рабочая программа по литературному чтению
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Шабаева Екатерина Владимировна

Рабочая программа по ПНШ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie.doc241.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для 4 класса разработана на основе примерной основной образовательной программы начального образования по литературному чтению (Литературное чтение. Примерная рабочая программа по учебному предмету Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская, И.В. Карпеева, Москва, Академкнига/учебник, 2017 год)

Программа по литературному чтению разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и концепции системы «Перспективная начальная школа», на основе Примерной программы начального общего образования.

Литературное чтение является одним из тех базовых предметов начальной школы, общекультурное и метапредметное значение которого выходит за рамки предметной области. Во-первых, этот учебный предмет, как никакой другой, способствует формированию позитивного и целостного мировосприятия младших школьников, а также отвечает за воспитание нравственного, ответственного сознания. Во-вторых, средствами этого предмета формируется функциональная грамотность школьника и достигается результативность обучения в целом. Освоение умений чтения и понимания текста, формирование всех видов речевой деятельности, овладение элементами коммуникативной культуры и, наконец, приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности – вот круг тех метапредметных задач, которые целенаправленно и системно решаются в рамках данной предметной области. Именно чтение лежит в основе всех видов

работы с информацией, начиная с ее поиска в рамках одного текста или в разных источниках и заканчивая ее интерпретацией и преобразованием.

Основная метапредметная цель, реализуемая средствами литературного чтения, связана с формированием грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, и ориентируясь на

собственные предпочтения, и в зависимости от поставленной учебной задачи, а также сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования

В силу особенностей, присущих «Литературному чтению», решаются также весьма разноплановые предметные задачи:

– духовно-нравственная (от развития умения (на материале художественных произведений) понимать нравственный смысл целого до развития умения различать разные нравственные позиции);

– духовно-эстетическая (от формирования умения видеть красоту целого до воспитания чуткости к отдельной детали);

– литературоведческая (от формирования умения различать разные способы построения картин мира в художественных произведениях (роды, виды и жанры литературы) до развития понимания, с помощью каких именно средств выразительности достигается желаемый эмоциональный эффект (художественные приемы));

– библиографическая (от формирования умений ориентироваться в книге по ее элементам и пользоваться ее справочным аппаратом до формирования умений работать сразу с несколькими источниками информации и осознанно отбирать список литературы для решения конкретной учебной задачи).

Особое место в рамках литературного чтения занимает накопление опыта самостоятельной (индивидуальной и коллективной) интерпретации художественного произведения, который развивается в разных направлениях в системах читательской

и речевой деятельности (от освоения детьми разных видов и форм пересказа текста до формирования умений анализировать текст, обсуждать его и защищать свою точку зрения; от формирования навыков учебного чтения по цепочке и по ролям

до получения опыта творческой деятельности при инсценировании, драматизации и создании собственных текстов и иллюстраций по мотивам художественного произведения).

Круг детского чтения в программе определяется по нескольким основаниям. Первые два связаны с формированием мотива чтения и созданием условий для формирования технического умения чтения. Так, на начальном этапе формирования этого умения обеспечен приоритет стихотворных (то есть с короткой строчкой) текстов или прозаических текстов с повторяющимися словами, словосочетаниями, предложениями, абзацами (с целью создать впечатление успешности чтения, что очень важно в период формирования технического умения чтения); также обеспечен приоритет текстов шуточного содержания, способных вызывать немедленную эмоцию радости и смеха (поскольку чувство юмора является основной формой проявления эстетического

чувства в этом возрасте) для формирования мотива чтения. Тексты каждого года обучения отобраны с учетом их доступности восприятию детей именно этой возрастной группы. Другие основания отбора текстов связаны с необходимостью соблюдения логики развития художественного слова от фольклорных форм к авторской литературе; с необходимостью решать конкретные нравственные и эстетические задачи, главные из которых складываются в определенную нравственно-эстетическую концепцию, развиваемую на протяжении всех четырех лет обучения; с необходимостью обеспечить жанровое и тематическое разнообразие, создавать баланс фольклорных и авторских произведений, произведений отечественных и зарубежных авторов, произведений классиков детской литературы и современных детских авторов конца XX – начала XXI века.

Общая характеристика учебного предмета

Содержательные линии:

1. Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование

Умение адекватно воспринимать на слух звучащую речь: чтение текста вслух учителем и одноклассниками, высказывания собеседников, адресованные себе вопросы. Понимание смысла звучащей речи: выделение ее цели и смысловых доминант, удержание обсуждаемого аспекта, способность отвечать на вопросы по ее содержанию и задавать собственные вопросы.

Чтение вслух

Укрепление мотива чтения как основы для перехода от слогового чтения к чтению целыми словами, а также постепенного увеличения скорости чтения. Формирование мотива читать вслух в процессе чтения по ролям и чтения по цепочке, а также участия

в инсценировках и драматизациях. Освоение особенностей выразительного чтения (от чтения отдельных предложений с интонационным выделением знаков препинания на начальном этапе до понимания не только сюжетных, но и жанровых требований

и ограничений самого читаемого текста (лирическое стихотворение читается не так, как былина, а гимн – не так, как колыбельная песенка или прибаутка, и т. д.) и осознанный выбор подходящих к случаю интонации, тона, пауз, логических ударений).

Чтение про себя

Умение самостоятельно читать текст небольшого объем с разными целями: для составления общего впечатления в рамках ознакомительного чтения; для с оставления общего представления о содержании отдельных глав учебника, детских книг

и популярных детских журналов в рамках просмотрового чтения; для привлечения уже пройденного материала в новый контекст в рамках повторного просмотрового чтения; для выяснения существенных подробностей текста в рамках изучающего чтения.

Умение находить в изучаемом тексте необходимые сведения, а также умение находить в словарях нужные словарные статьи и извлекать из них требуемую информацию в рамках выборочного чтения.

Говорение (культура речевого высказывания и речевого общения)

Освоение разновидностей монологического высказывания: в форме краткого или развернутого ответа на вопрос; в форме передачи собственных впечатлений от текста или живописного произведения, а также передачи жизненных наблюдений и впечатлений; в форме доказательного суждения с опорой на текст (зачитывание нужного места в тексте).

