Развитие читательского интереса у младшего школьника
методическая разработка (3 класс) на тему

Фомичева Наталья Ивановна

Конспект родительского собрания с практической частью. Родители примерят на себя школьный костюмчик и перевоплотятся в тех самых учеников, которые ежедневно страдают от того, что им предстоит выполнить домашнее задание по литературному чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_chitatelskogo_interesa_u_mladshego_shkolnika.docx26.61 КБ
Файл prilozhenie1.docx27.73 КБ
Файл prilozhenie2.docx26.09 КБ
Файл prilozhenie3.docx313.5 КБ
Файл prilozhenie4.docx58.95 КБ
Файл prilozhenie5.docx30.99 КБ
Файл prilozhenie6.docx470.16 КБ
Файл prilozhenie7.docx328.08 КБ
Файл prilozhenie8.docx18.92 КБ
Файл prilozhenie9.docx20.66 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему:

«Развитие читательского интереса у младшего школьника»

учитель начальных классов:

 Фомичева Наталья Ивановна

Пояснительная записка

В эпоху бурно развивающихся информационных технологий книга остается и источником знаний, и духовным наставником, и собеседником как для взрослого читателя, так и для ребенка. Но под влиянием современной медиакультуры в обществе меняется статус чтения, круг чтения, способы восприятия печатного текста, мотивация обращения к книге. Современные дети стали читать по-другому, другие книги. В круге интересов младшего школьника все большее место занимают детективы, комиксы, развлекательная литература. В четыре раза чаще учащиеся обращаются в библиотеку за поиском учебной информации, и лишь один из четырех запросов – поиск литературы "для души".

Становление ребенка как читателя не может проходить без активного участия библиотеки, учителей и родителей в жизни ребенка с самого раннего возраста. Они играют роль стимулятора интереса к чтению, поскольку в наш век полноценным читателем надо успеть стать в детстве.

Семья - основа формирования личности ребенка. Родители стремятся к тому, чтобы дети были развиты: умственно, физически, нравственно. В процессе семейного воспитания ребенок приобретает различные навыки и умения, в том числе и основы читательской культуры. Именно семья выступает первым и главным посредником между книгой и ребенком. В семье формируется интерес к книге, воспитывается читательский вкус. Совместное прочтение книг и их обсуждение сближает членов семьи, объединяет их духовно. Книга всегда считалась одним из связующих звеньев между поколениями в передаче жизненного опыта.

Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. Негативным фактором в формировании читателя-ребенка является и утрата традиций семейного чтения, в большинстве семей книга перестает быть темой для разговора. Такое положение крайне негативно сказывается на духовном климате семьи и не способствует формированию ребенка-читателя. Не читающие родители воспитывают не читающих детей.

Следовательно, на сегодняшний день возрождение, дальнейшее развитие и выведение на новый уровень традиций семейного чтения как культурной нормы развития ребенка является одной из важнейших задач социума.

Необходимо предоставить возможность детям всеми путями развивать свое чтение и помочь сформировать любовь к книгам. Ведь это - первая ступень к грамотности и обучению на протяжении всей жизни. Необходимо помочь детям понять огромное количество приятных вещей, которые можно получить от чтения.

Решение этой проблемы составляет цель родительского собрания: знакомство родителей с методами и приемами развития у детей читательского интереса.

«Развитие читательского интереса у младшего школьника» (Сл.1)

Сл.2

Цель урока: знакомство родителей с методами и  приемами развития у детей читательского интереса.

Задачи:

1. определить причины возникающих проблем в чтении;

2. познакомить с динамикой развития техники чтения;

3. обозначить роль книги и чтения в развитии ребенка;

4. показать пути развития у детей интереса к чтению.

Сл. 3

- Эпиграфом нашего урока я взяла слова Сесиль Лупан:

«Привить ребенку вкус к чтению –
лучший подарок, который мы можем ему сделать».

