Урок литературного чтения по разделу «Родина» в 4 классе
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Васютина Виктория Владимировна

 

 Урок литературного чтения в 4 классе на тему: Обобщение раздела "Родина". Тип урока-урок-обобщение.

Урок разработан с использованием системно-деятельностного подхода по формированию учебно-познавательных, коммуникативных и информационных компетенций обучающихся, технологии сотрудничества.

         Содержание, методы, средства и формы организации познавательной деятельности на уроке подчинены выполнению поставленных целей и задач образования, развития и воспитания обучающихся. На уроке применены различные формы работы с детьми: подводящий к теме диалог, фронтальная, групповая и парная работа.

         При подготовке к уроку были учтены возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_tehkarta.docx38.52 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая  карта  урока литературного чтения в 4 классе

Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Родина».

Ф.И.О. учителя: Васютина Виктория Владимировна

Учебный  предмет: литературное  чтение.

Класс: 4класс

Автор  УМК (программы  учебного  курса): Литературное чтение 4класс («Школа России»).Л.Ф.Климанова,  В.Г.Горецкий-М.:Просвещение (Учебник, 2013)

Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Родина».

Тип урока: урок - обобщение.

Цель:  формирование    образовательных    компетенций (информационных,  коммуникативных,  рефлексивных ) учащихся 4 класса в предметной области  литературное чтение  по   теме   «Родина».

Учебные задачи :                                      

1.Учебные задачи, направленные на достижение  личностных  результатов:

1)формирование позитивной самооценки, самоуважения;

2) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

3)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости.

2.Учебные задачи, направленные  на достижение  метапредметных  результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):

1)формирование умения принимать и сохранять учебную задачу,   планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с  поставленной задачей и условиями её реализации, формирование  начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

2) формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации,  слушать и слышать собеседника, вести диалог, ясно и чётко излагать свою точку зрения  и аргументировать её, умения взаимодействовать в статичных парах, умения работать в статичных  группах.

3)развитие способности активно использовать   речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач, развитие операций мышления для решения проблемных ситуаций.

3.Учебные задачи,  направленные на достижение предметных результатов обучения:

1)формирование навыка чтения: чтения целыми словами, безошибочное чтение, выразительное чтение, чтение наизусть.

2) формирование  умения осознанно воспринимать и оценивать содержание  текстов, участвовать в их обсуждении, давать сравнительную характеристику;

3) воспитание гражданственности и патриотизма;

 4) развитие творческих способностей.

Средства (оборудование):

1)учебник по литературному чтению (УМК «Школа России» Л.Ф.Климанова,  В.Г.Горецкий-М.:Просвещение (Учебник, 2013);

2)карточки с зашифрованными словами;

3)карточки с пословицами;

5)карточки с фамилиями авторов и названиями стихотворений:

3)проектор-компьютер;

4)листы А-3,  фломастеры.

 5) инструкционные карты, таблички с названиями групп,  листы  самооценки, заготовки для оценивания эмоциональной оценки учащихся.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты: формируемые УУД

Эмоциональное начало урока.

(ИКТ - приложение1)

Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку.

(Слайд 1)

- Встанем в круг и поприветствуем друг друга.

- Пусть доброе и солнечное настроение сопровождает нас в течение всего урока и помогает справляться с учебными задачами, которые мы с вами определим в ходе взаимодействия.

Учащиеся  встают в круг и произносят слова  приветствия :

- Доброе утро, солнце! (все поднимают руки, затем опускают).

- Доброе утро, небо! (аналогичное движение).

- Доброе утро, всем нам! (все разводят руки в стороны, затем опускают).

Настраиваются на работу.

Личностные:

формирование положительного  отношения  к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви:

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.

Выход на тему урока, цель, учебные задачи в сотворчестве с учащимися  

а) прослушивание песни «С чего начинается Родина»

б) диалог, основанный на предположениях детей

в) игра «Расшифруй слова»

г)словарная работа

Учитель предлагает прослушать 1 и 2 куплет песни

Учитель, организуя диалог с учащимися, предлагает  ответить на вопросы:

-Как вы думаете, почему прозвучала эта песня?

- Попробуйте предположить, о чём будем говорить на уроке?

- Что мы знаем о нашей Родине?

Учитель в проводит игру  в парах

- Возьмите на столе карточки, расшифруйте слова и выберите только те слова, которые  по смыслу перекликаются с содержанием песни.