Освоение особенностей диалогического общения: умение слушать высказывания собеседника и выражать к ним свое отношение (согласие/несогласие). Умение спорить, опираясь на содержание текста, а не на собственные эмоции.

Этическая сторона диалогического общения – использование норм речевого этикета и воспитание сострадательного отношения к проигравшей в споре стороне – рассматривается системно на занятиях по развитию речи в рамках уроков русского языка.

Письмо (культура письменной речи)

Освоение жанра письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»: умение самостоятельно заполнить два конверта (адресата и адресанта), использовать формулы вежливости в начале и в конце письма; отвечать на вопросы учебника и выполнять творческие задания (специальные вопросы и задания в конце каждой четверти, адресованные членам клуба и предназначенные для переписки).

Накопление опыта предметной переписки: научиться реагировать на получение писем из клуба, отвечать на вопросы, заданные не только в учебнике, но и в этих письмах.

Различение видов текста (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и их практическое освоение в форме минисочинений; краткие сочинения по личным наблюдениям и впечатлениям; сочинения по живописным произведениям;

письменное составление аннотаций к отдельным произведениям и сборникам произведений; обучение культуре предметной и бытовой переписки (написание писем и поздравительных открыток, формулы вежливости); использование в письменной

речи средств художественной выразительности (сравнений, олицетворений, синонимов, антонимов)– весь этот круг задач решается в комплекте «Перспективная начальная школа» на уроках русского языка средствами раздела «Развитие речи» (см. учебники «Русский язык» 2, 3, 4 классы, часть 2).

Работа с текстом художественного произведения

Анализ заголовка с целью прогнозирования содержания текста и повторный анализ заголовка после прочтения текста. Аспектный анализ текста (через систему вопросов и заданий), определение его эмоционально-смысловых доминант (основная мысль в басне,

главные переживания в лирическом стихотворении, противоположные позиции героев и авторский вывод в рассказе, основная интонация в колыбельной песне, былине, гимне и т. д.). Определение особенностей построения текста, выделение ключевых действующих лиц, выявление средств художественной выразительности. Умение определить характер героя (через его словесный портрет, анализ поступков, речевое поведение, через авторский комментарий), проследить развитие характера героя во времени, реконструировать мотивы его поступков; сравнительный анализ поведения разных героев и способность выработать собственную оценку их поведения. Обнаружение (с помощью учителя) авторской позиции в прозаических текстах и направления авторских переживаний в лирических текстах.

В результате работы с текстом: умение выделять в тексте разные сюжетные линии; видеть разные точки зрения или позиции, транслируемые героями; устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета и в поведении героев; понимать авторскую точку зрения (этому учащиеся получат возможность научиться); выделять основную мысль текста (этому учащиеся получат возможность научиться); обнаруживать выразительные

средства и понимать смысл их использования.

Работа с учебными и научно-популярными текстами

Обучение структурированию научно-популярного и учебного текстов, выделению в тексте отдельных частей, ключевых слов, составлению плана пересказа ведется в комплекте «Перспективная начальная школа» на уроках русского языка средствами

раздела «Развитие речи» (см. учебники «Русский язык» 2, 3, 4 классы, часть 2).

Формирование библиографической культуры

Умение пользоваться аппаратом учебника (страницей «Содержание» или «Оглавление», системой условных обозначений), навыки работы с дополнительными текстами и иллюстрациями.

Представление о книге-сборнике, книге-произведении, о периодической печати, о справочной литературе. Практическое умение составить монографический (без использования термина), жанровый и тематический сборники, опираясь на содержание

учебника «Литературное чтение». Систематическое использование словарной и справочной литературы на уроках и в домашних условиях (с опорой на систему учебных словарей, входящих в комплект «Перспективная начальная школа», а именно в учебник «Русский язык», часть 2, соответствующего года обучения).

Представление об алфавитном каталоге библиотеки. Практическое использование фондов школьной библиотеки в учебном процессе для решения конкретных задач, сформулированных в методическом аппарате учебника.

Знакомство с книгой как с особым видом искусства, изучение ее элементов, а также практическое освоение жанра аннотации – все эти задачи в комплекте «Перспективная начальная школа» решаются в учебнике «Русский язык» средствами раздела «Развитие речи».

2. Литературоведческая пропедевтика

Представление о фольклорных произведениях (древнее происхождение; существование в устных формах и способность транслировать содержание во времени за счет устойчивости

жанровых и сюжетно-композиционных структур, за счет фигуры повтора). Жанровое разнообразие фольклорных произведений (докучная и кумулятивная сказка; сказки о животных, волшебные и бытовые сказки; малые фольклорные формы: загадки, заклички,

считалки, потешки, колыбельные песенки, пословицы и т. д.). Различение фольклорных произведений (мир общинных ценностей) и авторских произведений (мир индивидуальных переживаний). Представление о жанрах басни и былины как о пограничных жанрах (басни – авторские произведения, укорененные в сказке о животных и в фольклорном мире ценностей; былины – фольклорные произведения с элементами конкретно-исторических реалий). Авторская литература: жанры рассказа и литературной сказки, авторская поэзия. Особенности стихотворного текста (ритм, рифма). Различение парной, перекрестной и охватывающей рифмы и понимание содержательности каждого конкретного вида рифмы.

Освоение понятий «тема» и «основная мысль», а также «основное переживание» героя произведения. Практическое различение произведений разного жанрового характера (без освоения понятия «жанр»). Практическое освоение представления о сюжете и о бродячих сюжетах (без освоения термина «сюжет», вводится термин «история»). Представление о герое произведения, об авторе-рассказчике.

Практическое различение в текстах и уяснение смысла использования средств художественной выразительности: олицетворения, сравнения, гиперболы, контраста, звукописи, фигуры повтора.

