Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса
рабочая программа по чтению (2 класс)

Cосницкая Надежда Николаевна

В программе по литературному чтению для начальных классов комплекта Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова представлена система лингвистических понятий, усвоение которых позволяет ученикам самостоятельно и осознанно находить способы решения широкого круга практических и познавательных задач.

Содержание учебных предметов, прежде всего, должно способствовать формированию у младших школьников основ теоретического мышления. Последнее складывается в процессе выполнения учащимися учебной деятельности. Поэтому содержание учебных предметов в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова разработано в соответствии с особенностями и структурой учебной деятельности школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 57

Приморского района Санкт-Петербурга

«РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО»

Педагогическим советом

Протокол от _______________ № _____

«УТВЕРЖДАЮ»

        Приказ от «________ »________20_____ г.

        №__________________________________

       Директор школы ___________Сигаева И.А.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  литературному чтению

для обучающихся 2 «а» класса

на 2017 – 2018 учебный год

Составитель программы:

учитель первой категории

Cосницкая Надежда Николаевна

Санкт-Петербург

1. Результаты изучения курса «Литературное чтение» (2  класс):

Личностные:

  •  принимать как ценность жизнь, родину, доброту, семью, любовь, знание, дружбу, справедливость, сострадание, взаимопомощь;
  • представлять многообразие народов, живущих в России, в их языках и устном народном творчестве;
  • принимать различные точки зрения от прочтения художественного произведения, терпимо относиться к ним;
  • принимать этикетные нормы поведения в коллективе, в паре, в группе в процессе анализа и интерпретации художественных произведений;
  • различать эмоции и чувства персонажа, присутствующие в художественном произведении;
  • различать эмоции и чувства, проявляющиеся в процессе анализа и интерпретации художественных произведений;
  • проявлять интерес к пониманию замысла художественного произведения в определенном жанре.

Метапредметные:

  • правильно читать словами и словосочетаниями, обозначать интонацию конца предложения в соответствии с пунктуацией;
  • в устной и письменной форме давать полный ответ на вопрос по содержанию прочитанного;
  • определять тему самостоятельно прочитанного текста объемом около 150 слов;
  • выбирать заглавие к тексту объемом 150 слов из нескольких предложенных;
  • иметь представление о микротеме и о принципах деления текста в жанре сказки на микротемы;
  • иметь  представление о многообразии книг: художественных, учебных, научно-популярных;
  • в процессе коллективного обсуждения проблемы выражать читательскую позицию;
  • оценивать ответ одноклассника по предложенным учителем критериям;
  • пользоваться сноскам и справочными разделами учебника;
  • подбирать к художественным произведениям иллюстративный материал из предложенного в учебнике;
  •  соотносить разные способы создания художественного образа (в литературе, мультипликации, искусстве театра, живописи).

Предметные:

  • иметь представление о пословице, басне, сказке, поэтической сказке, сказке-пьесе, притче, сказке-притче;
  • иметь представление об образных средствах языка сказки: преувеличении, повторах, постоянных эпитетах;
  • определять вид народной сказки (о животных, бытовую, волшебную) и авторскую сказку о волшебстве по характерным признакам;
  • иметь опыт наблюдения рифмы и ритма в стихотворных произведениях, особенностей сказочного героя;
  • составлять «партитуру» поэтического текста для интонирования наизусть (коллективно и индивидуально);
  • критически оценивать свое интонирование и чтение (и других) в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;
  • наблюдать композицию (построение) сказки (народной и авторской);
  • соотносить классические сказочные сюжеты, находить общие и различные признаки русских, зарубежных сказок;
  • в ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения определять отношение автора к персонажу, главную мысль сказки;
  • раскрывать смысл предложенных учебником пословиц, соотносят их с содержанием другого прочитанного произведения;
  • пересказывать фрагмент произведения близко к тексту;
  • создавать миниатюры на заданную тему, редактировать собственный текст;
  • выразительно и грамотно читать фрагменты предложенных учебником произведений «по ролям».

К окончанию 2 класса обучающиеся должны:

знать

  • функции слова в речи человека;
  • особенности юмористического текста;
  • виды сказок;
  • жанровые особенности сказки, притчи, пословицы, сказки- притчи, волшебной истории;
  • композиционные особенности названных жанров;
  • содержательные особенности жанра сказки;
  • понятие иносказания в некоторых жанрах (сказка, басня)

уметь

  • определять отношение автора к предмету описания;
  • пояснять смысл прочитанного текста согласно тем учебным задачам, которые ставятся на уроке;
  • формулировать некоторые особенности художественного образа поэтического текста (на интуитивном уровне) с целью передачи настроения автора, героя произведения;
  • выделять содержательные особенности русской народной сказки, сказки-притчи, авторской (литературной) сказки;
  • выделять композиционные особенности народной волшебной и авторской сказок;
  • устанавливать связи между жанрами с целью выявления их общих и различных признаков;
  • грамотно читать дидактический (обучающий) текст большого объема и использовать все возможные приемы понимания этого текста;
  • выразительно читать художественный текст в предлагаемом жанре;
  • рассказывать сказочную историю (отрывок) близко к тексту и выражать в рассказе свою читательскую позицию по отношению к ее героям;
  • интонировать наизусть поэтический художественный (нехудожественный) текст любого содержания (по выбору учащегося);
  • составлять «партитуру» поэтического текста для интонирования наизусть (коллективно и индивидуально); оценивать свое интонирование и чтение (и других) в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;
  • создавать небольшие высказывания (тексты) по поставленной на уроке проблеме, обсуждать их в классе, доказывая свою точку зрения;
  • читать вслух незнакомый текст целыми словами, ориентируясь на ключевые слова, знаки препинания (темп чтения на конец 2 класса — 60—65 слов в минуту);
  • отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
  • оценивать свое чтение.

