Итоговая работа по литературному чтению, 3 класс
методическая разработка по чтению (3 класс)

Татьяна Николаевна Серёгина

Работа включает в себя задания двух уровней: 1 - базовой, 2 - уровень повышенной сложности. Данный вид работы позволяет увидеть достижения и трудности учащихся в 4 позициях: "Автора", "Критика", "Читателя", "Теоретика. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovaya_rabota.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

                      Итоговая работа по литературному чтению, 3 класс

Фамилия, имя ________________________________________   Дата ________

Позиция Теоретика

  1. Определи, к какому жанру устного народного творчества принадлежит каждое из произведений.   Выдели слова, по которым точно можно определить жанры.

1. _____________________________

Вышло солнце из-за горки.

Все проснулись: зайцы в норке,

Мыши в дырке и коты.

Выходи водить и ты!

2. _____________________________

Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.

3. _____________________________

 - Федул, что губы надул?

- Кафтан прожег.

- Можно зашить!

- Да иглы нет.

- А велика ли дыра-то?

- Один ворот остался.

4. _____________________________

 

У Иванова двора

Загорелася вода.

Всем селом пожар тушили,

А огонь не загасили.

Пришел дедушка Фома,

Расседая борода.

Он народ прогнал в овин,

Затушил пожар один.

Только слышно стороной:

Затушил он бородой!

  1.   Прочитай веселую историю про Фому и Тимошку. Выдели в тексте зеленым карандашом все побасенки, а синим - небылицы.

Фома и Тимошка собрались поехать пешком по дрова. Под снегом кругом зеленела трава. Лошадь ела сало, а Фома овес. Лошадь села в сани, а Фома повез. Едут по дороге. Увидели подснежник в осеннем лесу, где заяц тащил по опушке лису и волк за охотником крался … Притаились – охотник зубами стучит, тихонько совсем «Помогите» кричит и громко от страха смеялся.

Фома спрашивает у охотника:

- Я по этой дороге доеду до города?

- Охотник отвечает:

- Не доедешь.

Подходит Тимошка и спрашивает:

- А я?

Едут они дальше. Эх, сапоги у меня на вате, - расхвастался Тимошка, - а поддёвка на скрипах.

Да я зато на пегой на телеге, - не отставал Фома, - на сосновой лошади. Разговорились приятели и …БУХ! Упал Тимошка в глубокую яму. Фома ему и кричит:

- Не уходи никуда! Я сейчас схожу за веревкой и вытащу тебя!

Убежал Фома. Сидит Тимошка в яме один, стал кричать. На шум и крик из берлоги вылез медведь. Спрашивает:

- Ну, чего раскричался?

- Хотел, чтобы меня кто-нибудь услышал, - отвечал Тимошка.

- Ну, радуйся теперь, тебя услышали …                                    

2.1. Прочитай произведение.

                             Прохожие и собаки.
Шли два приятеля вечернею порой
И дельный разговор вели между собой,
Как вдруг из подворотни
Дворняжка тявкнула на них;
За ней другая, там еще две-три, и вмиг
Со всех дворов собак сбежалось с полсотни.
Один было уже прохожий камень взял.
«И, полно, братец! – тут другой ему сказал. –
Собак ты не уймешь от лаю,
Лишь пуще всю раздразнишь стаю;
Пойдем вперед: я их натуру лучше знаю».
И подлинно, прошли шагов десятков пять,
Собаки начали помалу затихать,
И стало, наконец, совсем их не слыхать.                                                                           Завистники, на что ни взглянут,
Подымут вечно лай;
А ты себе своей дорогою ступай:

Определи рифму в стихотворении ___________________________________________

2.2. Подбери 2 примера к каждому виду рифм

Виды рифм

Свой пример

Позиция Читателя

3.1.  Прочитай стихотворение Новеллы Матвеевой «В лощинах снег, слоистый, как слюда…»

В лощинах снег, слоистый, как слюда,

От падающих капель конопатый.