Работа с текстами разных видов и жанров литературы

Определение принадлежности текста к фольклорному миру или кругу авторских произведений (от указания формальных примет до понимания разной степени разработанности характеров героев, наличия/отсутствия в тексте слоя индивидуальных переживаний, обнаружения разного мира ценностей – коллективных

или индивидуальных). Понимание жанровых особенностей текст (волшебная сказка, докучная сказка, рассказ, небылица, колыбельная песенка, закличка, гимн и т. д.) и начальные умения выявлять и обосновывать жанровую принадлежность текста, опираясь

на его ярко выраженные жанровые особенности (наличие волшебного мира, а также волшебных предметов и/ или помощников в волшебной сказке; наличие композиции, замыкающей события в круговое движение в докучной сказке; наличие обращения

к природному явлению с просьбой о помощи в закличке и т. д.).

Понимание разницы между художественным и научно-популярным текстами. Умение доказательно показать принадлежность текста к кругу художественных или научно-популярных текстов (через анализ целей создания текстов, их содержания и средств выразительности). Понимание отличий прозаического и поэтического текстов (от указания формальных примет — наличия/отсутствия рифмы до понимания разницы создаваемых картин мира — мира внешней событийности и мира внутренних пережи-

ваний). Умение реконструировать (с помощью учителя) позицию автора в любом авторском тексте, а также понимать переживания героя (или лирического героя) в лирическом стихотворении.

Работа с произведениями разных видов искусства (литература, живопись, прикладное искусство, скульптура, музыка)

Представление о литературе как об одном из видов искусства (наряду с живописью, музыкой и т. д.). Сравнение особенностей мировосприятия писателя/поэта, живописца и композитора (на материале близких концептуально-тематически литературных, живо-

писных и музыкальных произведений). Способность произведений, принадлежащих к разным видам искусства, транслировать сходные мысли и выражать похожие переживания авторов-создателей.

Представление о литературе как явлении художественной культуры (наряду с живописью, скульптурой, мелкой пластикой, прикладным искусством). Сравнение произведений, принадлежащих к разным видам искусства, для обнаружения сходства воссозданных в них картин мира.

3. Элементы творческой деятельности (интерпретация литературного текста, живописного и музыкального произведений)

Чтение художественного произведения (или его фрагментов) по ролям и по цепочке (в том числе и с опорой на цветовое маркирование).

Умение читать выразительно поэтический и прозаический текст на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения (понимание содержания прочитанного, умение осознанно выбирать интонацию, темп чтения и делать необходимые паузы в соответствии с особенностями текста).

Умение рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом», сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний. Практическое освоение малых фольклорных жанров (загадки, заклички, считалки, небылицы, колыбельные): сочинение собственных текстов и инсценирование их с помощью выразительных средств (мимики, жестов, интонации). Способность устно и письменно (в виде высказываний и коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями

и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, живописных и музыкальных произведений.

4. Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества

Малые жанры фольклора (прибаутки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки, заклички); народные сказки (докучные, кумулятивные, сказки о животных, бытовые, волшебные); пословицы и поговорки.

Авторские произведения, укорененные в фольклоре (былины, басни, гимны).

Литературные авторские произведения

Произведения классиков отечественной литературы XIX–XX вв. (стихотворения, рассказы, волшебные сказки в стихах, повесть).

Произведения классиков детской литературы (стихотворения, рассказы, сказки, сказочные повести).

Произведения современной отечественной (с учетом многонациональности России) и зарубежной литературы (стихотворения, рассказы, сказки, сказочная повесть).

Разные виды книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (детские журналы).

Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом начального общего образования предмет «Литературное чтение» изучается с 1 по 4 класс. Продолжительность учебного года на первой ступени общего образования составляет 34 недели, в 1 классе – 33 недели.

Класс

Количество часов в неделю согласно учебному плану лицея

Количество часов в неделю согласно учебному плану лицея

Количество плановых

работ

количество часов для изучения предмета

количество учебных недель;

Федеральный компонент

Региональный компонент

Школьный компонент

Практических работ

Контрольных работ

Лабораторных работ

Проектов

в неделю

в год

4-3

3

102

34

3

4

8

Личностные, метапредметные , предметные результаты усвоения учебной программы

В результате обучения в начальной школе будет обеспечена готовность школьников к получению дальнейшего образования в основной школе и достигнут необходимый уровень их общекультурного и литературного развития. Выпускник:

• сможет работать с текстом: выделять нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях; ориентироваться в книге и работать сразу с несколькими источниками информации; пользоваться словарями, периодическими изданиями и фондом школьной библиотеки;

• накопит опыт понимания того, что литература – это искусство слова, один из видов искусства (наряду с другими видами) и явление художественной культуры;

• получит возможность осознать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия, спрофилировать свою нравственно-этическую ориентацию (накопив в ходе анализа произведений и их обсуждения опыт моральных оценок и нравственного выбора);

• овладеет элементарным инструментарием анализа и оценки произведений литературы: определением их эстетической ценности и выявлением их нравственного смысла.

В области познавательных общих учебных действий выпускник научится:

• свободно работать с текстом: уметь выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; уметь быстро менять аспект рассмотрения;

• свободно ориентироваться в текущей учебной книге и в других книгах комплекта; в корпусе учебных словарей, в периодических изданиях; в фонде школьной библиотеки: уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях;

• свободно работать с разными источниками информации (представленными в текстовой форме, в виде произведений изобразительного и музыкального искусства).

В области коммуникативных учебных действий выпускник научится:

а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

• разным формам учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе, в большой группе) и разным социальным ролям (ведущего и исполнителя);

б) в рамках коммуникации как взаимодействия:

• понимать основание разницы между заявленными точками зрения, позициями и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументированно высказывать собственную точку зрения; уметь корректно критиковать альтернативную позицию.

В области регулятивных учебных действий выпускник научится:

• осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

В области личностных учебных действий выпускник получит возможность научиться:

• осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия;

• профилировать свою нравственно-этическую ориентацию (накопив в ходе анализа произведений и общения по их поводу опыт моральных оценок и нравственного выбора).

