Формирование навыка чтения в начальной школе
статья по чтению (1, 2, 3, 4 класс)

Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. Интерес к чтению возникает, когда ребёнок свободно владеет осознанным чтением, при этом у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Учащийся, который плохо умеет читать, не может успешно приобретать знания. Навык чтения должен быть сформирован в начальной школе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie.docx20.55 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование навыка чтения в начальной школе

Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. Читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих ступенях обучения.

Интерес к чтению возникает в том случае, когда ребенок свободно владеет осознанным чтением, при этом у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Читательская деятельность – это не что-то спонтанное, которое возникает само по себе. Для ее овладения важно знать способы чтения, методы смысловой обработки текста, а также другие навыки.

Чтение является средством приобретения новых знаний, необходимых для дальнейшего обучения. Учащийся, который не научился читать или плохо умеет это делать, не может успешно приобретать знания и использовать их на практике. Ведь процесс школьного обучения всегда предполагает самостоятельную работу детей, прежде всего работу над книгой. Недостаточное овладение учащимися техникой чтения, а главное умением понять прочитанное, будет сопровождаться серьёзными трудностями в учебной работе, которые могут привести к неуспеваемости.
Поэтому первостепенная задача учителя начальных классов: каждый ученик начальной школы должен овладеть прочным и полноценным навыком чтения

Первый шаг на пути к овладению техникой чтения должен быть направлен на запоминание учениками букв, своеобразия их начертаний, конфигурации, на формирование умений быстро различать определенную букву среди других, соотносить ее со звуком или звуками, которые она призвана передавать на письме, узнавать, что она обозначает, когда оказывается в цепочке других букв, образующих письменное слово. Одновременно дети усваивают и умение, опознавая и декодируя буквы, воспроизводить по ним звуковую форму слова. Однако для осуществления чтения даже на этом первоначальном этапе от ребенка требуется понимание значения каждого прочитываемого слова, смысловой связи между словами и мыслью, выраженной в предложении.

 Причина ошибочного чтения учащихся начальных классов заключается в том, что у них нет взаимосвязи между восприятием, произношением и осмысливанием содержания читаемого. На этом этапе понимание смысла слова в структуре словосочетания или предложения опережает его произнесение. Дети чаще искажают (заменяют) те слова, смысла которых они не понимают.

 Учитель замечает и фиксирует все ошибки ученика, но прерывает чтеца лишь в случае искажения, мешающего пониманию текста.

Беглость - это скорость или темп чтения, близкий темпу устной разговорной речи и обеспечивающий понимание прочитанного. Нормальной беглостью является темп, который соответствует темпу обычной устной речи ребёнка.

Беглость не является самоцелью, но, поскольку от нее зависят другие качества чтения, надо добиваться нормального темпа чтения.

Развитию беглости способствует прежде всего заинтересованность учащихся в чтении, желание и потребность читать книги.

На развитие темпа чтения положительное влияние оказывает, характер заданий, которые выполняют учащиеся, работая над текстом. Задания должны побуждать к перечитыванию текста. Учителю необходимо заранее планировать работу на уроке так, чтобы, выполняя различного вида задания, почти все учащиеся в течение, урока читали вслух.

Когда ребенок освоил чтение словами, можно использовать приемы работы по формированию беглости чтения. Беглость не является самоцелью, но, поскольку от нее зависят другие качества чтения, надо добиваться нормального темпа чтения. Развитию беглости способствует прежде всего заинтересованность учащихся в чтении, желание и потребность читать книги. На развитие темпа чтения положительное влияние оказывает характер заданий, которые выполняют учащиеся, работая над текстом. Задания должны побуждать к перечитыванию текста. Учителю необходимо заранее планировать работу на уроке так, чтобы, выполняя различного вида задания, почти все учащиеся в течение урока читали вслух.

 Так же приемами, способствующими развитию беглости чтения, являются: ежедневная тренировка учащихся в чтении (учащиеся должны как можно больше читать, не менее 25- 30 минут на уроке); неоднократное перечитывание текста на уроке. Для того чтобы перечитывание достигало положительных результатов и не снижало интереса к чтению, рекомендуются следующие виды работ: выборочное чтение, ответы на вопросы о прочитанном строчками из текста, нахождение и перечитывание отдельных мест текста при анализе содержания.

