечают на вопросы.

Участвуют в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.

Формулируют полные ответы на вопросы

Понимают смысл вопросов.

Строят речевые высказывания.

Учатся анализировать, делать выводы, обобщать.

Учатся анализировать, делать выводы, обобщать.

Подведение учащихся к выводу, с помощью логически построенной цепи вопросов.

Наблюдение.

Наблюдение и обобщение

V.Подведение итогов. 

Анализ и оценка успешности достижения цели .

Обобщающая беседа.

- Какие пословицы подходят к сказке Владимира Одоевского «Мороз Иванович»? (Слайд  №10)

– Как пословицы объясняют, почему у Ленивицы ничего не получилось?

– Вспомните основную задачу любой сказки. (Задача любой сказки – раскрыть характер, поступки, мысли и чувства человека, оценить, что хорошо, что плохо.)

– Как вы поняли, что в первую очередь пытался оценить в своих героях автор нашей сказки – Владимир Федорович Одоевский?

– Ещё раз перечитайте эпиграф к сказке. К каким выводам вы пришли после знакомства со сказкой?

Дети высказываются, учитель сообщает, что этот разговор будет продолжен на следующем уроке.

Формулируют полные ответы на вопросы.

Формулируют собственное мнение. Адекватно воспринимают качественную оценку своей работы

VI.Домашнее задание. 

1.Выделить самый яркий для вас эпизод сказки. Объяснить, чем он привлёк ваше внимание. Подготовить пересказ этого эпизода. (Слайд №11)

2. Нарисовать рисунок к этому эпизоду.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного чтения

Тема: Авторская сказка В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»2 урок.

Педагогическая цель

Формирование умения выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения, составлять цитатный план.

        

Тип, вид урока

Решение частных задач.

Планируемые результаты (предметные)

 Уметь выражать свое отношение, аргументировать свою точку зрения, составлять план произведения. 

Универсальные учебные действия

Познавательные: 

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Коммуникативные:

1.Формирование умения слушать и понимать друг-друга.

2.Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3.Умение совместно договариваться о правилах поведения и общения.

Регулятивные:

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последова-тельность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстра-цией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Личностные:

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в паре.

Методы: словесный, наглядный, практический, проблемный.

Основное содержание темы, понятия и термины

Сравнение героев, сказки народной и авторской, цитатный план.

Образовательные ресурсы

Презентация.

Этап урока, цель

Методический прием

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Текущий

 контроль

Осуществляемые

 действия

Формируемые

 умения

1

2

3

4

5

6

I. Организационный момент. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

фронтальная беседа

Приветствие

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Ну-ка проверяй, дружок.

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Какое у вас настроение?

Сегодня на уроке мы продолжим работать со сказкой Владимира Одоевского «Мороз Иванович». Мы попробуем составить цитатный план, который поможет пересказать всю сказку. Дадим характеристику героям, (Слайд №1)

Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы учителя. Организуют свое рабочее место.

Проявляют эмоциональную активность к вопросам.

Наблюдения учителя.

II. Проверка домашнего задания.

Тест по содержанию. Взаимопроверка. (Слайд №2,3)

Пересказы запомнившихся эпизодов сказки. Рисунки детей, выполненные дома, помогут ребятам при пересказе. Можно предложить такую схему работы:

1. Уточнение выбора части текста для пересказа.

2. Обоснование выбора.

3. Обращение к выразительным деталям этого фрагмента (возможно выборочное чтение с комментариями).

4. Пересказ.

5. Обсуждение пересказа. Было ли интересно слушать? Что представили? Не потерялось ли что? И при пересказе пр.

Письменно отвечают на вопросы, меняются работами и проверяют.Пересказ отрывков. Анализ иллюстрации.

.

Слушают одноклассников, оценивание.

.

.

Наблюдения учителя, оценка.

III.Обобщение и систематизация знаний. 

Формирование целостной системы ведущих знаний по теме

Работа в парах

Физкультминутка

Сравнение двух главных героинь. (Слайд №4)

В этой сказке две главных героини. Кто они? Вспомним общее описание девочек. Рассказать о Рукодельнице и Ленивице друг другу. Выполнить это задание вам помогут опорные слова в Рабочей тетради на стр. 47

Заполним таблицу. Слайд

Что-то заметили? Всё в сказке Владимира Одоевского «Мороз Иванович» держится на противопоставлении: противопоставляются имена и действия героев, их поступки, речь – то есть вся их жизнь. В этой борьбе добра и зла побеждает добро.