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Выпускник научится:

• читать про себя в процессе ознакомительного, просмотрового чтения, выборочного и изучающего чтения;

• грамотно писать письма и отвечать на полученные письма в процессе предметной переписки с сотрудниками научного клуба младшего школьника «Ключ и заря»;

• определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа; пересказывать текст кратко и подробно;

• представлять содержание основных литературных произведений, изученных в классе, указывать их авторов и названия;

• перечислять названия двух-трех детских журналов и пересказывать их основное содержание (на уровне рубрик);

• характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев одного и разных произведений; выявлять авторское отношение к герою;

• читать наизусть (по выбору) стихотворные произведения или отрывки из них, спокойно воспринимать замечания и критику одноклассников по поводу своей манеры чтения;

• обосновывать свое высказывание о литературном произведении или герое, подтверждать его фрагментами или отдельными строчками из произведения;

• ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, титульный лист, страница «Содержание» или «Оглавление», аннотация, иллюстрации);

• составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений; составлять аннотацию на отдельное произведение и на сборники произведений;

• делать самостоятельный выбор книг в библиотеке в целях решения разных задач (чтение согласно рекомендованному списку; подготовка устного сообщения на определенную тему);

• высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений и тактично воспринимать мнения одноклассников;

• самостоятельно работать с разными источниками информации (включая словари и справочники разного направления).

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Выпускник научится:

• представлять основной вектор движения художественной культуры: от народного творчества к авторским формам;

• отличать народные произведения от авторских;

• находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (сравнение, олицетворение, гипербола (называем «преувеличением»), звукопись, контраст, повтор, разные типы рифмы).

Выпускник в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получит возможность научиться:

• отслеживать особенности мифологического восприятия мира в сказках народов мира, в старославянских легендах и русских народных сказках;

• отслеживать проникновение фабульных элементов истории (в виде примет конкретно-исторического времени, исторических и географических названий) в жанры устного народного творчества — волшебной сказки и былины;

• представлять жизнь жанров фольклора во времени (эволюция жанра волшебной сказки; сохранение жанровых особенностей гимна);

• обнаруживать связь смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии);

• понимать роль творческой биографии писателя (поэта, художника) в создании художественного произведения;

• понимать, что произведения, принадлежащие к разным видам искусства (литературные, музыкальные, живописные) могут сравниваться не только на основе их тематического сходства, но и на основе сходства или различия мировосприятия их авторов (выраженных в произведении мыслей и переживаний).

Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»

Выпускник в процессе самостоятельной, парной, групповой

и коллективной работы получит возможность научиться:

• читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе восприятия и передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;

• обсуждать с одноклассниками литературные, живописные и музыкальные произведения с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;

• устно и письменно (в форме высказываний и/или коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, музыкальных и живописных произведений.

Содержание предмета

Программа 4 класса, сохраняя единые принципы и задачи изучения литературы как искусства и явления художественной культуры, поднимает учеников на новую ступень общего и эстетического развития. Она впервые знакомит школьников с понятием «миф», а сложная природа мифа, объединяющего обрядовую практику и собственно текст, участвующий в проведении обряда, вводит фольклор в более широкий контекст явлений культуры. Особенностью работы в 4 классе является формирование общего представления о связи мифа с такими жанрами фольклора, как сказка о животных и волшебная сказка, и с такими малыми жанрами фольклора, как загадка, считалка, дразнилка, закличка. На материале фольклорных текстов (волшебной сказки и былины) школьникам показывается проникновение в устное народное творчество фабульных элементов истории (то есть географических и исторических названий, примет и особенностей быта людей письменной эпохи). Вместе с тем школьники убеждаются в том, что при этом жанровые особенности фольклора сохраняются. Выявление конкретно-исторических черт времени необходимо для формирования полноценных представлений о коренных отличиях народной литературы от авторской: время в народной литературе понимается как ПРИРОДА, как природный цикл, сезонный круг; время в авторской литературе — это ИС ТОРИЯ, историческое движение событий и развитие характеров. Г лавной ценностью в народной литературе является сохранение или восстановление природного и социального порядка; главной ценностью в авторской литературе является конкретный человек с присущим ему миром переживаний.

Программа 4 класса продолжает знакомить младших школьников с шедеврами отечественной и зарубежной живописи и музыки. Живописные произведения «Музейного Дома» и музыкальные шедевры позволяют обращаться к обсуждаемым эстетическим и этическим проблемам на материале разных видов искусства. Это делает все обсуждаемые проблемы общими проблемами художественной культуры.

Программа продолжает углублять представления младших школьников о содержательной выразительности поэтической формы. На разнообразном поэтическом материале школьникам демонстрируется простота и фольклорная укорененность парной рифмы, ритмичность перекрестной и изысканная сложность охватной; энергичность мужских окончаний, спокойная уверенность женских окончаний и песенная протяжность дактилических окончаний. Школьники убеждаются в содержательности выбора поэтами длины строки; знакомятся с богатством возможностей онегинской строфы.

Развивается представление учащихся о разных типах повествования: школьники продолжают знакомство с прозаическими и поэтическими текстами, с элементами драмы в крупных диалоговых отрывках из прозаических текстов. Это является своеобразной про-

педевтикой грядущего (в основной школе) знакомства с родовым делением литературы на эпос, лирику и драму.

Программа 4 класса предусматривает анализ объемных произведений, сложных по композиции и художественному содержанию, передающих целую гамму разнообразных чувств, доступных детям. Выявление авторской точки зрения на изображаемые события завершает формирование представлений об особенностях авторской литературы.

Решение проблемы «автора» и «точки зрения» программа предусматривает как решение:

— проблемы выражения авторской точки зрения в прозе и поэзии;

— проблемы выражения чувств лирического героя в лирике;

— проблемы несовпадения мировосприятия автора-рассказчика

и героя.

Особенность 4-го года изучения литературы состоит в том, что этот год завершает формирование того элементарного инструментария, который будет необходим читателю основной школы для анализа и оценки произведений разных жанров фольклора и разных родов и жанров авторской литературы.

Итогом 4-го года обучения должны стать: начальные умения анализа литературного произведения; умение устного и письменного высказывания в рамках разных жанров (сочинение на свободную тему; сравнительный анализ двух произведений в заданном аспекте, отзыв о произведении); умение работать с разными текстами, включая словари и справочники для решения конкретных задач; умение выбирать книги в библиотеке; первичное интуитивное ориентирование в мире доступной детскому восприятию художественной литературы; эстетическое переживание ценности художественных произведений и выявление их нравственного смысла.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Совершенствование умения чтения про себя в процессе ознакомительного, просмотрового чтения, выборочного и изучающего чтения.