2. Содержание тем учебного курса «Литературное чтение»

Раздел

учебного курса

Количество часов

Текущий

контроль

Тематический контроль

Каким бывает слово?

17

Волшебные превращения слова

21

Волшебники слова

14

Введение в мир сказочного слова.

3

Слово в русской народной сказке

15

проверочная работа

Притчевое слово в сказке

6

тест

Мир природы в авторских сказках

12

Герои в авторских сказках о животных

12

тест

Герои в авторских сказках о волшебстве

11

Сказка в стихах

17

Когда рождается сказочник

8

3. Описание учебно-методического комплекса

  1. Матвеева Е. И. Литературное чтение.: Учебник для 2 класса начальной школы в 2-х кн. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.
  2. Матвеева Е. И. Тетрадь по литературному чтению для 2 класса начальной школы – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.
  3. Матвеева Е. И. Проверочные работы по литературному чтению. 2 класс. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.
  4. Матвеева Е. И. Обучение литературному чтению в начальной школе. 2 класс. (Система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова): Пособие для учителя. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.
  5. Матвеева Е. И. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы) / Е. И. Матвеева, И. Е, Патрикеева // Серия «Новые образовательные стандарты». – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011.
  6. http://www.kykymber.ru/ - литературный иллюстрированный журнал для детей

  7. http://www.epampa.narod.ru/ - литературный журнал для детей и взрослых

  8. http://www.rgdb.ru/ - Российская государственная детская библиотека

  9. http://www.strumishka.ru/ - блог Н. К. Абрамцевой 

  10. http://www.slovotvorhestvo.ru/ - сайт «Твори, обучаясь!»

Календарно-тематическое планирование

п/п

Планируемые сроки / дата  проведения

Тема урока

Возможные виды деятельности

на уроке

Результаты

Предметные

Личностные

Метапредметные

Каким бывает слово – 17 ч

ТБ на уроках литературного чтения. Знакомство с учебником. Обращение автора к читателю.

Освоение способа синтагматического чтения на дидактических текстах.

иметь представление об образных средствах языка

иметь опыт наблюдения рифмы и ритма в стихотворных произведениях, особенностей сказочного героя;

составлять «партитуру» поэтического текста для интонирования наизусть (коллективно и индивидуально);

критически оценивать свое интонирование и чтение (и других) в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;

в ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения определять отношение автора к персонажу, главную мысль;

раскрывать смысл предложенных учебником пословиц, соотносят их с содержанием другого прочитанного произведения;

пересказывать фрагмент произведения близко к тексту;

создавать миниатюры на заданную тему, редактировать собственный текст;

выразительно и грамотно читать фрагменты предложенных учебником произведений «по ролям»

принимать как ценность жизнь, родину, доброту, семью, любовь, знание, дружбу, справедливость, сострадание, взаимопомощь;

правильно читать словами и словосочетаниями, обозначать интонацию конца предложения в соответствии с пунктуацией;

в устной и письменной форме давать полный ответ на вопрос по содержанию прочитанного;

определять тему самостоятельно прочитанного текста объемом около 150 слов;

выбирать заглавие к тексту объемом 150 слов из нескольких предложенных;

в процессе коллективного обсуждения проблемы выражать читательскую позицию;

оценивать ответ одноклассника по предложенным учителем критериям;

пользоваться сноскам и справочными разделами учебника

Поэтические послания А.С.Пушкина.

Интонация литературного послания. Образ слова в поэтическом и прозаическом текстах.

принимать различные точки зрения от прочтения художественного произведения, терпимо относиться к ним

А.А.Тарковский «Слово только оболочка…»

Смысл и звучание слова. Определение ритмического рисунка в стихотворении.  Чтение по партитуре. Интонирование незнакомого текста.

проявлять интерес к пониманию замысла художественного произведения в определенном жанре

Дж. Родари  «Почему золото так дорого ценится?»

Роль слова в жизни, поучительность слова. Чтение по партитуре. Интонирование незнакомого текста.

проявлять интерес к пониманию замысла художественного произведения в определенном жанре

Слово в пословице.

Прямое и переносное значение слова. Пословицы о значении слова в жизни человека.

представлять многообразие народов, живущих в России, в их языках и устном народном творчестве

Крылатые выражения (фразеологические обороты) В.В.Суслов «Как работает слово»

Знакомство с фразеологическим словарём.  Чтение по партитуре. Интонирование незнакомого текста.

Е.А Пермяк «Волшебные краски».

Определение темы рассказа.   Освоение способа синтагматического чтения.

различать эмоции и чувства персонажа, присутствующие в художественном произведении

Е.А.Пермяк «Пастух и Скрипка»

Настроение рассказа. Выделение слов-признаков для  описания.  

принимать различные точки зрения от прочтения художественного произведения, терпимо относиться к ним

Притча. Прямое и переносное значение слова в притче.  В. В. Голявкин «Я пуговицу сам себе пришил».

Слово в притче. Иносказательность и поучительность притчевого слова.

проявлять интерес к пониманию замысла художественного произведения в определенном жанре

«Притча о талантах» по А.Меню.

Овладение способом чтения притчи. Иносказательность и поучительность притчевого слова.

Слово в лирическом стихотворении.

А.А.Ахматова «Тайны ремесла».

Слово поэтическое и прозаическое. Слово в лирическом стихотворении. Критерии чтения поэтического произведения.