Составление цитатного плана (Слайд №5,6)

– Сегодня на уроке мы составим цитатный план, который поможет пересказать всю сказку.

План – это заглавия частей текста, расположенные последовательно.

Цитата – дословная выдержка (предложения) из текста.

– Значит, мы определим последовательность развития событий в сказке, взяв нужные строчки из текста.

– Просмотрите 1-ю часть сказки. О чём в ней рассказывает автор?

(Знакомит с двумя девочками.)

– Найдите соответствующие строчки в тексте 1-й части. («... жили две девочки – Рукодельница да Ленивица».)

Аналогично проводится работа над другими частями

II часть – «Будешь умна, тебе же лучше; будешь ленива, тебе же хуже».

III часть – «Я у тебя в дому не останусь».

IV часть – «Поди-ка к старичку да послужи ему».

V часть – «Какова твоя работа, такова будет тебе и награда».

План записывается в рабочей тетради на стр.48

Сопоставление сказки Одоевского с народной сказкой о Морозке.

Сегодня мы с вами сравним сказку Владимира Одоевского с народной сказкой и ещё раз понаблюдаем, как на основе народной сказки родилась сказка авторская. Вспомните, как родились сказки Пушкина, сказка Ершова. Где они брали темы и сюжеты для своих сказок? (Из народных сказок, услышанных ими в детстве, из общения с крестьянами, из знакомства со

сказками других народов.)

– Авторскую сказку о Морозе Ивановиче Владимира Одоевского вы уже знаете. А какую народную сказку она вам напоминает?

– Сегодня мы вспомним одну из этих сказок – русскую народную сказку «Морозко».

Знакомство со сказкой.

Рассказывает учитель.

Вывод. В очередной раз мы увидели, что настоящий писатель, используя известный сюжет, пересказывает сказку по-своему, делает её неповторимой. (Слайды №7,8,9)

Обдумывают и выбирают подходящие характеристики для главных героинь.

Определяют последовательность развития событий и ищут цитаты в тексте.

Слушают, сравнивают, находят сходства и различия.

Учатся правильно давать характеристики героям.

Учатся составлять цитатный план.

Учатся анализировать и сравнивать.

Наблюдение и обобщение.

Наблюдение, логическое подведение к выбору цитаты.

Наблюдение и обобщение.

V.Подведение итогов. 

Анализ и оценка успешности достижения цели и перспектива последующей работы

Обобщающая беседа.

– Чему же учит эта сказка? В чём её мудрость?

– Кого вам больше всего жаль в этой сказке? Почему?

– За кого вы больше всего радовались? Переживали?

– Встречались ли вам в жизни подобные истории? А люди, похожие на Ленивицу и Рукодельницу?

– Справедливо ли была вознаграждена Рукодельница? А наказана Ленивица?

– Что вам помогли открыть в себе самих герои этой сказки?

– Адресуя свои сказки детям, Одоевский стремился, чтобы в них как можно чаще встречались доброта, а не жестокость; красота, а не безобразное уродство.

Формулируют полные ответы на вопросы.

Формулируют собственное мнение. Адекватно воспринимают качественную оценку своей работы

Наблюдение и обобщение.

VI.Домашнее задание. 

Комментирование задания

Пересказ сказки, выполнить задание в рабочей тетради на стр. 49


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

О чем-то скрипит половица, И спице опять не спится. Присев на кровати, подушки Уже навострили ушки. И сразу меняются лица, Меняются звуки и краски. Тихонько скрипит половица По комнате ходит ….

Слайд 4

Одоевский Владимир Федорович

Слайд 7

Умер Одоевский 27 февраля 1869 в Москве в возрасте 65 лет. По смерти он не оставил ни детей, ни какого-либо состояния. В болезни его поддерживала верная и заботливая жена Ольга Степановна.Она умерла в 1873 г. и со смертью их прекратилась фамилия князей Одоевских. Могила Владимира Одоевского расположена на Донском кладбище в Москве

Слайд 8

Владимир Фёдорович Одоевский «Мороз Иванович» Нам даром, без труда ничего не даётся, - недаром исстари пословица ведётся.