- В последнее время отношение к книге изменилось. С появлением телевидения и компьютера поток информации с небывалой силой обрушился на человека. Теперь, для того чтобы знать и быть в курсе самых последних достижений научной мысли, совсем необязательно читать. Достаточно черпать информацию с экрана телевизора или дисплея компьютера.

Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются лучше, чем в оглавлении книги. Их литературный опыт ограничивается рассказами из учебника «Литературное чтение», а впоследствии – попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном варианте.

Сл.4

Пробуждать и развивать интерес к чтению – одна из важнейших задач не только школы, но и родителей.

Большинство современных детей овладевает чтением уже в раннем возрасте (4-6 лет), но не проявляют достаточного интереса к книге. Это подтверждает опрос среди учащихся. На вопрос «Чем ты любишь заниматься в свободное время?» были даны следующие ответы:

Сл.5

Гулять – 19 %

Смотреть тв – 23%

Играть в комп. – 47 %

Читать книги – 11 %

Сл. 6

- Почему растет число нечитающих детей? Давайте попробуем вместе ответить на этот вопрос.

Первые три проблемы мы с вами уберем, т.к. это «образовательные проблемы», а вот оставшиеся проблемы мы выделили красным цветом и попробуем сегодня найти пути их решения.

Сл.7

- Доказано, чем раньше начинаешь приучать ребенка к тому или иному виду деятельности, тем лучше будет результат. Но, чтобы добиться результата, необходима СИСТЕМА.

Начало этой СИСТЕМЫ – в семье. Ребенок перенимает отношение к чтению и книге, которое существует у его родителей.

Сл.8

- Недаром еще в 16 веке были написаны строчки: «ребенок учится тому, что видит у себя в дому, - родители пример ему». Но, к сожалению, в наш век информационных технологий, компьютеризации мы – взрослые сами стали редко читать.

Почти ушло в прошлое семейное чтение. Все реже люди проводят свой досуг за чтением интересной книги. В погоне за красивым интерьером родители стали избавляться от книг. Редко можно увидеть книжную полку даже в детских комнатах. Если же таковая встречается, то оставляет желать лучшего и своим количеством, и содержанием, не соответсвующим возрасту ребенка.

Сл.9

- Что же делать, если ученики читают по слогам? Какие приемы использовать в работе с ребенком, у которого процесс чтения вызывает раздражение, а иногда и отвращение? Как же выработать интерес к чтению и совершенствовать технику чтения?

Попробуем найти ответы на эти вопросы.

- А для этого я хочу чтобы вы примерили на себя школьный костюмчик и перевоплотились в тех самых учеников, которые ежедневно страдают от того, что им предстоит выполнить домашнее задание по Литературному чтению.

 (родители объединяются в группы и рассаживаются за парты, примеряя на себя школьный фартук)

- Для того чтобы научиться читать бегло, надо, во-первых, стараться воспринимать слова целиком, а во-вторых, задействовать в работе как можно больше мыслительных операций.

Сл.10

(на столах листочки, ручки)

- Первое с чего я хочу начать – это с речевой разминки.

- Я вам прочитаю несколько скороговорок, а вы должны выбрать одну понравившуюся.

  • У перепела и перепёлки пять перепелят.
  • Водовоз вез воду из-под водопада.
  • Полили ли лилию, видели ли Лилию?
  • Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.

- Запишите ее очень четко на бумаге под диктовку печатными буквами и несколько раз прочитайте вслух. (Пишут, читают сами себе)

- Произнесите эту скороговорку вслух как можно четче и быстро. (Выполняет желающий)

- Запишите ее самостоятельно на листочке так, чтобы каждое слово разделилось на слоги.

Сл.11 (образец)

- Терпеливо и доброжелательно помогите ребенку, если тот не справляется!

- Прочитайте это выражение сначала медленно, затем все быстрее и быстрее. (Читают)

- Когда предложение будет прочтено быстро и четко, отложите эту работу на несколько минут, а затем попросите прочесть снова.

2. Полезно выполнять следующее упражнение – читать перевёрнутые слова, читать зеркально отображенные слова.

