Конспект урока внеклассного чтения "К.И. Чуковский - детям"
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Ардаханова Ольга Васильевна

Конспект урока с  использованием  технологии проблемного обучения, информационно-коммуникационных технологий, групповой формы работы учащихся.

Ознакомление с творчеством Чуковского. В процессе работы раскрывается идейное содержание некоторых произведений автора, их воспитательное значение. Работа в группах явилась  основой для формирования коммуникативных  универсальных учебных действий.

Презентация к уроку с иллюстрациями из произведений автора и конкурсными заданиями составлена в соответствии с планом урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_vneklassnogo_chteniya.docx59.13 КБ
Файл k.i._chukovskiy.pptx986.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока внеклассного чтения.

Ардаханова Ольга Васильевна. Учитель начальных классов первой квалификационной категории.

Тема. К.И. Чуковский - детям. 

Цель: ознакомление младших школьников с  К.И.Чуковским  и его творчеством

Задачи:

Формирование читательской компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности;

 совершенствование навыков осознанного чтения;

формирование критического мышления, активизация творческой деятельности, развитие устной речи

формирование умения анализировать произведения;

Оборудование: портрет писателя; презентация; выставка детских книг.

Тип урока: урок «открытие» новых знаний

Технологии:  технология проблемного обучения,  информационно-коммуникационные технологии.

Планируемые результаты (УУД):

Регулятивные:

  • понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
  • составлять план действий решения учебной задачи под руководством учителя; оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными критериями или образцом;
  • принимать позицию учителя и слушателя в соответствии с решаемой учебной задачей.

Коммуникативные:

  • слушать и воспринимать высказывания учителя и товарищей по классу;
  • принимать участие в обсуждении прочитанного;
  • принимать различные точки зрения на прочитанное произведение;
  • работать в паре, в группе;
  • договариваться о совместном выполнении заданий

Познавательные:

  • читать текст, выделять фактическую информацию в тексте (события, поступки, герои);
  • определять в художественном тексте последовательность событий, их причинно-следственную связь;
  • представлять книги, группировать их на основе существенных признаков;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий в пространстве библиотеки; в справочной литературе для детей;

Класс делится на 5 групп по 6 человек.

Предварительная проектная работа:

1. Прочитать произведения  «Краденое солнце», «Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр», «Бармалей», «Айболит».

2. Подобрать и подготовить к пересказу сведения о биографии К.И. Чуковского. (Исследователи). -1 гр.

3. Заучивание отрывка из произведения Чуковского. (Чтецы) -2 группа

4. Инсценирование отрывка. (Актерская группа). 3 гр.

5.Иллюстрирование. (Иллюстраторы) -4 гр.

6. Подбор вопросов для викторины. (Эксперты) 5 гр.

Ход урока

Ι. Организационный момент.

Начинается урок

Он пойдёт ребятам впрок

На доске разрозненная пословица.

 на, летать, крыльях читать.

- Соберите пословицу из слов.

-Что получилось?

-Читать – на крыльях летать.

- Раскройте смысл этой пословицы. (Летать на крыльях – знакомиться с миром,  видеть его со всех сторон. Крылья – знания, которые помогают человеку долететь до цели, многое узнать, многому научиться)

- Пословица будет девизом нашего урока

ΙΙ. Актуализация знаний.

Слайд 1.

«Ох, не лёгкая это работа –

Из болота тащить бегемота!»

- Кому принадлежат слова?

- Из какого они произведения?

- Эти слова стали крылатым выражением. Употребляются их не в прямом, а в переносном смысле.

- Когда так говорят?  (Когда выполняют трудную работу, так говорят в шутку)

- Какую работу нам сегодня предстоит выполнить? (Работать над произведениями К.И. Чуковского, узнать что-то новое об авторе и его литературных героях)

- В заключении мы проведём викторину по произведениям К.И. Чуковского

- Сформулируйте тему урока. (Дети могут сказать «Произведения К.И. Чуковского».

- Какие произведения читали? (Использование приёма «Кластер»)

        «Краденое солнце»                              «Путаница»

«Тараканище»        К.И. Чуковский        «Мойдодыр»

        «Айболит»

        «Бармалей»        

- Для работы над произведениями Чуковского мы создали творческие группы. Представьтесь, пожалуйста.

1. (Исследователи). -1 гр. Подбирали и готовили к пересказу сведения о биографии К.И. Чуковского.

2. (Чтецы) -2 группа.  Учили наизусть отрывки из произведений Чуковского.

3. (Актерская группа). - 3 гр. Инсценировали отрывки.

5. (Иллюстраторы) - 4 гр. Иллюстрировали произведения.

6. (Эксперты) 5 гр. Составляли  вопросы для викторины.