Совершенствование умений и навыков выразительного и осмысленного чтения: учет тех требований к выразительности чтения, которые продиктованы жанровой принадлежностью текста. Дальнейшее развитие навыков свободного владения устной и письменной речью. Дальнейшее формирование культуры предметного общения:

а) умения целенаправленного доказательного высказывания с привлечением текста произведения;

б) способности критично относиться к результатам собственного творчества;

в) способности тактично оценивать результаты творчества одноклассников.

Дальнейшее формирование культуры предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря».

Умение определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа; пересказывать текст кратко и подробно.

Умение составлять общее представление о содержании основных литературных произведений, изученных в классе, указывать их авторов и названия; характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев одного и разных произведений; выявлять авторское отношение к герою.

Основные виды учебной деятельности обучающихся: аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.

Формирование библиографической культуры

Дальнейшее формирование умений ориентироваться в книге по ее элементам («Содержание» и «Оглавление» книги, титульный лист, аннотация, сведения о художниках — иллюстраторах книги). Формирование умений составлять аннотацию на отдельное произведение и сборник произведений.

Использование толкового, фразеологического и этимологического учебных словарей для уточнения значений и происхождения слов и выражений, встречающихся на страницах литературных произведений.

Формирование умения выбирать книги в библиотеке на основе рекомендованного списка.

Биография автора художественного произведения. Начальные представления о творческой биографии писателя (поэта, художника):

а) роль конкретных жизненных впечатлений и наблюдений в создании художественного произведения;

б) участие воображения и фантазии в создании произведений;

в) диалоги с современным московским детским писателем и современными художниками (авторами иллюстраций к учебнику); детские вопросы к авторам и ответы на них.

Представление о библиографическом словаре (без использования термина). Использование биографических сведений об авторе для составления небольшого сообщения о творчестве писателя или поэта.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Устное народное творчество. Формирование общего представления о «мифе» как способе жизни человека в древности, помогающем установить отношения человека с миром природы. Представления о Мировом дереве как связи между миром человека и волшебным миром; представления о тотемных животных и тотемных растениях как

прародителях человека.

Волшебная сказка.  Отражение древних (мифологических) представлений о мире. Г ерой волшебной сказки. Представление о волшебном мире, волшебном помощнике и волшебных предметах, волшебных числах и словах. Особенности сюжета (нарушение социального (природного) порядка как причина выхода героя из дома; дорога к цели, пролегающая через волшебный мир; испытания, помощь волшебного помощника, победа над волшебным миром как восстановление социального (природного) порядка и справедливости.

Отслеживание особенностей мифологического восприятия мира в сказках народов мира, в старославянских легендах и русских народных сказках

Былина как эпический жанр (историческое повествование). Характеристика эпического (исторического) героя (победитель в борьбе с природными силами; защитник границ княжества и отечества; человек, прославляющий своими деяниями — торговлей или ратными подвигами — свое отечество).

Проникновение фабульных элементов истории (в виде примет конкретно-исторического времени, исторических и географических названий) в жанры устного народного творчества: волшебной сказки («Морской царь и Василиса Премудрая») и былины («Садко»).

Авторская сказка. С охранение структурных (жанровых и сюжетных) связей с народной сказкой и обретение нового смысла. Развитие сказочной «этики»: от победы с помощью магической силы — к торжеству ума, смекалки (в народной сказке); к осознанию ценности нравственного совершенства и силы любви (в авторской сказке).

Жизнь жанров фольклора во времени. Взаимоотношения обрядов и праздников.

Жизнь древнего жанра гимна во времени (античный гимн «Природе» и «Гимн России»): жанровое и лексическое сходство.

Народная и авторская сказка.

Рассказ. Дальнейшие наблюдения за особенностями жанра рассказа:

а) событие в рассказе — яркий случай, раскрывающий характер героя;

б) сложность характера героя и развитие его во времени;

в) драматизм рассказа (А. Чехов «Ванька», Л . Андреев «Петька на даче», Л . Улицкая «Бумажная победа»);

г) формирование первичных представлений о художественной правде как правде мира чувств, которая может существовать в контексте вымысла и воображения;

д) выразительность художественного языка. Сказочная повесть: С  Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром рассказа: наличие нескольких сюжетных линий, многообразие событий, протяженность действия во времени, реальность переживаний героя.

Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром сказки: сосуществование реального и волшебного миров, превращения, подвиги героя и выполнение им трудных заданий, волшебные числа и волшебные слова.

Герой сказочной повести: проявление характера в поступках и речи, развитие характера во времени. Перенесение победы над волшебным миром в область нравственного смысла: не знание волшебного заклинания, а преодоление собственных недостатков, воспитание в себе нравственных принципов помогают герою вернуть себе человеческий облик.

Особенности поэзии. Выражение внутреннего мира автора посредством изображения окружающего мира. Разница картин мира, создаваемых поэтами. Общее представление об образе поэта через его творчество.

Формирование представления о разнообразии выразительных средств авторской поэзии: использование приемов олицетворения, сравнения, антитезы (контраста); лексического и композиционного повтора.

Общее представление о связи смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии, знакомство с онегинской строфой).

Литература в контексте художественной культуры. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства: с живописными и музыкальными произведениями.

Дальнейшее формирование культуры сравнительного анализа произведений, принадлежащих к разным видам искусства: произведения сравниваются не на основе их тематического сходства, а на основе сходства или различия мировосприятия их авторов (выраженных в произведении мыслей и переживаний).

Основные виды учебной деятельности обучающихся: различение типов рифм, различение жанровых особенностей произведений народного творчества и авторской литературы, узнавание в текстах литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст, гипербола, звукопись и др.) и понимание причин их использования.

Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»

Умение читать выразительно стихотворный и прозаический текст, основываясь на восприятие и передачу художественных особенностей текста, выражение собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения.

Дальнейшее формирование умений обсуждать с одноклассниками иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений из раздела «Музейный Д ом», слушать и обсуждать музыкальные произведения и сравнивать их с художественными текстами и живописными произведениями с точки зрения выраженных в них мыслей,

чувств и переживаний.