Так же полезны упражнения для развития техники чтения:

Столбик слов. Поочередно читать слова вслух в столбике слов, стараясь за одну минуту все большее количество раз этот столбик.

Читать скороговорки, каждый раз увеличивая темп.

Найти нужную строку в тексте (упражнение тренирует вертикальное движение глаз по странице).

 Сравнение скорости чтения известного текста и неизвестного.

 Чтение за взрослым (упражнение вырабатывает скорость произношения слов).

 За 1 минуту найти в тексте слова на какую-либо букву.

Выделяются группы упражнений, направленные на развитие речевого аппарата, внимания и памяти, расширение оперативного поля чтения, развитие смысловой догадки на различных этапах.

Такие упражнения особенно рекомендовано выполнять детям с нарушениями звукопроизношения.

Упражнения, направленные на развитие фонематического слуха у детей:

Фонетические зарядки.

Игра “Кто больше?' (придумывание слов с определенным звуком),

Игра “Кто внимательный?" (узнай звук),

Игра “Звук заблудился".

Упражнения, направленные на развитие зрительной памяти:

Игра «Что пропало?».На стол выкладывается ряд картинок или выставляется ряд игрушек. Учащиеся запоминают их, после чего одна картинка (игрушка) убирается. Дети называют, что пропало.

Упражнения, направленные на развитие дикции: чтение шепотом и медленно, чтение тихо и умеренно, чтение громко и уверенно, чтение слова четко и быстро.

Упражнения, направленные на развитие навыка антиципации:

Карточки «Допиши в словах окончания».

Доскажи строчку.

Допиши букву, чтобы получилось новое слово.

 Выразительность - это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему.

 Чтобы научить читать выразительно, нужно автоматизировать технику чтения. Однако и на начальных этапах следует не только обращать внимание учеников на необходимость использования пауз, постановки логического ударения, но и находить нужную интонацию, подсказываемую знаками препинания. Нужно показать ученикам, как одну и ту же фразу можно произнести по-разному.

Для формирования навыка выразительного чтения можно использовать следующие приёмы:

-подражание образцу выразительного чтения

-чтение слова с различными оттенками интонации

-хоровое чтение для отработки умений регулировать силу голоса;

-чтение по ролям, драматизация;

-характеристика персонажей, помогающая выбрать нужные интонации,

СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ чтения в общем виде может быть определена как понимание прочитанного. Во-первых, это понимание большей часть слов в прямом и переносном значении, понимание отдельных предложений и смысловой связи между ними, понимание отдельных частей текста и их взаимообусловленность и, наконец, понимание общего смысла всего текста. Во-вторых, это уяснение идейной направленности произведения, образной системы, художественных средств, а также позиции автора и своего собственного отношения к читаемому. Важно с первых шагов обучения чтению формировать у детей тип правильной читательской деятельности, т.е. учить думать над произведением ДО, ВО ВРЕМЯ и ПОСЛЕ чтения.

 Хорошо известно, что техническая и смысловая стороны чтения  тесно взаимосвязаны и опираются друг на друга: так, усовершенствование техники чтения облегчает понимание читаемого, а легкий для понимания текст лучше и точнее воспринимается. При этом на первых этапах формирования навыка чтения большее значение придается его технике, на последующих – пониманию текста.

Работа по формированию навыка чтения в больше степени ведётся на уроках литературного чтения, но чтение в современном информационном обществе имеет метапредметный характер, а умения такого чтения относятся к универсальным учебным действиям. Следовательно, каждый предмет должен реализовать возможности для формирования и развития обозначенных умений.

Необходимо научить ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл, находить в тексте требуемую информацию, решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, работать не только с художественным, но и с научно-познавательным текстом, с инструкцией.

В связи с этим  хотелось бы обратить внимание на формирование навыка смыслового  чтения.

Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

Когда ребенок действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

В процессе обучения смысловому чтению у младших школьников формируются умения: понимать текст; анализировать; сравнивать; видоизменять; генерировать (создавать тексты под свои цели и задачи).

