«Развитие читательского интереса у младшего школьника»
материал по чтению (2 класс)

Базыкина Любовь Николаевна

Родительское собрание

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 00012946-216d9b80.doc54.5 КБ
Office presentation icon 0008abcf-c10ecd84.ppt949 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское  собрание

Тема: «Развитие читательского интереса у младшего школьника»

Цели: познакомить родителей с методами и приёмами развития у детей читательского интереса

Задачи: познакомить родителей с динамикой развития техники чтения; показать роль книги и чтения в развитии ребёнка; познакомить с причинами возникающих проблем в чтении; показать пути развития у детей интереса к чтению

 Подготовительный этап: провести анкетирование учащихся и родителей (Приложение 1, Приложение 2), распечатать памятки для родителей и учащихся (Приложения 3-9)

       Не только в школе, но и в семье мы учим детей любить книги. Наверно, нет родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, так как роль  книги огромна. Хорошая книга и воспитатель, и учитель, и друг. «Чтобы воспитать, нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение»,- писал А.П.Чехов.

          Пока ребёнок мал, родители с упоением читают ему книги. Но вот ребёнок пошёл в школу, и родители с облегчением вздыхают: «Теперь он сам будет читать». А спустя 8-10 лет мы слышим: «Ну как книга?» «Ничего, нормально», - отвечает сын или дочь. И родители с удивлением ощущают, что между ними и детьми стена непонимания.

          Избежать подобных сцен помогает семейное чтение. Во время него родители открываются для ребёнка с новой стороны, что прибавляет им уважения. И родители вдруг открывают, что дети стали взрослее, что с ними можно говорить не только о школьных отметках.

          Если ребёнок рос и развивался в семье, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, он и в школе будет интересоваться содержательной и разносторонней информацией, которую можно почерпнуть из книг. Из него вырастет увлечённый читатель. Опыт показывает, что плохо читающие ученики обречены на неуспеваемость в средних и старших классах, где учебный материал увеличивается во много раз.

          Однако уже в начальной школе многие родители сетуют на проблемы с чтением. Вот наиболее распространённые:

  • Ребёнок читает очень медленно, с большим количеством ошибок, никак не может перейти от чтения по слогам к чтению целыми словами.
  • Даже если ребёнок читает бегло и правильно, он категорически отказывается прочитать больше того, что задали.
  • Ребёнок не способен пересказать прочитанное, он не понимает и не запоминает, что читает.

          Причиной таких отклонений могут быть:

  • Дислексия – нарушение чтения, при котором ребёнок не может овладеть слогослиянием, чтением целыми словами, плохо понимает прочитанное.
  • Дисграфия – нарушение письма, при котором ребёнок заменяет гласные или пропускает их, путает звонкие и глухие согласные, пропускает целые слоги, не обозначает мягкость согласных и.т.п.

         Решить эти проблемы поможет специалист – логопед – дефектолог.

         Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, именно к такой скорости приспособился артикуляционный аппарат человека, именно при такой скорости достигается лучшее понимание текста. Скорость чтения является одним из самых важных факторов, влияющих на успеваемость. Как добиться оптимального чтения?

  1. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.

       Память человека устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно оно создаёт раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные по времени упражнения. Мы должны упражнения проводить короткими порциями, но с большой частотой.

       Что же зачастую наблюдается в семьях? Папа или мама усаживают первоклассника, который плохо читает, у которого чтение вызывает затруднения, и говорит: «Прочитай вот эту сказку. Пока не прочитаешь, из-за стола не выходи». Папа или мама допускают здесь серьёзную ошибку, подавляя у ребёнка желание читать. Было бы гораздо лучше, если бы домашняя тренировка проводилась тремя порциями по 5 минут. Небольшой абзац ребёнок прочитывает и пересказывает. Через час ещё одна порция. Перед сном ещё одна. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем тренировка в течение часа-полутора за один приём.

  1. Хорошие результаты даёт чтение перед сном.

       Последние впечатления дня фиксируются эмоциональной памятью, и те часы, когда человек спит, он находится под этим впечатлением.

  1. Если ребёнок не любит читать, ему необходим режим щадящего чтения.

       Это такой режим, при котором ребёнок прочитает 1-2 строчки и получит кратковременный отдых. Такой режим получается автоматически, если ребёнок просматривает диафильм: две строчки прочитал, посмотрел картинку, ещё две строчки прочитал, посмотрел картинку… Можно читать поочерёдно: несколько строчек читает ребёнок, потом – несколько строчек взрослый.

  1. Очень полезны три упражнения: многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть.

        Многократное чтение проводится в течение одной минуты. По истечении минуты ребёнок замечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение того же отрывка. При этом ребёнок снова замечает, до какого слова он дочитал на этот раз, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, он прочитал на несколько слов больше во второй раз. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у ребёнка, им хочется читать ещё. Однако более 3 раз не следует читать один и тот же отрывок.