Сл.12 (образец)

(Родителям раздаются стихотворения с перевернутыми буквами, читают). Приложение 1

3. - Следующее задание – додумай словечко.

Сл.13 (определяют слово вместе)

(Раздаются карточки с напечатанным высказыванием) Приложение2

- Попробуйте прочесть высказывание Н.А.Морозова, вставив пропущенные буквы.

(«Книга – это волшебница. Книга преобразила мир. В ней память человеческого рода, она рупор человеческой мысли. Мир без книги  - мир дикарей»).

4. - Очень полезно решать анаграммы.

Анаграмма – происходит от греческих слов, смысл которых можно толковать как «Новая запись». Это способ перестановки букв, в результате которого получается новое слово или сочетание слов.

Сл.14 (решают анаграммы)

- При помощи анаграмм можно не только привить ребенку интерес к чтению, но и повысить скорость чтения, даже улучшить грамотность.

Я вам предлагаю прочесть предложение из анаграмм. Приложение 3

(Мама купила книгу. Там стихи и картинки. Вот мишка и зайка. А тут Таня и мячик. Я люблю читать эти стихи.)

- В завершении данного этапа нашей работы я хочу вам дать прочитать текст. Приложение 4

Сл.15

- Следует всегда помнить о терпении и о том, что способности гораздо легче развивать в эмоционально – благоприятной обстановке. Очень важно школьнику чувствовать психологическую поддержку наставников, слышать слова одобрения, видеть их доброжелательные лица. Все занятия должны быть организованы так, чтобы ребенок не испытывал насилия, а получал от них удовольствие.

Чтобы школьник научился бегло читать и при этом вникать в суть прочитанного материала, анализировать текст, да еще эффективно его усваивать, необходимо сначала выработать у него стойкий интерес к чтению и потребность в нем, а затем понимать смысл текстовой информации, распознавать ее.

Сл.16

- Когда же чтение становится занимательным, продуктивным, необходимым?

На этот вопрос поможет ответить необычайная методика развития интереса к чтению и умения понимать смысл прочитанного.

- Я предлагаю вам прочесть один раз текст. Приложение 5

- А теперь я вам даю тот же самый текст, только разбитый на отдельные предложения. Ваша задача: представить текст в первоначальном виде.

(собирают текст)

Эти игры-упражнения развивают не только интерес и способности к чтению, но и внимание, собранность, восприятие, память, мышление, грамотность.

- Уважаемые родители! Я предлагаю вам ответить на вопросы анкеты, и может быть, после сегодняшнего урока вы поймете, что НАЧИНАТЬ ЧИТАТЬ НИКОГДА НЕ ПОЗДНО!

Сл.17

(играет музыка, отвечают на вопросы анкеты) Приложение 6

- Дорогие родители!

У меня в руках две книги. Одна из них электронная, а другая бумажная. В пользу первой делают выбор большинство россиян, но мне ближе вторая. Я люблю в свободное от работы время взять в руки живую книгу и либо переместиться с ее героями в необыкновенный водоворот событий, либо побродить с автором по осеннему лесу. В книгах заключено особое очарование: они вызывают в нас особое наслаждение, разговаривают с нами, дают добрый совет.

Я бы хотела, чтобы для моих учеников и ваших детей книга, как говорит Петрарка, стала Живым Другом.

И в завершении нашей встречи я хочу поделиться с вами рекомендациями по развитию читательского интереса у детей в виде красочных памяток. Приложение 7

- Сегодня, придя домой, вы можете самостоятельно продиагностировать своего ребенка по методике: Вижу-читаю-думаю-понимаю (подробная инструкция прилагается).  Приложение 8

- Спасибо за внимание. Я вас попрошу оставить свои впечатления о нашей встрече с помощью смайла – настроения. На выходе стоит почтовый ящик, куда вы можете его опустить. До свидания.

