Урок чтения. работа с дидактическим текстом «Умение и дар человека»
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Адвокатова Елена Алексеевна

Урок решения частных задач.        Формирование умения читать «по-взрослому» («взрослое чтение» – это чтение синтагмами – речевыми звеньями, чтение плавное, безошибочное, выразительное);  формирование представления об умении и даре человека.

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umenie_i_dar_cheloveka.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение 2 класс

Адвокатова Елена Алексеевна

учитель начальных классов

Программа РО  Матвеевой Е. И.

Тема урока: «Умение и дар человека»

Цель урока: 

  • формирование умения читать «по-взрослому» («взрослое чтение» – это чтение синтагмами – речевыми звеньями, чтение плавное, безошибочное, выразительное);
  • формирование представления об умении и даре человека.

Тип урока: урок решения частных задач.

Ход урока:

  1. Создание ситуации успеха

Работа с дидактическими текстами ведется с 1-ого класса (после завершения букварного периода, 1 четверть) в курсе «Литературное чтение» и на протяжении 1 полугодия 2 класса.

Учитель продолжает систематическую работу по формированию умения читать «по-взрослому», на эту главную цель направлены все задания данного урока.

Для создания ситуации успеха учитель начинает урок с речевой разминки и предложил второклассникам чтение по кругу слов, которые позже встретятся учащимся в дидактическом тексте:

от рождения

какой-нибудь

у третьих

трудолюбие

приобрести

талантливые

Предложенные для чтения слова ученики читают разными способами: вместе, хором, а также индивидуально. Они поясняют значение некоторых слов, стараются читать безошибочно.

  1. Постановка частной задачи

Деятельность учителя

Планируемая деятельность ученика

Учитель задает вопрос:

– О чем мы говорили на последних уроках литературного чтения?

Мы говорили о том, каким бывает слово.

– А каким бывает слово?

Слово бывает добрым, утешительным, поучительным…

Предлагает прочитать высказывания (на доске).

К большому терпению придет умение.

Острый язык – дарование, а длинный – наказание.

Ученики читают высказывания выразительно, соблюдая интонацию, делая паузы там, где это нужно, выделяют голосом ключевые слова.

– Как можно назвать эти высказывания?

Пословицы.

– Почему вы так считаете?

В них есть поучение, мудрая мысль, краткое изречение. Это народная мудрость.

– Объясните смысл этих пословиц.

Смысл первой пословицы ребята истолковали так: «Если очень стараться, то все получится».

В объяснении второй пословицы учащиеся затруднились: острый язык поняли как правдивый, а длинный – как лживый.

– В пословицах вам встретились слова умение, дарование.

– Как вы думаете, одинаковы ли по смыслу слова умение, дарование (дар)?

  Ученики высказывают свое мнение, истолковывают смыл слов, некоторые читатели                                                                              сомневаются в своих ответах.

  1. Решение частной задачи

Дидактический текст.

Людям от рождения дается какой-нибудь дар. Одни прекрасно поют. Другие сочиняют музыку или стихи. У третьих талант создавать чудеса из дерева, глины, простого листа бумаги.

        Если у человека есть желание, трудолюбие и терпение, он может многому научиться. Это значит приобрести разные умения.

Талантливые и умелые люди способны сделать мир необычным, ярким, интересным.

Деятельность учителя

Планируемая деятельность ученика

Для того чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю поработать  с дидактическим текстом.

Может, в нем вы найдете точный ответ? Работать вы будете в группах.

Подготовьте чтение «по-взрослому» той части текста, которая написана на листах.

Ученики проговаривают с учителем, как

 – Что для этого надо сделать?

Составить партитуру текста.

Прочитать текст по партитуре.

Памятка для составления партитуры

  • Подели каждое высказывание на синтагмы (речевые звенья).
  • Обозначь знаком / или // паузы между ними.
  • В каждой синтагме подчеркни ключевые слова.
  • Отметь особую интонацию в конце каждого высказывания ( или ).
  • Отметь особую интонацию внутри высказывания ( или ).

         6-и группам предложено работать над одной из двух частей дидактического текста, распечатанных на листе формата А3.

