Открытый урок-проект по чтению в 3 классе по теме " Басня И.А. Крылова «Зеркало и обезьяна»."
проект по чтению (3 класс)

Открытый урок-проект по чтению в 3 классе по теме " Басня И.А. Крылова «Зеркало и обезьяна»."Цель урока: Формирование образовательных компетенций через работу над басней, выявить  приём И.А. Крылова для высмеивания людских пороков.

Задачи урока:

              Учить видеть иносказательный смысл басен, находить мораль в произведении.

               Формировать творческие способности детей: читать по ролям, навык выразительного и осознанного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka-proekta_basnya_krylova.docx36.45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока-проекта: Басня И.А. Крылова «Зеркало и обезьяна».

Цель урока: Формирование образовательных компетенций через работу над басней, выявить  приём И.А. Крылова для высмеивания людских пороков.

Задачи урока: 

Образовательные:

  • Учить видеть иносказательный смысл басен, находить мораль в произведении.
  • Формировать творческие способности детей: читать по ролям, навык выразительного и осознанного чтения.

Развивающие:

  • Развивать умение планировать и осуществлять учебную деятельность и организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками.
  • Развивать умение, выделять главное, обобщать полученные знания.
  • Развивать мышление обучающихся посредством анализа, сравнения и обобщения при работе над басней.
  • Развивать речь, эмоции, логическое мышление обучающихся.

Воспитательные:

  • Сформировать мотивацию обучающихся к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
  • Воспитывать активность, самостоятельность и аккуратность в работе.
  • Воспитывать и развивать у обучающихся ответственность при работе в коллективе и группе.
  • Воспитывать стремление к знаниям, критичность мышления.

Формируемые УУД

Личностные: 

- проявлять интерес к новому жанру - басне;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на примере изучаемых произведений.

Метапредметные:

регулятивные:

 - понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

- определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;

- отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;

познавательные: 

- находить в тексте ответы на вопросы;

- определять мораль басни;

коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- умение работать в группе.

Предметные: 

- понимание предметного содержания  знания; умение применять знания, анализировать.

учиться средствам выразительности.

Оборудование: Учебник Л.Ф. Климанова «Литературное чтение» 3 класс, карточки, проектор, магнитная доска.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ  

    Слайд 1.         
-  Доброе утро! Самое удивительное чувство на свете – доброта. Подарите улыбки друг другу. Подарите улыбки гостям и передайте свое хорошее настроение. Садитесь.

         Слайд 2.                        

- Прочитайте на экране эпиграф нашего урока. (С малой удачи начинается успех.)

- Подумайте, что вам пригодится для успешной работы на уроке?

(Внимание, наблюдательность, старание, смекалка, трудолюбие, умение высказывать свое мнение и умение выслушивать ответы товарищей.)

- Да, дети. Все эти качества пригодятся вам для новых открытий на занятии.

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

- Я попрошу вас сейчас закрыть глаза и представить то, что вы услышите.

Слайд 3.

(Дети закрывают глаза, прослушивают аудиозвук аплодисментов.)

- Откройте глаза. Что вы услышали? (Аплодисменты.)

- Где вы могли слышать  аплодисменты? ( На концерте, в цирке, в театре.)

- Кому предназначены аплодисменты? (Артистам, за хорошее выступление.)

- Посмотрите 1 видеофрагмент. (Просмотр видеофрагмента.)

-Что это за видеофрагмент? (Это отрывки из спектаклей, выступления артистов в театре.)

- Дети, а вы хотели бы попробовать поработать сегодня артистами в  настоящем театре и показать свой мини-спектакль? (Да.)

- Значит, сегодня мы проведем урок-проект и в конце занятия создадим готовый продукт.

- Скажите, каким было задание на дом? (Выучить басню И. Крылова «Зеркало и обезьяна» наизусть.)

- Как вы думаете, почему я вам задала выучить басню наизусть? (Потому что мы разыграем ее со своими товарищами как в театре, т.е. будем инсценировать басню.)

3. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

Слайд 4.

- Итак, кто из вас может сформулировать тему нашего урока?

(Инсценирование басни И. Крылова «Зеркало и обезьяна».) 

- Правильно. Или по-другому, театрализация.

Слайд 5. (Инсценирование басни И. Крылова «Зеркало и обезьяна».)

Слайд 6.         

-Давайте поставим перед собой цель урока. Что мы  хотим сделать? (Мы хотим показать мини-спектакль по басне И. Крылова «Зеркало и обезьяна».)

Слайд 7. 

4. ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ

- Какие задачи нужно решить, чтобы достичь намеченной цели?

 ( Надо узнать, что такое театр. Как работают в театре артисты? Как сделать, чтобы спектакль был интересным?)

Слайд 8.  