       Далее предлагается этот же отрывок прочитать в темпе скороговорки. При таком чтении не следует уделять внимание выразительности чтения. Зато повышены требования к чёткости прочтения окончаний слов. Упражнение длится 30 секунд.

       Затем ребёнку предлагается прочитать выразительно знакомую часть текста, а взрослый его не останавливает. Ребёнок переходит на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит чудо: ребёнок, прочитавший несколько раз один и тот же отрывок текста, выработавший повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть продолжает читать её в том же, повышенном темпе. Его возможностей хватает ненадолго, но если проводить такте упражнения ежедневно, то длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться.

           Работа над техникой чтения - процесс достаточно длительный и не всегда привлекательный для детей.

(Учитель знакомит родителей с содержанием памятки «Как добиться высокой техники чтения» - Рекомендация1)

         

 Часто бывает так, что ребёнок знает все буквы, может читать, но не хочет. Родители негодуют: «Ты ведь уже умеешь читать!» В ход идут принуждения: « Прочитай ещё страницу», «Пока не дочитаешь до конца, не выйдешь». Как же сделать так, чтобы процесс чтения стал для детей личной необходимостью?

«Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса у детей – Рекомендация2,

«Как помочь плохо читающему ребёнку» - Рекомендация3

Анкетирование, проведенное мною в классе, указало еще на

(Результаты анкетирования детей и родителей)

Давайте искать пути - дороги, чтобы заинтересовать ребят, чтобы вместе с ними отправиться в увлекательное путешествие по страницам книг. Поверьте, это нелегкий труд.

1.Вначале надо найти ключик и “открыть дверь в библиотеку”

Читая с ребенком постоянно, вы обязательно заметите, какие книги ему нравятся больше, какие он лучше понимает. Если он читает только комиксы и примитивные издания – воздержитесь от критики. Помните: он читает! Ищите позитивные и эффективные пути продвижения к его душе более значимых книг. Вам на помощь всегда придут библиотекари.

2. Следующий ключик откроет вам дверь в комнату организации вечеров семейного чтения.

Эти чтения уходят своими корнями в дворянское воспитание, воспитание истинных интеллигентов. Примером тому может служить семья Ф. Достоевского, где глава семьи читал вслух своим домочадцам “ Историю государства Российского” Карамзина и его “Бедную Лизу”.  Поэтому и вырос в этой семье великий гуманист – писатель Ф.М. Достоевский.

Представьте: вечер, вся семья в сборе. Все сидят на любимых местах, в комнате покой и уют. Кто-то из членов семьи читает вслух книгу. Важна атмосфера чтения и слушания. В такие вечера в гостях могут быть и друзья детей. Предлагаю следующие книги для совместного чтения: Л.Кэрролл “Алиса в стране чудес”, Н. Носов “ Приключения Незнайки и его друзей” сказки Г. Х Андерсена. Это умные и добрые книги, трудные для самостоятельного чтения младших детей.

Вы можете их обсуждать, используя данный алгоритм, кстати, это и есть один из модулей, который я использую на уроках литературного чтения.

                            (Рекомендация 4)

3.Включайте в круг семейного чтения детские журналы Эти журналы помогут создать аптеку для души вашего ребенка.

4. Помогайте ребенку вести читательский дневник, который способствует развитию читательских умений: учит понимать текст, пересказывать его и сочувствовать герою.

Показывайте ребенку свою заинтересованность в его чтении. Будьте Великим Проводником в мир книг, а не Великим Погонщиком и Оценщиком того, что и как читает ваш ребенок.

Дайте ему уверенность в том, что вам интересно и полезно его чтение.

Поощряйте его чтение вслух.

Обсудите прочитанное: удивитесь, обрадуйтесь, ужаснитесь вместе с ним. Все это не сложно.

И если вы последуете этим советам, то незаметно для себя, воспитаете Настоящего Читателя. Вашему ребенку будет намного легче учиться. Он будет знать, чем занять свое свободное время. Он с легкостью будет находить и творчески перерабатывать любую информацию. И все это обязательно приведет его к успеху.

Алгоритм, составленный для вас, родителей, поможет вам в нелегком труде воспитания читателя. Успехов вам!

       


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль книги и чтения в формировании читательских компетенций младших школьников (родительское собрание)

Слайд 2

Всё, чего я достиг в жизни, стало возможным, благодаря книге. Ричард Бах Привить ребёнку вкус к чтению- лучший подарок, который мы можем сделать для него. С.Лупан Основная задача взрослых – открыть в ребенке талант читателя. С.Я.Маршак

Слайд 3

Задачи родительского собрания Помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания школьников, вовлечь родителей в решение проблемы. Познакомить родителей с результатами развития читательских умений учащихся класса. Развивать у родителей интерес к формированию детского желания читать и формированию интеллектуальных умений с помощью книги.

Слайд 4

Вопросы для обсуждения Культура чтения школьника: в чем она заключается. Как развивать читательский интерес ребёнка. Значение книги в жизни младшего школьника

Слайд 5

Анкетирование детей Как ты считаешь, может ли человек жить без книг? Что больше всего нравится тебе делать: читать, играть, смотреть телевизор? Какие книги ты любишь читать: стихи, сказки, о животных? Что нравится тебе получать в подарок: книгу, игры, одежду? У вас дома много книг?

