Конспект урока с презентацией к уроку "В. Ф. Одоевский "Мороз Иванович"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

 

Цель: познакомить с авторской сказкой В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»

Планируемые предметные результаты:

обучающиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; прогнозировать содержание произведения; понимать поступки героев, их эмоциональное состояние; выделять особенности литературной сказки.

Планируемые метапредметные результаты:

личностные: положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию;

регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия.

познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

коммуникативныеуметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других,формулировать собственное мнение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_moroz_ivanovich.docx22.42 КБ

Предварительный просмотр:

blob:https://webk.telegram.org/25fa7e7f-4db3-4bcb-8246-28d114f3a885Тема: В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»

Учебник «Литературное чтение», авторы Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий и др., 3 класс (изд-во Москва, «Просвещение» 2013 г.) УМК «Школа России»

Цель: познакомить с авторской сказкой В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»

Планируемые предметные результаты:

обучающиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; прогнозировать содержание произведения; понимать поступки героев, их эмоциональное состояние; выделять особенности литературной сказки.

Планируемые метапредметные результаты:

личностные: положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию;

регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия.

познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

коммуникативныеуметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других,формулировать собственное мнение.

Ι. Актуализация знаний.

- Ребята, посмотрите, какие книги перед вами.

- Прочитайте названия произведений

(Русская народная сказка «Морозко», сказка братьев Гримм «Госпожа Метелица»)

- Знакомы ли вам эти книги?

- Что общего может быть у этих произведений?

- На какие группы вы бы распределили эти сказки?

(На авторскую и народную)

- Чем авторская сказка отличается от народной?

2. Изучение нового материала.

- Сюжеты сказок с нашей выставки очень близки по содержанию сказке, с которой мы познакомимся сегодня.

- Откройте учебники на с.140 и прочитайте название сказки.

- Кого вы сразу представили?

- Кто такой Мороз Иванович?

– Каким вы себе представили Мороза Ивановича?

– Прочитайте фамилию автора сказки.

Рассказ об авторе с опорой на презентацию.

Владимир Федорович Одоевский был необыкновенным человеком: знал математику, писал музыку, собирал и изучал русские народные песни. Изобретал музыкальные инструменты. А еще очень любил детей. Написал много рассказов и сказок для детей.

Свои сказки он всегда заканчивает словами: «А вы, детушки, думайте, гадайте, что здесь правда, что неправда; что сказано впрямь, что стороною; что шутки ради, что в наставление».

С творчеством этого замечательного автора мы сегодня начнем знакомство.

- У этой сказки есть эпиграф.

(Эпиграф – высказывание, которое предшествует тексту и «подсказывает» читателю его главный смысл).

- Прочитайте на доске эпиграф : «Нам даром без труда ничего не даётся, – недаром исстари пословица ведётся».

– Что нам помогают понять эти слова?

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь в сказке?

Словарная работа.

- В тексте встретятся незнакомые слова. Попробуйте в парах обсудить значения этих слов

Рубить платки – подшивать платки

Студенец - колодец

Горница –парадная половина крестьянской избы

Почивать – лег спать

Окостенели - замерзли

Стрепня – еда

Затейница – выдумщица

Брильянты – драгоценные камни

Горемычная – жалкая, несчастная

Студеная – холодная

Понадулась – обиделась

Исстари – издавна

Проверка.

- Вот теперь значения всех слов понятны и мы начинаем знакомство со сказкой.

Чтение текста с остановками)

1-я часть (до слов: «Однажды с Рукодельницей…»).

– Как звали девочек? Почему автор их так назвал?

– Прочитайте, как просыпались и проводили свой день Рукодельница и Ленивица.

– Когда мы говорим: «считает мух»? В прямом или переносном смысле употребляется это выражение?

2-я часть (до слов: «Знаю я…»).