Учащиеся в процессе группового обсуждения фломастером подчеркивают ключевые слова, расставляют паузы и отмечают повышение-понижение интонации.

В результате получаются по 3 варианта партитуры одной части. Теперь ученики сравнят партитуры и в ходе обсуждения составят эталонную партитуру дидактического текста.

У учителя есть заготовка такого эталона, но раздаст эти заготовки учитель только после того, как эталон «родится» в ходе детского обсуждения.

Эталонная партитура выглядит примерно так:

Людям от рождения / дается какой-нибудь дар. / Одни / прекрасно поют. / Другие / сочиняют музыку или стихи. / У третьих / талант создавать чудеса из дерева, / глины, / простого листа бумаги. /

        Если у человека есть желание, / трудолюбие и терпение /, он может многому научиться. / Это значит / приобрести разные умения. /

Талантливые и умелые люди / способны сделать мир необычным, / ярким, / интересным. /

 

Деятельность учителя

Планируемая деятельность ученика

– Прочитайте текст по-взрослому, пользуясь эталонной партитурой.

На уроке звучит чтение 1-2 учащихся.

– Оцените чтение ребят.

– Какими критериями мы будем пользоваться при оценивании?

– Критерии те же, что и для составления партитуры.

Разница только в том, что «показывать» ключевые слова и паузы придется не знаками на бумаге, а голосом.

  1. Итоговая рефлексия

Деятельность учителя

Планируемая деятельность ученика

– Можем ли мы теперь ответить на вопрос «Одинаковы ли по смыслу слова умение и дар

– Нет, это разные по смыслу слова: дар – это то, что дано человеку от рождения, а умение – это то, что ты научился делать.

– Подтвердите свои слова прочитанным текстом.

Мнение детей подтверждается чтением выражений из текста.

– А как мы можем проверить себя?

– По толковому словарю.

Чтение словарных статей дар и умение.

– Дар –  врожденная способность, талант.

– Умение – способность делать что-нибудь, основанная на знании, опытности, навыке.

– А вы знаете людей, обладающих каким-то даром? Может быть, и в классе есть такие ребята?

Учащиеся могут рассказать об известных писателях, поэтах, художниках, музыкантах.

– А какие умения есть у вас?

– Умеем читать, писать, считать и т.п.

На доске врассыпную предложены карточки со словами: талант, способность, опыт, мастерство, навык.

Распределите слова в два столбика: близкие по значению к слову дар и к слову умение.

– Дар – талант, способность.

– Умение – опыт, мастерство, навык.

Домашнее задание

На дом учащимся можно предложить подготовить выразительное чтение дидактического текста в учебнике или чтение сказки Е. А. Пермяка «Волшебные краски».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование умений работать с информационными текстами на уроках русского языка, математики

задания для развития у младших школьников навыков осознанного чтения...

Формирование умений работать с информационными текстами на уроках в начальной школе

Задания для развития у младших школьников навыков осознанного чтения....

Статья «Формированиe умений устанавливать причинн-следственные связи при работе с учебными текстами (на примере уроков окружающего мира)»

В условиях модернизации образования особую актуальность приобретают те направления, которые обеспечивают развитие познавательной активности и самостоятельности мышления обучающихся. Одним из направлен...

Смысловое чтение. Работа с несплошным текстом

Работа с афишами, добывание  информации из любого несплошного текста. Развитие творческого воображения. Социализация ребёнка....

Планируемые результаты освоения программы «Чтение. Работа с информацией (текстом)»

Статья "Планируемые результаты освоения программы "Чтение.Работа с информацией". Работаем по ФГОС...

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ПРОГРАММЫ «ФОРМИРОВАНИЕ УУД» раздел «Чтение. Работа с информацией(текстом)»

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ПРОГРАММЫ  «ФОРМИРОВАНИЕ УУД» раздел «Чтение. Работа с информацией(текстом)»...

Работа с текстом. Основная мысль текста. Умение выражать собственное мнение о прочитанном.

Формирование умения выражать собственное мнение о прочитанном, важный элемент содержания обучения. В работе представлены различные приёмы работы с текстом. При выполнении заданий активизируются и разв...