- Я выделю ключевые моменты, чтобы понимать, что делать.

На доске вывешиваются слова: «ТЕАТР», «АРТИСТЫ», «СПЕКТАКЛЬ».

Гипотеза.

- Как вы думаете, что обозначает слово «театр»? (Ответы детей.)

- Где можно точно узнать лексическое значение этого слова? (В толковом словаре.)

Сбор информации.

Слайд 9.  

- В толковом словаре Владимира Ивановича Даля я узнала, что слово

 «театр» происходит из греческого языка и означает «место для зрелищ или зрелище». В свою очередь «зрелище» означает «смотрю, вижу».

- Дети, как вы считаете, трудно ли работать артистом? (Да.)

- Почему вы так считаете? (Артисту нужно хорошо знать свою роль, чтобы не забыть во время выступления слова. Ему нужно быть артистичным, чтобы зрителям понравилось его выступление.)

- А какой должна быть речь артиста? (Четкой, ясной, внятной, чтобы было понятно каждое произнесенное слово.)

- Значит, у артиста должна быть хорошая дикция. Давайте и мы как артисты поработаем над дикцией. В этом нам поможет скороговорка. Слайд 10.

Мед в лесу медведь нашел,  

Мало меду, много пчел.

- Прочитайте медленно, четко проговаривая каждый звук.

- Теперь прочитайте чуть быстрее.

- Прочитайте еще быстрее. Хорошо. У вас все получилось правильно.

- Артистам необходимо умение говорить текст с разной интонацией. Давайте поупражняемся в этом.  

 Слайд 11.

Лев комарика ловил, лапой нос себе разбил!

 1. Прочитайте стихотворение шепотом.

 2. А теперь громко.

 3. С ворчливой интонацией.

 4. С радостной интонацией.        

 5. С грустной интонацией. Молодцы. Переходим к следующему заданию.

5. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ 

Работа с текстом (по учебнику)

- Чтобы спектакль был интересен зрителям, артисты должны поработать над образами своих героев. Откройте учебники там, где у вас закладки. Сейчас мы с вами определим характер наших героев, опираясь на текст басни. Посмотрите, пожалуйста, на экран.

Слайд 12.

- Перед вами список качеств характера обезьяны и медведя. Определите, какие из этих качеств подходят мартышке, а какие медведю. Найдите подтверждение этому в тексте.

( Мартышка – грубая: Что это там за рожа? Какие у нее ужимки и прыжки… А ведь признайся, есть из кумушек моих таких кривляк 5-6…)

(Медведь – воспитанный: Он ни о ком плохо не отзывается, даже грубую мартышку называет просто кумой.)

(Мартышка – самолюбивая: Я удавилась бы с тоски, когда бы на нее хоть чуть была похожа…)

(Медведь – справедливый: Он говорит правду. Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?)

(Мартышка – глупая: Она не видит свои недостатки.  Но мишенькин совет лишь по пусту пропал…)

(Медведь – мудрый: Он указал мартышке на ее невежество.)

- Итак, вы определились с характерами героев басни? (Да.)

- Как нужно сыграть этих героев?

- Каким нужно изобразить медведя? (Умным.)

- А какой - мартышку? (Глупой.)

- Все правильно. А вы знаете, что артисты в театре тоже отдыхают? И отдыхают они во время антракта. Давайте проведем свой антракт. Тихо встанем, поставим руки на пояс, покажем как работают часики.

ФИЗМИНУТКА

Тик-так, тик-так! Целый день вот так!

Тик-так, тик-так! Целый день вот так!

- Спасибо. Тихо займите свои места.

6. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ. САМОАНАЛИЗ И САМОКОНТРОЛЬ

- Сейчас, дети, вам предстоит подготовиться и показать мини-спектакль. Для этого вы разделились на группы. Каждая группа – это маленький театр. Посоветуйтесь, кого вы выберете режиссером своего маленького театра. Группы готовы? Тогда я попрошу встать режиссеров каждой группы. Ответьте на вопрос: какой роли вы должны уделить особое внимание? (Мартышки.)

- Как надо будет сыграть роль мартышки? (Чтобы зрители увидели глупость мартышки.) Правильно. Садитесь.

- Каждая группа получит карточку-помощницу, на которой будут советы опытного режиссера. Но сложность состоит в том, что опытный режиссер подобрал вам по 2 совета. Один из советов будет помогать вам правильно сыграть роль, а другой, напротив, мешать. Вам нужно выбрать правильные советы. Я вручаю карточки-помощницы вашим режиссерам и вы все вместе приступаете к работе. Если группа готова, то режиссер выходит к доске за карточкой  для проверки. Сверьте выполнение самостоятельной работы с эталоном. Если задание выполнено правильно, поставьте себе +.

