Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по произведению В.В. Бианки «Музыкант»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по произведению В.В. Бианки «Музыкант». Урок знакомит с творчеством Виталия Бианки и его рассказом "Музыкант". Урок позволяет расширить представления учащихся о взаимоотношениях человека с природой, животным миром, способствует формированию бережного отношения ко всему живому и воспитанию нравственно-эстетического отношения к природе, любви к родной природе, чувства сострадания, сопереживания животным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vitaliy_bianki_muzykant.docx33.03 КБ
Файл vitaliy_bianki_muzykant.pptx2.27 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по произведению В.В. Бианки «Музыкант»

УМК  Школа России

Форма урока: урок изучения нового материала.

Тема: В.В. Бианки «Музыкант». Выработка умений работать с текстом.

Цель: .Познакомить с творчеством В.В. Бианки и его рассказом  «Музыкант».

Задачи: 1. Продолжить обучение пересказу текста по наводящим вопросам учителя;

   2. Отрабатывать грамотное выразительное чтение; развивать речь, навыки выразительного чтения, дружелюбие в общении;

   3. Расширять представления учащихся о взаимоотношениях   человека с природой, животным миром, формировать бережное отношение ко всему живому. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к природе, любви в родной природе, чувство сострадания, сопереживания к животным.

Методы работы: объяснительно-иллюстративные, словесные, практические, наглядные, частично-поисковые.

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС )

универсальные учебные действия (УУД)

Регулятивные: составлять план и последовательность действий; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач; осознанно и произвольно строить сообщения.

Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Оборудование: 

компьютер, проектор, презентация, портрет В. Бианки, выставка книг писателя; плакат «Душу и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи», рисунки для рефлексии, сигнальные карточки, учебник «Литературное чтение» - 1 часть (авторы М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, А.Ф. Климанова)


I.Организационный момент: 

II. Подготовка к восприятию нового материала

Психологическая установка. Создание настроя.

-   Я очень рада видеть ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку хорошего настроения друг другу. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы все здоровы и добры, ласковы и приветливы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость и беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть зимнего утра, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

-У вас на столах лежат маленькие посланцы нашего великого солнца

(обращаю внимание на доску, показываю  солнышко на доске!!!!!)  – Светила, покажите мне то  солнышко, которое показывает ваше  настроение на уроке?

Если оно хорошее- поднимите солнышко.

- Я, надеюсь, что ваше хорошее настроение сохранится в течение всего урока. А чтобы он получился интересным, хочу вам посоветовать: (на доске плакат):

 «Душу и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи »

            - Как вы понимаете эти слова? (Слушаю ответы детей)

-Верно, ребята, чтобы получить положительный результат от своей работы, нужно, прежде всего, отдать всего себя ей.

- На каждом  уроке литературного чтения  мы с вами открываем дверцу в хранилище русской литературы и поднимаемся на одну ступеньку выше в своих знаниях.

- А что же сегодня нас ожидает за этой волшебной дверью? Закройте глаза и прислушайтесь!

(включаю музыку: А.Рыбак , отрывок из произведения «Игра на скрипке»)

III. Подготовка учащихся к активному усвоению новых знаний.

- На минутку мы окунулись в мир классической музыки. Вы прослушали сейчас отрывок из музыкального произведения А.Рыбака. А какие музыкальные инструменты вы услышали?

- А какой из них звучал наиболее ярче, звучнее? Как вам показалось?

Слайд 1- Да, ребята, это скрипка, - инструмент душевный, звучный, тонкий, которым владели и владеют многие знаменитые скрипачи

- Я думаю, что вы можете назвать мне и другие музыкальные инструменты, да?    Какие?

(Дети называют: баян, пианино, аккордеон, балалайка)

- Правильно! А люди, которые владеют этими инструментами, или проще, умеют на них играть, называются (пауза).

– Музыканты!

СЛАЙД 2

Музыкант – артист, играющий на музыкальном инструменте, человек, занимающийся музыкой.