Смотри! - ручей надбил скорлупку льда

И снова спрятался, как виноватый.

Он что-то с берега хотел стянуть,

Уже струю, он протянул, как руку, -

Кусок коры, хвоинку - что-нибудь,

Что первых поисков умерит муку...

Краснеет пня струящийся надрез,

Лучи в ветвях плетут свои корзины,

Ноздрями мха свободно дышит лес,

Лед на воде не толще паутины.

Я прутиком разбила лед ручья:

Бери весну, ручей, - она твоя!

Какие художественные приемы использует автор? Найди их в тексте и выпиши.

Название худ. приема

Пример из текста

3.2. Напиши текст на тему "Весна в городе", используя художественный приём – олицетворение.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Позиция Критика

4.1. Прочитав произведение Г. Сапгира, между учащимися 3 класса возник спор. Катя с Алёшей утверждают, что этот текст – потешка, а Света считает загадка. А как считаешь ты? С кем из ребят ты согласен?  Свой ответ аргументируй. 

Ночью нa небе один
Золотистый апельсин.
Миновали две недели.
Апельсина мы не ели,
Но осталась в небе только
Апельсиновая долька.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

4.2. Ребята на уроке литературы получили задание сочинить загадку через отрицательное сравнение. Познакомься с их произведениями, разгадай и оцени загадки детей.

Автор

Загадка

Оценка

(с комментариями)

Ефим

Большие уши, да не заяц,

Ноги толсты, но не медведь,

Нос длинен, да не комар.

Валя

Много цифр, но не книга,

Показывают, но не руками,

Ходит, но не человек,

Будит, но не петух.

Фёдор

Железная рука к потолку приросла. Всех освещает,

Никому не мешает.

Позиция Автора

5.1. Придумай продолжение произведения.

Мальчик - Огонёк

        Жил на свете Огонёк. Хотелось ему стать мальчиком. Чтобы у него было две ловкие руки, две крепкие ноги, два зорких глаза.

        Фея превратила его в мальчугана. Но предупредила: «Попадешь в воду – погаснешь».

        Огонёк поселился в большом и весёлом доме, подружился с ребятами. Только купаться с товарищами не ходил.

        Как-то вышел Огонёк на берег реки. Видит: мальчишка тонет. Что делать? ……………….  ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.2. Сочини текст «Жители леса», с учётом всех признаков любого жанра устного народного творчества.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Умение

№ задания

Моя оценка

Оценка учителя

Определять жанр произведения

1.1

1.2

Определять вид рифмы

2.1

2.2

Находить художественные приёмы в тексте

3.1

3.2

Высказывать и доказывать свою точку зрения, оценка чужих работ

4.1

4.2

Создавать текст по заданной теме

5.1

5.2

Оценочный лист


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая работа по литературному чтению за 3 класс

Итоговая работа по литературному чтению. 3 класс. УМК "Школа России"...

Итоговая работа по литературному чтению 1 класс

Итоговая работа по литературному чтению 1 класс...

Спецификации входной, промежуточной и итоговой работы по Литературному чтению для внутришкольного мониторинга 4 класс УМК "Школа России"

Спецификации входной, промежуточной, итоговой работ по Литературному чтению для внутришкольного мониторинга 4 класс УМК "Школа России"...

Итоговая работа по литературному чтению на тему: «Чему я научился в 4 классе?» (4 класс)

Данная контрольная работа направлена на проверку знаний, умений и навыков учащихся на конец 4 класса. Контрольная работа составлена к учебнику "Литературное чтение" Г.Н.Кудиной, З.Н.Новлянск...

итоговая работа по литературному чтению 2 класс

итоговая тестовая  работа по литературному чтению  2 класс...

итоговая работа по литературному чтению РР 2 класс

итоговая тестовая работа по литературному чтению РР 2 класс...

итоговая работа по литературному чтению 2 класс

итоговая тестовая работа по литературному чтению  2 класс...