Внцдтчюоызлродинадыцшщзхдлрстол

Вапрпеноипапорлучебникэвцщродлук

Свечаотчизнабауешджтематушказкур

Савптполдпавптиотечестворвыроссия

-Какие вы выбрали слова? Почему?

-Какие карточки остались? Почему?

       Дети выбирают слова: родина, отчизна, матушка, отечество, Россия.

-Как вы понимаете значение этих слов?

Какая же тема нашего урока?

(слайд 2)

- Какую цель мы ставим перед собой?

-Значит,  сегодня на уроке мы будем вспоминать изученные в этом разделе стихотворения, делать их сравнительную характеристику, рассуждать о том, что же такое Родина, и чем она является для каждого из нас.

-Какие учебные задачи предстоит решить?

Учащиеся прослушивают два куплета песни

Учащиеся высказывают свои предположения,  строят ассоциации на основе прослушивания  музыкального произведения. Вспоминают, систематизируют, осмысливают понятия по теме «Родина».

Учащиеся взаимодействуют в парах,  расшифровывают и отбирают слова.

Учащиеся дают толкования слов.

Учащиеся формулируют тему, учебные задачи урока.

Познавательные:

Формирование умения выстраивать понятия по заданной теме в единую систему, устанавливать связи между ними, выявлять соподчинённость. Формирование умения выдвигать гипотезу и обосновывать её.

Коммуникативные:

Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции. умения взаимодействовать в статичных парах.

Регулятивные:

  формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

Организация взаимодействия с учащимися по теме урока «Обобщение по разделу «Родина»

а) речевая разминка

б)работа в парах

в) «Узнай произведение»  - работа с иллюстрациями (ИКТ), проверка д/з(чтение наизусть) подбор пословиц к текстам.

 

г) «Блиц – опрос»

Физминутка

д)Беседа о малой родине

е) Работа в статичных группах.

-Постановка проблемы

-Планирование деятельности.

-Осуществление деятельности по решению проблемы. Самостоятельная работа учащихся. Оформление результатов.

-Презентация результатов каждой группы.

Сегодня нам предстоит большая работа, в ходе которой нам необходимо будет высказывать свое мнение, вам предстоит через слова выражать свои мысли.

А чтобы вы были готовы правильно высказывать свое мнение и вас понимали окружающие, мы должны подготовиться к работе на уроке литературного чтения.

Начнем работу с речевой разминки.(слайд 3)

          Родина

Если скажут слово родина,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
Или степь, от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!

(З.Александрова)

  • прочитайте отрывок из стихотворения жужжащим чтение вслух;
  • прочитайте, разделяя слова на слоги;
  • прочитайте с ускорением;
  • прочитайте с замедлением;
  • прочитайте с интонацией восхищения.

- О чем стихотворение?

- Как вы поняли смысл стихотворения?

- Можно ли это стихотворение ввести в изученный раздел?

Учитель предлагает  учащимся задание «Собери пословицу»

Человек без Родины, умей за нее постоять.

Родина- мать, что соловей без песни.

На чужбине ни сил, ни жизни не жалей.

Для  Родины своей родная землица во сне снится.


-
Проверьте по образцу. (Слайд 4)

Родина- мать, умей за нее постоять.

Человек без Родины, что соловей без песни.

Для  Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

На чужбине родная землица во сне снится.

-Как вы понимаете смысл этих пословиц?

Учитель предлагает учащимся  ответить на вопросы:

- Посмотрите  на экран.(Слайд 5)

 -К какому произведению иллюстрация? (И.С.Никитин «Русь»

-Прочитайте наизусть стихотворение.(Это было д/з)

-Какая из пословиц  выражает основную мысль этого     стихотворения? Докажите.

Аналогичная работа со стихотворениями С.Д. Дрожжина «Родине», А.В.Жигулина «О, Родина!»

-Что общего у этих произведений?

Чем они отличаются?

-Проведем Блиц-опрос.

-Вспомните материал по окружающему миру из истории нашей страны и скажите, в каком из стихотворений отражены эти  события.

