Формирование навыка чтения в начальной школе
учебно-методический материал

Презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Формирование навыка чтения143.08 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Современный человек, человек будущего не может жить без книги. Чтение в его жизни – это важнейший способ восхождения, совершенствования, самообразования» амонашвили Ш.А. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Слайд 2

Правильность (плавное чтение без искажений) Беглость (скорость чтения) Сознательность (понимание замысла автора, художественных средств, собственное отношение) Выразительность (способность средствами устной речи передавать главную мысль и собственное отношение) Полноценный навык чтения

Слайд 3

Учащиеся научатся: читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения; выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, выборочное, изучающее, поисковое) в зависимости от цели чтения; Планируемые результаты освоения ООП НОО по литературному чтению

Слайд 4

База для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам Основной источник получения информации Способ общения Полноценный навык чтения С точки зрения науки Успешное овладением навыком чтения – показатель общего уровня развития познавательной деятельности ребенка Трудности в обучении чтению – проблемы развития психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи)

Слайд 5

Что произошло за последние 50 лет? Время обучения чтению и письму резко сократилось (почти в 2 раза) Информационная насыщенность учебников выросла Раньше в школу приходили дети почти 8 лет, а в последние 20 лет в школу приходят дети 6 лет Функциональные возможности ребенка остались прежними

Слайд 6

Вначале ребенок должен освоить технику чтения, уже потом будет понимание. Если не сформируем технику чтения, процесс понимания уходит, возникает механическое чтение Полноценный навык чтения 40%-60% детей заканчивают начальную школу с непроходящими трудностями в чтении и письме 55% старших школьников не понимают того, что читают

Слайд 7

Правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между их зрительными образами, с одной стороны, и акустическими и речедвигательными , - с другой ) Три взаимосвязанных действия Восприятие буквенных знаков Озвучивание (произношение того, что обозначено буквами) Осмысление прочитанного Чтобы чтение состоялось, все три действия должны быть совершены одновременно Что такое техника чтения?

Слайд 8

Аналитический (период обучения грамоте) Синтетический (2 год обучения) Автоматический (3 - 4 годы обучения) Путь от аналитического этапа до автоматизации может быть пройден ребенком в рамках начальной школы при определенном режиме работы Этапы формирования навыка чтения

Слайд 9

Три компонента чтения (восприятие, произнесение и осмысление) «разорваны» Требуют отдельных усилий: увидеть гласную букву, соотнести со слогом слияния, подумать, куда надо причитать буквы вне слияния, озвучить каждый графический слог, произнести плавно, чтобы узнать слово и понять его Чтение по слогам – главный признак аналитического этапа Аналитический этап

Слайд 10

Три компонента чтения синтезируются (восприятие, произнесение и осмысление происходят одновременно) Начало чтения целыми словами Наличие при чтении интонирования Интонация появляется, если чтец удерживает в сознании общий смысл прочитанного Синтетический этап

Слайд 11

Техника чтения доведена до автоматизма (не осознается чтецом) Интеллектуальные усилия направлены на осознание содержания Стремление ребенка читать про себя Непосредственная эмоциональная реакция на самостоятельно прочитанное произведение (желание поделиться впечатлениями без дополнительных вопросов учителя) Этап автоматизации

Слайд 12

Работа учителя в классе Каждодневные упражнения в чтении При отборе текстов учитывать их литературные особенности и психологические особенности детей Систематическая работа по предупреждению ошибочного чтения Система исправления допущенных при чтении ошибок Специальное обучение чтению про себя

Слайд 13

Этапы обучения чтению про себя Чтение шепотом Беззвучное артикулирование чтитаемого «Тихое» чтение (внутренняя речь) Собственно чтение про себя

Слайд 14

Правильность и беглость чтения Упражнения, совершенствующие зрительное восприятие, артикуляционный аппарат, регуляцию дыхания Принцип многочтения при анализе текста (перечитывание)

Слайд 15

Типичные ошибки при чтении Искажение звуко-буквенного состава слов Пропуски букв, слогов, слов, строчек Перестановка букв, слогов, слов Вставка лишних или замена одних единиц чтения другими Причина: несовершенство зрительного восприятия или неразвитость артикуляционнго аппарата

Слайд 16

Типичные ошибки при чтении Наличие повторов букв, слогов, слов, предложений Причина: стремление удержать в оперативной памяти только что прочитанный компонент, чтобы осмыслить прочитанное. Незбежны на этапе аналитического чтения, должны восприниматься учителем как явление закономерное и даже положительное.

Слайд 17

Типичные ошибки при чтении Нарушение норм литературного чтения Орфоэпические (произношение, ударение) «Орфографическое чтение» Интонационные ошибки (логическое ударение, неуместные паузы). Причины: незнание норм произношения или лексического значения слов, не понимание читаемого или нетренированность речевого аппарата

Слайд 18

Беглость чтения Скорость чтения , которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого. Беглость не самоцель, но определящий фактор для других качеств чтения Объективный ориентир – скорость речи диктора ТВ, читающего новости, 120-130 слов в минуту Зависит от поля чтения – это отрезок текста, который взгляд чтеца схватывает за один прием, после чего следует остановка, где происходит осознание и осмысление схваченного взглядом. Опытный чтец – 3-5 остановок на строке, у неопытного – много остановок, так как поле чтения – 1 буква

Слайд 19

Сознательность чтения Понимание прочитанного в общем виде. Применительно к овладению самим процессом чтения (техникой чтения) Применительно к чтению в более широком смысле Понимание значения каждой языковой единицы текста (слов предложений, частей текста, общего смысла текста) Осмысление подтекста произведения, идейной направленности, изобразительно-выразительных средств, позиции автора и своего собственного отношения к читаемому Осознает себя как читателя. Знает свои читательские интересы, определяет круг чтения

Слайд 20

А.Герцен « Без чтения нет настоящего образования, нет и не может быть ни вкуса, ни слога, ни многосторонней шири понимания»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков чтения в начальной школе

В разработке содержится материал , который поможет в повышении навыков техники чтения....

Методический материал на тему «Формирование навыков чтения в начальной школе».

Данный материал поможет учителю сформировать навыки правильного и беглого чтения....

Формирование навыков чтения в начальной школе.

Материалы статьи отвечают на вопросы: что такое навык чтения и как его развить....

Формирование навыка чтения в начальной школе.

Для увеличения скорости чтения можно предложить следующие упражнения:- Многократное чтение;- Чтение в темпе скороговорки;- Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста....

формирование навыка чтения в начальной школе

методические материалы и презентация для начальной школы....

Формирование навыка чтения в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО

Разработка содержит характеристику разных подходов к формированию навыка чтения....

Формирование навыка чтения в начальной школе

Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. Интерес к чтению возникает, когда ребёно...