Частота упражнений. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена так, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то совсем необязательно проводить длительные упражнения, лучше упражняться короткими порциями, но с большей частотой. В связи с этим домашняя тренировка в чтении должна проводиться тремя-четырьмя порциями по 5 минут. Ребенок прочитывает небольшой абзац и пересказывает его содержание. Через час-два еще одна порция. Перед сном еще одна. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем чтение в течение часа-полутора за один прием.

 «Жужжащее» чтение дает также хорошие результаты. При обычной методике учитель опрашивает за урок не более 10 учеников. При этом каждый из них упражняется в течение 1—2 минут. При «жужжащем» чтении, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью в течение 5 минут, время тренажа резко увеличивается.

Еждневные пятиминутки чтения. Если учитель  имеет пять уроков чтения в неделю, то при  он опросит каждого ученика по одному разу. При этом ученик будет иметь время для тренировки всего две-три минуты в неделю. Ежеурочные пятиминутки позволяют увеличить это время.

   Чтение перед сном также дает хорошие результаты. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те восемь часов, которые человек спит, он находится под их впечатлением. Яркие впечатления от интересной книги перед сном укрепляют вкус к чтению.

 Режим щадящего чтения. Если ребенок не любит читать, то это значит, что у него при чтении возникают трудности. Ему трудно читать, поэтому он не любит читать. Режим щадящего чтения — это такой режим, когда ребенок прочитывает две-три строчки и после этого получает кратковременный отдых. Такой режим имеет место при просматривании диафильма. Обратим внимание на то, что в диафильме почти 40 кадров (это 80—120 строчек). И далеко не каждому ребенку по силам прочитать за вечер такой объем. Полезно читать поочередно: несколько кадров читает ребенок, потом подключаются родители. Хорошо совмещать четвертую и пятую рекомендации, т.е. просмотр диафильмов проводить перед сном.

 Развитие оперативной памяти. Можно наблюдать такую картину. Ребенок читает предложение, состоящее из 6—8 слов. Дочитав его до третьего-четвертого слова, забывает первое. Поэтому он не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино. В этом случае необходимо развивать оперативную память.

 Коллективные комплексные упражнения: многократное чтение, чтение и темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста. Все три упражнения проводятся коллективно, т.е. читают одновременно все ученики вполголоса. Увеличение темпа чтения вызывает у школьников положительные эмоции, им хочется читать еще раз.

Выделяют следующие виды чтения:

Просмотровое чтение — вид смыслового чтения, при котором происходит поиск конкретной информации или факта.

Ознакомительное чтение — вид, с помощью которого в тексте определяется главный смысл, ключевая информация.

Изучающее чтение — вид смыслового чтения, при котором, в зависимости от цели, происходит поиск полной и точной информации и дальнейшая ее интерпретация. Из всего написанного выделяется главное, а второстепенное опускается.

Рефлексивное чтение — самое вдумчивое чтение. Во время такого процесса читающий предвосхищает будущие события, прочитав заголовок или по ходу чтения.

Для обучения смысловому чтению используются следующие методы и приемы:

Смысловое чтение – это путь решения познавательных, регулятивных, коммуникативных задач, поиск нужной информации, её интерпретация, самоконтроль, формирование собственной точки зрения.              Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом направленная на формирование навыков смыслового чтения, является приоритетной задачей в работе учителя начальных классов.

 При формировании  смыслового чтения  выступают не только художественные произведения, но и текстовая и нетекстовая информация учебников, дополнительной литературы  по всем учебным дисциплинам  в начальной школе.

Навык чтения должен быть сформирован в начальной школе. Необходимо стремиться, чтобы в конце начального обучения большая часть учеников имели скорость чтения не ниже 120 слов в минуту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков чтения в начальной школе

В разработке содержится материал , который поможет в повышении навыков техники чтения....

Методический материал на тему «Формирование навыков чтения в начальной школе».

Данный материал поможет учителю сформировать навыки правильного и беглого чтения....

Формирование навыков чтения в начальной школе.

Материалы статьи отвечают на вопросы: что такое навык чтения и как его развить....

Формирование навыка чтения в начальной школе.

Для увеличения скорости чтения можно предложить следующие упражнения:- Многократное чтение;- Чтение в темпе скороговорки;- Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста....

формирование навыка чтения в начальной школе

методические материалы и презентация для начальной школы....

Формирование навыка чтения в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО

Разработка содержит характеристику разных подходов к формированию навыка чтения....