Вопросы:

  1. В каком году славяне под руководством Владимира Мономаха дали отпор половцам? В каком веке?
  2. Назовите годы Невской битвы и Ледового побоища. Назовите век.
  3. В каком году произошла Куликовская битва? Назовите век.
  4. Назовите дату изгнания польских захватчиков из России. Назовите век.
  5. В каком году Наполеон напал на Россию? Назовите век.
  6. Что означает понятие “народная война”, “Отечественная война”? (Отечественная война – это война за освобождение своего Отечества. В войне участвует весь народ.).
  7. Так  в каком стихотворений описываются перечисленные исторические события? (И.С.Никитин «Русь»)
  8. Назовите дату начала и окончания Великой Отечественной войны. В каком веке? Найдите в тексте стихотворения подтверждение этим событиям.
  9. К какому вопросу не нашли ответ в стихотворении? Почему? (Автор жил в XIX веке, а Великая Отечественная война была в XX веке.)
  10. Так какой изображает Никитин Русь в данном отрывке? (Русь непобедима. Народ защищает свою землю от врагов).

Инсценируется прогулка по лесу.

-Мы с вами говорили о нашей Родине – России. Но у каждого из нас есть малая родина – место, где мы родились.

-Кто из вас хочет рассказать о своей малой родине? (Дети отвечают)

-Как мы услышали, большинство из вас родились в Кисловодске.

А знаете ли вы стихи о Кисловодске, о Ставрополье?

С некоторыми такими произведениями мы сегодня познакомимся.

- Подойдите к столу, возьмите карточки с именами ставропольских поэтов и названиями  написанных ими стихотворений о нашем городе и крае.

Разбейтесь на 4 группы.

1 группа – стихотворение В.Авдеева «Ставрополье мое»

2 группа – стихотворение И.Кашпурова «Ставрополье»

3 группа – стихотворение В.Дуброва «Кисловодский магнит»

4 группа – стихотворение Г.Фатеева «Южный город»

 Задание для каждой группы: подготовить выразительное чтение стихотворения, составить модель сравнения предложенного стихотворения со стихотворениями из раздела «Родина».

Подтвердить сходство стихотворений словами из текста, словесными зарисовками или  сделать  иллюстрации-картины к стихотворению.

 -Приступая к работе, давайте вспомним правила работы в группе.

-Обсудим и примем единые критерии оценивания предполагаемого результата и процесса.

 

Учитель  в  качестве   эксперта  наблюдает, советует, следит за соблюдением временных рамок. Мотивирует учащихся, создаёт чувство успеха

Учитель организует презентацию результатов каждой группы. В качестве эксперта принимает отчёт: обобщает и резюмирует полученные результаты, подводит итоги обучения. Оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать своё мнение, умение работать в группе на общий результат.

Дети читают стихотворение, выбирая вид чтения в зависимости от заданной цели.

Учащиеся взаимодействуют в парах, собирают пословицы, осуществляют самопроверку.

Дети дают толкования пословиц.

Учащиеся рассматривают  иллюстрации, называют автора и название произведения,   участвуют в беседе, читают наизусть, подбирают подходящую пословицу.

Учащиеся отвечают на вопросы, определяют, в каком стихотворении описываются данные исторические события.

Учащиеся рассказывают о своей малой родине.

Учащиеся объединяются в группы.

Учащиеся вспоминают правила работы в группе

Обсуждают и принимают критерии

оценивания предполагаемого результата и процесса.

 

Учащиеся распределяют роли в группе; планируют свою деятельность.

Учащиеся самостоятельно выполняют запланированные действия, консультируясь по мере необходимости с учителем-экспертом;  анализируя тексты, составляют модель сравнения стихотворений.

Учащиеся предоставляют модель сравнения стихотворений,  осуществляют защиту своей работы.

Демонстрируют: понимание проблемы, цели и задач; умения планировать и осуществлять работу; найденный способ решения проблемы; рефлексию деятельности результата.

Учащиеся осуществляют оценивание деятельности и её результативности в ходе

коллективного обсуждения и

самоанализа.

Коммуникативные:

координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; строить монологическое высказывание; формулировать собственное мнение и позицию,

Познавательные:

выбирать вид чтения в зависимости от цели.

Регулятивные:

формулировать и удерживать учебную задачу; использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные:

Выделять информацию, осуществлять действия по этой информации.

Коммуникативные:

 Умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности в статичных парах.

Регулятивные:

 Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности,   осуществлять взаимоконтроль, самоконтроль, обнаруживать отклонения от эталона.

Личностные :

Умение выражать свое эмоциональное отношение к содержанию прочитанного.