– Прочитайте 2-ю часть по ролям (автор, Рукодельница, нянюшка, пирожок, яблонька, Мороз Иванович).

– Какая беда случилась с Рукодельницей?

– Какие слова подтверждают, что нянюшка была строгая и сердитая?

– Какое чудо случилось с Рукодельницей в колодце?

– Прочитайте, о чем попросили ее пирожок, яблонька.

– Как выглядел Мороз Иванович?

3-я часть (до слов: «Так прожила Рукодельница…»).

– Прочитайте по одному абзацу вслух.

– Как Рукодельница могла вернуть ведерко?

– Легко ли было девочке взбивать перину? Почему?

– С чем сравнивается эта работа?

– Сколько вопросов задала девочка старику?

– Какие были вопросы, ответы?

– Почему Мороз Иванович говорит о себе, что он старик добрый?

Физкультминутка

Давай, дружок, смелей, дружок, 

Кати по снегу свой снежок. 

Он превратится в толстый ком

И станет ком снеговиком. 

Его улыбка так светла! 

Два глаза, шляпа, нос, метла.

Но солнце припечет слегка –

Увы! – и нет снеговика

4-я часть (до слов: «Ленивице очень не по вкусу было идти…»).

– Прочитайте жужжащим чтением.

– Как отблагодарил дед Рукодельницу?

– Что наказывала нянюшка Ленивице?

5-я часть (до слов: «На третий день приходит…»).

– Прочитайте по цепочке.

– Сравните, как вели себя девочки при встрече с яблонькой, пирожком, Морозом Ивановичем?

– Как взбивала Рукодельница перину, как готовила кушанье, как белье штопала?

– Что думала Ленивица о старике?

– Почему Мороз Иванович тоже был с ней терпеливым?

– Что нужно было Ленивице в колодце?

6-я часть (до конца).

– Прочитайте выразительно.

– Какие подарки получили героини? Почему?

– Объясните слова Мороза: «Жить и служить – разница», «Работа работе рознь».

– Какова главная мысль?

– Как озаглавим 6-ю часть?

– Каким обращением заканчивается сказка?

– Как вы думаете, что здесь правда, а что выдумка?

– Что является шуткой, а что – наставлением?

Работа в группах. Прием кубик.

-Предлагаю поработать в группах и выяснить, как внимательно читали и слушали это произведение. По очереди кидаете кубик и задаете вопросы другой группе.

Определение главной мысли сказки

– Почему у Ленивицы ничего не получилось, ведь она так хотела получить пятачков и брильянтовую булавочку?

(Она не умела ничего делать, была ленивой, грубой.)

– Что же оценил Мороз Иванович?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "День Знаний".1 класс Конспект урока с презентацией

Конспект урока с презентацией для 1 класса. В уроке есть кроссворд, игра, викторина....

Конспект урока и презентация по курсу ОРКСЭ 4 класс "Добро и зло" (1-ый урок)

В конспекте урока отражены цели урока (обучающие, развивающие, воспитательные). В разработке урока есть творческие задания для учащихся. ...

конспект урока и презентация к уроку "Природа и музыка"

Через эмоциональное исполнение песен и осознанное слушание, через сопоставление музыки и живописи       воспитывать любовь к природе, интерес к слушан...

Конспект урока по литературному чтению на тему "Федор Иванович Тютчев "Зима недаром злиться…".Прием контраста в лирическом стихотворении" 2 класс "Перспектива"

Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: познакомить учащихся с творчеством Ф. И. Тютчева о весне; учить анализировать произведения, воспринимать выраженные в них чувства, настро...

Конспект урока и презентация В.Одоевский "Мороз Иванович"

Конспект и презентация предназначены для урока литературного чтения в 3 классе....

Конспект урока и презентация "Как учили школьников на Руси" план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме

Урок-исследование предполагает постановку проблемы, составление плана и проведение исследования через наблюдение, работу с книгой, проведение "эксперимента", обращение к другим людям и использование м...