Конспект по литературному чтению «Твердый согласный звук [ж], буквы Ж ж. Сопоставление ж-ш»
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Гордеева Кристина Васильевна

Конспект по литературному чтению «Твердый согласный звук [ж], буквы Ж ж.  Сопоставление ж-ш»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл probnyj_po_literature.docx23.89 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по литературному чтению

УМК «Школа России»

1 класс

Тема: «Твердый согласный звук [ж], буквы Ж ж. 

Сопоставление ж-ш»

Цель урока: создать условия для ознакомления учащихся с твердым согласным звуком [ж], буквами Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш].

Тип урока: открытия нового знания.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • учащиеся распознают в словах и характеризуют звук [ж] как звонкий и всегда твёрдый, обозначают буквой Ж;
  • выполняют слого - звуковой анализ слова;
  • сопоставляют звуки [ж] и [ш];
  • читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты, пересказывают текст;
  •  анализируют пословицы о дружбе.

Метапредметные:

  • учиться определять тему урока с помощью учителя;
  • учащиеся вступают в беседу на уроке и в жизни.

Личностные:

  • учащиеся осознают себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества).

Оборудование: учебник В.Г. Горецкий «Азбука», мультимедийная установка, экран, презентация к уроку.

Этапы урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний
  3. Сообщение темы урока
  4. Работа по учебнику
  5. Знакомство с новым звуком
  6. Физкультминутка
  7. Работа по учебнику
  8. Знакомство с новой буквой
  9. Физкультминутка
  10. Применение нового знания на практике
  11. Работа по учебнику
  12. Итог урока

Ход урока

  1. Организационный момент

Учитель: Добрый день, ребята! Встаньте, пожалуйста. Давайте посмотрим, все ли у вас на парте: тетрадь по печатанию, учебник «Азбука» подставка под учебник, ёжик с полной канцелярией? Отлично.

Учитель: А сейчас проверим, чему уже вы научились на уроках литературного чтения. Сначала сядет тот, чье имя начинается с гласного звука, а теперь – согласного звука.  Молодцы! Никто не остался без места. Итак, наш урок начинается.

  1. Актуализация знаний

Учитель: Вспомним, на какие две группы делятся звуки.

Ученики: Гласные и согласные.

Учитель: Чем гласные звуки отличаются от согласных?

Ученики: Гласные не встречают преграду при произнесении, а согласные встречают; гласные могут образовывать слог, а согласные – нет.

Учитель: Ребята, распределите, пожалуйста, буквы по своим домикам. (На доске карточки со словами «Гласные» и «Согласные», ученики выходят по одному к доске и предложенные учителем буквы прикрепляют к нужным карточкам – а, у, ч, в, о, к, ы, ь, г, д, е, ш).

Учитель: Какая буква оказалась лишней?

Ученики: Мягкий знак «ь».

Учитель: Почему?

Ученики: Мягкий знак «ь» не обозначает никакого звука.

Учитель: Назовите букву, которая всегда обозначает мягкий согласный звук.

Ученики: Буква «ч».

Учитель: Назовите букву, которая может обозначать 2 звука.

Ученики: Буква «е».

Учитель: В каких случаях буква «е» может обозначать 2 звука?

Ученики: В начале слова, после гласного звука, после мягкого знака «ь».

Учитель: Назовите букву, которая всегда обозначает твердый согласный звук.

Ученики: Буква «ш»

Учитель: Молодцы.

  1. Сообщение темы урока

Учитель: Ребята, вы любите разгадывать загадки? А я очень люблю их загадывать. Отгадайте загадки, если ответ будет правильный, мы увидим отгадку (Отгадки постепенно появляются на слайдах).

  1. Он живёт в лесу дремучем,

Сам он круглый и колючий.

Угадайте, это кто же?

Ну конечно, это… (Ёжик).

  1. Узнать его нам просто,

Узнать его легко:

Высокого он роста

И видит далеко. (Жираф).

  1. Длинноногий, длинношеий

Длинноклювый, телом серый,

По болотам ходит-бродит,

Там лягушек ищет, ловит. (Журавль)

Учитель: Как можно назвать всех одним словом?

Ученики: Животные.

Учитель: Произнесите все слова. Чем все слова похожи?

Ученики: Во всех словах есть звук [ж].

Учитель: Кто догадался, какова тема нашего урока?

Ученики: Звук [ж]. Буква Ж ж.

  1. Работа по учебнику

Учитель: Откройте учебник на стр. 24. Вверху найдите пословицу о дружбе. Прочитайте про себя «Где дружбой дорожат, там враги дрожат». Давайте хором повторим эту пословицу. Как вы понимаете эту пословицу?

Ученики: Объясняют смысл пословицы.

Учитель: Одиночка часто не может противостоять врагам, а вместе с друзьями можно стать непобедимым.

Учитель: Рассмотрите картинку ниже. Поднимите руку, кто узнал сказку. Кто автор сказки?

Ученики: Сказка «Дюймовочка». Автор сказки Ганс Христиан Андерсен.

Учитель: Кто помог Дюймовочке избежать свадьбы с кротом?

Ученики: Ласточка.

Учитель: Кем стали Ласточка и Дюймовочка?

Ученики: Друзьями.

Учитель: Пословиц о дружбе много. Прочитайте следующую пословицу: «Дружба, как стекло, разобьешь – не сложишь.

Учитель: Почему так говорят?

Ученики: Предположения детей.

Учитель: Что нужно делать, чтобы избежать ссоры?

Ученики: Не ссориться.

Учитель: А если ссора произошла?

Ученики: Помириться.

