Адаптированная рабочая программа по предмету «Речевая практика» для умственно отсталых обучающихся с НОДА.
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему

Хорошавина Вероника Николаевна

Адаптированная  рабочая программа по предмету «Речевая практика» для  умственно отсталых обучающихся с НОДА.

Рабочая программа ориентирована на учебник: «Устная речь» для 1 класса специальной коррекционной школы 8 вида, автор С.В. Комарова. Москва, «Просвещение» 2011.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения речевой практики, которые определены Федеральным государственным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Вариант 6.329.97 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Адаптированная  рабочая программа по предмету «Речевая практика» для  умственно отсталых обучающихся с НОДА разработана:

  1. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный Минобрнауки Российской Федерации от 19.12 2014г. N-1599;
  3. Адаптированная основная общеобразовательная программа НОО умственно отсталых обучающихся с НОДА (вариант 6.3) ГКОУ ЛО «Кировской школы-интернат».
  4. Приказом Минобрнауки Российской Федерации «Об утверждении Порядка Организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам»от 30 августа 2013 №1015 (ред. от 17.07.2015г.).

Рабочая программа составлена  в соответствии с учебным планом  ГКОУ ЛО «Кировская школа-интернат»  и индивидуального учебного плана на 2017 – 2018 учебный год и рассчитана исходя из 33 учебных недель в году по 1 часу в неделю. Всего за год  - 33 часа. Расчёт часов на изучение тем приблизителен. Количество часов может варьироваться  на усмотрение учителя, в зависимости от качества и темпа усвоения материала ребёнком.

Рабочая программа ориентирована на учебник: «Устная речь» для 1 класса специальной коррекционной школы 8 вида, автор С.В. Комарова. Москва, «Просвещение» 2011.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения речевой практики, которые определены Федеральным государственным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Задачи:

  • формировать общеречевые навыки;
  • развивать слуховое и зрительное восприятие, совершенствовать произношение слов, постоянное повышение речевой мотивации учащейся;
  • одновременное развитие всех сторон (фонетической, лексической, грамматической) устной речи с целью обеспечения языковой базы для чёткого и полного освещения темы;
  • организация связных высказываний учащейся.

Принципы социально-личностного подхода и партнёрства в обучении

Речь каждого человека индивидуальна и выражает его отношение к среде. Среда оказывает существенное влияние на речевую индивидуальность. Люди, имеющие неодинаковый социальный статус, воспитанные в различных культурных, в том числе и речевых, традициях, используют в общении своеобразные лексико-грамматические, интонационно-ритмические, а также паралингвистические средства, поэтому организация развития речи на коммуникативной основе невозможна без социально-личностного подхода, под которым понимается учёт свойств индивида, его жизненного опыта, направленности и содержания деятельности, сферы интересов, склонностей, особенностей эмоционально- волевой сферы, статуса в коллективе, возрастных особенностей и др. Только такой подход позволяет вызвать адекватную реакцию на поставленную речевую задачу, пробудить истинную мотивацию, внутреннюю активность обучающихся. Последнюю можно противопоставить формальной, внешней мотивации, возникающей от активизации ученика и «питаемой» стремлением его получить одобрение учителя и положительную оценку. Социально-личностный подход позволяет приблизить обучение ребёнка с ОВЗ к жизни, что предполагает максимальную опору на характеристику ведущего вида деятельности, своеобразие интеллектуального и речевого развития, данные возрастных и индивидуальных различий.

Процесс обучения предполагает моделирование принципиально важных, сущностных параметров речевой коммуникации.

К таковым относятся:

  • наличие индивидуальных потребностей и мотивов к общению;  
  • ситуация как форма функционирования общения, являющаяся его  содержательной основой;  
  • система функциональных речевых средств, обеспечивающих  коммуникативную деятельность в ситуациях общения.

Содержание учебного предмета

Аудирование и понимание речи. 

  • Слушание, запоминание и отчётливое воспроизведение ряда слоговых комплексов (2—3 слога), близких по звучанию и данных в рифмованной форме: «Жа-жа-жа — есть иголки у ежа»; «Ша-ша-ша — мама моет малыша»; «Тра-тра-тра — мы проспали до утра»; «Тру-тру-тру — со скамейки пыль сотру». Выбор из двух близких по содержанию картинок той, которая соответствует услышанному предложению: Шура вытирал пыль — Шура вытирала пыль; Лена поднималась на горку — Лена спускалась с горки.
  • Слушание сказок и рассказов в устном изложении учителя, выбор обучающимися картинок по мере изложения текста.

Дикция и выразительность речи. 