В гости дедушка Корней (показываю на портрет)
Приглашает всех детей.
Но особенно он рад 
Пригласить таких ребят…,

Кто умеет слушать сказки
Или любит их читать

-  Мы совершим путешествие по страницам книг К.И. Чуковского.

ΙΙΙ. Знакомство с биографией К.И. Чуковского.

Выступление группы 1( исследователей).

 Слайд 2. «Портрет К.И.Чуковского»
Выступление учащихся (научных сотрудников) из каждой группы.

1) Корней Иванович Чуковский родился 1 апреля 1882 года в Петербурге. Семья жила очень бедно. Учеба в то время была платная, и все же сына удалось отдать в гимназию, но мальчика все равно отчислили из 5 класса, не было возможности платить за обучение.

2) Чтобы помочь семье, мальчик работал, а в каждую свободную минуту занимался в библиотеке. Он очень много читал и учебу закончил экстерном. На рынке ему удалось купить учебник по английскому языку. И с тех пор он серьезно занялся английским, выучил его самостоятельно, а в дальнейшем овладел им в совершенстве. Английский язык ему очень пригодился в жизни. Он перевел много произведений с английского языка для детей.

экстерном -
являющейся в учебное заведение на экзамены, но не состоящий воспитанником этого учебн. заведения;


3) Настоящее имя Корнея Ивановича Чуковского - Николай Васильевич Корнейчуков. Николай очень любил посещать различные выставки картин. И затем свои мысли о картинах он записывал. Когда ему было всего 19 лет, его пригласили работать в газету критиком.  С тех пор он имел постоянный заработок и стал жить отдельно от семьи. А вскоре женился.

Словарные слова: критик

Пояснение (Критик — человек (специалист), сферой деятельности которого является критика, то есть анализ, оценка и суждение о явлениях какой-либо из областей человеческой деятельности, обычно в сфере культуры.)


4) Детским поэтом-сказочником Корней Иванович стал случайно. А вышло это так. Заболел его сын. Чтоб его развлечь К.И. стал рассказывать ему сказку:

«Жил да был крокодил, он по улицам ходил…». Мальчик перестал плакать и заснул. А наутро, проснувшись, он попросил рассказать ему новую сказку. Так появился «Крокодил». Так родился знаменитый …

 Эта сказка была самой первой.

5) И другой случай. Утром плакала дочка, она не хотела умываться. Он вышел из своего кабинета, взял ее на руки и сказал: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам. А нечистым трубочистам стыд и срам!» Так появился его знаменитый «Мойдодыр»

- С ранних лет его стихи приносят всем радость. Не только вы, но и ваши дедушки и бабушки не представляли своего детства без стихов К.И.Чуковского.

ΙV. Работа над произведением «Муха-Цокотуха»

 - К. И. Чуковский рассказывал: "У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным. Один такой день К. И. Чуковский особенно запомнил – 29 августа 1923 г. Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой - то запылённый бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о … (Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом). В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба".

- О каком произведении речь?

-«Муха-Цокотуха». (Слайд 4)

- Кого пригласила на свой день рожденья Муха-Цокотуха?

- Что случилось на празднике?

- Как повели себя гости?

- Кто спас именинницу? Найдите отрывок, в котором говорится о  победе комара над пауком. Прочитайте (с.12-13)

- Чему учит эта сказка?

- Подберите пословицу к этому произведению.

- Сам погибай, а товарища выручай. 

- Прочитайте наизусть отрывок из этого произведения.

- В каких ещё произведениях небольшому, но храброму герою удаётся победить злодея или зло? (Воробью в сказке «Тараканище», бабочке в небылице «Путаница». В сказках К. И. Чуковского часто героем оказывается вовсе не тот, от кого можно было бы ожидать смелости, героизма;  писатель делает героем самого маленького, самого слабого физически.

V. Работа над произведением «Мойдодыр».

- На доске записана пословица.

Чистота - залог здоровья. 

- К какому произведению подходит эта пословица?

 («Федорино горе», «Мойдодыр»)

(слайд 3)

- Почему сбежали вещи от мальчика?

- Как его называет автор?

- Подберите синонимы к слову грязнуля (неряха, замарашка)

- Чему учит нас это произведение?

- Прочитайте призыв автора к читателям ( с.46)

- Кто выучил наизусть отрывок из этого произведения?

VΙ. Работа над произведением «Айболит».

- К какому произведению эта иллюстрация? (Слайд 5)

1. Беседа над содержанием

- О ком произведение?

- Какую работу выполнял доктор Айболит

- Куда позвали доктора по телеграмме?

- Какие трудности ему пришлось преодолеть? (преодолевать леса, моря и горы)

- Кто ему в этом помогал? (Волки, кит, орлы)

 - Каким был доктор Айболит? Как называется профессия доктора Айболита в реальном мире? (Ветеринар)

- Кому из вас приходилось обращаться со своим питомцем к ветеринару, с какой целью?