Список литературы

  1. Голубева Е. И. Поддержка семейного чтения –общая задача специалистов [Электронный ресурс] / Недетские проблемы детского чтения.

http://www.rusreadorg.ru/issues/chudinova/3.htm

  1. Алексеевская А.Т. статья: Формирование читательских интересов младших школьников. — М., 2008.
  2. Ниталимова Л.В., Семенова С.Н. Развитие читательского интереса младших школьников. — М.: Ментор. — 2007.
  3. Громова О. М. Откуда берутся нечитающие взрослые. http://lib.1september.ru/article.php?ID=200800102
  4. Орлова Э.А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетентности в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. http://www.ifapcom.ru/files/publications/rekomend_obr_1.pdf
  5. http://www.zanimatika.ru/neobyiknovennoe-chtenie/index.php
  6. http://fobr.ru/wp-content/uploads/2015/04/3-klass-Portfel-chitatelya.pdf






Предварительный просмотр:

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=cebe01dc15d8ef34b97d9329957b02ab&n=33&h=215&w=269https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=cebe01dc15d8ef34b97d9329957b02ab&n=33&h=215&w=269


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

http://2.bp.blogspot.com/-P_rtmP3SbpM/VKBaHHSd-VI/AAAAAAAAJBc/8UzP2-WIxbQ/s1600/burnt%2Bparchment.jpg



Предварительный просмотр:

 https://cdn.tutsplus.com/vector/uploads/legacy/tuts/28_Push_Pins/step19.jpg



Предварительный просмотр:

http://all4design.ru/uploads/images/Art/preview/Art_223.jpg

        

Текст для разрезания


Снежный хоровод


Снежинка родилась в большом снежном облаке.


Она открыла глаза, потянулась и огляделась по сторонам.


Вокруг в мягких кроватках спали ее сестры и братья.


Снежинке очень не хотелось покидать свою кроватку, но вокруг было столько интересного.


Стены спальни кто-то разрисовал волшебными узорами, а на пол положил мягкий ковер.


Она ступила на белое пушистое покрывало ковра, сделала шаг и запела.


От этой песни проснулось эхо, оно летало от стены к стене и пело вместе со снежинкой.


Другие снежинки заворочались в своих кроватках, потянулись и, наконец, проснулись.


Они подхватили песню и пустились в пляс, ведь это была веселая песня.


Все взялись за руки, получился настоящий праздничный хоровод.


Песня становилась все веселее, а хоровод все быстрее кружил танцующих снежинок.


Вдруг открылись двери и снежинки с веселым хохотом выскочили наружу.


Вокруг было голубое небо, а далеко внизу земля с лесами и полями, речками и озерами.


Снежинки кружились в своем хороводе, медленно опускаясь на землю.


Они кричали друг другу: «Ура! Мы летим! Это настоящее приключение!»


«Ты куда хочешь приземлиться?»


«Я лечу вон на ту зеленую крышу».


«А я лечу к детям, которые собрались во дворе и ждут меня, чтобы лепить снеговика».


«А я к лыжникам, которым не хватает снега для быстрого бега».


Так они летели и летели, пели задорную песню и кружились в снежном хороводе.


А люди внизу радовались, что наконец-то пошел первый снег и наступила зима.




Предварительный просмотр:

http://www.playing-field.ru/img/2015/052304/5700733



Предварительный просмотр:

http://3.bp.blogspot.com/-VtMkXqMjRKk/UWBnE5NMHuI/AAAAAAAABwk/EI5aSKX_o7M/s1600/Blagodarnost_chitatelju.jpg



Предварительный просмотр:

ВИЖУ – ЧИТАЮ – ДУМАЮ – ПОНИМАЮ

Внимание! Задание выполняется только под руководством и наблюдением  взрослого.

Что надо делать: Приготовь ручку или карандаш. Быстро и внимательно читай предложения. Если ты согласен или почти согласен с тем, что там сказано, обведи ДА, если совсем не согласен, обведи НЕТ

На выполнение задания дается только 3 минуты. Когда тебе скажут, что 3 минуты истекли, надо сразу остановиться и закончить работу. Желаем успехов!