Притча-сказка. Ф.К.Сологуб «Глаза».

Прямое и переносное значение слова. Диалог героев.  

принимать различные точки зрения от прочтения художественного произведения, терпимо относиться к ним

Описание природы в прозе и поэзии. В.В.Набоков «Дождь пролетел», М. М. Пришвин «Летний дождь»

Образ, созданный автором, в рассказе и стихотворении. Составление чтецкой «партитуры» стихотворного текста. Чтение по партитуре.

проявлять интерес к пониманию замысла художественного произведения в определенном жанре

Описание музыкальной шкатулки в сказке В.Ф.  Одоевского «Городок в табакерке».

Описание предмета.  Выразительное чтение с последующим    оцениванием.    Определение

критериев чтения.

проявлять интерес к пониманию замысла художественного произведения в определенном жанре

В.Ф.  Одоевский «Городок в табакерке».

Способы передачи настроения героя. В.В.Лунин «Музыка»

Интонирование незнакомого текста.

 «Читай, удивляйся, размышляй!»

Обсуждение  прочитанного в разделе. Совершенствование навыка чтения. Слово авторское. Восприятие авторского слова читателем.

представлять многообразие народов, живущих в России, в их языках и устном народном творчестве

Волшебные превращения слова  - 21 ч

Волшебные  превращения  слова. Спор   в   юмористическом   игровом стихотворении.

А.К.Дитрих «Говорила туча туче»

Слово и речь человека. Словесные «казусы» в речи героев юмористического стихотворения. Диалог-спор героев, выбор лексических средств для передачи их настроения  

иметь представление об образных средствах языка;

 

иметь опыт наблюдения рифмы и ритма в стихотворных произведениях, особенностей сказочного героя;

составлять «партитуру» поэтического текста для интонирования наизусть (коллективно и индивидуально);

критически оценивать свое интонирование и чтение (и других) в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;

в ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения определять отношение автора к персонажу, главную мысль сказки;

пересказывать фрагмент произведения близко к тексту;

создавать миниатюры на заданную тему, редактировать собственный текст;

выразительно и грамотно читать фрагменты предложенных учебником произведений «по ролям»

принимать различные точки зрения от прочтения художественного произведения, терпимо относиться к ним

правильно читать словами и словосочетаниями, обозначать интонацию конца предложения в соответствии с пунктуацией;

в устной и письменной форме давать полный ответ на вопрос по содержанию прочитанного;

определять тему самостоятельно прочитанного текста объемом около 150 слов;

выбирать заглавие к тексту объемом 150 слов из нескольких предложенных;

иметь  представление о многообразии книг: художественных, учебных, научно-популярных;

в процессе коллективного обсуждения проблемы выражать читательскую позицию;

оценивать ответ одноклассника по предложенным учителем критериям;

подбирать к художественным произведениям иллюстративный материал из предложенного в учебнике

Интонация в стихах  Э. Э. Мошковской и  Т. Собакина.

Инсценирование текста стихотворения  

принимать этикетные нормы поведения в коллективе, в паре, в группе в процессе анализа и интерпретации художественных произведений

Трудно ли быть грамотным? Ю. Тимянский «Рассказ школьного портфеля»

Критерии чтения юмористического  стихотворения. Моделирование развернутого ответа  на вопрос об основном смысле произведения.

проявлять интерес к пониманию замысла художественного произведения в определенном жанре

Ю. Тувим «Словечки-калечки»

Тон чтения.  Диалог героев.  Чтение произведения по ролям

Зачем люди хвастаются? Русская   народная   сказка

«Заяц-хвастун»

Выразительное чтение  по ролям с последующим оцениванием. Определение критериев чтения.

различать эмоции и чувства персонажа, присутствующие в художественном произведении

Слово в речи героев русской народной сказки. «Лиса и журавль», «Каша из топора»

Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении

Басня И. А. Крылова «Кукушка и Петух».

Сказка и   басня.   Слово поучение   в   этих жанрах.  

различать эмоции и чувства персонажа, присутствующие в художественном произведении

И. М. Подгаецкая «Ударение». Зачем читать лингвистические сказки?

Зачем   читать  лингвистические    сказки? О чем в них можно узнать?

проявлять интерес к пониманию замысла художественного произведения в определенном жанре

Особенности изображения героев в стихотворении

С.   Черного  «Воробей»  

Необычные слова. Моделирование развернутого ответа на вопрос об особенностях произведения.

Сказка В. И.   Белова  «Как  воробья  ворона обидела»

Чтение и анализ  авторской сказки.

различать эмоции и чувства персонажа, присутствующие в художественном произведении

Необычные    герои.    Я. Л.    Аким «Что    говорят   двери?»

Неживые предметы — герои       произведений.

Н.  Демыкина «Капризный день»

Создание виртуального мультфильма по тексту юмористического  стихотворения

принимать этикетные нормы поведения в коллективе, в паре, в группе в процессе анализа и интерпретации художественных произведений

«Вежливые»    стихи. О. Е. Григорьев «Гостеприимство».

Дискуссия    о   речевом  этикете. Открытие способа быстрого запоминания шуточного стихотворения.  

принимать различные точки зрения от прочтения художественного произведения, терпимо относиться к ним

«Вежливые» стихи. И. Шевчук «Подарок».

Работа в группах: определение ритмического рисунка. Применение способа синтагматического чтения при чтении стихов.

принимать этикетные нормы поведения в коллективе, в паре, в группе в процессе анализа и интерпретации художественных произведений

«Вежливые» слова в произведении.  О. И. Высотская «Мягкий знак»

Выразительное чтение с последующим оцениванием. Определение критериев чтения.