- Я раз в год хожу в ветлечебницу, чтобы сделать собаке прививку от опасных болезней

Задание актёрской группе 3.

(Инсценирование отрывка из произведения «Айболит» с использованием игрушек-животных.)

Задание 2 группе:

Прочитать наизусть отрывок из произведения К. Чуковского «Айболит»

VΙΙ. Выступление творческой группы 4.

- Какие иллюстрации вы нарисовали дома к этим произведениям?

(Выставка рисунков)

VΙΙΙ.Викторина.

1. Расположить иллюстрации (Слайд 5) в нужном порядке.

- Сделать записи на листочках. Кто закончит, руки поднять и всем вместе сомкнуть.

1

2

3

4

5

Проверка. (Слайд 6, 7)

2. Игра. Соедини имя героя с действием (Слайд 8.)

Айболит

Воробей

 Крокодил

Комар

Федора

Медведь

 Бабочка

 Лисички

Зажгли море.

Проглотил солнце.

Вымыла свою посуду.

Вернул солнце в небо.

Потушила море.

Спас Муху – Цокотуху.

Съел таракана.

Вылечил зверей.

3. Задания Группы 5. Эксперты.

(Дети 5 группы зачитывают вопросы викторины, которую составили дома, остальные дети отвечают на вопросы)

VΙΙΙ. Итог урока

- Что нового вы узнали из жизни К.И. Чуковского и его творчестве?

Вопросы по группам. (Слайд7.)

 - С чего началась литературная деятельность Чуковского?

- Что вызывает восхищение в биографии К.И. Чуковского?

- Для кого писал К. Чуковский?

- Кто из героев произведений К.Чуковского вам больше всего понравился и почему?

- Какими качествами обладают герои произведений К.Чуковского?

- На этом наше  путешествие по страницам произведений К. Чуковского подошло к концу.

Чтобы животных жалеть и любить,

Чтобы не хвастаться и не хитрить,

Чтоб не хлебнуть нам Федорино горе-

Надо порядок поддерживать в доме;

Чтоб не попасть на обед к Бармалею -

Слушаться надо того, кто умнее.

Рефлексия

Сегодня я узнал…

Сегодня я научился…

На уроке мне было интересно…

Мне бы хотелось …

Приложение

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

- С чего началась литературная деятельность Чуковского?

- Что вызывает восхищение в биографии К.И. Чуковского?

- Для кого писал К. Чуковский?

- Кто из героев произведений К.Чуковского вам больше всего понравился и почему?

1

2

3

4

5

- Какими качествами обладают герои произведений К.Чуковского?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ох, нелёгкая это работа - Из болота тащить бегемота!

Слайд 2

Корней Иванович Чуковский (1882-1969)

Слайд 5

1 2 3 4 5

Слайд 6

Расположи иллюстрации в нужном порядке 1 2 2 3 3 1 4 5 5 4

Слайд 7

1 2 3 4 5

Слайд 8

Айболит Зажгли море. Воробей Проглотил солнце. Крокодил В ымыла свою посуду. Комар Вернул солнце в небо. Федора Потушила море. Медведь Спас Муху – Цокотуху. Бабочка Съел таракана. Лисички Вылечил зверей.

Слайд 9

С чего началась литературная деятельность Чуковского? Что вызывает восхищение в биографии К.И. Чуковского? Для кого писал К. Чуковский? Кто из героев произведений К.Чуковского вам больше всего понравился и почему? Какими качествами обладают герои произведений К.Чуковского ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Произведения К.И. Чуковского"

Конспект урока внеклассного чтения "Произведения К.И. Чуковского" джля детей....

Конспект урока внеклассного чтения во 2 классе на тему: Сказки и стихи К.И. Чуковского.

В архив входят: 1)Конспект Стихи и сказки К.И.Чуковского.doc 2)Чуковский.pptЗадачи урока:1. Развивать умение читать выразительно, менять ритм и темп при чтении.2. Развивать ассоциативное мышление, пам...

Конспект урока внеклассного чтения К. И.Чуковский «Доктор Айболит» (произведение в прозе).

Задачи: - расширить знания ребят о жизненном пути и творческом наследии К. И. Чуковского- вызвать интерес ребят к предложенной книге, являющемся лучшими образцом детской литературы, привлечь их к акти...

Конспект урока: Сказки К.И.Чуковского. К.И.Чуковский. Муха-цокотуха.

Конспект урока и презентация разработаны для урока литературного слушания в 1 классе....

Конспект урока внеклассного чтения. Г.Х.Андерсен "Сказки для детей".3 класс.

Конспект урока внеклассного чтения по сказкам Андерсена....