Конспект урока М.Пришвин "Ребята и утята"
методическая разработка по чтению (2 класс)

Лим Наталья Викторовна

Урок литературного чтения проводится во 2 классе УМК Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rebyata_i_utyata.docx27.4 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения. 2 класс

М.Пришвин «Ребята и утята»

Цели урока:

организовать деятельность учащихся по ознакомлению  с творчеством М.М.Пришвина; эмоционально-эстетического восприятия произведения; выражать при чтении свое отношение к прочитанному, создать условия для формирования УУД

личностных: мотивация учения, нравственно-этическое  оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор), воспитание любви к природе, бережного отношения к ней;

познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование, анализ с целью выделения признаков, классификации объектов, установление причинно-следственных связей,  выдвижение гипотез и их обоснование,

коммуникативных: оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка .

  1. Звонок весёлый прозвенел

«Пора учиться!» - он пропел.

Давайте сядем тихо, дружно,

Сегодня много сделать нужно!

  1. Актуализация знаний

- В начале урока предлагаю поработать в парах. У вас на столах белые листочки.

Образуйте  пары – писатель и его произведение.

(Ирина Пивоварова «Жили-была собака», Валентин Берестов «Кошкин щенок», Борис Заходер «Плачет киска в коридоре», Лев Толстой «Филипок».)

- Проверка.

- Какая группа здесь лишняя?

- Что общего у оставшихся трёх? (произведения о животных)

- Предлагаю устроить поэтическую разминку и насладиться творчеством наших поэтов.

дети рассказывают стихи

- Что общего у этих стихотворений?(все они из одного раздела)

- Сегодня мы продолжаем путешествовать по разделу «О братьях наших меньших».

А приглашает нас в путешествие автор, который стал писателем, прежде попробовав себя в нескольких профессиях. Это человек, путешествуя с дорожной сумкой и охотничьим ружьём, наблюдал за природой. Любовался её красотой.

- Сегодня у нас встреча с М.М.Пришвиным

3.  Целеполагание

- Какие цели поставим перед собой?

УЗНАТЬ…  (о жизни и творчестве писателя)

ПОЗНАКОМИТЬСЯ… (с новым произведением)

ПОНЯТЬ…  (что до нас хотел донести автор)

  1. Рассказ о писателе

- У вас на партах лежат разноцветные листочки. У каждого свой рассказ о Пришвине. Прочитайте его и расскажите о том, что узнали

Текст для 1 группы на бумаге жёлтого цвета

Пришвин родился в имении Орловской губернии, провел здесь свое детство. Жилось в семье трудно – мать осталась одна с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет. Потом вернулся в Россию и стал агрономом. Он собирался заниматься наукой, но к 30 годам решил стать писателем.

Доп. К 1 гр. - Прежде чем стать писателем, Михаил Пришвин был не только агрономом. Во время Первой мировой войны был военным корреспондентом. Позднее работал библиотекарем, учителем и даже был директором школы.


Текст для 2 группы на бумаге зелёного цвета

Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату»

Доп. 2 гр. : «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи»

Текст для 3 группы на бумаге красного цвета Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: не за птицей или зверем, а за открытиями.

Доп. 3 гр. – Это был не просто наблюдательный человек, а человек, неравнодушный к чужой проблеме.

- Какого человека можно назвать неравнодушным?

- Действительно, Пришвин всегда старался помочь не только людям, но и природе. Даже, когда шёл по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берёз, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая берёзки.

- Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках.

- Из рассказа, с которым мы познакомимся сегодня, вы сами поймёте, что это был за человек.  (слайд)

5. Определение темы.

- Почитайте тему сегодняшнего урока. Мих. Пришвин «Ребята и утята»

- По названию рассказа предположите о ком пойдёт речь.

- А что с ними может происходить?

- И так, мы выяснили, что героями произведения будут ребята и утята.

- Мы предположили, какие события могут с ними происходить. А как это можно проверить? (прочитать)

- В рассказе, который я вам сейчас прочитаю, речь будет идти об уточке.

- Утки бывают не только домашние, но и дикие. Чирок-свистунок – один из наиболее многочисленных видов уток. Это речная уточка.

- Подумайте. Почему эту уточку называют чирок-свистунок?

- Действительно, они способны чисто и звонко посвистывать. Это очень маленькая уточка, весом не более 600 г. Она обладает удивительной способностью – подниматься и садиться как вертолёт -  почти вертикально

- Кстати, чирок-свистунок очень распространён у нас на Камчатке. Зимой переселяется к тёплым источникам. Вблизи них сохраняется тепло, растёт трава.

- Об одной из таких уточек и написал рассказ М. Пришвин. Послушайте его.

6. Чтение рассказа учителем.  (Словарная работа по ходу чтения)

Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км.

Кузница – помещение, где работают кузнецы   До слов  Всё время, пока они ловили утят…

-  Попробуйте предположить, что произойдёт дальше.            Чтение до конца.

7. Первичный анализ.

- Понравился рассказ?

- Что вы чувствовали, слушая рассказ?

- Когда больше всего переживали?

- Когда вам было радостно?

- Вы догадались, кто рассказал нам эту историю?

- Хочется вам самим прочитать этот рассказ?

Физминутка

8. Чтение рассказа и анализ.

1 часть (1 и 2 абзац).   Жужжащее чтение.

– Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера?
– Докажите строчками из произведения. (весной это озеро далеко разливалось …)
– Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса?

(вода спала и уточка возвращается на озеро, на свободу) вода спала – уровень воды в озере уменьшился

– Сколько надо было идти до озера?
– 3 версты.
– Сколько это километров?
– Чуть больше 3 километров.
– Это много или мало для человека?
– А для маленькой уточки?
– Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами.(
мать шла позади …)
– Почему уточка-мать шла позади утят?
( чтобы не выпускать из виду)
– Какие враги были у уток?  (лисицы и ястребы, люди)

2часть «Чтение в парах»
– Как стали вести себя мальчишки, увидев утят?