различать эмоции и чувства персонажа, присутствующие в художественном произведении

Э. Э.  Мошковская «Сказка про Твердый и Мягкий  Знаки»

проявлять интерес к пониманию замысла художественного произведения в определенном жанре

Значение слова. Ошибки в речи.   Дж Родари «Страна без ошибок».

Применение способа синтагматического чтения при чтении стихов.

Каким бывает   язык?    Притчаоб Эзопе.

Обучение пересказу притчи.  Способ запоминания притчи. Критерии выразительного чтения притчи.

 «Читай, удивляйся, размышляй!».  

Обсуждение  прочитанного в разделе. Совершенствование навыка чтения.

представлять многообразие народов, живущих в России, в их языках и устном народном творчестве

 «Читай, удивляйся, размышляй!». Н. К. Абрамцева «Сказки для добрых сердец»

Обсуждение  прочитанного в разделе. Совершенствование навыка чтения.

принимать различные точки зрения от прочтения художественного произведения, терпимо относиться к ним

«Читай, удивляйся, размышляй!». Выразительность поэтического слова.

иметь представление о пословице, басне, сказке, поэтической сказке, сказке-пьесе

Волшебники слова  -  14 ч

Волшебники слова. Дж. Родари «Чем писать?»

Авторское слово.  Сравнение как приём, создающий образ  

иметь представление об образных средствах языка;

иметь опыт наблюдения рифмы и ритма в стихотворных произведениях, особенностей сказочного героя;

составлять «партитуру» текста для интонирования;

критически оценивать свое интонирование и чтение (и других) в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;

в ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения определять отношение автора к персонажу, главную мысль;

пересказывать фрагмент произведения близко к тексту;

выразительно и грамотно читать фрагменты предложенных учебником произведений «по ролям»

различать эмоции и чувства персонажа, присутствующие в художественном произведении

правильно читать словами и словосочетаниями, обозначать интонацию конца предложения в соответствии с пунктуацией;

определять тему самостоятельно прочитанного текста объемом около 150 слов;

выбирать заглавие к тексту объемом 150 слов из нескольких предложенных;

иметь представление о микротеме и о принципах деления текста в жанре сказки на микротемы;

иметь  представление о многообразии книг: художественных, учебных, научно-популярных;

в процессе коллективного обсуждения проблемы выражать читательскую позицию;

пользоваться сноскам и справочными разделами учебника

Иносказание в притче. Л.Н. Толстой  «Веник». Л. Да Винчи «Гусеница»

Определение  иносказательного  характера притчи.

В    чем    секреты    интонации? И. Мазнин «Давайте дружить»

Выразительное чтение с последующим    оцениванием.    Определение критериев чтения.

принимать как ценность жизнь, родину, доброту, семью, любовь, знание, дружбу, справедливость, сострадание, взаимопомощь

Н.Н.Матвеева «Кораблик»

Чтение стихотворения с разной интонацией.

Введение  нового  термина лирика,

объяснение его с точки зрения этимологии.  

проявлять интерес к пониманию замысла художественного произведения в определенном жанре

Житейская» история в небольшом   рассказе. Ю. Коваль «Бабочка»  

различать эмоции и чувства персонажа, присутствующие в художественном произведении

«Ночные»   произведения.   B. C.  Шефнер «Колыбельная»

Чтение стихотворения с разной интонацией.

принимать как ценность жизнь, родину, доброту, семью, любовь, знание, дружбу, справедливость, сострадание, взаимопомощь

С. Г.Козлов «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды»

Характер героя, его поступки и мотивы.

Общеклассное  обсуждение.

принимать различные точки зрения от прочтения художественного произведения, терпимо относиться к ним

С. Г. Козлов «Сказки»

Г.М. Кружков «Утро — веселый маляр».

Авторское воплощение образа героя.

проявлять интерес к пониманию замысла художественного произведения в определенном жанре

Рассказ – миниатюра.   М.М.Пришвин «Слово - звезда»

Определение основных особенностей

жанра      миниатюры,      объяснение

смысла заглавия миниатюры

Э. Ю. Шим «Цветной венок»

Сравнения в тексте. План текста.

Незабываемый случай.

В.И.Белов «Радуга».

Способы изображения необычного события. Чтение рассказа с соблюдением критериев выразительного чтения.

проявлять интерес к пониманию замысла художественного произведения в определенном жанре

Незабываемый случай.

В. А. Бахревский «Хозяева лета».

Урок-рефлексия. Как правильно работать со «Словариком читателя?»

Выполнение заданий.

иметь представление о пословице, басне, сказке, поэтической сказке, сказке-пьесе, притче, сказке-притче

принимать различные точки зрения от прочтения художественного произведения, терпимо относиться к ним

Введение в мир сказочного слова – 3 ч

И.С.Соколов - Микитов «Звезды»

Миниатюра, её чтение в соответствии с критериями  выразительного чтения.

в ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения определять отношение автора к персонажу, главную мысль;

пересказывать фрагмент произведения близко к тексту

проявлять интерес к пониманию замысла художественного произведения в определенном жанре

в процессе коллективного обсуждения проблемы выражать читательскую позицию

В.Д. Берестов «Недаром дети любят сказку»

Чтение стихотворения в соответствии с критериями

выразительного чтения.

В.А. Черченко «Как рождается сказка?»

Подбор однокоренных слов к слову сказка.

Представление читательских интересов, степень знакомства с жанром сказка.