Слайд 6

Анализ анкет детей *Как ты считаешь, может ли человек жить без книг? /нет- 100%/ *Что больше всего нравится тебе делать: читать -20%, играть-60%, смотреть телевизор-20%. *Какие книги ты любишь читать: стихи-20%, сказки-60%, о животных-20%. *Что нравится тебе получать в подарок: книгу-20%, игры-40%, одежду-40%. *У вас дома много книг? Да-20%.Нет-60%. Немного-20%.

Слайд 7

Анализ техники чтения 1 человек в 3 классе – обладает непродуктивным способом чтения (отрывистое слоговое). 3 человека в 3 классе – обладают плавным слоговым, плавным слоговым с целостным прочтением отдельных слов. 2 человек в 3 классе - обладают плавным слоговым, плавным слоговым с целостным прочтением. Таким образом, 9 человек, что составляет 60%, не освоили необходимый уровень способа чтения для своего возраста.

Слайд 8

5 причин, по которым надо читать книги Ребенок учится, сопереживает, развивается эмоционально. Чтение содействует успешному освоению грамотного письма детьми. Успешность ребенка в учебе находится в прямой зависимости от его начитанности . Читая книги, ребенок обогащает словарный запас, развивает память и воображение. Общение с книгой выступает мощным источником развития интеллекта.

Слайд 9

Анкета для родителей Нравится ли вашему ребенку читать книги? Сколько времени он проводит за книгой? Вы заставляете ребенка читать или он делает это без принуждения? Как вы это поощряете? Обсуждаете ли вы со своим ребенком прочитанное? Считаете ли вы себя активным читателем?

Слайд 10

Анализ анкет родителей Нравится ли вашему ребенку читать книги? Сколько времени он проводит за книгой? Вы заставляете ребенка читать или он делает это без принуждения? Как вы это поощряете? Обсуждаете ли вы со своим ребенком прочитанное? Считаете ли вы себя активным читателем?

Слайд 11

Совместное чтение и обсуждение прочитанной книги укрепляет семейные связи Ребенок может спросить взрослого о непонятых местах в книге, задать вопросы по прочитанному. Это повышает у ребенка авторитет родителей Чтение ребенком книги вслух для всей семьи улучшает у него технику и скорость чтения Семейное чтение способствует привитию ребенку любви к чтению без принуждения 5 причин, по которым читать книги нужно всей семьей Семейное чтение позволяет взрослому участвовать в жизни ребенка, познать мир его интересов

Слайд 12

Как стать родителем читающего ребёнка Читайте с ребёнком каждый день. Выбирайте для чтения книги, которые интересны ребёнку, а не Вам. Окружайте ребёнка книгами. Читайте медленно и громко. Читайте книги снова и снова. Не давите на ребёнка. Показывайте свою заинтересованность. Подавайте ребенку пример, читая книги, газеты, журналы.

Слайд 13

Игра – основа читательского опыта Игра в прятки с героем Копирование картинки Иллюстрирование книги Сочинение сказки Дружные ребята Найди близнецов Города Следы Надписи ИГРЫ С КНИГОЙ ИГРЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ

Слайд 14

Памятка для родителей Читайте с ребёнком не менее 10-15 минут в день. Хвалите ребёнка за чтение. До или во время чтения выясните значение незнакомых слов. Попросите ребёнка рассказать о главном герое, событии. Спросите, чему учит эта книга. Попросите нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучите его наизусть.

Слайд 15

Подведение итогов родительского собрания Какие из материалов, использованных на собрании, показались вам наиболее интересными? Какой вопрос родительского собрания следовало обсудить более подробно? Какой вопрос, по-вашему, не затронут на собрании, хотя тема собрания предполагает его решения?

Слайд 16

Решение родительского собрания Ежедневно читать с ребёнком детские книги; Обсуждать прочитанное; Помогать составлять по иллюстрациям рассказы; Хвалить ребёнка за чтение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие читательского интереса у младших школьников

Развитие читательского интереса у младших школьников...

Развитие читательского интереса у младшего школьника

Лекторий для родителей по теме "Развитие читательского интереса у младшего школьника"...

Презентация на тему "Развитие читательского интереса у младшего школьника"

Презентация на тему "Развитие читательского интереса младшего школьника"...

Развитие читательского интереса у младшего школьника

Конспект родительского собрания с практической частью. Родители примерят на себя школьный костюмчик и перевоплотятся в тех самых учеников, которые ежедневно страдают от того, что им предстоит вып...

Статья на тему "Развитие читательского интереса у младших школьников"

Чтение играет огромную роль в жизни ребенка, вырабатывает у него определенное миропонимание, определенные нормы поведения, художественный вкус....

Психолого-педагогические методы развития читательских интересов у младших школьников

В данной статье описаны методы развития читательских интересов...