 - И в нашей школе есть дети, которые занимаются музыкой,

- Ребята, а как, по-вашему, может ли медведь быть великим музыкантом?  (слушаю ответы детей)

IV. Актуализация знаний. Речевая разминка.

- А кто знает, какое любимое лакомство медведей? (слушаю ответы детей)

- Верно,  мёд!(щелкаю постепенно , появ -ся на доске скороговорка!!!!!!)

(Учитель читает скороговорку, которая появляется на экране )

 СЛАЙД 3 (картинка как медведь ест мед)

Мед в лесу медведь нашел, мало мёда – много пчел.

 ( дети вместе со мной проговаривают эту скороговорку!)

Работа со скороговоркой.

- Прочитаем вместе:

А) медленно;                А) тихо;

Б) громко;                    Б) быстрее;

В) еще громче.             В) еще быстрее

- Замечательно, вы  настоящие артисты! Аплодисменты!

V. Постановка детьми цели урока, темы.

 Учитель:

    Медведь… медведь…медведь…    

Я вам скажу, что медведь будет  одним из главных героев нашего рассказа, с которым мы сегодня познакомимся.    

  - А  чтобы вы хотели о них узнать?

- А  я сегодня чуть-чуть хочу дополнить ваши знания о медведях ,только самым интересным.

СЛАЙД 4   (про  Бурого медведя!!!!!!)

- Бурый медведь встречается все меньше и меньше.

. Эти замечательные

животные занесены в Красную книгу и наша задача с вами, беречь все живое вокруг,

бережно относиться к природе и приумножать ее богатства!

Вопросы ваши были интересные, глубокие, но ответ мы на них найдем на уроках окружающего мира, а сегодня мы   с вами узнаем ,что же необыкновенного произошло с Медведем из рассказа детского  писателя  Виталия   Бианки.

   СЛАЙД 5 (портрет писателя.) 1.Знакомство  с творчеством писателя.

Недавно исполнилось 120 лет со дня рождения  писателя.

- Большую часть своего детства Бианки проводил в деревне около леса, куда часто ходил с отцом-ученым. Вот там, в лесу, отец учил его терпеливо наблюдать за животными, растениями, учил записывать свои наблюдения. И вот эти записи пригодились писателю, когда он стал взрослым. Для детей он начал писать в 28 лет. Герои  Бианки – это не только звери,  птицы и  насекомые, но и их друзья – люди. 

2.Работа с выставкой книг.

- Я предлагаю оформить выставку книг В. Бианки

Итак, (беру книгу «Музыкант» со своего стола, показываю ее и ставлю на выставку), вот  книга, которую мы будем сегодня читать, она гостья нашей выставки.

- Дети , кто догадался какая тема  урока?

(дети называют  тему)

СЛАЙД 6   Тема урока: «Виталий Валентинович Бианки «Музыкант»

Учитель: Зная тему урока, давайте попробуем вместе поставить цели урока

  1. Познакомиться с творчеством В.В. Бианки и его рассказом «Музыкант»
  2. Учиться правильно, выразительно читать и анализировать (
  3. Учиться давать полные грамотные ответы на поставленный вопрос учителя

-Хорошо, ребята!

VI . Словарная работа. Установка лексического названия слов

-В произведении нам встретятся несколько незнакомые для вас слова .

Давайте, ребята прочитаем эти слова как в 1-м классе.

Слайд  7    со словами   О-ПУШ-КА    - ОпУшка (поставить ударение!!!!)

          КОЛ-ХОЗ-НИК  -  колхОзник

          ЗА- ва - ЛИН –КА        -         ЗавАлинка

         МЕД-ВЕ-ЖАТ-НИК – медвежАтник

СЛАЙД 8 с  картинками

СЛАЙД 8 – 9 10  с картинками

Опушка?

А кто такой колхозник?

Завалинка?      

 VII. Физминутка. Слайд 11  полянка

  - А сейчас, перед чтением произведения, давайте отправимся отдохнуть на лесную полянку!

        - Произведение, которое мы сегодня будем читать, для нас объемное, и одна из задач урока как можно больше узнать о героях рассказа, а поэтому сейчас сядьте поудобнее и приготовьтесь меня послушать, а когда я закончу чтение, ответьте мне на вопрос:

 - «Почему автор назвал рассказ «Музыкант»? 