принимать как ценность жизнь, родину, доброту, семью, любовь, знание, дружбу, справедливость, сострадание, взаимопомощь

Слово в русской народной сказке – 15 ч

Устное народное творчество. Сказки. Бытовая сказка «Мужик и Медведь»

Чтение сказки по ролям. Выявление трудностей во время чтения.

иметь представление об образных средствах языка сказки: преувеличении, повторах, постоянных эпитетах;

определять вид народной сказки (о животных, бытовую, волшебную) и авторскую сказку о волшебстве по характерным признакам;

наблюдать композицию (построение) сказки (народной и авторской);

соотносить классические сказочные сюжеты, находят общие и различные признаки русских, зарубежных сказок;

в ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения определять отношение автора к персонажу, главную мысль сказки;

пересказывать фрагмент произведения близко к тексту;

создавать миниатюры на заданную тему, редактировать собственный текст;

выразительно и грамотно читать фрагменты предложенных учебником произведений «по ролям»

принимать этикетные нормы поведения в коллективе, в паре, в группе в процессе анализа и интерпретации художественных произведений

правильно читать словами и словосочетаниями, обозначать интонацию конца предложения в соответствии с пунктуацией;

определять тему самостоятельно прочитанного текста объемом около 150 слов;

иметь представление о микротеме и о принципах деления текста в жанре сказки на микротемы;

в процессе коллективного обсуждения проблемы выражать читательскую позицию;

оценивать ответ одноклассника по предложенным учителем критериям;

подбирать к художественным произведениям иллюстративный материал из предложенного в учебнике;

 соотносить разные способы создания художественного образа (в литературе, мультипликации, искусстве театра, живописи)

Бытовая сказка «Мужик и Медведь»

Чтение сказки по ролям.

Бытовая сказка «Мороз, Солнце и Ветер».

Тема сказки. Особенности содержания сказки. Жизненная ситуация бытовой сказки  

различать эмоции и чувства персонажа, присутствующие в художественном произведении

Бытовая сказка «Мороз, Солнце и Ветер».

Обсуждение слов каждого персонажа с целью передачи его настроения, раскрытия характера. Инсценирование.

принимать различные точки зрения от прочтения художественного произведения, терпимо относиться к ним

Волшебная сказка «Кулик».

Особенности содержания сказки.

проявлять интерес к пониманию замысла художественного произведения в определенном жанре

Волшебная сказка «Кулик».

Групповая работа  в определении жанровых особенностей волшебной сказки. Композиция волшебной сказки: присказка, зачин, концовка. Повторы.  

принимать этикетные нормы поведения в коллективе, в паре, в группе в процессе анализа и интерпретации художественных произведений

Волшебная сказка «Несмеяна - царевна».

Самостоятельное чтение сказки. Выделение речевых звеньев, а в них ключевых слов, паузы. Составление «партитуры» текста для чтения на материале одного - двух абзацев.

различать эмоции и чувства персонажа, присутствующие в художественном произведении

Волшебная сказка «Несмеяна - царевна».

Особенности содержания и построения сказки. Выполнение заданий и ответы на вопросы по тексту.

Волшебная сказка «Несмеяна - царевна».

Инсценирование сказки.

Сказка «Морской царь и Василиса Премудрая»

Нахождение примет волшебной сказки: по содержанию, по построению.

различать эмоции и чувства персонажа, присутствующие в художественном произведении

Герой в сказке. Герои-помощники. Герои-вредители.

Коллективная работа.

принимать этикетные нормы поведения в коллективе, в паре, в группе в процессе анализа и интерпретации художественных произведений

Сказка о животных «Журавль и цапля»

Сказка о животных Главные герои сказки. Речь героев.  

проявлять интерес к пониманию замысла художественного произведения в определенном жанре

Сказка о животных «Журавль и цапля»

Инсценирование сказки.

Бытовая сказка

«Солдатская загадка»

Обращение внимания на яркую, необычную речь героев. Обсуждение особенностей русской народной сказки.

Проверочная работа «Русские народные сказки»

Самостоятельная работа

иметь представление о пословице, басне, сказке, поэтической сказке, сказке-пьесе

принимать этикетные нормы поведения в коллективе

в устной и письменной форме давать полный ответ на вопрос по содержанию прочитанного

Притчевое слово в сказке  - 6 ч

Притчевое слово в сказке. Сказка – притча Ф. К. Сологуба «Сказки на грядке и сказки во дворце»

Раскрытие смысла сказки – притчи. Отрабатывать навыки выразительного чтения.

в ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения определять главную мысль;

пересказывать фрагмент произведения близко к тексту;

выразительно и грамотно читать фрагменты предложенных учебником произведений «по ролям»

проявлять интерес к пониманию замысла художественного произведения в определенном жанре

правильно читать словами и словосочетаниями, обозначать интонацию конца предложения в соответствии с пунктуацией;

в устной и письменной форме давать полный ответ на вопрос по содержанию прочитанного;

в процессе коллективного обсуждения проблемы выражать читательскую позицию;

оценивать ответ одноклассника по предложенным учителем критериям

Сказка – притча Ф. К. Сологуба «Сказки на грядке и сказки во дворце»

Скрытый смысл. Поучение в сказке-притче

К. Д. Ушинский «Два плуга»

Скрытый смысл. Поучение в сказке-притче  

различать эмоции и чувства персонажа, присутствующие в художественном произведении

К. Д. Ушинский «Ветер и Солнце».

Чтение текста и запоминания его близко к тексту.

Сказка – притча Н. Г.  Гарина – Михайловского «Знаем!».

Чтение произведения в соответствии с критериями выразительного чтения.  

проявлять интерес к пониманию замысла художественного произведения в определенном жанре

Что такое притча? Тест.

