Новые результаты образования как основа проектирования современного урока. "Литературное чтение в начальной школе».
методическая разработка по чтению

Гюббенет Яна Феликсовна
 «Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг». (Ушинский К.Д).
     На сегодняшний день Министерством образования и науки РФ утверждён федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, и с сентября 2011 – 2012 учебного года все школы России начали работать по нему. Новый стандарт устанавливает новые требования к результатам освоения учащимися начальной школы основной образовательной программы. Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, иметь способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации, поэтому социально значимыми становятся способности к самостоятельному выбору, построению или освоению новых способов деятельности. Этот социальный заказ обусловлен быстрым изменением средств, используемых в деятельности человека, необходимостью ориентироваться в динамично изменяющемся информационном потоке, самостоятельно принимать решения и доводить их до исполнения.
    Новый стандарт устанавливает требования к результатам освоения учащимися основной образовательной программы. ФГОС НОО выдвигает требования к формированию у младших школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые являются базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться».
   Технологический процесс подготовки урока современного типа по-прежнему базируется на известных каждому учителю этапах урока. Это определение цели и задач;   отбор содержания учебного материала;       подбор методов и приёмов обучения;      определение форм организации деятельности учащихся;       подбор материала для домашней работы;   определение способов контроля;       продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности учащихся;       подбор вопросов для подведения итога урока. Однако теперь учитель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся, так как главная особенность заключается в изменении характера деятельности и учителя, и учащихся на уроке. Таким образом, изменения в проектировании урока заключаются в том, что учитель должен четко спланировать содержание педагогического взаимодействия, т.е. расписать свою деятельность и деятельность ученика. Причем деятельность обучающегося должна быть представлена в трех аспектах: познавательном, коммуникативном,регулятивном. 
   В соответствии с новыми стандартами знания должны предъявляется в виде оригинальных текстов, подлежащих исследованию, верификации для построения собственных версий и интерпретаций, а не как пересказ, вербальное объяснение, толкование для последующего заучивания. 
     Итак, если раньше учитель должен был выдать программу (содержание). Сегодня – учитель должен обеспечить достижение планируемых результатов. ФГОС выделяет три группы планируемых результатов: личностные, метапредметные и предметные. Сегодня – учитель должен обеспечить достижение этих результатов.
      *Личностные результаты: говность и способность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к обучению и познанию; ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
      *Метапредметные: освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
      *Предметные: освоенный обучающимися опыт предметной деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
      Личностные результаты образования являются фактором развития мотивационных ресурсов учащихся, метапредметные - в основном инструментальных, предметные - когнитивных.
      В этом и заключается принципиальное отличие школьных стандартов нового поколения - их ориентация на развитие личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.
    Современный урок строится на основе использования технических средств с применением, как традиционных, так и инновационных педагогических технологий. Например, используя современные технологии на уроках литературного чтения, работая в технологии моделирования у обучающихся формируется умение самостоятельно добывать новые знания. А так же, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются умения и навыки самостоятельности и саморазвития.
        Постановка учебной задачи, как правило, показывает детям недостаточность имеющихся у них знаний, побуждает их к поиску новых знаний и способов действий, которые они "открывают" в результате применения и использования уже известных способов, действий и имеющихся знаний. Способность принимать и сохранять задачи учебной деятельности и находить средства ее реализации развивается через систему заданий, предусмотренных в материале каждого урока. Урок, тема, раздел завершаются заданиями рубрики "Проверь себя", содержание которых способствует организации контрольно-оценочной деятельности, формированию рефлексивной позиции школьника его волевой саморегуляции. Такая дидактическая структура, общая цель - ее конкретизация, в начале каждого урока (или раздела)литературного чтения- реализация поставленных задач в содержании урока (раздела) литературного чтения- творческие проверочные задания способствуют формированию регулятивных УУД школьника.
   Проблемный характер урока можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии. Чем больше самостоятельной деятельности на уроке, тем лучше, так как учащиеся приобретают умения решения проблем, информационную компетентность при работе с текстом. Именно поэтому для современного этапа развития методики преподавания актуальным является развитие читательских умений на основе схем-таблиц, как формы предъявления лингвистической информации.
    В отличие от традиционного, современный урок литературного чтения дает возможность учащимся, как уже было сказано ранее, самим прийти к открытию нового знания через практическую направленность. Каждый учитель определяет для себя формы, методы и приемы технологий, которые ему позволяют качественно приготовить урок, тогда и занятия учащихся будут качественными.
   Популярно и актуально на сегодняшний день проблемное обучение, в котором существует особый вид урока - урок - исследование языкового явления. Одним из возможных способов повышения эффективности и выбора проблемы исследования является опорный конспект (как вторичный текст). Опорный конспект может представлять собой рисунок или схему, иногда - таблицу. Составлять опорный конспект - одно из важных учебных умений, которое подготавливает учеников к презентации своих знаний.
   Отметим, что самой популярной педагогической технологией в современном преподавании литературного чтения (как и других предметов) стал метод проектов с использованием ИКТ, так как он направлен на повышение эффективности урока.
   Таким образом, можно сделать вывод, что новые результаты образования диктуют условия и формируют (проектируют) структуру современного урока литературного чтения (как и других предметов), поскольку, традиционная форма урока лишь в малой степени способна решить поставленные задачи.
 
 
Литература:
1.Волков Б.С. Психология урока, его подготовка, проведение и анализ. Учебное пособие.- 
М.,Центр педагогического образования, 2011.
2.Якушина Е.В. Готовимся к уроку в условиях новых ФГОС/ М., 2012 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya_shkola.odt8.41 КБ

Предварительный просмотр:

Гюббенет Яна Феликсовна, учитель начальных классов

ГБОУ Гимназия №642 "Земля и Вселенная"

Василеостровского района

Санкт -Петербурга

Новые результаты образования как основа проектирования современного урока. "Литературное чтение в начальной школе».

    «Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг». (Ушинский К.Д).

     На сегодняшний день Министерством образования и науки РФ утверждён федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, и с сентября 2011 – 2012 учебного года все школы России начали работать по нему. Новый стандарт устанавливает новые требования к результатам освоения учащимися начальной школы основной образовательной программы. Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, иметь способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации, поэтому социально значимыми становятся способности к самостоятельному выбору, построению или освоению новых способов деятельности. Этот социальный заказ обусловлен быстрым изменением средств, используемых в деятельности человека, необходимостью ориентироваться в динамично изменяющемся информационном потоке, самостоятельно принимать решения и доводить их до исполнения.

    Новый стандарт устанавливает требования к результатам освоения учащимися основной образовательной программы. ФГОС НОО выдвигает требования к формированию у младших школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые являются базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться».

   Технологический процесс подготовки урока современного типа по-прежнему базируется на известных каждому учителю этапах урока. Это определение цели и задач;   отбор содержания учебного материала;       подбор методов и приёмов обучения;      определение форм организации деятельности учащихся;       подбор материала для домашней работы;   определение способов контроля;       продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности учащихся;       подбор вопросов для подведения итога урока. Однако теперь учитель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся, так как главная особенность заключается в изменении характера деятельности и учителя, и учащихся на уроке. Таким образом, изменения в проектировании урока заключаются в том, что учитель должен четко спланировать содержание педагогического взаимодействия, т.е. расписать свою деятельность и деятельность ученика. Причем деятельность обучающегося должна быть представлена в трех аспектах: познавательном, коммуникативном,регулятивном.

   В соответствии с новыми стандартами знания должны предъявляется в виде оригинальных текстов, подлежащих исследованию, верификации для построения собственных версий и интерпретаций, а не как пересказ, вербальное объяснение, толкование для последующего заучивания.

     Итак, если раньше учитель должен был выдать программу (содержание). Сегодня – учитель должен обеспечить достижение планируемых результатов. ФГОС выделяет три группы планируемых результатов: личностные, метапредметные и предметные. Сегодня – учитель должен обеспечить достижение этих результатов.

      *Личностные результаты: говность и способность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к обучению и познанию; ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

      *Метапредметные: освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

      *Предметные: освоенный обучающимися опыт предметной деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

      Личностные результаты образования являются фактором развития мотивационных ресурсов учащихся, метапредметные - в основном инструментальных, предметные - когнитивных.

      В этом и заключается принципиальное отличие школьных стандартов нового поколения - их ориентация на развитие личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.

    Современный урок строится на основе использования технических средств с применением, как традиционных, так и инновационных педагогических технологий. Например, используя современные технологии на уроках литературного чтения, работая в технологии моделирования у обучающихся формируется умение самостоятельно добывать новые знания. А так же, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются умения и навыки самостоятельности и саморазвития.

        Постановка учебной задачи, как правило, показывает детям недостаточность имеющихся у них знаний, побуждает их к поиску новых знаний и способов действий, которые они "открывают" в результате применения и использования уже известных способов, действий и имеющихся знаний. Способность принимать и сохранять задачи учебной деятельности и находить средства ее реализации развивается через систему заданий, предусмотренных в материале каждого урока. Урок, тема, раздел завершаются заданиями рубрики "Проверь себя", содержание которых способствует организации контрольно-оценочной деятельности, формированию рефлексивной позиции школьника его волевой саморегуляции. Такая дидактическая структура, общая цель - ее конкретизация, в начале каждого урока (или раздела)литературного чтения- реализация поставленных задач в содержании урока (раздела) литературного чтения- творческие проверочные задания способствуют формированию регулятивных УУД школьника.

   Проблемный характер урока можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии. Чем больше самостоятельной деятельности на уроке, тем лучше, так как учащиеся приобретают умения решения проблем, информационную компетентность при работе с текстом. Именно поэтому для современного этапа развития методики преподавания актуальным является развитие читательских умений на основе схем-таблиц, как формы предъявления лингвистической информации.

    В отличие от традиционного, современный урок литературного чтения дает возможность учащимся, как уже было сказано ранее, самим прийти к открытию нового знания через практическую направленность. Каждый учитель определяет для себя формы, методы и приемы технологий, которые ему позволяют качественно приготовить урок, тогда и занятия учащихся будут качественными.

   Популярно и актуально на сегодняшний день проблемное обучение, в котором существует особый вид урока - урок - исследование языкового явления. Одним из возможных способов повышения эффективности и выбора проблемы исследования является опорный конспект (как вторичный текст). Опорный конспект может представлять собой рисунок или схему, иногда - таблицу. Составлять опорный конспект - одно из важных учебных умений, которое подготавливает учеников к презентации своих знаний.

   Отметим, что самой популярной педагогической технологией в современном преподавании литературного чтения (как и других предметов) стал метод проектов с использованием ИКТ, так как он направлен на повышение эффективности урока.

   Таким образом, можно сделать вывод, что новые результаты образования диктуют условия и формируют (проектируют) структуру современного урока литературного чтения (как и других предметов), поскольку, традиционная форма урока лишь в малой степени способна решить поставленные задачи.

Литература:

1.Волков Б.С. Психология урока, его подготовка, проведение и анализ. Учебное пособие.-

М.,Центр педагогического образования, 2011.

2.Якушина Е.В. Готовимся к уроку в условиях новых ФГОС/ М., 2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм проектирования урока литературного чтения с применением технологии изучающего чтения в начальной школе

Алгоритм проектирования урока литературного чтенияс применением технологии изучающего чтения в начальной школе I. Подготовка учителя к работе в технологии изучающего чтения1. Чтение текста.2. Определе...

Новые результаты образования как основа проектирования современного урока русского языка.

«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал»...

Статья «Новые результаты образования как основа проектирования современного урока литературного чтения».

В статье говорится о том, что развитие информационной грамотности у школьников является актуальной проблемой сегодняшней школы,так как человек в современном мире встречает значительные барьеры на пути...

Статья «Новые результаты образования как основа проектирования современного урока – математика»

laquo;Новые результаты образования как основа проектирования современного урока – математика»...

Новые результаты образования как основа проектирования современного уроках литературного чтения.

В статье представлены результаты современного подхода в образовании...

Формирование метапредметных результатов учащихся на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе

    Многие учителя в своей деятельности сталкиваются с трудностями, обусловленными низкой мотивацией учащихся на предмет получения новых знаний. Разрешением этого вопроса является исп...

Технологические основы проектирования современного урока в начальной школе

Статья в Сборнике материалов Всероссийской НПК 5 декабря 2019 года...