– Зачем ребята это делали?
Просто так, для забавы

– Как вела себя уточка, когда ловили её утят?   
– Докажите строчками из произведения.     (мать бегала с раскрытым клювом в великом волнении ) 
– Её немота, беззащитность, отчаяние – все в этих движениях.
– А какое чувство пережили утята?
– Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали?
– А какое слово вы кричите, когда боитесь?
Мама!
А ваша мама переживает за вас?
– Как в рассказе чаще всего называют уточку?
Мать.
А какая она мама?
Заботливая.
– Вам её жалко?

Вывод: Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить, как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.

 – Утята пойманы, что собираются делать ребята?
– Докажите строчками из произведения.
– Кто помешал мальчишкам? (автор)
– Смогли ли они объяснить свой поступок? (нет)
– Какое приказание дал им взрослый?
– Докажите строчками из произведения.

- Подумайте, когда автор ругает ребят, он совершает добрый или злой поступок?
3часть «Чтение по абзацам»
– Что можно сказать о ребятах?
– Как их назвал рассказчик?  
(глупыши)
– Как можно назвать их по-другому?
– Можно ли сказать, что ребята были жестокими?
– Как шла уточка-мать в начале рассказа?
(мать шла позади) медленно
– А почему сейчас она
побежала впереди?
(хотела быстрее увести детей от врагов)
– Как Пришвин попрощался с утятами?
– Что он сделал при этом?
– Докажите строчками из произведения.  
(Снял шляпу)

– Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу?
Знак уважения.
Перед кем этот знак уважения?
– Почему?
– Как мальчишки на это прореагировали?
– Почему?
– Что пожелали люди уточке?
– Нужно ли было пожелание людей уточке?
– Почему?  
( там впереди могут быть ещё опасности)

9. Анализ названия рассказа, общий вывод.

- Как по-другому можно назвать этот рассказ? (путешествие утят, плохой поступок детей)

- Как автор назвал этот рассказ? – Почему именно так?

- Автор делает ребят и утят главными действующими лицами, подчёркивая, что мы живём все вместе, рядом.

 Он как бы сравнивает ребят и утят.

- Что общего между ребятами и утятами? (Живые существа, дети, несмышлёныши).

- А чем они отличаются? (Человек может мыслить, поэтому он должен контролировать своё поведение)

- Как вы считаете, для чего люди пишут книги?

- Чему хотел нас научить М.Пришвин? (Быть добрыми; остерегает от совершения глупых, жестоких, легкомысленных поступков, учит относится к природе бережно )

- Я думаю, что сейчас вы готовы  дать характеристику всем героям нашего рассказа.

10. Закрепление. Работа в группах.

Предлагаю поработать в группах. Вспомним правила работы в группе.

Думаю сам

Слушаю других

Делюсь со всеми

Приходим к общему мнению

Задания: Выскажите свои мысли, составив синквейны  (мама утка, автор, ребята)

11. Итог

- Вот мы и побывали в гостях у писателя М.М.Пришвина.

- Всех целей достигли?

(оцените свою работу на уроке смайликами:

Зеленый – работал активно, все получалось.

Желтый – работал хорошо, иногда обращался за помощью.

Красный – было трудно, не все получилось.

- А мне хочется тоже вас оценить.

-   Сегодня за отличное чтение стихов…

- За продуктивную работу на уроке…

-  … команда за грамотное составление синквейна…

- Уже более 60 лет нет с нами М.М.Пришвина, но для нас с вами он оставил послание.

“Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы эти сокровища сохранять, – их надо открывать и показывать. Для рыб нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”.

- Желаю вам смотреть на природу, как смотрит писатель – глазами доброго человека.

Спасибо за урок!

12. Закрепление. Работа с пословицами.

- Ребята, посмотрите внимательно на стены нашего класса. Там написаны пословицы. Прочитайте их.

- Пусть каждый из вас подойдёт к той пословице, которая по его мнению больше всего подходит к рассказу М. Пришвина и объясните, почему вы так думаете.
 Умел ошибиться – умей и исправиться.                

Добрый пример лучше ста слов.                        - К Кому из действующих лиц подходит эта пословица?

                                                                - Почему?

Сначала думай – потом делай.

Молодцы, присаживайтесь на свои места.

На запас – анонс произведений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока во2 классе М.М.Пришвина "Ребята и утята".

Конспект урока по формированию УУД учащихся, овладению новыми знаниями и способами деятельности на содержании произведения М.М.Пришвина "Ребята и утята"....

Конспект урока по литературному чтению. М.М. Пришвин. Ребята и утята. 2 класс.

Конспект урока по литературному чтению. М.М. Пришвин.   Ребята и утята.   2 класс....

Конспект урока М. Пришвин «Ребята и утята

2 классЦели урока:организовать деятельность учащихся по ознакомлению  с творчеством М.М.Пришвина; эмоционально-эстетического восприятия произведения; выражать при чтении свое отношение к пр...

Конспект урока литературного чтения М.М. Пришвин "Ребята и утята"

Конспект урока литературного чтения по теме М.М. Пришвин "Ребята и утята", разработан в соответствии с ФГОС НОО второго поколения...

Конспект урока по технологии для 4 класса по теме "Подвижное соединение. Возвратно поступательное движение». Изделие: «Утята с чашечкой» или (УМК "Перспектива") + презентация

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕХНОЛОГИИТема: «Подвижное соединение. Возвратно поступательное движение».Изделие: «Утята с чашечкой».Цели деятельности учителя: усвоение техники подвижного с...