Выполнение теста

иметь представление о пословице, басне, сказке, поэтической сказке, сказке-пьесе, притче, сказке-притче

принимать этикетные нормы поведения в коллективе

в устной и письменной форме давать полный ответ на вопрос по содержанию прочитанного

Мир природы в авторских сказках – 12 ч

Авторская литературная сказка.  Мир природы в авторских сказках.

иметь представление об образных средствах языка сказки: преувеличении, повторах, постоянных эпитетах;

определять вид народной сказки (о животных, бытовую, волшебную) и авторскую сказку о волшебстве по характерным признакам;

критически оценивать свое интонирование и чтение (и других) в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;

наблюдать композицию (построение) сказки (народной и авторской);

соотносить классические сказочные сюжеты, находят общие и различные признаки русских, зарубежных сказок;

в ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения определять отношение автора к персонажу, главную мысль сказки;

пересказывать фрагмент произведения близко к тексту;

выразительно и грамотно читать фрагменты предложенных учебником произведений «по ролям»

различать эмоции и чувства, проявляющиеся в процессе анализа и интерпретации художественных произведений;

проявлять интерес к пониманию замысла художественного произведения в определенном жанре

правильно читать словами и словосочетаниями, обозначать интонацию конца предложения в соответствии с пунктуацией;

в устной и письменной форме давать полный ответ на вопрос по содержанию прочитанного;

определять тему самостоятельно прочитанного текста объемом около 150 слов;

в процессе коллективного обсуждения проблемы выражать читательскую позицию;

оценивать ответ одноклассника по предложенным учителем критериям;

пользоваться сноскам и справочными разделами учебника;

К. Д. Ушинский «Проказы старухи зимы».

Герой авторской сказки. Интонация сказки.  Язык авторской сказки. Описание природы.

К. Д.Ушинский «Проказы старухи зимы»

Пересказ отрывка.

М.  Лесна-Раунио «Кто рисует так искусно…»

Отличия стихотворения и сказки К. Ушинского

Л. А. Чарская «Зимняя сказка»

Чтение произведения в соответствии с критериями выразительного чтения.  

различать эмоции и чувства, проявляющиеся в процессе анализа и интерпретации художественных произведений;

проявлять интерес к пониманию замысла художественного произведения в определенном жанре

Л. А. Чарская «Зимняя сказка»

Наблюдение за выразительными средствами  языка (олицетворения, эпитеты - без названия терминов)   Рисование портрета героини сказки.

Сочинение «Царевна Зима»

Коллективная работа. Составление и запись текста сочинения.

принимать этикетные нормы поведения в коллективе;

проявлять интерес к пониманию замысла художественного произведения в определенном жанре

соотносить разные способы создания художественного образа (в литературе, мультипликации, искусстве театра, живописи)

Л. А. Чарская «Сказки Голубой феи»

Чтение произведения в соответствии с критериями выразительного чтения.  

различать эмоции и чувства, проявляющиеся в процессе анализа и интерпретации художественных произведений;

проявлять интерес к пониманию замысла художественного произведения в определенном жанре

в процессе коллективного обсуждения проблемы выражать читательскую позицию;

оценивать ответ одноклассника по предложенным учителем критериям

О. О. Дриз «Как родилась Зима»

Чтение произведения в соответствии с критериями выразительного чтения.  

О. О. Дриз «Как родилась Зима»

Чтение сказки по ролям.

«Читай, удивляйся, размышляй!» Русские народные сказки «Гуси-лебеди», «Добрый поп».

Сходства и отличия сказок.

проявлять интерес к пониманию замысла художественного произведения в определенном жанре

в устной и письменной форме давать полный ответ на вопрос по содержанию прочитанного

«Читай, удивляйся, размышляй!»

Сходство и отличие поэтических и прозаических произведений.

представлять многообразие народов, живущих в России, в их языках и устном народном творчестве

Герой в авторских сказках о животных – 12 ч

Герой в авторских сказках о животных.

 В. И. Даль «Ворона»

Выразительное чтение с последующим    оцениванием.    Определение

критериев чтения.

критически оценивать свое интонирование и чтение (и других) в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;

наблюдать композицию (построение) сказки (народной и авторской);

в ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения определять отношение автора к персонажу, главную мысль сказки;

пересказывать фрагмент произведения близко к тексту;

создавать миниатюры на заданную тему, редактировать собственный текст;

выразительно и грамотно читать фрагменты предложенных учебником произведений «по ролям»

принимать этикетные нормы поведения в коллективе, в паре, в группе в процессе анализа и интерпретации художественных произведений

правильно читать словами и словосочетаниями, обозначать интонацию конца предложения в соответствии с пунктуацией;

в устной и письменной форме давать полный ответ на вопрос по содержанию прочитанного;

определять тему самостоятельно прочитанного текста объемом около 150 слов;

иметь представление о микротеме и о принципах деления текста в жанре сказки на микротемы;

в процессе коллективного обсуждения проблемы выражать читательскую позицию;

оценивать ответ одноклассника по предложенным учителем критериям;

подбирать к художественным произведениям иллюстративный материал

В. И. Даль «Ворона»

Моделирование   развернутого ответа на вопрос. Деление сказки на части. Структура сказки, схожесть её с народной  

проявлять интерес к пониманию замысла художественного произведения в определенном жанре

Н. Д. Телешов «Покровитель мышей»

Поучение в сказке о животных. Подготовка к чтению по ролям  

различать эмоции и чувства персонажа, присутствующие в художественном произведении

Н. Д. Телешов «Покровитель мышей»

Н. Д. Телешов «Крупеничка»

Сравнительный   анализ   сказок Н. Д. Телешова.