СЛАЙД- 12  с вопросом:  Почему автор назвал рассказ «Музыкант?»

VIII. Изучение нового материала.

  1. Первичное чтение произведения учителем (читаю текст сама).

(С вопросами после каждой смысловой части)

2.  Проверка первичного восприятия.

 - Как вы думаете, почему автор дал такое название рассказу?

 Возвращаешься к слайду ПОЯВЛЯЕТСЯ КНИГА Бианки рядом с вопросом

 (медведь играл на щепке, а это необычное явление в природе)

- А сейчас посмотрим, как внимательно вы меня слушали! У вас на столе лежат сигнальные карточки, я вам буду читать утверждения, и если вы с ними согласны, показываете мне +, если нет, то -.

Итак, начинаем:

  1. Старик медвежатник играл на балалайке (-, на скрипке)
  2. Знакомый колхозник видел в лесу волка (-, медведя)
  3. Старик присел отдохнуть на пенек (+)
  4. Звук, который услышал старик, слышался с опушки (+)
  5. Медведь сидел на дереве (-, под деревом)
  6. Старик убил медведя (-).

IV. Закрепление изученного материала.

-А сейчас откроем учебники и начнем работу………

  1. Чтение произведения учащимися. (1 часть) 
  2. Вопросы после прочтения 1 части:

Ребята, вы догадались кто такой медвежатник?

- Любил ли старик музыку?

- На чем играл старый медвежатник?

- Что сказал ему колхозник?

  1. Чтение цепочкой 2 часть.

Вопросы после прочтения 2 части:

- Зачем медвежатник пошел в лес?

- Что услышал охотник в лесу?

- И на что был похож этот звук?

- Найди в тексте описание, прочитайте (дети ищут и находят)

4) 3 часть чтение цепочкой

Вопросы после прочтения 3 части:

- Что же увидел охотник на опушке?

- Как оценил охотник пение щепки? (хорошо поет щепка)

- Рассмотрите иллюстрацию на стр 144 (дети рассматривают)

- Кого вы видите? Что он делает?

- Найдите в тексте отрывок, который соответствует этой картинке.

- Сравните, как слушали музыку старик и медведь

- Найдите в тексте эти строки (в 3 части), прочтите мне их.

5) 4 часть. Жужжащее чтение.

Учитель: 

- А эту часть прочтите самостоятельно, вполголоса (дети читают, а я хожу по рядам и слушаю).

Вопросы после прочтения:

         - Найдите, где говорится, почему охотник не убил медведя (Да как же в него стрелять, когда он такой же музыкант, как и я)

- Почему охотник не смог убить медведя, который, как и он сам, любил музыку? (Любовь к прекрасному, музыке спасла жизнь дикому зверю – медведю)

Учитель:

- Верно дети, человек, любящий и понимающий музыку, искусство, не способен совершить плохой поступок.

- Какие действующие лица в 4 части? (автор, колхозник,старик-охотник, струна .)

5).    Чтение 4 части по ролям.  ( Автор, старик-охотник, колхозник, струна )

- Мы прочитали сегодня сказку или рассказ?

-Как вы думаете?   (Это рассказ!)

 

- А могло ли такое произойти в реальной жизни?

-Ребята, кто по-вашему главное действующее лицо нашего рассказа?

- Верно, ребята! Главное действующее лицо – старик-охотник, не медведь! С ним связаны все события рассказа и с ним связана основная мысль рассказа.

- А о чем стоит нам задуматься после прочтения этого произведения?

(-надо беречь животных, природу!!!)

Микроитог. Слайд 13  с медведем

- Давайте ещё раз  посмотрим на этого могучего красивого зверя. Оказывается медведи, как и люди, могут быть неравнодушны к музыке. Мы очень похожи с братьями нашими меньшими, мы можем чувствовать одинаково. Охотник понял это. Мы будем надеяться, что и все охотники когда-нибудь  придут в лес, чтобы послушать пение птиц, шум ручья, понаблюдать за удивительной жизнью животных и забудут о своих ружьях.

