Технологическая карта по литературному чтению на тему: А.И.Куприн " Слон" 3 класс. Школа России
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Романова Светлана Анатольевна

Ознакомить с биографией и творчеством А.И. Куприна, его произведением " Слон". Способствовать формированию читательской компетенции, умений прогнозировать содержание читаемого текста. способствовать развитию речи учащихся, артикуляционного аппарата, дикции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературное   чтение                       3 класс     Романова С.А

Тема: А. И. КУПРИН «СЛОН»

Тип урока: усвоения  нового материала

Педагогические задачи:

Образовательные: создать условия для ознакомления с биографией и творчеством А. И. Куприна, его произведением «Слон»; способствовать формированию читательской компетенции, умения прогнозировать содержание читаемого текста, опираясь на иллюстрации; обогащению словарного запаса через работу со словарем;

способствовать формированию навыков правильного, выразительного чтения (через работу над лексическим значением слова и определением средств выразительности речи).

Развивающие:  способствовать развитию речи учащихся, артикуляционного аппарата, дикции.

Воспитательные:  способствовать воспитанию  интереса к детской литературе;  способствовать воспитанию  чувства сострадания к ближнему, любви  к животным.

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятсяс произведением
А. И. Куприна;

научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте

Метапредметные:

познавательные: анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявляют основную мысль произведения, формулируют ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности;

регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают ее, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с предлагаемой задачей;

коммуникативные: осознают цель своего высказывания

Личностные:

оценивают поступки героев произведения и свои собственные

под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей

Образовательные ресурсы: выставка книг писателя; учебник «Литературное чтение», авт. Л. Ф. Климанова, 3 класс; телевизор, ноутбук, презентация к уроку.

Ход урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

1

2

3

Организация начала урока

Проверяет готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих.

– Проверим готовность к уроку.

Готовы вы к уроку? (да)
На вас надеюсь я друзья.
Вы хороший дружный класс,
Всё получится у вас!

- Садитесь, пожалуйста.

Сообщают о готовности
к уроку. Определяют самоготовность («настроен  ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»)

Актуализация опорных знаний.

1. Речевая разминка, дыхательная гимнастика

Организует речевую разминку с развития техники чтения: правильного произношения слогов и слов без искажения их звукового состава, осознания читаемого текста.

-Прочитайте загадку, отгадайте её.

Набирает воду носом,
Будто шлангом и насосом.
Ставьте зонтиков заслон:
Всех сейчас окатит…(слон).

– Прочитайте с ускорением.
– Прочитайте весело.
– Прочитайте грустно.

Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке

Сообщение темы урока. Определение целей урока

-Кто догадался, какова тема нашего урока? (ответы детей)

– Прочитайте тему урока. Давайте попробуем продолжить предложения, используя опорные слова и определим, что мы будем делать сегодня на уроке.

Мы познакомимся с….

Мы узнаем…

Мы вспомним…

Мы сможем поразмышлять…

– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией А. И. Куприна

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока.

Введение в тему произведения

Мотивация

Предлагаю начать не с литературного чтения, а с окружающего мира.

- Ребята, а что вы знаете о слонах?  (ответы детей)

Слоны – крупные животные. Самые крупные из них – африканские. Рост их достигает 4 метра, вес – до 7 тонн.  В Африке их можно увидеть в саванне.  Индийские слоны меньше – 2-3 метра в высоту и до 5 тонн весом. Слоны способны бесшумно проходить сквозь заросли леса, легко нести своё тело по горным тропам, они превосходно плавают. Питаются слоны травами, листьями, плодами. У слонов есть хобот.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                На самом деле это нос, сросшийся с верхней губой. Хоботом слон дышит и нюхает, добывает пищу и пьёт – наберёт в него несколько литров воды, засунет в рот и выпустит, как из шланга. Хоботом он защищается от врага.

А для чего мы  с вами об этом говорим на уроке? Какое это имеет отношение к теме нашего урока?

Ответы детей на вопрос учителя

Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией автора

Рассказывает о писателе, свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения, выставкой книг (см. ресурсный материал)

А. И. Куприн родился 7 сентября 1870 года в городе Наровчат Пензенской губернии в небогатой дворянской семье чиновника. Отец умер, когда мальчику исполнился год. Мать переехала в Москву и отдала Сашу в сиротский пансион. Это не помешало Куприну вырасти человеком добрым и отзывчивым.

Куприн окончил военное училище и несколько лет служил в пехотном полку. Потом он оставил военную службу и много странствовал по России. В своей жизни он испытал и испробовал много нового и интересного. На заре воздухоплавания одним из первых поднялся на воздушном шаре, а позднее – на самолете. Носился в бурю по морю с рыбаками и спускался в скафандре водолаза на дно.

Случалось работать ему корреспондентом газеты, певчим в хоре, зубным врачом, грузчиком арбузов. Всегда его зоркий взгляд светился добротой, любовью, талантом.