1

Вареную картошку можно есть          +         –

2

Конфеты обычно горькие на вкус          +         –

3

Школьники с нетерпением ждут каникул          +         –

4

Всем людям для дыхания нужен воздух          +         –

5

Собаки обычно живут на деревьях          +         –

6

Лед – это замерзшая вода          +         –

7.

Я буду рад, если мне подарят книгу          +         –

8.

Четверг в неделе идет после среды          +         –

9.

Про кого-то очень большого говорят, что он пеликан            +         –

10.

Пингвины живут в реках и озерах Африки          +         –

11

Днем темно, а ночью светло          +         –

12

Зонтик помогает остаться сухим во время дождя          +         –

13

Бабочки – это страшные хищные животные          +         –

14

Каждую осень с деревьев опадают листья          +         –

15

У кошки четыре ноги, а позади длинный хвост          +         –

16

Продукты в магазине отдают даром          +         –

17

Я часто читаю перед сном          +         –

18

У большинства людей в нашем городе дома живет слон          +         –

19

Того, кто пишет стихи, называют поэтом          +         –

20

Если болит горло, нужно немедленно обращаться в милицию          +         –

21

Чтобы посмотреть фильм, нужно пойти в прачечную          +         –

22.

Мои родители любят читать книги          +         –

23

Если поднести к уху раковину – услышишь шум моря          +         –

24

В школу всегда надо приходить в халате и банных тапочках          +         –

25

Если долго смотреть телевизор могут заболеть глаза          +         –

26

Действующими лицами многих сказок являются животные          +         –

27

После окончания школы многие люди поступают в детский сад          +         –

28

Венера, Земля и Марс – планеты Солнечной системы          +         –

29.

Мне нравится, когда в доме много книг          +         –

30.

Столовый прибор, с помощью которого едят суп – это ложка          +         –

31.

Волосы нужны человеку, чтобы разводить в них птиц         +         –

32.

Значение незнакомого слова можно посмотреть в словаре          +         –

33.

Луна и звезды нарисованы на небе цветными мелками          +         –

34

Ходить по лужам лучше всего в резиновых сапогах          +         –

35.

Улицу безопасно переходить только по зеленому сигналу светофора       +         –

36.

Я люблю рассказывать друзьям истории, которые я прочитал в книгах       +      –

37

Дед Мороз обычно ходит в компании Снегурочки          +         –

38

Уши и нос у человека находятся на спине          +         –

39

Компьютеры нужны, чтобы колоть орехи          +         –

40.

Человек, который добывает руду глубоко под землей, называется шофером       +    

41.

Задачи по физике лучше всех решают финики          +         –

42.

Трактор – это особый вид вертолета          +         –

43

Если небо заволокло тучами, вполне возможно, что пойдет дождь          +         –

44.

На выходных люди отдыхают от учебы или работы          +         –

45

Когда родители выполняют все прихоти ребенка, говорят, что они его жалуют    

+      –

46

Биноклем называется оптический прибор, который позволяет разглядеть далекие предметы          +         –

47

Если бросить в воду камень – он утонет, а если бросить палку – она останется на плаву          +         –

48

Варежки обычно надевают на ноги, чтобы те не замерзли          +         –

49

Можно с уверенностью сказать, что маленькие львята со временем вырастают в больших львов          +         –

50

Учитель русского языка в школе обычно учит детей, как правильно готовить пищу          +         –

51

Капуста растет на высоких ветвистых деревьях с густой кроной          +         –

52

Мужчины в нашей стране обычно ходят штанах, а не в юбках          +         –

53

Обезьяны всю неделю ходят на работу точно так же, как и люди          +         –

54

На Новый Год принято наряжать дома елку и дарить друг другу подарки    +     –

55

Собираясь в долгое путешествие по пустыне незачем брать с собой запас питьевой воды          +         –

56

Александр Сергеевич Пушкин известен благодаря своим произведениям в стихах и прозе          +         –

57

Высоким людям легче играть в баскетбол, чем людям небольшого роста     +     –

58.