X. Подведение итогов урока.

Слайд 14   Красив тот, кто красиво поступает.

- К какому герою рассказа может подойти эта пословица? (слушаю ответы детей)

Учитель: Да, старик поступил красиво. От встречи с такими красивыми душой людьми у нас возникает святое чувство любви к природе, нам хочется совершать добрые поступки.

- А что бы вы взяли для себя из этого рассказа?

1. животных будем беречь

2. относиться к природе бережно

3. приумножать запасы природы 

XI.Домашнее задание 

- Выразительно прочитать рассказ, нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку , возможно ваши рисунки нам  помогут  составить кинофильм к р

VII. Рефлексия.  

-Ребята, вернемся к высказыванию на доске…..

Прочтем его еще раз…….

«Душу и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи»

-Как вы думаете, решили мы  с вами поставленные задачи на сегодняшнем уроке?

-Да, решили, мы дорожили каждой минутой на уроке! Активно работали, старались давать полные грамотные ответы на поставленный вопрос учителя.

-Чему учились на уроке?

-Что нового узнали?

-Если вы радостны, и получили большое удовольствие от урока, покажите весёлое солнышко.

- И если вы огорчены, и думаете, что лучше бы вы сегодня остались дома поспать – вот такое! Грустное!

XII. Слайд 15   Самооценка работы на уроке учащимися:

-Какую оценку поставим себе за урок? Сейчас узнаем.

Посмотрите внимательно на буквы,  выстроенные в ряд! 

-Букв какого цвета больше?

-Сложите из этих букв слово!Оно и будет яв-ся оценкой нашего урока!

-Какое же слово,ребята?

- Спасибо за дружную работу!

Слайд 16  «До свидания, до новых встреч!»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Виталий Бианки «Музыкант»

Слайд 3

Музыкант – артист, играющий на музыкальном инструменте, человек , занимающийся музыкой.

Слайд 4

Мед в лесу медведь нашел, Мало мёда – много пчел

Слайд 6

Виталий Валентинович Бианки (1894-1959) «Весь огромный мир вокруг меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире»

Слайд 7

Тема урока: В. В Бианки « Музыкант»

Слайд 8

О-ПУШ-КА - опушка КОЛ-ХОЗ-НИК - колхозник ЗА-ВА-ЛИН-КА - завалинка

Слайд 9

Опушка- край леса

Слайд 10

Колхозник – житель сельской местности

Слайд 11

Завалинка – земляная невысокая насыпь вдоль наружных стен избы

Слайд 13

Почему автор назвал рассказ «Музыкант?

Слайд 15

Красив тот, кто красиво поступает.

Слайд 16

О Ч П М Л Т Ф И О Н С К Р Г ОТЛИЧНО!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению (2 класс) "Художественный образ в произведениях японских поэтов Басё, Тиё"

Конспект урока по литературному чтению по теме "Художественный образ в произведениях японских поэтов Басё, Тиё" с мультимедийной презентацией, 2 класс. Система Л.В. Занкова.Учебник Свиридова В.Ю. "Лит...

Конспект урока по литературному чтению. 1 класс. В.Бианки "Лесной Колобок - Колючий бок"

Программа "Начальная школа XXI века". Урок соответствует ФГОС....

конспект урока по литературному чтению 3 класс В. Бианки "Неслышимка"

Урок литературного чтения по программе 2100 авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева 3 класс +презентация...

Конспект урока по литературному чтению. 3 класс. Тема: "Образ дедушки Тараса" в произведении Д. Н. Мамина-Сибиряка "Приёмыш"

Литературное чтение 3 классТема  «Образ дедушки Тараса» Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» (2-ой урок по произведению) Урок литературного чтения в 3 классе с использованием педагогических тех...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс В.Бианки "Сова"

конспект урока по литературному чтению предназначен для учащихся 2 класса УМК Школа России...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс Перспектива «Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова и в произведениях живописи А. Куинджи»

Конспект урока по литературному чтению по теме «Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова и в произведениях живописи А. Куинджи» + презентация...