Дальнейшее формирование умений устно и письменно (в виде высказываний и коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, живописных и музыкальных произведений.

Формирование умений выполнять объемные творческие задания в рамках подготовки к литературной олимпиаде (по материалам, представленным в учебнике).

Основные виды учебной деятельности обучающихся: чтение по ролям, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.

Раздел «Круг чтения»

Устное народное творчество

Мифологические сюжеты Древней Греции, древних славян.

Русские народные волшебные сказки: «Сивка-Бурка», «Крошечка - Хаврошечка», «Морозко», «Морской царь и Василиса Премудрая»,

«Иван-царевич и серый волк», «Финист — ясный сокол».

Зарубежная волшебная сказка: «Алтын-сака — золотая бабка».

Былины:

а) киевского цикла: «Илья Муромец и Святогор», «Илья Муромец и Соловей-разбойник»;

б) новгородского цикла: «Садко».

Классики русской литературы XVIII — первой половины XX века:

В. Жуковский: «Славянка» (отрывок), «Весеннее чувство» (отрывок);

А. Пушкин: «Везувий зев открыл...», отрывки из «Евгения Онегина», «Гонимы вешними лучами...», «Сквозь волнистые туманы...»;

М. Лермонтов «Парус»;

Ф. Тютчев «Как весел грохот летних бурь…»;

А. Фет «Это утро, радость эта...»;

И. Бунин: «Нет солнца, но светлы пруды...», «Детство»;

Н. Заболоцкий: «Сентябрь», «Оттепель»;

В. Хлебников «Кузнечик»;

В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»;

Б. Пастернак «Опять весна»;

А. Чехов «Ванька», «Мальчики»;

Л. Андреев «Петька на даче»;

М. Волошин «Зеленый вал отпрянул...»;

В. Набоков: «Грибы», «Мой друг, я искренно жалею...», «Обида»;

А. Погорельский «Черная курица, или подземные жители» (в сокращении).

Классики русской литературы второй половины XX века:

А.  Ахматова: «Тайны ремесла», «Перед весной бывают дни...», «Памяти друга»;

С. Михалков. Государственный гимн Российской Федерации;

Н. Рыленков «К Родине»;

Н. Рубцов «Доволен я буквально всем»;

Д. Самойлов «Красная осень»;

А. Кушнер «Сирень»;

В. Соколов: «Об  умножении листвы...», «Все чернила вышли...»;

Д. Кедрин «Все мне мерещится поле с гречихою...»;

К. Паустовский «Теплый хлеб»;

Ю. Коваль «Лес, лес! Возьми мою глоть!»;

И. Пивоварова: «Как провожают пароходы», «Мы пошли в театр»;

В.  рагунский «Красный шарик в синем небе»;

Л. Улицкая «Бумажная победа»;

М.  Вайсман «Шмыгимышь»;

С. Козлов: «Не улетай, пой, птица!», «Давно бы так, заяц», «Ли-

сичка»;

Б. Сергуненков «Конь Мотылек»;

С. Маршак «Как поработала зима!..»;

А. Пантелеев «Главный инженер».

Зарубежная литература:

«Древнегреческий Гимн природе»;

древнегреческое сказание «Персей»;

Плиний Младший «Письмо Тациту».

Авторские волшебные сказки:

Г.Х. Андерсен: «Стойкий оловянный солдатик»*, «Снежная королева»* (в отрывках), «Русалочка» (в сокращении);

С. Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями» (в отрывках);

А. Сент-Экзюпери «Маленький принц» (в отрывках);

Д. Даррелл «Землянично-розовый дом» (отрывок из повести «Моя семья и другие животные»).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Ценностные ориентиры содержания образования сформулированы в Стандарте и Примерной программе. В силу особенностей учебного предмета выделяем:

Ценность патриотизма, гражданственности – любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству.

• Ценность нравственных чувств – нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость,

забота о старших и младших; толерантность.

• Ценность трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни – уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость; бережливость; трудолюбие.

• Ценность природы, окружающей среды – родная земля; заповедная природа; экологическое сознание.

• Ценность прекрасного – красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

Система ценностей важна, они дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

Календарно-тематическое планирование уроков.

п/п

Наименование раздела программы

Тема урока

этап проектной или исследовательской деятельности

Кол. часов

час.

Дата

проведения

Домашнее задание

Примечания

планируемая

фактическая

Постигаем законы волшебной сказки

19

1-2

Как люди в древности представляли себе окружающий мир

2

04.09-06.09

04.09-06.09

список из 5 волшебных сказок

п. т. №1

3-4

Персей

2

08.09-11.09

08.09-11.09

С. 18-19 вопросы

С. 13-18 пересказ

5-6

Отражение древних представлений о красоте и порядке в земном мире

2

13.09-15.09

13.09-15.09

С. 20, 22 задания

7

Древние представления о животных - прародителях

1

18.09

18.09

Прочитать сказку «Мальчик с пальчик»

8

Характеристика героя волшебной сказки

Проект «Настоящий сказочный герой»

1

20.09

20.09

П. т. №2

9

Сивка - Бурка

1

22.09

22.09

С. 31-37 пересказ

10

Крошечка - Хаврошечка

1

25.09

25.09

С. 41-44 пересказ

11

Морской царь и Василиса Премудрая

1

27.09

27.09

Прочитать сказку полностью

12-13

Морозко

Проверочная работа

2

29.09

02.10

29.09

02.10

С. 6-10 чтение по ролям и пересказ

14-15

Анализ работы и РНО. Финист –  ясный сокол

2

04.1006.10

04.10-6.10

С. 11-22 прочитать сказку полностью, кр. пересказ

16-17

Иван – царевич и серый волк

2

09.10-11.10

09.10-11.10

Прочитать сказку полностью

18

Алтын – сака – золотая бабка

1

13.10

13.10

С. 32-34 пересказ

19

Обобщение изученного по разделу. Тест

1

15.10

15.10

прочитать вступительную статью к следующему разделу, знать определение былины (в тетради)

Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре

13

20-21

Формирование понятия «былина» как жанра устного народного творчества. На материале былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», иллюстраций к этой былине И. Билибина, картины М. Врубеля «Богатырь»