А. Н. Толстой «Картина».

Выразительное чтение с последующим    оцениванием.    

принимать различные точки зрения от прочтения художественного произведения, терпимо относиться к ним

Д. И. Хармс «Про собаку Бубубу»

принимать этикетные нормы поведения в коллективе, в паре, в группе в процессе анализа и интерпретации художественных произведений

Д. И. Хармс «Про собаку Бубубу»

Сравнение произведений: А. Толстой «Картина» и Д. Хармс «Про собаку…»

В. Г. Кротов «Червячок Игнатий и его друзья»

Обсуждение прочитанного произведения

принимать как ценность жизнь, родину, доброту, семью, любовь, знание, дружбу, справедливость, сострадание, взаимопомощь

М. С. Пляцковский «Ёжик, которого можно было погладить»

Выразительное чтение с последующим    оцениванием.    

принимать различные точки зрения от прочтения художественного произведения, терпимо относиться к ним

К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»

различать эмоции и чувства, проявляющиеся в процессе анализа и интерпретации художественных произведений

Тест «Литературные сказки»

Самостоятельная работа.

иметь представление о пословице, басне, сказке, поэтической сказке, сказке-пьесе, притче, сказке-притче

в устной и письменной форме давать полный ответ на вопрос по содержанию прочитанного

Герой в авторских сказках о волшебстве – 11 ч

Герой в авторских волшебных сказках. Н.К. Абрамцева «Чудеса, да и только!»

Анализ дидактических текстов о поведении человека, его речи, умении

спорить.  Экспозиция - необычное начало произведения.

иметь представление об образных средствах языка сказки: преувеличении, повторах, постоянных эпитетах;

определять вид народной сказки (о животных, бытовую, волшебную) и авторскую сказку о волшебстве по характерным признакам;

критически оценивать свое интонирование и чтение (и других) в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;

наблюдать композицию (построение) сказки (народной и авторской);

в ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения определять отношение автора к персонажу, главную мысль сказки;

раскрывать смысл предложенных учебником пословиц, соотносят их с содержанием другого прочитанного произведения;

пересказывать фрагмент произведения близко к тексту

различать эмоции и чувства, проявляющиеся в процессе анализа и интерпретации художественных произведений

правильно читать словами и словосочетаниями, обозначать интонацию конца предложения в соответствии с пунктуацией;

иметь представление о микротеме и о принципах деления текста в жанре сказки на микротемы;

в процессе коллективного обсуждения проблемы выражать читательскую позицию;

художественным произведениям иллюстративный материал

Н.К. Абрамцева «Чудеса, да и только!»

События в произведении, их последовательность.

Сочинение «Почему не надо выбрасывать старые сахарницы»

Коллективное обсуждение темы.

принимать различные точки зрения от прочтения художественного произведения, терпимо относиться к ним

соотносить разные способы создания художественного образа (в литературе, мультипликации, искусстве театра, живописи)

Необычные герои. Т. И. Александрова «Кузька» (отрывок)

Герой сказки. Речь героя.  

различать эмоции и чувства персонажа, присутствующие в художественном произведении

правильно читать словами и словосочетаниями, обозначать интонацию конца предложения в соответствии с пунктуацией;

иметь представление о микротеме и о принципах деления текста в жанре сказки на микротемы;

в процессе коллективного обсуждения проблемы выражать читательскую позицию;

оценивать ответ одноклассника по предложенным учителем критериям

Необычные герои.  Т. И. Александрова «Домовёнок Кузька»

Коллективное обсуждение

принимать различные точки зрения от прочтения художественного произведения, терпимо относиться к ним

Необычные герои.  Т. И. Александрова «Домовёнок Кузька»

Пересказ эпизода сказки. Иллюстрирование сказки  

Сочинение «Домовёнок Кузька»

Коллективное обсуждение

принимать различные точки зрения от прочтения художественного произведения, терпимо относиться к ним

А.Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

Коллективное обсуждение

А.Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

Коллективное обсуждение. Словесный портрет любимого героя

принимать как ценность жизнь, родину, доброту, семью, любовь, знание, дружбу, справедливость, сострадание, взаимопомощь

А.Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о произведении

различать эмоции и чувства персонажа, присутствующие в художественном произведении

Сочинение «Мой любимый  сказочный герой»

Коллективное обсуждение

принимать этикетные нормы поведения в коллективе, в паре, в группе в процессе анализа и интерпретации художественных произведений

соотносить разные способы создания художественного образа (в литературе, мультипликации, искусстве театра, живописи)

Сказка в стихах – 17 ч

Поэтическая сказка. С. Я. Маршак «Вчера и сегодня»

Работа со сносками и словарем.

иметь представление об образных средствах языка сказки: преувеличении, повторах, постоянных эпитетах;

определять авторскую сказку о волшебстве по характерным признакам;

иметь опыт наблюдения рифмы и ритма в стихотворных произведениях, особенностей сказочного героя;

составлять «партитуру» поэтического текста для интонирования наизусть (коллективно и индивидуально);

критически оценивать свое интонирование и чтение (и других) в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;

пересказывать фрагмент произведения близко к тексту;

выразительно и грамотно читать фрагменты предложенных учебником произведений «по ролям»

принимать этикетные нормы поведения в коллективе, в паре, в группе в процессе анализа и интерпретации художественных произведений

правильно читать словами и словосочетаниями, обозначать интонацию конца предложения в соответствии с пунктуацией;

в устной и письменной форме давать полный ответ на вопрос по содержанию прочитанного;

определять тему самостоятельно прочитанного текста

иметь представление о микротеме и о принципах деления текста в жанре сказки на микротемы;

иметь  представление о многообразии книг

в процессе коллективного обсуждения проблемы выражать читательскую позицию;

оценивать ответ одноклассника по предложенным учителем критериям;

подбирать к художественным произведениям иллюстративный материал

С. Я. Маршак «Вчера и сегодня»

Работа в группах:

составление плана в виде вопросов

обсуждение.

