1 класс. РП по литературному чтению к УМК "Школа России" с модулем "Школа развития речи"
рабочая программа по чтению (1 класс)

Жданова Ирина Александровна

Рабочая программа 2020-2021

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1v._rp_literaturnoe_chtenie_44ch.doc126 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 имени дважды Героя Советского Союза Ивана Даниловича Черняховского» 

 (МАОУ «СОШ № 5 им. И.Д.Черняховского»)

Рабочая программа

основной общеобразовательной программы начального общего образования муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5 имени дважды Героя Советского Союза Ивана Даниловича Черняховского»

образовательная область «Русский язык и литературное чтение»

предмет «Литературное чтение»

1 класс

на 2020 – 2021 учебный год

СоставиИ.А.,

 учитель начальных классов

                               высшей квалификационной категории

город Черняховск

2020 год

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 1 класса составлена на основе:

  •  Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов;
  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-Ф3;
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373;
  • Примерной программы начального общего образования. В 2 ч.Ч.1.-2-е изд.- М.: Просвещение, 2009.-317с.-(Стандарты второго поколения).
  • Авторской программы по литературному чтению. Климанова Л. Ф., Бойкина М. В. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Школа России». 1-4 - М.: Просвещение, 2014. —128 с.
  • Учебного плана МАОУ «СОШ № 5им.И.Д.Черняховского» на 2020-2021 учебный год;
  • Учебно-методического комплекта «Школа России», Азбука. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.  В.Г. Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В. Бойкина – 3-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 2012, Литературное чтение. 1 класс. Учебник общеобразовательных учреждений.  В 2 ч. Климанова Л.Ф., Горецкий В. Г., Голованова М.В.  – М.: Просвещение,2013;
  • Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (с внесенными изменениями в санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821 – 10, постановление от 24.11.2015 г.)

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

- чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; сознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

- целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты 

Регулятивные УУД:

- способность понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, ориентироваться в учебном материале, содержащем средства для ее решения;

- сформированность на начальном этапе умений планировать учебные действия (2-3 шага) в соответствии с поставленной задачей;

- начальный уровень сформированности умений проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности.

Познавательные УУД:

- умение осознанно читать, строить речевые высказывания;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме;

- начальное освоение способов решения задач творческого и поискового характера;

- начальные умения излагать свое мнение и аргументировать;

- начальный уровень овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по разным признакам на доступном материале;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета Литературное чтение;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Коммуникативные УУД:

- активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

- умение определять общую цель и пути её достижения;

- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты 

- первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

- позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

- умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний;

- овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций:

- осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений,

понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

- использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое);

умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;

- умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

- умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений.

Содержание учебного предмета, курса

Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.

Литературное чтение

Виды речевой и читательской деятельности

Слушание.

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание

различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на

вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному

учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение.

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся, формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).

Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимать её особенности.

Работа с разными видами текста.

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном - и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведений, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.          Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура.

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения.

Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия Родина, представления, о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России).

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста). Определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста. Развитие наблюдательности при чтении поэтических, текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.

Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами.

Понимание заглавия произведения, его адекватного соотношения с содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение

главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Умение говорить (культура речевого общения).

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями. Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, ее эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Пере-

дача впечатлений (из повседневной жизни, на основе художественного произведения или произведения изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование).

Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Круг детского чтения

Жили-были буквы.

Стихотворения В. Данько, С. Чёрного, С. Маршака. Литературные сказки И. Токмаковой, Ф. Кривина. Стихотворения Г. Сапгира, М. Бородицкой, И. Гамазковой, Е, Григорьевой.

Сказки, загадки, небылицы.

Сказки авторские и народные. Курочка Ряба. Теремок. Рукавичка. Петух и собака. Загадки.

Песенки. Русские народные песенки. Английские народные песенки. Потешки. Небылицы. Сказки К. Ушинского и Л. Толстого. Сказки А.С. Пушкина.

Апрель, апрель. Звенит капель!.

Лирические стихотворения А. Майкова, А. Плещеева, Т. Белозёрова, С. Маршака. Литературные загадки.

И в шутку и всерьёз.

Весёлые стихи для детей И. Токмаковой, Г. Кружкова, К. Чуковского, О. Дриза, О. Григорьева, И. Пивоварова, Т. Собакина. Юмористические рассказы для детей Я. Тайца, Н. Артюховой, М. Пляцковского.

Я и мои друзья.

Рассказы о детях Ю. Ермолаева, М. Пляцковского.

Стихотворения Е. Благининой, В. Орлова, С. Михалкова, Р. Сефа, В. Берестова,

И. Пивоваровой, Я. Акима, Ю. Энтина.

О братьях наших меньших.

Стихотворения о животных С. Михалкова, Р. Сефа, И. Токмаковой, Г. Сапгира, М. Пляцковского. Рассказы В. Осеевой. Сказки-несказки Д. Хармса, В. Берестова, Н. Сладкова.

Внутрипредметный образовательный модуль «Школа развития речи» (7 ч)

Заглавие текста. Тема текста. Опорные слова. Мы строим текст (2 ч). План текста (2 ч).

Содержание курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса литературного чтения, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по литературному чтению, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом.

Учебный предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке» интегрирован в учебный предмет «Литературное чтение» предметной области «Русский язык и литературное чтение» в целях обеспечения достижения обучающимися планируемых результатов в соответствии с ФГОС НОО.

Русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Он формирует и объединяет нацию, связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры. Изучение русского языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной канал социализации личности, приобщения её к культурно-историческому опыту человечества.