В 1889 году он познакомился с А.П. Чеховым, который стал для А. Куприна учителем и наставником. В 1919 году Куприн с семьёй уезжает за границу. Лишь перед смертью он возвращается на родину.

Творчество Куприна проникнуто любовью к Родине, трудолюбивому народу, щедрой природе, могучему русскому языку. Он любил русскую природу, превосходно знал характер и повадки птиц и животных. Писатель создал много рассказов. Среди них «Белый пудель», «Сапсан», «Чудесный доктор» и другие.

Много разных рассказов написано Куприным для взрослых, но есть у него и рассказы для детей.

Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет автора.

Подготовка к восприятию рассказа

1.Крылатые выражения:

- Прежде чем мы начнём читать, попробуйте объяснить крылатые выражения о слоне.

Делать из мухи слона -  придавать чему-либо незначительному большое значение.

Как слон – неуклюж, громоздок, неповоротлив.

2. Толкование слов.

Выясним значения некоторых слов, которые нам встретятся. (Проговаривается слово и его значение учителем, слово появляется на экране, ученики повторяют за учителем, слово на доске, постановка ударения, повтор учащимися, подбор синонимов-антонимов)

Объясняют значения фразеологизмов и дают толкование словам, встречающимся в тексте.

(Заслушиваются ответы детей)

Физкультминутка

Знакомство с частью текста.

Первичное чтение произведения

Работа с иллюстрациями

Организует первичное чтение текста из учебника, предварительно осуществив целевую установку (ответить на вопросы после прочтения).

- А теперь подошло время для того, чтобы узнать, о чем же это произведение.

- Читаем внимательно и думаем, какие чувства рождает у вас этот рассказ.

Комбинированное чтение рассказа хорошо читающими учениками.

 А сейчас я предлагаю вам посмотреть иллюстрации художника Г. Мазурина к рассказу «Слон». К каким частям текста подходят эти иллюстрации?

Прослушивают и читают текст.

Поисковая деятельность

Анализ произведения

Творческая работа

Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания.

– Понравился ли  вам  отрывок из рассказа?

– Какое у вас настроение после прочтения отрывка? Почему?

- Может ли оно впоследствии измениться?

(Словарик настроений)

– Продолжите предложение:

  1. Доктор посоветовал родителям девочки…..
  2. Однажды Наде приснилось…..
  3. Надя рассказала маме о желании…
  4. Папа принёс девочке…….
  5. В поисках живого слона папа….

-Как вы думаете, сможет ли он осуществить желание девочки?

– Как вы думаете,  девочка поправится?

Это мы узнаем, прочитав рассказ дальше, на следующих уроках.

– О чем же этот рассказ? (О силе родительской любви: родители стараются сделать даже невозможное, когда речь идет о жизни и здоровье ребенка, и о том, что мечта – самое лучшее лекарство.)

Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения. Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения.

Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста

Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

Дочитать рассказ до конца,  подобрать народную мудрость о силе родительской любви.

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Оценивание

Рефлексия. Итог урока.

Оценивают результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организуют подведение итогов урока обучающимися.

     Закончите предложения:

  • Сегодня на уроке я узнал …..
  • Мне показалось интересным ….
  • Я хочу похвалить себя за….

Отвечают на вопросы.
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят рефлексию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по литературному чтению. В.Ф Одоевский «Мороз Иванович», 3 класс "Школа россии"

Урок литературного чтения в 3 классе по сказке "Мороз Иванович" Владимира Одоевского...

Технологическая карта урока литературного чтения "А.П. Платонов "Цветок на земле"" (УМК "Школа России", 3 класс )

Тема урока «А.П. Платонов «Цветок на земле»» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произве...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Б.Заходер «Товарищам детям». (УМК "Школа России 2 класс")

Тип урока: «открытия» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над  стихотворением Б. Заходера «Товарищам детям»; совершенствование...

Технологическая карта урока литературного чтения на тему "Н.Н Носов "Телефон"" (УМК "Школа России" Климанова Л.Ф, 3 класс)

Цель урока: создание условий для знакомства учащихся с жизнью и творчеством Н. Н. Носова.Задачи урокаДидактические:знать о жизни и творчестве Н. Н. Носова, знать содержание произведения «Телефон...

Технологическая карта урока "Литературное чтение" на тему "Дж. Свифт "Путешествие Гулливера. " (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: знакомство с биографией автора и отрывком из произведения зарубежной литературы «Путешествие Гулливера», развитие творческих спо...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Веселые стихи Э. Успенского" УМК "Школа России" 2 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для ознакомления учащихся со стихами Э. Успенского «Если был бы я девчонкой»,«Над нашей квартирой», ...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Н.Носов "Федина Задача" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством писателя Н.Н. Носова и с рассказом «Федина задача».Задачи урока:Дидактические:1) Познакомиться с новым произведением;2) Дать предст...