  • Игры и упражнения на подвижность и чёткость движений органов артикуляционного аппарата. Заучивание чистоговорок с голоса учителя, отчётливое и выразительное их произнесение.
  • Упражнения на развитие речевого дыхания. Пение слоговых цепочек на знакомые мотивы детских песен. Перечисление предметов (2—3) на одном выдохе с указанием на эти предметы. Произнесение небольших стихотворений в сопровождении движений.
  • Различение громкой и тихой речи в игре, в специально созданной учителем ситуации. Выбор и использование правильной силы голоса в индивидуальных и хоровых упражнениях.
  • Быстрое и медленное произнесение ряда звуков, слогов и слов. Упражнения в изменении темпа речи в соответствии с заданной ситуацией. Например: бабушка медленно спрашивает: «Ты…куда…идешь…внучка?» Внучка быстро отвечает: «Я бегу к подружке».
  • Разучивание детских стихотворений, мини-диалогов с последующим их воспроизведением в ролевых играх.
  • Вопросительная и восклицательная интонация в стихотворениях, разучиваемых с голоса учителя (по подражанию). Практическое использование вопросительной и восклицательной интонации в речевых ситуациях (самостоятельно или с помощью учителя).
  • Выражение лица: весёлое, сердитое, грустное, удивлённое. Соотнесение соответствующего выражения лица с символическим рисунком. Мимическая реакция на речь учителя, детей, в ситуациях с заданным содержанием.

Базовые формулы речевого общения

Обращение, привлечение внимания. 

«Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тётенька, девушка, мужчина и др.).

Знакомство, представление, приветствие. 

Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут…», «Меня зовут…, а тебя?». Формулы «Это…», «Познакомься, пожалуйста, это…». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).

Приветствие и прощание. 

Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «Здравствуй», «Здравствуйте», «До свидания». Развёртывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.

Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы: «Привет», «Салют», «Счастливо», «Пока». Грубые (фамильярные) формулы: «Здорόво», «Бывай», «Чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развёртывание формул с помощью обращений.

Приглашение, предложение. 

Правила поведения в гостях.

Поздравление, пожелание. 

Формула «Поздравляю с…», «Поздравляю с праздником…» и их развёртывание с помощью обращения по имени и отчеству.

Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе…», «Желаю Вам…», «Я хочу пожелать…». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.

Благодарность. 

Формулы «Спасибо», «Большое спасибо», «Пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо, … (имя)»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).

Замечание, извинение. 

Формулы «Извините, пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.

Планируемые результаты освоения речевой практики

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты

  • осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению;
  • формирование положительного отношения к мнению учителя;
  • развитие способности оценивать результаты своей деятельности с помощью педагога и самостоятельно;
  • способность к элементарной самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми в процессе выполнения задания, поручения;
  • формирование первоначальных умений проявлять эмоции в процессе построении речевого высказывания;
  • развитие этических чувств (категорий: хорошо – плохо, добро - зло);
  • формирование первоначальных знаний об безопасности и здоровом образе жизни.

Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень:

  • формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
  • участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
  • восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
  • выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;
  • участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
  • ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.

Достаточный уровень:

  • понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;
  • понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;
  • выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;
  • участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
  • высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;
  • составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.

Материально – техническое обеспечение

Учебно-методический комплект С.В. Комарова  «Устная речь», М., «Просвещение», 2011г.

Методческий комплект для учителя. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учрежденийVIII вида 0 – 4 классы» под редакцией И.М. Бгажноковой - Москва «Просвещение»,2011 год.

Печатное оборудование: наборы предметных и сюжетных картинок в соответствии с изучаемыми темами;

Наборы игрушек: настольный театр, плоскостные игрушки, настольные игры в соответствии с изучаемыми темами;

Технические средства обучения: ноутбук.

Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА 4 класс, для обучающихся имеющих сложный дефект

Рабочая программа по предмету «Речевая практика»  в 4 классе, для обучающегося имеющего сложный дефект, составлена  на основе  Программ специальных (коррекционных) общеобразовательных у...

Рабочая программа по предмету "Речевая практика" 1 класс

Цель рабочей программы по предмету «Речевая практика» в первом классе – развитие речевой коммуникации для учащихся первого класса как способности использовать вербальные и невербальные средства для ос...

Рабочая программа по предмету «Речевая практика». 1 класс ФГОС ОВЗ.

Рабочая программа по предмету «Речевая практика». 1 класс ФГОС ОВЗ....

Рабочая программа по предмету "Речевая практика" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

Рабочая программа по предмету "Речевая практика" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушени...

Рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» - 68 часов для ученицы 2 класса по адаптированной образовательной программе для детей с УО

Рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» - 68 часов для ученицы 2  класса по адаптированной образовательной программе  для детей с УО....

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» начальное общее образование (для обучающихся легкой умственной отсталости) Класс 2-4

Адаптированная рабочая программа по предмету «Речевая практика» составлена на основе требований к планируемым результатам Федерального государственного образовательного стандарта начальног...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Речевая практика» в соответствии с АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 1 класс 1-ый год обучения

Рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (ин...