Разработка урока по литературному чтению 1 класс Л.Н.Толстой "Косточка"
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Лисовец Евгения Михайловна

Разработка урока по литературному чтению 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл разработка урока26.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения.

Тема: Л.Н. Толстой «Косточка».

Класс 1

Программа «Начальная школа 21 века»

Учитель : Лисовец Е.М.

Цели:

Образовательные: познакомить с произведением «Косточка», определить идею рассказа, совершенствовать навык чтения детьми.

Развивающие: развивать внимание, слуховую и зрительную память, процессы мышления (анализировать текст, умение делать выводы), сообразительность, умение достаточно полно и осмысленно отвечать на поставленные вопросы, воспринимать текст на слух.

 Воспитательные: воспитывать честность, ответственность за свои поступки, чувство уважения к своим родным, отрицательное отношение ко лжи.

Планируемые результаты:

Предметные: понимают  смысл произведения, определяют жанр.

Метапредметные:

Познавательные - осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, осознано строят речевые высказывания в устной форме, владеют техникой чтения,

Регулятивные -  развивать навыки  контроля, самоконтроля, прогнозирования.

Коммуникативные – умеют формировать конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

Личностные –проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное, оценивают свои и чужие поступки.Тип урока:  урок усвоения новых знаний.

Оборудование:  компьютер, проектор, презентация, карточки со словами, толковый словарь Ожегова.

12 человек по 4 в группе- 3 группы

Ход урока:

І. Оргмомент. Психологический настрой.

Сейчас  я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча – глазами. Вы при этом постарайтесь глазками показать, какое у вас сегодня настроение. Садитесь.

II.Упражнение в скорочтении.

Актуализация знаний и формулирование темы и задач урока.

- Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку.

Дружно фрукты созревают,

Жарким солнышком согретые,

Созревая надевают

Платья тёмно-фиолетовые.

Что это за фрукты?( сливы)

- Какие ещё фрукты знаете. Как много, молодцы.

- Положите перед собой  белый  лист с текстом. Сейчас мы прочитаем его, но необычно. Начнём чтение по моему сигналу, скажу стоп - вы отмечаете галочкой место, где остановились.

  Приготовились . Начали. Стоп. Отмечаем галочкой, где остановились. Теперь всё сначала. Начали читать. Стоп. Отметили. Кто прочитал больше на 3 слова во 2 раз? на 2 слова? Рада за вас. О чём вы прочитали? Что узнали о сливах?

 Отложили листы.

Ребятки, сегодня к уроку я подготовила выставку книг, которые я очень любила читать в детстве. Посмотрите ( либо слайд, либо живые??)

Книги, какого писателя вы видите? ( Л. Толстой). Л.Н. Толстой – знаменитый детский писатель, учитель.

- Может вы уже читали какие-то его произведения?

- Подумайте, с  каким произведением может  быть связана наша отгадка.

( в случае затруднения, что есть у слив?)

- Как выдумаете, какова тема нашего урока?

 ( Л. Толстой Косточка)

- Какие учебные задачи поставите для себя на уроке? Помогут вам слова подсказки. Продолжите предложения.

( на слайде ……познакомиться с новым произведением

……..научиться  рассуждать о прочитанном

узнать…..что автор хотел донести до читателя)

 Обобщаю….

- Прочитайте ещё раз название. Как вы думаете, о чём это произведение?

- Подтвердятся ли наши предположения, узнаем после прослушивания записи с произведением.

III. Первичное восприятие текста. Словарная работа.

Хочу обратить внимание на то, что в произведении встретятся устаревшие слова, которые сейчас мы не говорим.

- А где можно узнать значение любого слова? К какому словарю обратитесь?

( к толковому словарю)

- Прочитает значение слова по словарю…………?

Показ слайда с изображением горницы.

( слайд)

-  Приготовились слушать.

( включаю ролик)

- Что вы прослушали, назовите жанр произведения.

- Подтвердились ли ваши предположения по содержанию произведения?

- Какую учебную задачу выполнили? (познакомились с рассказом)

 ФИЗМИНУТКА.

Теперь у нас есть возможность прочитать рассказ в учебнике.

Читают жужжащим чтением.

IY.Работа над текстом.

А)тесты с самопроверкой

- Проверим, кто  же был самым внимательным. Для этого  переверните листочек с текстом о сливах. Возьмите листочек. Сейчас я задам вопросы, а вы, если отвечаете на вопрос да, ставите напротив цифры +, если отвечаете нет -.

1.Главный герой рассказа Петя? ( -)

2.Мальчик взял без разрешения сливы? (+)

3.В семье был один ребёнок?( -)

4. Мальчик выбросил косточку за окошко?(+)

Проверьте себя по слайду. Похлопайте в ладоши, кто ответил верно. Вы очень внимательные. ( Кто допустил ошибку ?)

Б) беседа

-Итак, ребята, кто же в рассказе главный герой?

– Он вам понравился?

– Как вы думаете, Ваня знал, что сливы есть нельзя без разрешения?

– Почему же он съел сливу?Ответьте  словами автора.( никогда не пробовал, очень хотелось)

– Вы обратили внимание, как Л.Н. Толстой показывает нам, что Ване хотелось слив?

Прочитайте.

Д е т и: «Ваня никогда не ел слив и все нюхал их.  И очень они ему нравились.  Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив».

- Зачем автор несколько раз повторяет одну и ту же мысль?

Д е т и: Толстой показывает, что Ване очень сильно хотелось слив. Ваня думал, что если сливы понюхать, будет не так хотеться. Наверное, Ваня думал, что походит-походит и ему перехочется. А на самом деле захотелось еще больше. Ваня боролся с собой. Ваня знал, что сливы брать нельзя, но не удержался и взял, не справился с собой.  