Важнейшими задачами курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» являются:

  • воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению культуры, включение обучающихся в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка;
  • приобщение к литературному наследию русского народа;
  • обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
  • расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

Как курс, имеющий частный характер, школьный курс «Литературное чтение на родном (русском) языке» опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литературное чтение», сопровождает и поддерживает его.


Тематическое планирование

№ п/п

Раздел/тема

Кол-во часов

Литературное чтение

Раздел 1.  Жили-были буквы 

7

1.

Знакомство с учебником по литературному чтению.

1

2.

Стихотворения В. Данько «Загадочные буквы»,

1

3.

И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква А».

1

4.

С. Чёрный «Живая азбука», Ф. Кривин «Почуму «А» поётся, а «Б» нет»

1

5.

Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчёлкой», И. Гамазкова «Кто как кричит?»

1

6.

С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть»

1

7.

Из старинных книг

1

Раздел 2.  Сказки, загадки, небылицы 

Внутрипредметный образовательный модуль

«Школа развития речи»

7

2

8.

«Школа развития речи»    

Заглавие текста.

1

9.

Сказки авторские и народные. «Теремок». «Курочка Ряба».

1

10.

Сказки авторские и народные. «Рукавичка». «Петух и собака».

1

11.

Загадки. Тема загадок. Сочинение загадок. Песенки. Русские народные песенки. Английские народные песенки.

1

12.

Небылицы. Сочинение небылиц. Потешки. Герои потешки.

1

13.

Сказки А.С. Пушкина.

1

14.

«Школа развития речи»    

Тема текста.

1

15.

Произведения К. Ушинского и Л. Толстого.

1

16.

Оценка планируемых достижений.

1

Раздел 3.  Апрель, апрель. 3венит капель! 

Внутрипредметный образовательный модуль

«Школа развития речи»    

5

1

17.

Лирические стихотворения А. Майкова, А. Плещеева.

1

18.

Лирические стихотворения Т. Белозёрова, С. Маршака.

1

19.

Литературная загадка. Сочинение загадок.

1

20.

«Школа развития речи»    

Опорные слова.

1

21.

Проект «Составляем сборник загадок».

1

22.

Оценка планируемых достижений.

1

Раздел 4.  И в шутку и всерьёз 

Внутрипредметный образовательный модуль

«Школа развития речи»  

7

1

23.

Весёлые стихи для детей И. Токмаковой, Г. Кружкова.

1

24.

Юмористические рассказы для детей Я. Тайца, Н. Артюховой.

1

25.

Весёлые стихи для детей К. Чуковского, И. Токмаковой, О. Дриза, О. Григорьева.

1

26.

«Школа развития речи»    

Мы строим текст.

1

27.

Весёлые стихи для детей И. Пивоварова, О.Григорьева, Т. Собакина.

1

28.

Юмористические рассказы для детей М. Пляцковского.

1

29.

Чтение по ролям. Заучивание наизусть.

1

30.

Педагогическая диагностика. Оценка планируемых достижений.

1

Раздел 5.  Я и мои друзья 

Внутрипредметный образовательный модуль

«Школа развития речи»

6

1

31.

Рассказы о детях. Ю. Ермолаева, М.Пляцковского.

1

32.

«Школа развития речи»    

Мы строим текст.

1

33.

Стихотворения Е. Благининой, В. Орлова, С. Михалкова, Р. Сефа.

1

34.

Стихотворения В. Берестова, И. Пивоваровой, Я. Акима, Ю. Энтина.

1

35.

Проект «Наш класс – дружная семья». Создание летописи класса.

1

36.

Стихотворения Е. Благининой, В. Орлова, С. Михалкова, Я. Акима, Ю. Энтина.

1

37.

Итоговая диагностическая работа.  Оценка достижений.

1

Раздел 6.  О братьях наших меньших 

Внутрипредметный образовательный модуль

«Школа развития речи» 

5

2

38.

«Школа развития речи»    

План текста.

1

39.

С. Михалков «Трезор», Р. Сеф «Кто любит собак»,

1

40.

В. Осеева «Собака яростно лаяла», И. Токмакова «Купите собаку»

1

41.

М.Пляцковский «Цап Царапыч», Г. Сапгир «Кошка»

1

42.

В. Берестов «Лягушата», В.Лунин «Никого не обижай»

1

43.

Сказки-несказки Д. Хармса, Н. Сладкова.

Оценка достижений.

1

44.

«Школа развития речи»    

План текста.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки для учителя по методике проведения уроков чтения, обучения грамоте, русского языка, развития речи в начальной школе.

Памятки для учителя по методике проведения уроков чтения, обучения грамоте, русского языка, развития речи в начальной школе....

Развитие творческих способностей учащихся начальных классов через уроки литературного чтения

«Развитие  творческих способностей учащихсячерез уроки литературного чтения  в  начальных  классах»Проблемынизкий уровень интеллектуального развития учащихся;низкий  педагогич...

«Приемы развития творческих способностей учащихся начальных классов на уроках литературного чтения»

Как активизировать творческую деятельность младших школьников на уроках литературного чтения?...

Развитие творческих способностей учащихся младших классов на уроках литературного чтения

Современное общество переживает очень важный этап: это и экономический кризис, финансовые коллизии, военные действия, терроризм, природные катаклизмы. Во всей этой жизни участвует человек. Чтобы высто...

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению для детей с тяжелыми нарушениями речи

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС и содержит пояснительную записку, в которой отражены цли и задачи курса, место курса в учебном плане, содержание и характеристика курса, формы о...

4 класс. РП по литературному чтению к УМК "Школа России" с модулем "Школа развития речи"

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 4класса...

Конспект урока по литературному чтению "Закрепление изученного по теме: «Части речи»." 3 класс

Конспект урока по литературному чтению для обучающихся с ЗПР, вариант 7.2...