Слайд 9

Каким показан в сказке Мороз Иванович? Добрый; справедливый; жестокий; щедрый; злой; злопамятный. Мороз Иванович

Слайд 10

Собери пословицы: Что посеешь… …такова и награда. Какова работа… …то и пожнёшь. Мало хотеть… … не жди добра. Сделав худо… … надо уметь.

Слайд 11

Домашнее задание пересказать понравившийся эпизод сказки нарисовать рисунок к этому эпизоду


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Владимир Фёдорович Одоевский «Мороз Иванович» Нам даром, без труда ничего не даётся, - недаром исстари пословица ведётся.

Слайд 2

Проверка домашнего задания. Тест по содержанию сказки. Пересказ эпизодов.

Слайд 3

Тест. Кто автор сказки «Мороз Иванович»? Что уронила в колодец Рукодельница? Кому принадлежат слова? – «Сама беду сделала, сама и поправляй; сама ведёрко утопила, сама и доставай». Что принесла рукодельница Морозу Ивановичу? Что подарил Мороз Иванович Рукодельнице? На какой день ленивица попросила Мороза Ивановича отпустить её домой? Что произошло с брильянтом Ленивицы?

Слайд 4

Рукодельница (какова?) Ленивица (какова?) трудолюбива зла почтительна высокомерна ленива добра неуважительна, груба скромна

Слайд 5

Составление цитатного плана. План – это заглавие частей текста. Цитата – дословная выдержка (предложения) из текста.

Слайд 6

Закончи цитатный план. «В одном доме жили две девочки – Рукодельница да Ленивица, а при них нянюшка». «Будешь умна, тебе ж лучше; будешь ленива, тебе ж хуже». «Я у тебя в долгу не останусь». «Поди-ка к старичку да послужи ему, поработай». «Какова твоя работа, такова будет тебе и награда».

Слайд 7

Строение народной сказки Присказка (вступление к сказке:пословица , поговорка) Зачин (традиционное начало сказки: жили-были…) Развитие действия Концовка («…Стали они жить поживать, да добра наживать…» или нравоучение)

Слайд 8

Строение сказки В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович»

Слайд 9

Присказка Нам даром, без труда ничего не дается, недаром исстари пословица ведется . Зачин В одном доме жили две девочки Рукодельница да Ленивица, а при них нянюшка . Развитие действия Концовка А вы, детушки, думайте, гадайте, что здесь правда, что неправда; что сказано впрямь, что стороною; что шутки ради, что в наставленье...

Слайд 10

Домашнее задание Стр.196 – 207 (пересказ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "День Знаний".1 класс Конспект урока с презентацией

Конспект урока с презентацией для 1 класса. В уроке есть кроссворд, игра, викторина....

Конспект урока и презентация по курсу ОРКСЭ 4 класс "Добро и зло" (1-ый урок)

В конспекте урока отражены цели урока (обучающие, развивающие, воспитательные). В разработке урока есть творческие задания для учащихся. ...

конспект урока и презентация к уроку "Природа и музыка"

Через эмоциональное исполнение песен и осознанное слушание, через сопоставление музыки и живописи       воспитывать любовь к природе, интерес к слушан...

Конспект урока по литературному чтению на тему "Федор Иванович Тютчев "Зима недаром злиться…".Прием контраста в лирическом стихотворении" 2 класс "Перспектива"

Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: познакомить учащихся с творчеством Ф. И. Тютчева о весне; учить анализировать произведения, воспринимать выраженные в них чувства, настро...

Конспект урока и презентация В.Одоевский "Мороз Иванович"

Конспект и презентация предназначены для урока литературного чтения в 3 классе....

Конспект урока и презентация "Как учили школьников на Руси" план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме

Урок-исследование предполагает постановку проблемы, составление плана и проведение исследования через наблюдение, работу с книгой, проведение "эксперимента", обращение к другим людям и использование м...

Конспект урока с презентацией к уроку "В. Ф. Одоевский "Мороз Иванович"

Цель: познакомить с авторской сказкой В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»Планируемые предметные результаты:обучающиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходо...