Конспект урока "Славные лица России. Ермак Тимофеевич", 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Консект урока  "Славные лица России. Ермак Тимофеевич",  2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx27.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Верхнесолёновская средняя общеобразовательная школа им. Кожемякина М.С.

Учитель начальных классов

Помазанова Наталья Васильевна

«150 культур Дона»

Номинация: «Мифы, легенды, сказки»

Контактные данные:

телефон: 8-938-103-87-15

e-mail:pomazanova.natalya2013@yandex.ru

почтовый адрес: 347787

Ростовская область

Весёловский район

хутор Верхнесолёный

улица Молодёжная

дом 22, квартира2

х. Нижнесолёный

2016 г.

Тема: «Славные лица России. Ермак Тимофеевич»

Целевая аудитория: учащиеся вторых классов

Задачи:

1.Ознакомление ребят с исторической личностью – Ермаком Тимофеевичем.

2.Пробуждение интереса к истории родного донского края, к его истокам.

3.Воспитание патриотизма на примерах великих подвигов предков, любви к Родине, к родному краю, к его истории.

 И помнит Русь тот день великий,
Когда бесстрашный богатырь
К подножью Грозного владыки
Поверг обширную Сибирь...

И. Никитин

Ход урока.

  1. Орг. момент.

II. Актуализация опорных знаний, постановка проблем.

- Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя. Как называется наша страна?

- Посмотрите на фотографии из жизни Россиян. (Слайд 2)

- Что их объединяет? (Эти люди совершили подвиг)

- Как называются люди, которые совершают подвиги? (Герои)

-Да, Россия всегда славилась своими героями. Давайте порассуждаем на  тему «Кто такой герой?»

- Действительно, героем называют того, кто, не задумываясь, готов отдать свою жизнь за Родину, того, кто никогда не предаст свое отечество, даже если его будут пытать. Это тот человек, который, рискуя собой, спасает жизнь других людей и животных. Это  тот, кто всегда поможет человеку в беде. Это человек с большим сердцем и  душой.

- Кого в наше время можно назвать героями?

III. Восприятие и осмысление нового материала.

- Ребята, я предлагаю вам заглянуть в прошлое нашей страны. Каждый человек должен знать историю своего края, помнить своих героев, их храбрые подвиги. Нужно равняться на них, ведь, по словам М.Горького, в жизни каждого человека есть место подвигам.

« Славных лиц в России много:

Тех, кто край родной любя,

Укреплял Державу строго,

Не жалел в трудах себя.

В сердце каждого потомка

Оставляли яркий след

Честной службой, битвой громкой,

Славой доблестных побед!»

- Немало национальных героев есть и на Донской земле. С их славными именами связаны многие события, значимые для всего российского государства. Одним из таких национальных героев является Ермак Тимофеевич. Его подвиг до сих пор остаётся в памяти людей. Он действительно стал народным героем. (Слайд 3)

-Так кто же такой Ермак Тимофеевич?

- Вы узнаете, когда прочитаете донскую казачью сказку «Дар Ермака». (Приложение 1)

IV. Беседа по содержанию.

- Что вы узнали из сказки о Ермаке Тимофеевиче?

- Чем занимался Ермак в детстве?

- Кто был его верным другом и товарищем?(Иван Кольцо)

- Какое доброе дело они совершили?(Напали на острог и освободили узников и невольников.)

- Что такое острог?

- Острог – это населенный пункт, обнесённый  частоколом из заострённых сверху брёвен (кольев) высотой 4 — 6 метров. (Слайд 4)

-  А кто такие узники и невольники? 

- Это  люди, находящиеся в заключении, под стражей.

-Куда они делись после освобождения?(Пошли на матушку-Волгу с Ермаком, стали разудалыми добрыми молодцами, зипуны да казну себе добывать).

- Что такое зипуны?

- Зипун – это  верхняя одежда без воротника. Он застегивался на пуговицы, доходил до колен, имел длинные узкие рукава. Вокруг талии опоясывался нешироким поясом. (Слайд 5)

- Что делал Ермак с тем, что забирал  у бояр и купцов?( Раздавал бедным людям.)

- Как называлось войско Ермака?(Дружина. Слайд 6)

-Кем был Ермак для своей дружины?(Атаманом)

- А вы знаете кто такой атаман?

- Атаман – это высший начальник в казачьих войсках.

- Может кто – нибудь из вас знает как раньше его выбирали?

- Атамана выбирали на казачьем кругу, который собирался раз в год – весной. Выборы проходили очень просто. Есаул, помощник атамана,  по очереди называл кандидатов в атаманы и при этом спрашивал казаков: «Любо ль, вам, братцы, чтобы атаманом был?» За кого большинство  казаков крикнет «Любо!», тому и быть атаманом.  Выбранному атаману подчинялись все – даже те, кому он был «не люб». Таковы были нерушимые законы казачества: меньшинство подчинялось большинству.

-Давайте представим, что наш класс – это войско донское. Нам надо выбрать атамана. Есаулом будет (выбирается мальчик).

- Назови, кого ты предлагаешь  на роль атамана?

-Ребята. Перед выбором хорошо подумайте и крикнете «Любо!» один раз. (Дети выбирают атамана.)

-Сейчас он проведет с вами первое занятие – строевая подготовка.

V. Физминутка (дети маршируют под казачью строевую. Слайд 6-видео)

VI.  Продолжение беседы по сказке.

- Кого покорил Ермак со своей дружиной?

-Какой дар Ермак привез царю Ивану Грозному?( Он привез дар русскому народу, а не царю – сибирские земли.)

-Что он ответил царю на предложение просить у него чего он захочет. Найдите в тексте и прочитайте.

-Как вы думаете, какое значение имел поход Ермака для Руси?(Освоение  новых земель; присоединение Сибири; расширение и укрепление Российского государства)

VII. Ознакомление с произведениями искусства.

- В городе Новочеркасске возле Вознесенского кафедрального собора стоит замечательный памятник. Вглядитесь в это лицо. Запомните этого храброго воина и героя земли Российской, имя которому – Ермак Тимофеевич.  (Дети смотрят ролик о памятнике. Слайд 7 - видео)

- Много воды утекло с тех пор, много прошумело ветров, а Ермак несмотря ни на что стоит и стоять будет до тех пор, пока будет жить город.

- Подвиги Ермака интересовали и многих известных писателей. Петр Николаевич Краснов, Петр Павлович Ершов, Лев Николаевич Толстой, Анатолий Иванов, Василий Андреевич Жуковский, Николай Михайлович Карамзин в своих произведениях описывали его жизнь и походы.

- Много написано картин. Самая знаменитая Василия Ивановича  Сурикова  «Покорение Сибири Ермаком». (Слайд  8)

- В памяти народа Ермак остался справедливым человеком, честным и храбрым воином, Из уст в уста, от предков к потомкам, передавали казаки былины и песни. С ними казаки отправлялись в дальние походы, их сберегали в своей памяти. Красочен и своеобразен донской песенный фольклор. И сейчас в современном мире помнят о подвиге Ермака Тимофеевича и воспевают его в песнях. Послушайте балладу о Ермаке Сергея Сердюкова. (Дети слушают песню и смотрят клип. Слайд 8-видео.)

VIII. Зарепление. Работа в группах.

-Составьте слово из букв вашего конверта.

(Слова записываю на доске: атаман, Ермак, дружина, Сибирь)

- Как эти слова связаны между собой.

IX. Рефлексия. Подведение итогов урока.

- Чем заслужил Ермак Тимофеевич добрую народную память о себе?

- Какими качествами обладал Ермак Тимофеевич?

- Какое качество ты захотел бы взять для себя?

Дети читают стихи Натальи Кончаловской:

  1. Воином быть совсем не просто,

          И я, друзья, скажу вам так,

          Что быть отважным, сильным, ловким,

          Поверьте, это не пустяк!

  1. Ничего нет лучше, краше

          Милой Родины твоей!

          Оглянись на предков наших,

          На героев прошлых дней.

  1. Вспоминай их добрым словом –

          Слава им, борцам суровым!

          Слава нашей стороне!

          Слава русской старине!

Используемый материал:

Приложение 1

Казачья народная сказка.

Дар  Ермака.

 У Ермака Тимофеевича было два брата. Сам он третий, меньшой. Старшие братья рубили лес, вязали его в плоты и тем зарабатывали себе хлеб насущный. Ермак был ещё парнишечкой, братья его жалели и не утруждали тяжёлой работой. Но Ермак не сидел сложа руки, братьям помогал, был он у них кашеваром. Так  не по мне это дело: лес рубить и вязать его в плоты. 
А братья ему в ответ: 
 - Мы тебя к нему и не неволим. Хочешь, иди и ищи такое себе дело, какое бы по сердцу и по душе пришлось. 
 И Ермак по русской земле пошёл гулять, искать такое себе дело, какое бы ему пришлось по сердцу и по душе. В пути повстречался он с Иваном Кольцо, и стали друг другу они верными товарищами.        Побывали в городах и селах, повидали там, как господа да бояре много зла и неправды делают. В
острогах и темницах томится немало народа. Ермак и Иван Кольцо напали на один острог. Узников и невольников освободили, те с ними и пошли на матушку-Волгу. Справили лёгкие лодочки, стали разудалыми добрыми молодцами, начали зипуны да казну себе добывать. Лишнего ничего Ермак не брал, всё, что у бояр да купцов заберёт, то тут же бедному люду раздаст. Гулял Ермак Тимофеевич по матушке-Волге, большая дружина у него собралась, а когда подошла осень, он крепко задумался. 
 Спрашивают его други-товарищи: 
- О чем ты так, наш славный
атаман, закручинился? 
- Как же не закручиниться мне, - отвечает Ермак, - где с вами будем зимовать зиму? 
 Тут призадумалась и вся дружина
. Потом к купцам Строгановым идти решили, от лихих врагов охранять русские города и села. Перезимовали, и Ермак Строгановым говорит: 
- Не дело это, сидеть и ждать, пока на тебя налетят враги. Лучше на них пойду сам со своею дружиною. 
 Строгановы Ермака снарядили, и он через Уральские горы пошёл на Сибирь. Покорил татар и шлет своего друга Ивана Кольцо к царю Ивану Грозному. Долго ли, коротко ли, наконец, прибыл Иван Кольцо в Москву. Пошел к царю, а тот к себе его не допускает, через слугу передаёт: 
Я с тобою, казак, не хочу речей терять, не желаю видеть тебя, а если мне на глаза попадёшься, прикажу казнить. 
Так ни с чем Ивану Кольцо пришлось возвращаться. Рассказал он Ермаку, как немилостиво встретил его царь. Осерчал Ермак. 
- Сам, - говорит - поеду! 
Собрался и тронулся тут же в путь. Приехал в Москву, царских слуг не стал спрашивать, прямо к царю идёт и говорит: 
- Знаешь, царь, я - Ермак, привёз дар, но не тебе, а русскому народу. Этот дар - сибирские земли, прими их. 
Тут сменил Иван Грозный свой гнев на милость и сказал: 
- Проси у меня всё, что хочешь! 
А Ермак отвечает ему: 
— Мне не надобно ничего, ни золота, ни серебра. Богатства я не ищу. Пусть русский народ владеет сибирскими землями да поминает меня добрым словом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа "Александр Невский - лицо России"

Данный материал может быть использован на классных часах о героическом прошлом нашей Родины....

Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).

Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...

Конспект открытого урока по русскому языку 3 класс УМК "Планета Знаний"."Изменение глаголо настоящего и будущего времени по лицам и числам"

Урок русского языка 3 класс УМК «Планета Знаний».Учитель: Котова Мария АлексеевнаТема: «Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам»I.Орг.моментПрозвенел у нас звонок,Начинается...

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме "Речевая ситуация: выражение лица и жесты при общении"

Конспект урока разработан с применением здоровьесберегающих технологий по программе В. Базарного (парты-конторки, кресты, метки)...

Конспект урока по русскому языку на тему: "Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам (спряжение)", 4 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с изменениями глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам. Планируемые результаты: Предметные:знать как изменяются глаголы в настоящем...

Конспект по русскому языку для учащихся 4 класса по теме: «Употребление мягкого знака в глаголах второго лица единственного числа»

План-конспект урока по русскому языку 4 классТема: «Употребление мягкого знака в глаголах второго лица единственного числа».УМК «Школа России» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, Русск...