И. С. СОКОЛОВ-МИКИТОВ «ЛИСТОПАДНИЧЕК». ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЖАНРА ПРОИЗВЕДЕНИЯ. ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ.
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Алевтина Анатольевна Ручко

Цели: продолжать знакомить учащихся с произведениями о природе; расширять кругозор учеников; прививать интерес к чтению; развивать наблюдательность, внимание, речь детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл listopadnichek.docx21.08 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: ИВАН СЕРГЕЕВИЧ СОКОЛОВ-МИКИТОВ.  «ЛИСТОПАДНИЧЕК». ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЖАНРА ПРОИЗВЕДЕНИЯ.  ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ.

Цели: продолжать знакомить учащихся с произведениями о природе; расширять кругозор учеников; прививать интерес к чтению; развивать наблюдательность, внимание, речь детей.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомятся с произведением И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек»; научатся выделять события, составляющие основу художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план

Личностные: называть произведения, фамилии и имена писателей, пишущих о Родине; предлагать формы и варианты проявления своих чувств по отношению к своей Родине.

Метапредметные:

познавательные: анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявляют основную мысль произведения, формулируют ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности;

регулятивные: читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и пр.); осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользуются ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи;

коммуникативные: отбирают аргументы и факты для доказательства своей точки зрения; осознают цель своего высказывания

Оборудование: портрет И. С. Соколова-Микитова, выставка книг писателя, аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», аудио- и видеозаписи песен

Ход урока

I. Организационный момент.

Начинается урок,

Долгожданный дан звонок.

Сели ровно,

Улыбнулись и в работу окунулись.

II. Проверка домашнего задания.

1) На доску вывешиваются рисунки детей с изображением их любимого уголка природы.

– Глядя на ваши рисунки, так и хочется насладиться ароматом цветущего луга, окунуться в быструю прозрачную речку, побродить по лесу, послушать пение птиц. Все ваши работы выполнены с большой любовью. Расскажите нам о своем любимом уголке, о своей родине так, чтобы мы поняли, за что вы любите это место, чтобы нам захотелось увидеть его воочию, побывать в нем.

2).Учащиеся зачитывают сочинения «Моя родина» или рассказывают о своем любимом уголке природы.

Физкультминутка

III.  Сообщение темы и цели урока.

- Как вы думаете, кто такой листопадничек?

Высказывания детей.

– Хотелось бы вам поскорее узнать, кто из вас прав?

– Тогда слушайте внимательно.

IV. Изучение нового материала.

1). Учитель и учащиеся читают сказку И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек».

2). Работа над содержанием.

- Так кто же такой листопадничек? (зайчонок)

-А почему зайчат называют листопадничками? (родились осенью, когда осыпался с деревьев золотой лист).

- Верно, так называют охотники зайчат, родившихся осенью.

- Какой оттенок носит слово листопадничек? (уменьшительно-ласкательный)

- Какая часть слова вносит уменьшительно-ласкательный оттенок? (суффик –чек)

- Можно ли по названию определить о ком пойдёт речь в произведении? (о зайчике, т.к. листопадничками называют только зайчат.)

- А можно ли по заголовку определить настроение произведения? (доброе, т.к. название доброе)

- Определите к какому жанру литературы ( рассказ, сказка, басня, повесть, небылица, роман, стихи..) относится это произведение: рассказ или сказка. ДОКАЖИТЕ…

- Сказка авторская или народная?

- Какая мечта была у зайчонка? ( научиться летать)

- Почему, на ваш взгляд, она появилась? (зайчонок был маленький и глупый, испугался прихода зимы, позавидовал журавлям)

- В какое время года происходит основное действие сказки? (зимой)

3.) Давайте поработаем над словарём. (весь класс)

Долговязые-

Бобры –

Плотина –

Запрудили –

Хатка –

Штукатур –

Ходко –

Выдра –

Росомаха –

Волей-неволей –

Зябнуть –

Робеть-

3). Характеристика главных героев.

- Назовите героев сказки.(Мать-зайчиха, листопадничек, зайчата, бобры, журавли, выдра, росомаха)

V.Закрепление пройденного.

1. Работа в группах.

1 группа.  Дать характеристику листопадничку, каким он был в начале сказки, каким стал в конце, используя опорные слова и доказательно.

-мечтатель, фантазёр (мечтает улететь в тёплые края)

- непослушный ( убежал из дома, не послушал маму)

-любознательный (задавал много вопросов бобрам)

-терпеливый ( всю зиму прожил в хатке у бобров)

-добрый, заботливый ( помогал нянчить бобрят, кормил бобрят)

-смелый (научился плавать)

-любящий (скучал вспоминал своё тёплое гнездо, маму-зайчиху и братьев)

2группа Составить план сказки, опираясь на предложенные пункты, расставив их в нужном порядке.

1. Мечта Листопадничка. (1)

2. Зайчонок в хатке бобров.(3)

3. За долгую зиму страху натерпелся.(5)

4.Подготовка обитателей леса к зиме. (2)

5.Пришлось остаться на зиму. (4)

6. Возвращение домой. (6)

3 группа  Сделать вывод по уроку

Определить главную мысль произведения, для чего автор написал это произведение, какую истину вы для себя открыли. ( Одиноким чувствует себя тот, кто оказался вдали от дома, от родных. Надо дорожить своей Родиной, любовью близких, слушать родителей, они главная опора и поддержка в жизни.

VI. Рефлексия «Паутинка.

  1. Комфорт на уроке
  2. Интерес к изучаемой теме

3. Активность на уроке

4. Умение работать с учебником

5. Сложность заданий

Дом. Задание:

1. Перечитать сказку

2. Придумать продолжение истории, какие приключения ещё могли произойти с зайчонком.

3. Узнать, как называют зайчат, появившихся на свет летом и весной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения. 3 класс.Тема: И.С.Соколов-Микитов "Листопадничек".

Урок по программе "Школа России". Учебник в 2 частях. Часть 2.  Составитель Л.Ф.Климанова....

Иван Сергеевич Соколов-Микитов Листопадничек для 3 класса

Данный урок предназначен для учащихся 3 класса....

И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек». Литературное чтение.

Цели: Познакомить учащихся с творчеством Ивана Сергеевича Соколова-Микитова, произведением «Листопадничек».Учить, видеть и понимать окружающую природу.Развивать речь, мышление, творческую активность.В...

И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек».

Совершенствовать навык осознанного выразительного чтения вслух, понимание детьми темы и основной мысли произведения; Самовыражение чувств, мыслей учащихся, понимание ими авторской и своей позиции по д...

Тест по литературному чтению.3 класс. И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек».

Данный материал помогает учителю проверить знание текста....

Урок литературного чтения в 3 классе по теме И. Соколов-Микитов «Листопадничек» второй урок.

На данном уроке дети защищают проектные работы, созданию которых  способствовал рассказ И. Соколова- Микитова "Листопадничек". Содержание урока способствует воспитанию льбьви и интереса к ж...