2

18.10

20.10

18.10

20.10

С. 55-58 выр. чтение

22-23

Илья Муромец и Святогор

2

23.10-25.10

23.10-25.10

П. т. №4, 5 с. 56 вопросы

24-25

Формирование понятия «былина» как жанра устного народного творчества. На материале былины «Садко», картины В. Васнецова «Богатыри», картины Н. Рериха «Заморские гости»

Проект «Былины»

2

27.10

08.11

27.10

08.11

С. 64 задание для работы в чит. дневнике

С. 66-69 выр. читать,

С. 70-71 вопросы и задание

26-27

Проект «Жанровые особенности авторской сказки». На материале сказки Ганса Христиана Андерсена «Русалочка»

2

10.11

13.11

10.11

13.11

С. 71-88, вопросы к сказке, задание в читательском дневнике

28-29

Жанровые особенности авторской сказки. На материале сказки Ганса Христиана Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»

2

15.11

17.11

15.11

17.11

С. 56-67 прочитать, ответить на вопросы

Задание в читательском дневнике

30-31

Жанровые особенности авторской сказки. На материале сказки Ганса Христиана Андерсена «Снежная королева»

2

20.11

22.11

20.11

22.11

С. 67-76 прочитать С. 76-77 вопросы

32

Обобщение изученного по разделу. Контрольная работа

1

24.11

24.11

С. 90-91 учебник прочитать, с. 91 хрестоматия вопросы

Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и человека

23

33-34

Особенности поэтического взгляда на мир. Выражение внутреннего мира

автора посредством изображения окружающего мира. На материале стихотворений Василия Жуковского «Славянка», «Весеннее чувство» и картины И. Левитана «Тихая обитель»

2

27.11

29.11

27.11

29.11

С. 92-93 выразительное чтение

С. 97-98 наизусть

35-36

Сравнительный анализ художественных и живописных произведений. Использование художественных приемов в произведениях. На материале стихотворений Василия Жуковского «Весеннее чувство», Давида Самойлова «Красная осень», картин И. Левитана «Тихая обитель», «Тропинка в лиственном лесу. Папоротники»

2

01.12

04.12

01.12

04.11

Наизусть «Весеннее

чувство»

с. 103 выразительное чтение

37-38

Сравнительный анализ художественных и живописных произведений. Использование художественных приемов в произведениях. На материале стихотворений Николая Заболоцкого «Сентябрь», «Оттепель», картины М. Врубеля «Жемчужина»

2

06.12

08.12

39-40

Проект «Особенности поэзии. Выражение внутреннего мира автора посредством изображения окружающего мира». На материале стихотворений Ивана Бунина «Нет  солнца, но светлы пруды», «Детство»

2

11.12

13.12

41-42

Приемы понимания прочитанного. На материале произведений Владимира Набокова «Обида» и картины Э. Шанкса «Наем гувернантки»

2

15.12

18.12

43

Приемы понимания прочитанного. Сравнительный анализ

художественного и живописного произведений. На материале стихотворений Владимира Набокова «Грибы», «Мой друг, я искренне жалею...»

1

20.12

44-45

Приемы понимания прочитанного. На материале произведений Юрия Коваля «Лес, Лес! Возьми мою глоть», С. Лучишкина «Шар улетел», В. Ватенина «Голуби в небе»

2

22.12

25.12

46

Приемы понимания прочитанного. Сравнительный анализ произведений. На материале произведений Бориса Сергуненкова «Конь Мотылёк» и картины П.Филонова «Нарвские ворота»

1

27.12

47-48

В. Драгунский «Красный шарик в синем небе»

2

29.12-15.01

49-50

Д. Даррелл «Землянично  – розовый дом»

Обобщение изученного по разделу. Тест

2

17.01

19.01

Всматриваемся в лица наших сверстников, живших задолго до нас

7

51-52

Драматизм рассказа Леонида Андреева «Петька на даче». Анализ картин Н. Богданова-Бельского «Ученицы», «У дверей школы»

2

22.01

24.01

53-54

Характеристика героя. Сравнительный анализ произведений. На материале произведений Антона Чехова «Ванька», картин Н. Богданова-Бельского «Визитеры», «Дети за пианино»

2

26.01

29.01

55-56

Приемы понимания прочитанного. На

материале рассказа Антона Чехова «Мальчики»

2

31.01

02.02

57

Проект «Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее». Готовимся к олимпиаде. Проверочная работа по разделу

1

05.02

Пытаемся понять, как на нас воздействует красота

9

58

Приемы понимания прочитанного. Характеристика героя. На материале рассказа Ирины Пивоваровой «Как провожают пароходы»

1

07.02

59

Приемы понимания прочитанного. Характеристика героя. На материале рассказа Ирины Пивоваровой «Мы пошли в театр»

1

09.02

60-61

Драматизм рассказа Людмилы Улицкой «Бумажная победа»

2

12.02

14.02

62

Сравнительный анализ живописных произведений. На материале картин Зинаиды Серебряковой «Катя с натюрмортом», Пабло Пикассо «Девочка на шаре»

1

16.02

63

Сравнительный анализ произведений. На материале сказки Сергея Козлова «Давно бы так, заяц», картин Ван Гога «Огороженное поле. Восход солнца», «Звездная ночь»

1

19.02

64

С. Козлов «Лисичка»

1

21.02

65

Анализ стихотворений Владимира Соколова «О умножение листвы…», Бориса Пастернака «Опять весна»

1

26.02

66

Анализ стихотворения Владимира Соколова «Все чернила вышли, вся бумага…»

Проверочная работа по разделу

1

28.02

Приближаемся к разгадке тайны особого зрения. Выясняем, что помогает человеку стать человеком

7

67-69

Проект «Жанровые особенности сказочной повести». На материале произведения Сельмы Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

3

02.03

05.03

07.03

70-71

Жанровые особенности сказочной повести. На материале произведения Антуана де Сент-

Экзюпери «Маленький принц»

2

09.03

12.03

72-73

К. Паустовский «Теплый хлеб»

Проверочная работа по разделу

2

14.03

16.03

Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная правда

17

74

Проект «Особая правда искусства». Леонардо да Винчи «Мона Лиза (Джоконда)»

Заседание клуба «Ключ и заря».