Познавательные:

Развитие навыка  чтения наизусть, умения соотносить, сравнивать авторский текст с иллюстрацией. воспроизводить по памяти информацию.

Коммуникативные:

Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.

Регулятивные:

 Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. Принимать, дополнять,  уточнять высказанные мнения

Познавательные: 

Поиск и выделение необходимой информации; развитие навыка построения  рассуждения.

Коммуникативные: 

Формулирование  собственного мнения,  построение монологического  высказывания.

Регулятивные: 

Формулирование и удержание учебной  задачи.

Личностные :

Умение выражать свое эмоциональное отношение к теме беседы.

Познавательные:

Развитие навыка осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной форме.

Познавательные: 

Формирование умения работать с информацией, текстами (отбирать, анализировать),  моделировать.

Коммуникативные:

Развитие умений работать в статичных группах, делегировать полномочия, распределять роли Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.

Регулятивные:

Умение действовать по плану и планировать свою деятельность, умение контролировать процесс и результаты своей деятельности и деятельности своих товарищей, оценивать их адекватно в соответствии с критериями, разработанными коллективно, готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

Личностные :

Умение выражать свое эмоциональное отношение к содержанию прочитанного.

Познавательные:

Развитие навыка выразительного чтения, умения строить модель сравнительной характеристики стихотворений, делать словесные зарисовки и  иллюстрации-картины к стихотворению.

Коммуникативные:

Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.

Регулятивные:

 Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. Принимать, дополнять,  уточнять высказанные мнения

Подведение итогов в личностном, эмоциональном, академическом плане

а)беседа

б) заполнение листа самооценки.

Рефлексия

г )Домашнее задание

Учитель, организуя диалог с учащимися, предлагает  ответить на вопросы:

Над чем заставляют задуматься произведения этого раздела?

- Какими качествами должен обладать настоящий патриот?

- Какие качества вы хотели бы воспитать в себе?

Учитель предлагает заполнить лист самооценки.

- Сегодня на уроке я …

- Доволен работой, так как…

- Не совсем доволен, потому что…

- Хотел бы поделиться…

Домашнее задание

1. Выучить наизусть стихотворение

Ставропольского поэта о родном крае (по выбору);

2. Сделать аналитический

комментарий (анализ) к

стихотворению Ставропольского

поэта (по выбору)

Взаимодействуют с учителем во время беседы систематизируют знания по теме.

Учащиеся заполняют лист самооценки.

Личностные:

формирование нравственных ценностей учащихся: любви к Родине, патриотизма.

Познавательные:

Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные:

Соблюдать правила общения, строить монологическое высказывание.

Личностные:

Формирование адекватной позитивной осознанной самооценки.

Личностные:

формирование любви к родному краю.

Познавательные: 

Совершенствование навыка  чтения наизусть; формирование умения работать с информацией, текстами (отбирать, анализировать.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к урокам литературного чтения по разделу"И в шутку и всерьёз" 3 класс "Школа России" ФГОС

Данный материал содержит речевую разминку к урокам литературного чтения, познавательный материал творчества Б.Заходера...

Презентация к обобщающему уроку литературного чтения по разделу "Русские писатели" во 2 классе

Материал  презентации  можно использовать как на уроке,так и во внеурочное время....

Урок внеклассного чтения в рамках обобщающего урока литературного чтения по разделу «Я и мои друзья»

Тип урока: урок обобщения изученного материала Оборудование и материалы урока:для учащихсяучебники литературного чтения,книга В. Катаева «Цветик-семицветик»рабочие листы с заданиямико...

Урок литературного чтения по теме: Родина, родная природа в произведении М. М. Пришвина «Моя Родина». 3 класс УМК «Начальная школа XXI века»

Урок литературного чтения по теме:  Родина, родная природа  в произведении М. М. Пришвина  «Моя Родина».3 класс УМК «Начальная школа XXI века»...

Технологическая карта урока литературного чтения УМК "Школа России" 2 класс тема обобщение по разделу "И в шутку и в серьез"

Цель урока: обобщение знаний учащихся по разделу «И в шутку и всерьез»;Дидактические:1. Умение ориентироваться в прочитанных произведениях2. Формирование умения анализировать текстРазвиваю...

Проверочная работа по литературному чтению по разделу "Родина"

В этой проверочной работе проверяется уровень знаний содержания произведений по литературному чтению, входящих в раздел "Родина" (программа "Школа России")...