(Дети снимают с доски эталон и сравнивают со своими ответами, ставя плюсы.)

Советы опытного режиссера

1. - Чтобы речь была выразительной не нужно делать паузы и логические ударения.

- Чтобы речь была выразительной нужно делать паузы и логические ударения. +

2. – Речь должны сопровождать жесты. +

- Речь не должны сопровождать жесты.

3. – Мимика поможет лучше показать характер героя. +

– Мимика не поможет лучше показать характер героя.

- Что вы можете сказать о проделанной работе? (Мы справились с заданием. Мы все сделали правильно.) У всех задание выполнено верно. Молодцы!

- Что же вам поможет более точно сыграть роли? (Мимика, жесты, выразительное чтение.) 

7. ВКЛЮЧЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЕ

- Теперь, я попрошу режиссеров распределить роли в группах. Не забывайте, что вам нужно между собой договариваться. Кто справился – поднимите руку.

- Проведите репетицию, учитывая советы опытного режиссера. А остальные ребята подготовят афишу к вашему спектаклю. На столах в конвертах у вас есть все необходимое для создания афиши. Выполняйте работу творчески и аккуратно. Пожалуйста, приступайте.

- Пришло время увидеть работу каждой группы. Хочу напомнить, что чтец  должен сказать название произведения и автора.

Посмотрим первый спектакль. Спасибо.

Посмотрим второй спектакль. Спасибо.

Посмотрим третий спектакль. Спасибо.

Посмотрим четвертый спектакль. Спасибо.

(Все группы по очереди выходят к доске и представляют публике свое выступление и афишу к мини-спектаклю.)

8. РЕФЛЕКСИЯ

- Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?        

(Показать мини-спектакль по басне И. Крылова «Зеркало и обезьяна».)

- Удалось ли решить поставленную задачу? (Да.)

- Каким способом?

- Какие получили результаты? (Ребята показали интересные постановки, каждая из которых заслуживает похвалы. Дети хорошо подготовились, а мы, зрители, с удовольствием посмотрели спектакли.)

- Что нужно сделать еще, чтобы наш спектакль был похож на спектакль в настоящем театре? (Костюмы, декорации, подобрать музыку.)

- Где  в жизни можно применить новые знания? (Можно показать этот спектакль на каком-нибудь мероприятии или подготовить другую новую постановку. А может быть кто-то из нас станет настоящим артистом и ему пригодятся  знания, полученные на уроке.)

- Можно ли сказать, что наш урок-проект был вашим успехом? Почему вы так считаете? (Потому что мы хорошо выступили и нам аплодировали, а это – успех.)

- Оцените свою работу на уроке. Если вам было легко и интересно, то покажите зеленый сигнал светофора; если вам было трудно и неинтересно, то красный сигнал светофора. Покажите свои сигналы светофора нашим гостям. Спасибо, дети, за урок. Прошу всех встать.

Слайд 13.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фильм. Басня И.А. Крылова "Зеркало и Обезьяна"

Ресурс для начальной школы. Фильм можно использовать при изучении басен И.А. Крылова. Текст читает народный артист И. Ильинскийhttp://www.proshkolu.ru/user/valyshka30/file/2540923/...

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме "Басни И.А.Крылова. Кукушка и Петух"

Предлагаю Вашему вниманию конспект урока литературного чтения во 2-ом классе по теме "Басни И.А.Крылова. Кукушка и Петух". Автор учебника - Ефросинина. Программа "Начальная школа XXI века"...

Урок литературного чтения в 4 классе на тему "Басни И.А. Крылова"

Урок литературного чтения проводился в 4 классе. По программе "Школа 2100"  Урок закрепления, имеет воспитательную направленность....

Конспект открытого урока-проекта английского языка в 4 классе по теме "Seasons"

          Во время урока ученики работают группами, показывая свой уровень знаний материала по темам "Времена года", "Одежда", "Английские праздники".  ...

План-конспект урока по литературному чтению (3 класс) по теме "Басни И. А. Крылова. Обобщение".

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Басни И. А. Крылова" в 3 классе. Разработан на основе УМК "Школа России" «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, 3 класс ....

Обобщающий урок-проект по литературному чтению в 3 классе по теме «Басни П.А.Крылова»

Аннотация к обобщающему уроку-проекту по литературному чтению в 3 классе по теме «Басни П.А.Крылова»Учитель начальных классов Рабаданова М.М. Цели урока:Образовательные1. Учить определять басню к...

Открытый урок по литературному чтению в 3 классе по теме: « Басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица» и Эзопа «Ворон и Лисица».

Урок  литературного чтения в 3 классе  по УМК "Школа России" построен в  соответствии с требованиями ФГОС, учебной программы, возрастными и индивидуальными особенностями детей. Структур...