Знакомство с настоящим писателем (встреча с современной писательницей Марией Вайсман)

1

19.01

75-76

Приемы понимания прочитанного. Сравнительный анализ произведений. Мария Вайсман «Шмыгомышь»

2

21.03

23.03

77-78

Особый язык художников и поэтов: Пабло Пикассо «Плачущая женщина», Эдвард Мунк «Крик», Марк Шагал «День рождения», Франц Марк «Птицы», Велимир Хлебников «Кузнечик»

2

04.04

06.04

79-80

Особенности поэзии. Выражение внутреннего мира автора посредством изображения окружающего мира. Анна Ахматова «Тайны ремесла», «Перед весной», портрет Анны Ахматовой Натана Альтмана

2

09.04

11.04

81-82

Особенности поэзии. Связь произведений литературы с живописными произведениями. На материале произведений Александра Кушнера «Сирень», картины П. Кончаловского «Сирень»

1

13.04

83

Связь смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой. На материале произведения Владимира Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»

1

16.04

84

Средства художественной выразительности в поэзии. На материале стихотворения

Афанасия Фета «Это утро, радость эта…»

1

18.04

85

Связь смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой. На материале стихотворения Фёдора Тютчева «Как весел грохот…»

1

20.04

86-87

Особенности поэзии. Сравнительный анализ. На материале стихотворений Михаила Лермонтова

«Парус», Максимилиана Волошина «Зелёный вал…» и картины Ивана Айвазовского «Девятый вал»

2

23.04

25.04

88-89

Проблемы выражения чувств лирического героя в лирике. Средства художественной выразительности в поэзии. На материале стихотворения Самуила Маршака «Как поработала зима»

2

27.04

30.04

90-91

Средства художественной выразительности в поэзии. На материале произведений Александра Пушкина «Евгений Онегин» (отрывки): «В тот год осенняя

погода…», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя …»

2

02.05

04.05

Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое Отечество

12

92-93

Формирование гражданской идентичности. На материале произведений Алексея Пантелеева «Главный инженер», картины Александра Дейнеки «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года»

2

07.05

09.05

94-95

Проект «Средства выразительности в поэзии и живописи». На материале произведений Анны Ахматовой «Памяти друга», картины Пабло Пикассо «Герника»

2

11.05

14.05

96-97

Средства выразительности в поэзии. На материале стихотворений Николая Рыленкова «К Родине», Николая Рубцова «Доволен я буквально всем…»

2

16.05

18.05

98

Средства выразительности в поэзии и живописи. На материале произведений Дмитрия Кедрина «Всё мне мерещится…», Виктора Попкова «Моя бабушка и ее ковер»

1

21.05

99-100

Формирование гражданской идентичности. На материале произведений «Гимн Природе», Государственный Гимн Российской Федерации, Бориса Кустодиева «Вербный торг у Спасских ворот»

2

23.05

25.05

101

Средства выразительности в поэзии и живописи. На материале произведений Карла Брюллова «Последний день Помпеи», Плиния Младшего «Письмо Тациту», Александра Пушкина «Везувий зев открыл…»

1

28.05

102

Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее.

1

30.05

Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана.

Класс

Реквизиты  программы

УМК обучающегося

УМК учителя

4-3

Рекомендовано программ и стандартов общего образования Федерального агентства по образованию

авторы Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская, И.В. Карпеева

Чуракова Н.А. Литературное чтение. 4 класс: Учебник. В 2 ч.  — М.: Академкнига/Учебник.  2016 г.

Малаховская О.В. Литературное чтение. 4 класс: Хрестоматия. Под ред. Чураковой Н.А. — М.: Академкнига/Учебник.  2016г.

Малаховская О.В. Литературное чтение. 4 класс: Тетради для самостоятельной работы № 1 и № 2. — М.: Академкнига/ Учебник 2016г.

Электронный учебник и печатная тетрадь

Чуракова Н.А. Литературное чтение. 4 класс: Учебник. В 2 ч.  — М.: Академкнига/Учебник.  2016 г.

Малаховская О.В. Литературное чтение. 4 класс: Хрестоматия. Под ред. Чураковой Н.А. — М.: Академкнига/Учебник.  2016г.

Малаховская О.В. Литературное чтение. 4 класс: Тетради для самостоятельной работы № 1 и № 2. — М.: Академкнига/ Учебник 2016г.

 

Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Литературное чтение. 4 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник 2016 г.

Электронный учебник и печатная тетрадь

Тренажер

М.: Академкнига/ Учебник 2017г.

Система оценки достижений планируемых результатов

Формы и методы организации контроля по литературному чтению

Учебные компетенции, которые, соответствуя целям курса, подлежат проверке и оцениванию.

1. Навык чтения. Умение читать вслух и молча, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое).

2. Начитанность.

Эта компетенция включает в себя следующие составляющие:

1.Знание изученных произведений, рекомендованных Федеральным компонентом государственного стандарта содержания начального образования по литературному чтению в общеобразовательных учреждениях с русским языком обучения.

2.Представление о литературоведческих понятиях (в объеме, определенном обязательным минимумом содержания начального образования по предмету), их использование и понимание;

3.Знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебниках и учебных хрестоматиях для каждого класса.

3. Умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.);

4. Навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие,интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, т. е.

 по законам этого искусства (на доступном школьникам каждого года обучения уровне).

Виды проверочных и контрольных заданий

Для организации текущей и итоговой проверки и оценки результатов обучения

* комплексные разноуровневые работы (для текущей проверки);

* литературные диктанты (для проверки литературной эрудиции и грамотности);

* тесты по изученному произведению, теме, разделу;

* тексты для фронтальной проверки навыка чтения вслух и молча с вопросами и заданиями на понимание прочитанного;

* диагностические задания и тесты для проверки сформированности учебной и читательской деятельности;

* тексты и задания для индивидуальной проверки навыка чтения вслух (в конце каждого полугодия);

*комплексные разноуровневые итоговые работы по проверке уровня начитанности и читательских умений (в конце каждого полугодия);

* итоговые тесты (вид комплексных разноуровневых контрольных работ);

*контрольные работы для проверки умений работать с книгой 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.

рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...