  1. Характеристика звука [ж]

Учитель: Вспомните, как жужжит шмель? (ж-ж-ж)

Учитель: Какой звук произносит пчела, когда летит? (ж-ж-ж)

Учитель: О каком звуке будем говорить? (ж)

Учитель: Отгадайте загадку

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь. (отгадка на слайде)

Ученики: Жук.

Учитель: Произнесите это слово, выделите первый звук в слове, дайте ему характеристику, постройте схему слова у себя в тетрадях по печатанию, а один ученик выйдет к доске и сделает схему. (звук «Ж» - согласный, всегда твёрдый, звонкий). Сколько слогов? (1) Назовите слог-слияние? (жу).

  1. Физкультминутка

Учитель: Я буду называть слова, если услышите звук [ж] - хлопайте в ладоши, если в слове нет звука [ж] - топайте ногами.

кошка, ножницы, цапля, лыжи, чемодан, щетка, пиджак, вешалка, ёжик, лиса, мышь, жук, волк, карандаш, крыша, ужи.

  1. Работа по учебнику

Учитель: Подведем итог. На правой странице учебника найдите прямоугольники. Читаем, что написано внутри и выбираем верный ответ. (согласный, звонкий, твердый).

Учитель: Прочитайте столбики слов под первым кружочком самостоятельно.

друг, дружок

могу, может

жук, Жучка

телега, тележка

Учитель: Прочитайте слова, где «ж» стоит в начале слова.

Учитель: Прочитайте слова, где буква «ж» стоит в середине слова.

Учитель: Прочитайте слово, в котором буква «ж» есть, а звука [ж] нет. (тележка). А какой в этом в слове звук? [ш].

Учитель: Сравните звук [ж] и [ш].

Учитель: Звук [ж] –звонкий, а звук [ш] – глухой.

Учитель: Какой вывод можно сделать? (это парные звуки)

Учитель: А скажите мне, пожалуйста, почему слово «Жучка» написано с заглавной буквы?

Ученики: Это имя собственное.

  1. Знакомство с печатными буквами Ж, ж.

Учитель: Про звук мы узнали, можно познакомиться и с буквой, с помощью которой он записывается.

Учитель: Звук [ж] на письме обозначается буквой Ж. Посмотрите на доску (учитель на доске пишет печатные буквы ж Ж). На что похожа буква «ж»? (на букву «к»)

Учитель: Откройте тетрадь по печатанию и напишите на одной строчке маленькую букву «ж», на второй строчке заглавную букву «Ж». Какой цвет возьмете, чтобы написать печатные буквы «ж»? (синий). Почему? (потому что звук [ж] – всегда твердый).

Учитель: Зачем нужна заглавная буква Ж?

Ученики: Писать имена собственные и начало предложения.

  1. Физкультминутка

Учитель: Встаньте из-за парт. Если слово пишется с большой буквы, то тянетесь к солнышку, если с маленькой, то садитесь на корточки.

* жираф, Жучка, журавль, жучок, Жанна, жёлудь, желток, Женя.

Учитель: Молодцы, садитесь.

  1. Применение нового знания на практике

Учитель: Прочитайте на стр. 25 сочетание букв (ЖА ЖО ЖУ ЖЕ ЖИ)

Учитель: Почему здесь не записано сочетание букв Ж и Ы.

Ученики: Буква «ы» не пишется с твердым звуком [ш] – правило. Значит, не пишется и со звуком [ж].

Учитель: Теперь наше правило будет звучать - ШИ и ЖИ пиши с буквой И.

  1. Работа с текстом

Учитель: Читаем текст по 1 предложению.

(Стали дети играть в жмурки. Завязали Жене глаза платочком и разбежались в разные стороны. Никого Женя догнать не может.

– Осторожно! – кричат ему.

– Лужа.)

Учитель: Найдите слова, которые отвечают на вопросы: Кто? Что? Что сделали? Перескажите рассказ близко к тексту.

  1. Итог урока

Учитель: Какую тему мы сегодня обсуждали?

Ученики: Твердый согласный звук [ж], буквы Ж ж

Учитель: К каким выводам пришли?

Ученики: Звук [ж] – согласный, звонкий, твердый, парный.

Учитель: Какую пару вы для него знаете?

Ученики: Звук [ш].

Учитель: Спасибо вам за урок, вы сегодня хорошо работали!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока по литературному чтению "Твердый согласный звук [ш],буквы Ш,ш. Сочетание ши"

Тема урокаТвердый согласный звук [ш],буквы Ш,ш. Сочетание ши. Класс1классПредметЛитературное чтениеПедагогическая цель Создать условия для открытия новых знаний, познакомить учащихся с тверд...

Технологическая карта урока обучение грамоте по теме: Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш].

Технологическая карта урока обучение грамоте по теме: Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж.    Сопоставление звуков [ж] и  [ш].  Включает предметные, метапредметные и личностные ...

Конспект урока литературного чтения (обучение грамоте) "Звук [а]. Буквы А, а."

Этот  первый урок основного (букварного) периода по учебнику "Букварь" Т. М. Андриановой УМК "Планета знаний"....

Конспект урока по литературному чтению "Твёрдый согласный звук [ ц ], буквы Ц, ц. " 1 класс

Конспект урока по литературному чтению "Твёрдый   согласный   звук  [ ц ],  буквы  Ц, ц. "  1 класс ПНШ...

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ НА ТЕМУ "Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. Делу время, потехе час" (1 КЛАСС)

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ НА ТЕМУ "Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. Делу время, потехе час"  (1 КЛАСС) СОСТАВЛЕН В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС...

Методическая разработка конспекта урока литературного чтения на тему "Звук (Й), буква Й"

Методическкая разработка конспекта урока литературногот чтения на тему "Звук (Й), буква Й"...