С.  Я. Маршак «Вчера и сегодня»

Чтение по ролям.

П. П. Ершов «Конек - Горбунок»

Чтение произведения. Устаревшие слова и выражения

различать эмоции и чувства персонажа, присутствующие в художественном произведении

П. П. Ершов «Конек - Горбунок»

Чтение произведения

П.  П. Ершов «Конек - Горбунок»

Выразительное чтение  по ролям с последующим оцениванием. Определение критериев чтения.

П. П. Ершов «Конек - Горбунок»

Моделирование развернутого ответа  на вопрос об основном смысле произведения.

принимать как ценность жизнь, родину, доброту, семью, любовь, знание, дружбу, справедливость, сострадание, взаимопомощь

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Выразительное чтение  по ролям с последующим оцениванием.

различать эмоции и чувства персонажа, присутствующие в художественном произведении

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Создание мультфильма

различать эмоции и чувства, проявляющиеся в процессе анализа и интерпретации художественных произведений

«Читай, удивляйся, размышляй!». Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказочка про Козявочку».

Особенности сказочного слова.

принимать как ценность жизнь, родину, доброту, семью, любовь, знание, дружбу, справедливость, сострадание, взаимопомощь

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказочка про Козявочку».

Озаглавливание частей сказки. Выполнение заданий.

различать эмоции и чувства персонажа, присутствующие в художественном произведении

Н. К. Абрамцева «Лужица»

Выразительное чтение  с последующим оцениванием.

Н. К. Абрамцева «Лужица»

Пересказ сказки.

Творчество Е. Пермяка. «Пастух и Скрипка»

Выразительное чтение  с последующим оцениванием.

различать эмоции и чувства, проявляющиеся в процессе анализа и интерпретации художественных произведений

Е. Пермяк «Пастух и Скрипка»

Пересказ сказки.

Пословицы и поговорки о сказке.

Смысл Пословицы. Выполнение заданий.

принимать как ценность жизнь, родину, доброту, семью, любовь, знание, дружбу, справедливость, сострадание, взаимопомощь

Когда рождается сказочник  - 8 ч

Как рождается сказочник.

А.  Черепанова «Бесконечная сказка»

Чтение сказки по фрагментам. Замысел автора. Герои сказки.  

иметь представление о пословице, басне, сказке, поэтической сказке, сказке-пьесе, притче, сказке-притче;

иметь представление об образных средствах языка сказки: преувеличении, повторах, постоянных эпитетах;

определять вид сказки по характерным признакам;

критически оценивать свое интонирование и чтение (и других) в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;

пересказывать фрагмент произведения близко к тексту

различать эмоции и чувства, проявляющиеся в процессе анализа и интерпретации художественных произведений;

проявлять интерес к пониманию замысла художественного произведения в определенном жанре

правильно читать словами и словосочетаниями, обозначать интонацию конца предложения в соответствии с пунктуацией;

в устной и письменной форме давать полный ответ на вопрос по содержанию прочитанного

соотносить разные способы создания художественного образа (в литературе, мультипликации, искусстве театра, живописи)

А.  Черепанова «Бесконечная сказка»

Сочинение сказки

Работа в парах  

иметь представление о сказке, поэтической сказке, сказке-пьесе, притче, сказке-притче

принимать этикетные нормы поведения в коллективе, в паре, в группе в процессе анализа и интерпретации художественных произведений

Библиотечный урок.  Определение содержания книги по её элементам

О чем рассказывают обложка книги, иллюстрации  и содержание.

определять вид сказки по характерным признакам;

критически оценивать свое интонирование и чтение (и других) в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения

принимать этикетные нормы поведения в коллективе, в паре, в группе в процессе анализа и интерпретации художественных произведений

в устной и письменной форме давать полный ответ на вопрос по содержанию прочитанного;

в процессе коллективного обсуждения проблемы выражать читательскую позицию;

оценивать ответ одноклассника по предложенным учителем критериям;

пользоваться сноскам и справочными разделами учебника

Итоговый урок - рефлексия

Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях, о прочитанных произведениях.

определять вид сказки по характерным признакам;

пересказывать фрагмент произведения близко к тексту

различать эмоции и чувства, проявляющиеся в процессе анализа и интерпретации художественных произведений

Викторина «В мире книг»

Выполнение заданий. Работа в группах.

принимать этикетные нормы поведения в коллективе, в паре, в группе в процессе анализа и интерпретации художественных произведений

Викторина «В мире книг»

Читаем с увлечением. Список литературы для чтения летом.

Выполнение заданий.

различать эмоции и чувства, проявляющиеся в процессе анализа и интерпретации художественных произведений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс. Программа Л.В.Занкова.

Рабочая программа содержит:пояснительную запискусодержание программытребования к уровню подготовки к концу третьего классакалендарно-тематическое планированиекритерии и нормы оценок...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс.Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различн...

рабочая программа по литературному чтению, 4 класс, программа "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа + развернутое тематичекое планирование...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями инструктивно-методического письма....

рабочая программа по литературному чтению 3 класс, рабочая программа по физической культуре 3 класс

рабочая программа по литературному чтению 3 классрабочая программа по физической культуре 3 класс...

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...