– Как вы считаете Ване слива понравилась? Он распробовал вкус слив? Получил удовольствие? Почему? (докажите словами автора)

Д е т и: Нет, он ничего не успел.

-  Почему?  Ответ  подтвердите   словами автора.

        Д е т и: Схватил! Проглотил! «… схватил одну сливу и съел».

-Как повёл себя папа ,узнав о пропаже?  Зачем отец завел за столом этот разговор?

        Д е т и: Чтобы Ваня сам признался, чтобы он оставался честным.

- Какой был папа? (мудрый, не стал ругать)

-Почему Ваня не признался сразу? (Стыдно было, испугался)

 - Почему потом признался( испугался за свою жизнь, понял, что о нём волнуются, лучше признаться)

В)Образ семьи.

– Теперь я приглашаю вас в гости. Представим, что мы в семье у Вани, собрались за обеденным столом.

– Как вы думаете, кто сидел за обеденным столом?

– Мы можем точно сказать, сколько человек  в семье у Вани?

– Давайте договоримся, что у Вани  были брат и сестра.

Попробуйте разыграть ситуацию (надо выяснить, кто съел сливу), но изменим концовку, представим, что произошло, если бы Ваня сразу сказал правду.

Папа у нас будет-

Мамой у нас –

 Ваней-

Братом Вани, сестрой Вани.

( разыгрывают ситуацию) Молодцы.

– Что можете сказать о семье Вани? ( дружная, любящая)

Г) Работа с пословицами. Игра « Собери листочки».

Вы ,наверноезаметили, у нас в комнате разбросаны листочки. Первый ряд( группа)  соберите зелёные листочки, 2 ряд- синии,3 ряд- красные.

( собирают) Ребята, что написано на листочках.( Слова)

 Соберите слова так, чтобы у вас получилась пословица.

( собирают)

Прочитайте 1 гр пословицу ( открываю слайд с пословицей)

2 ряд- ( откр. слайд)

3 ряд – ( откр. слайд)

 На слайде  - Вся семья вместе, так и душа на месте.

Добрая семья прибавит разума-ума.

Дерево держится корнями, а человек семьей.

–  О чём эти пословицы. Какая пословица  больше подходит к  Ваниной  семье. Почему?

- Ребята, скажите, а вы  когда-нибудь в своей жизни совершали поступок, за который вам было стыдно, вы краснели как Ваня?- Как вы себя при этом чувствовали?

–  Ка вы думаете, зачем Л.Н.Толстой написал «Косточку»?

        (Д е т и: Нет, Ваня – главный герой, а рассказ о дружной семье, где все любят и уважают друг друга.

        Д е т и: Наверное, чтобы мы поняли, что надо любить и понимать других, что надо уметь прощать._

- Какую учебную задачу выполнили?

-Сейчас, послушайте, задачу. Да, да, на уроке  чтения задача.

В 1 классе 12 мальчиков и девочек. Все они  сегодня на уроке говорили, о том, что нужно отвечать за свои поступки, о том, что обманывать нельзя. Сколько же детей этого класса будут честными, добрыми?

Y/ Итог урока.Рефлексия.

А теперь вернёмся к началу урока. Всё мы сделали, что запланировали? (проверка целей урока)Прошу оценить свою работу на уроке.

Если на уроке было легко,у вас всё получилось   вы решили поставленные для себя на урокезадачи-  положите на тарелку фиолетовую (зрелую) сливу.

Если  были затруднения, не всё получилось – жёлтую сливу.

Если было трудно работать, с задачей на уроке не справились  – зелёную( незрелую).  (Слайд)

(Анализируют собственную деятельность на уроке)

Почему  ты так себя оценил?

Кого вы бы похвалили за работу на уроке?

Упражнение « Комплименты». Повернитесь к соседу и скажите за, что вы бы похвалили его на уроке. Пожелайте ему дальнейших успехов.

 Я думаю, у всех всё получится.

Прочитайте, что я вам приготовила.

 Умницы погладьте себя по головке.

 Умники похлопайте в ладоши.

Спасибо за урок. Урок окончен.

Приложение.

Сливовое дерево растет у многих на даче или во дворе собственного дома, оно может быть размерами  до 5 метров. Внутри  плода находится косточка. Ближайшей  роднёй сливы считают персики, абрикосы, вишни.

Плоды могут быть величиной, как с перепелиное яичко, так и достигать размеров кулака ребенка, в зависимости от сорта.

Сегодня выведены сорта сливы с желтыми, фиолетовыми, синими, красными и зелеными плодами.

Цветет слива весной, параллельно с ростом листиков, цветы у нее душистые, белого или розового цвета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по литературному чтению для 4 класса на тему: Обобщающий урок по сказке Г.Х. Андерсена "Русалочка". УМК "Школа России"

Технологическая карта урока разработана в соответствии с тербованиями ФГОС. На уроке используются различные методы и приёмы для обобщения и систематизации знаний: викторина, восстановление дефорирован...

Разработка урока по литературному чтению для 3 класса. Тема: «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение».

Разработка урока по литературному чтению для 3 класса. Тема: «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение»....

Разработка урока по литературному чтению по УМК "Система Л.В.Занкова" в 3 классе по теме "Особенности характера и мир чувств героя. Чтение рассказа Н.Г.Гарина-Михайловского "Тёма и Жучка"

Вашему  вниманию  представлен  подробный  конспект  урока  по  литературному  чтению  с описанием  целей  деятельности  педагога, плани...

Разработка урока по литературному чтению для 3 класса.Тема: «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение».

Вашему вниманию предоставлена разработка урока по литературному чтению по теме:  «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение»....