Почтальон разносит по почтовым ящикам письма, газеты и квитанции     +       –

59

Если продукты покрылись зеленой плесенью, скорее всего, они испортились, и их не стоит есть          +         –

60

В зоопарке в одну клетку не сажают хищника и травоядное животное     +         –

61

Сыр, масло, сметана, кефир, колбаса и творог делаются из молока          +         –

62

Корабль, который приводится в движение паровым двигателем, называется паровоз          +         –

63.

Чтобы завоевать любовь и уважение соседей, нужно каждую ночь слушать громкую музыку          +         –

64.

Современные люди живут в пещерах, ходят в шкурах и охотятся на мамонтов    

+       –

65

Земля, на самом деле, тонкая и плоская, стоит на трех китах, а киты на огромной черепахе          +         –

66

Если во время делать домашние задания и внимательно слушать учителя на уроке, написать контрольную легче          +         –

67

Автомобиль сможет поехать быстрее, если круглые колеса на нем заменить квадратными          +         –

68

На свой День Рождения нужно приглашать побольше незнакомых и малоприятных людей          +         –

69

Тому, кто владеет несколькими языками, легче путешествовать и общаться с иностранцами          +         –

70.

Учитель решает, какую отметку поставить ученику за домашнее задание, просто подбрасывая монетку          +         –

71.

Если человек каждое утро обливается холодной водой, это называется заклание    

+         –

72.

Заниматься физкультурой можно только в тренировочном костюме малинового цвета          +         –

73.

Когда завариваешь чайную заварку во второй и третий раз, она уже не такая крепкая, как в первый                +         –

74

Если тебе домой звонят и просят позвать к телефону человека, который у вас не живет, надо сказать «Вы ошиблись номером»          +         –

75

Обычно срок жизни животных меньше, чем у людей, но существуют черепахи, которые живут дольше, чем люди          +         –

76

Сантехником может стать только тот, кто умеет играть на балалайке     +         –

77

Когда о дожде говорят, что он льет как из ведра, имеют в виду, что дождь очень сильный          +         –

78

Если на улице тепло, солнечно и люди ходят в футболках и шортах, то, скорее всего, время года – не зима          +         –

79

Так как лишь немногие ученики, такие как ты, дойдут за три минуты до этого предложения, ты можешь быть уверен, что ты хороший читатель          +         –

 

 

 

Для учителя

Предлагаем такую схему:  

А - Номер последнего отработанного предложения ………….

В - Число правильных ответов ………………………………..

«Х» понимание содержания текста -  Формула расчета: Х = (В х 100) : А  

Норма: не менее 70 процентов

 

Примерный объем прочитанного за 3 минуты:  

для первого класса - не менее 90 слов  для второго класса – не менее 150 слов  для третьего класса - не менее 210 слов  

для четвертого класса - не менее 240 слов 



Предварительный просмотр:

http://festival.1september.ru/articles/613309/img1.gifhttp://festival.1september.ru/articles/613309/img1.gifhttp://festival.1september.ru/articles/613309/img1.gifhttp://festival.1september.ru/articles/613309/img1.gifhttp://festival.1september.ru/articles/613309/img1.gifhttp://festival.1september.ru/articles/613309/img1.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие читательского интереса у младших школьников

Развитие читательского интереса у младших школьников...

Развитие читательского интереса у младшего школьника

Лекторий для родителей по теме "Развитие читательского интереса у младшего школьника"...

Презентация на тему "Развитие читательского интереса у младшего школьника"

Презентация на тему "Развитие читательского интереса младшего школьника"...

Статья на тему "Развитие читательского интереса у младших школьников"

Чтение играет огромную роль в жизни ребенка, вырабатывает у него определенное миропонимание, определенные нормы поведения, художественный вкус....

Психолого-педагогические методы развития читательских интересов у младших школьников

В данной статье описаны методы развития читательских интересов...